Информационные технологии как средство активизации проектной деятельности учащихся на уроках литературы
статья по литературе (9 класс) на тему

Одним из методов современного преподавания литературы является создание литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет  новейших информационных технологий. Использование проектной методики на уроках литературы с применением компьютера,  может являться одним из средств становления субъектности  учащихся при изучении литературы на уроке и во внеурочное время, так как позволяет осуществить  самостоятельную деятельность учеников по разработке проблемы и оформлению практического результата, обратиться к разному субъектному опыту школьников, признать уникальность и самобытность каждого ученика. Что и отвечает идее гуманизации образования.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   О. Ц. Цыдыпова,

                                                                                      учитель русского языка и литературы

                                                                                   МБОУ ВСОШ №2 г. Гусиноозерска

 «Информационные технологии как средство активизации

 проектной деятельности на уроках литературы»

 «Критерием качества педагогической деятельности при таком подходе становится сам человек и его движение относительно самого себя» (И. А. Колесникова). Школа превращается в универсальную среду для развития личности ребенка, где взаимодействие учителя и ученика протекает на субъект-субъектном уровне и характеризуется обоюдным саморазвитием. Тем самым создается атмосфера творческого взаимодействия, сотрудничества.

На уроках литературы мы воспитываем эстетически развитого человека, способного понимать позицию автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях.  Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом учащиеся овладевают мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью. Но в  последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы: зачастую книгу заменяет компьютер, а школьное сочинение уступает место «сухому», не рассчитанному на полет творческой фантазии и точному ЕГЭ. Чтение, особенно в школе, начинает восприниматься как принудительное и ненужное действие, отнимающее к тому же немало времени. Почему это происходит? Ответ очевиден: методика преподавания предметов гуманитарного цикла устарела и отстала от времени. Методическая формула  «рассказ о писателе - чтение произведения – обсуждение – сочинение» исчерпала себя. Обусловлено это самой реальностью, способной дать ученику человеку не однолинейное, а объемное представление о мире, поэтому задача преподавателя литературы состоит как раз в выработке новых средств работы с художественным текстом – чтоб он приобрел объём, стал звучащим, многогранным, притягательным.

Одним из методов современного преподавания литературы является создание литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет  новейших информационных технологий.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел,  текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта».  Проектная деятельность – это деятельность, позволяющая ученику проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести свою пользу и показать публично  достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированная самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы. Метод проектной деятельности позволяет добиваться следующих результатов:

- обучает  способам получения информации,

- развивает навыки работы с художественной литературой,

 - воспитывает толерантность,

- формирует умение самостоятельно принимать различные решения,

- прививает коммуникативные умения,

- позволяет проявлять индивидуальные творческие способности, одаренность

личности, способность к саморазвитию.

Таким образом, метод проектной деятельности способствует формированию основных ключевых компетенций ученика.

Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого нужно ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.  Возникает новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции, которая определяет совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а также способность решать поставленную задачу с помощью информационных технологий.

Таким образом, целью разработки педагогической технологий является: создание образовательной среды для раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся через активизацию проектной деятельности  на уроке  посредством информационных технологий.

Использование проектной технологий с целью создания в урочное и во внеурочное время мультимедийных проектов по литературе помогает решать следующие педагогические задачи:

  • органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении творческой задачи;
  • использовать диалоговые формы обучения, основанные на  взаимопонимании и взаимодействии;
  • предоставлять учащимся возможность самим выбирать способы реализации целей;
  • осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности;
  • организовывать учебно-воспитательный процесс в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями учащихся;
  • создавать условия для овладения компьютером как инструментом творческой деятельности;
  • способствовать возрастанию интереса в ходе работы над проектом с целью интеллектуального и духовного становления личности учащихся, обогащения их внутреннего мира.

       Активизация проектной деятельности на основе информационной  технологий отвечает следующим принципам:

  • принцип модульности обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию в обучении, самостоятельность учащихся, ступенчатость, вариативность, структуризацию, блоковость учебного материала;
  • принцип системного квантирования предполагает дозированность учебного материала, системность работы с ним, экономию учебного времени, генерализацию обучения;
  • принцип проблемности включает конгломерацию следующих составляющих: рефлексия, корректировка действий при применении правил в новых условиях письма, мотивация, сознательность, прочность, логичность выводов при столкновении с противоречивыми и рассогласованными фактами из области орфографии;
  • принцип когнитивной визуализации содержит требования принципов доступности, наглядности, познавательной активности, эстетической и эмоциональной направленности обучения.

