Интеллектуальная игра по литературе в 8 классе «По произведениям русской литературы XIX века»
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему

Цель: игра способствует формированию у учащихся внимательного отношения к деталям в художественном произведении, к ее роли и идейно-образной структуре.

Правила игры: состоит из трех этапов, в ходе которых определяется победитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra_v_8_kl.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра по литературе в 8 классе «По произведениям русской

литературы XIX века»

Участники: 3 команды по 6 человек.

Цель: игра способствует формированию у учащихся внимательного отношения к деталям в художественном произведении, к ее роли и идейно- образной структуре.

Правила игры: состоит из 3 этапов, в ходе которых определяется победитель.

1. Разминка:

1Кто подписывался псевдонимом «Антоша Чехонте»?

2 Сын Тараса Бульбы, предавший отца и товарищей?

3 Какой рассказ Тургенева назвали кличкой собаки?

4 Кто спас генералов, которые оказались на необитаемом острове?

5 Автор «Песни о купце Калашникове»?

7 Кто написал «Песнь о вещем Олеге»?

7 Название духовного училища, где учился сыновья Тараса Бульбы?

8 Кто из известных вам поэтов и писателей учился в Царском Лицее?

Первый этап.

  1. Назовите художественные произведения Пушкина, в основу которых легли реальные исторические события.
  2.  Вспомните фамилию вымышленного автора нескольких повестей писателя, назовите их.
  3.  Чье описание  в следующих строках: «… он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч.  В  черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское…»?
  4.  Чье это описание:… «Персона лет сорока, обладательница» приятного, но властного голоса. Лицо полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую.

Игра со зрителями:

Восстановите пословицы. Все слова в ней наоборот.

1. Улетело счастье - закрывай окно.

2.Редкий орел чужую твердь ругает.

3.Перед перемирием ногами машет.

4.Все медь, нечто матовое.

5.Не насыпай себе холм – другой на него влезет.

Второй этап.

1. Из каких произведений эти строки:

Мы долго молча отступали?,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

2. «Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?..»

3.Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой?

4.Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московские

На Москву-реку, на кулачный бой,

Разгуляться для праздника, потешиться.

5.Старик! Я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас,

Зачем? ….Угрюм одинок,

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах

Душой дитя, судьбой монах.

Третий этап.

1. Хлестаков, принятый за ревизора, сначала посетил:

А) богоугодное заведение;

Б) тюрьмы и острог;

В) городской суд.

2. Хвастаясь, Хлестаков приписывает себе псевдоним:

А) Загоскина;

Б) Брамбеуса;

В) Милославского.

3. Как выманивал деньги Хлестаков у городских чиновниках?

А) требовал;

Б) просил в займы;

В) свой вариант.

4. Каким образом раскрылся обман Хлестакова?

А) Хлестаков проболтался;

Б) из письма Хлестакова;

В) свой вариант.

Игра со зрителями:

Назовите  крылатые выражения из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Подведение итогов игры.

Дополнительные вопросы:

1. Назовите тропы, если возможно, приведите примеры(используются тексты произведений  А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя

Эпитет

Сравнение

Олицетворение

Метафора

Аллегория

Гипербола

Литота

2.Назовите размеры стихосложения.                     3-х сложные

2-ые                                                       дактиль (три слога на первый)

Ямб                                           амфибрахий (на второй)

                          анапест (на третий)

Хорей

3. Какая бывает рифма?

Мужская  (последний слог ударный)

Женская  (последний слог безударный)

Дактилическая  (ударный третий от конца слог)

Смежная (парная) аа

Перекрестная абаб

Кольцевая абба

Ответы

 Разминка:

1. А. П. Чехов.

2. Андрий.

3. Муму.

4. Мужик. Салтыков-Щедрин.

5. М.Ю. Лермонтов

6. А.С. Пушкин

7. Бурса

8. А.С. Пушкин

1 Этап:

1. «Капитанская дочка», «Полтава», «Арап Петр Великого».

2. Иван Петрович Белкин

«Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».

3. Вожатый, Е. Пугачев

4. Екатерина 2.

Игра со зрителями:

1.Пришла беда- отворяй ворота.

2.Каждый кулик свое болото хвалит.

3.После драки кулаками не машут.

4.Не все золото, что блестит.

5.Не рой другому яму-сам в нем попадешь.

2 Этап:

1. «Бородино» М.Ю. Лермонтов.

2. «Парус» М.Ю. Лермонтов.

3. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтов.

4. «Мцыри» М.Ю. Лермонтов

3 этап:

1.благоугодное заведение.

2. Брамбеус.

3. просил в займы.

4. из письма Хлестакова.

Игра со зрителями:

1. «Я тебя породил, я тебя и убью!»

2. «Нет уз святее товарищества!»

3. «Терпи, казак, атаманом будешь!»

4. «Добре, сынку, добре!»

5. «Есть еще порох в пороховницах?!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Игра -викторина для 6 класса "В мире русской литературы"

Игра содержит вопросы по нескольким разделам, предназначена для учащихся 6 класса...

Анализ произведений русской литературы 8 класс

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.Пособие содержит анализ произведений русской литературы 19 века, входящих в Государственный стандарт общ...

интегрированный урок по биологии и литературе "Проблема здоровья в произведениях русской литературы"

Материал предназначен для интегрированного урока биологии и русской литературы в 8-9 классах. Данная разработка позволит учащимся повысить интерес к чтению...

Литературная викторина по произведениям русской литературы 5 класс

Литературная викторина по произведениям русской литературы для учащихся 5 класса ( к учебнику Коровина В.Я., Журавлёва В.П., Коровина В.И.)...

КОНФЛИКТ поколений в итоговом сочинении (на примере произведений русской литературы XIX века ) -презентация по литературе для проведения урока -консультации в 10 классе

Как именно можно раскрыть проблему отцов и детей в формате итогового сочинения ? На этот вопрос ответит  урок  проблемного анализа  произведений русской литературы 19 века .Данная презе...