       Ведущими ценностями  для реализации педагогической технологии являются:

  • Ученик – субъект деятельности,
  • Литературное образование – духовная ценность человеческих взаимопониманий,
  • Проектная деятельность – процесс познания литературы,
  • Информационная технология – средство оптимизации деятельности учащихся на уроке.

    Теоретико-методологическую основу разработки педагогической технологии составляют:

  •    Теоретическая концепция «прагматической педагогики» американского философа-идеалиста Джон Дью.  Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего  общества. Кроме того, в его понимании характера развития была заложена идея о том, что ребенок в онтогенезе повторяется вслед за человечеством путь познания окружающего мира.
  •    Проектная система обучения (метод проектов) американского педагога

В. Кильпатрика  заключалась в том, что дети исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.
По мнению В. Кильпатрика, проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.

  • О методе проектов в трудовой школе Е.Г. Кагаров (педагогическая практика отечественной школы) писал:  «Возьмем для примера опыт построения комплекса "Пути сообщения". Обычно в этом случае рекомендуются "практические" работы, не имеющие практической целевой установки: изготовление из картона или глины паровоза, составление диаграмм, зарисовывание дороги, экскурсии и измерения, рассказы о крушении поездов и гибели пароходов, опыт с паром и т.д.  Применяя же проектный метод, мы должны будем весь учебный материал и все его формы подчинить основной проблеме - проекту улучшения дорог в нашем районе. К осуществлению этого проекта привлекаются родители. В классе вырабатывается план работ, составляется смета на улучшение окрестных дорог, в мастерских ручного труда изготавливаются необходимые инструменты, близ школы закладываются цементные стоки для воды и так далее. И уже в рамках осуществления этого проекта дети знакомятся с различными фактами из области географии, экономики, транспортного дела, физики (паровая машина, электричество, законы плавания тел и др.); социологии (рабочие, их объединения, борьба с капиталом), истории культуры (эволюция путей сообщения), литературы ("Шоссе и проселок" Некрасова, "Железная дорога" его же, "Стрелочник" Серафимовича, "Сигнал" Гаршина, морские рассказы Станюковича и т.д.».

        Применение в преподавании литературы  метод проекта на основе информационных технологии  началось с самого распространенного  и популярного средства – продукта программы – создание презентации, которые использовала в нескольких существенно различных ситуациях: презентация как фрагмент урока, технология опорных схем (алгоритмов), подготовка к ЕГЭ, индивидуальная работа с сильными и со слабыми учащимися.  Программа PowerPoint -   распространенная, да и не сложная, поэтому учащиеся быстро научились создавать собственные презентации по  определенной теме, например, проект по биографии писателя, по конкретному произведению. Для учащихся старших классов работать в программе  PowerPoint не составляет труда, поэтому при выполнении  индивидуальной работы, мы с ними усложнили задачу и попробовали свои знания и умения  в наиболее сложном  документе HTMI (создание web-сайта).

        Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант и помощник, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению. При создании проектов по литературе в качестве консультантов я выступаю в двух ролях: и  учитель литературы, и  преподаватель информатики. Главная цель проектной деятельности -  разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создается с таким расчетом, что при ее решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребенка можно попросту «не заметить». Обязательная  моя задача  при работе над проектом – дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела, именно в  процессе совместной деятельности появляется совместный продукт (результат).  

Методика работы над проектом состоит из четырех этапов:

1) погружение в проект:

- постановка проблемной ситуации;

- уточнение и конкретизация цели и задачи;

2) организация деятельности:

- обсуждение темы;

- объединение в группы по интересам (распределение ролей в группах)

- составление плана работы;

3) осуществление деятельности:

- поиск, отбор и обработка материалов (добывают недостающие знания);

-консультация учителей литературы и информатики;

- оформление проекта в электронном виде;

4) презентация проекта:

- презентация и защита проекта;

-  обсуждение  результатов.

1 этап – погружение в проект.

Первый этап осуществления проекта – самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов от проектной технологии. На этом этапе моей задачей является  пробудить в учащихся интерес к теме проекта, очертить проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы, и вместе формулируем проблему. Из проблемы проекта, сформулированной в общем виде, выделяется ряд подпроблем, ее уточняющих (проблематизации). В результате проблематизации определяются цель и задачи проект – поиска способа или способов решения проблемы проекта.

2 этап – организация деятельности.

На этом этапе организуется деятельность детей. При групповой форме необходимо организовать детей в группы по интересам, определить цели и задачи каждой группы. Определяем роль каждого члена группы. На этом этапе обсуждаем тему проекта и планирование работы по решению задачи проекта.

3 этап – осуществление деятельности.

После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий   этап. Здесь моя роль – наблюдателя. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как они подготовлены.

4 этап – презентация.

     Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрация результатов. Работа была нацелена, например, на изготовления слайд-шоу в программе PowerPoint. Но интересующий нас результат проектной деятельности – это, прежде всего, ход самой деятельности. Меня, как учителя, интересует, как работали дети, реализуя себя, как проявили свою самостоятельность, что приобрели, какие  новые знания и умения. Для учеников момент презентации – предъявление роста своей компетентности, самоанализа. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и рассказывают ребята, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущественно выбранного способа. В ходе подготовки к презентации дети готовят продукт проектной деятельности. Это – рисунки,  слай-шоу, видеосюжеты, web-сайт. Все это готовится как наглядное предъявление решения проблемы.

        Метод проектной деятельности характеризуется как:

- личностно-ориентированный;

- деятельностный;

- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

- построенный на принципах проблемного обучения;

- развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрерзентации и рефлексии;

- формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

- воспитывающий навыки целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

- здоровьесберегающий.

        Приведу конкретный пример. Изучая поэзию Серебряного века, учитель ставит перед собой задачу провести углубленный анализ стихотворений А.А.Ахматовой, О.Э.Мандельштама, Н.С.Гумилева, В.В.Маяковского и других, привлечь максимальное внимание учащихся к творчеству поэтов, дать почувствовать красоту и значимость звучащего слова. Чтобы решить эту проблему, я предлагаю учащимся принять участие в работе над созданием проекта электронного учебника по поэзии Серебряного века. Цель проекта – соединить два мира и два века, восстановить цепь единого хода времени, установить закономерности человеческой жизни в переходную эпоху, поразмышлять об общности человеческих судеб. Так возникает проблемная ситуация, требующая разрешения. Чтобы еще больше привлечь внимание учащихся-подростков, им предлагается взять два анализа стихотворения, относящиеся к любовной лирике, выстроенные в сюжетной последовательности, т.е. выбор проблемной ситуации психологически мотивирован. Герои нашего проекта – Он и Она. Вместе с ними мы проходим через всю их жизнь, связанную высоким чувством, неподвластным ни времени, ни испытаниям, - любовью. Сначала герои предстают перед нами совсем юными (О.Мандельштам «У мены на луне…»), лишь грезящими о прекрасном чувстве (А.Ахматова «У самого моря…), потом мы видим юношескую страсть (В.Маяковский «Она») и зарождение настоящей любви (М.Цветаева «Вот опять окно…»). На наших глазах герои взрослеют, и зрелой становится их любовь. Стихотворение Н.Гумилева «Жираф» - мягкое, трепетное обращение к женщине, которой сегодня  особенно грустно, и чтобы ее утешить, отвлечь от тяжелых будней повседневности, он рассказывает экзотическую сказку. Цветаевское стихотворение «Я тебя отвоюю…»  - своеобразный ответ признание в верности, преданности и любви. Эти стихотворения составляют кульминацию в развитии действия фильма. От размышлений о природе человеческих отношений мысль плавно переходит к проблеме «человек время», раскрытие которой начинается с анализа идейного содержания стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь», рисующего динамичное, извихренное время потрясений и катастроф. Любовь героев проходит через испытание временем, в которое помещаются и разлука, и одиночество, и трагические предчувствия, и готовность к любым утратам, и всепоглощающая верность и надежда на счастье (М.Цветаева «На льдине – любимый…», М.Волошин «Мы заблудились в этом в свете», Н.Гумилев «После стольких лет»).

        На первом, ознакомительном с содержанием проекта этапе решаются следующие педагогические задачи:

  1.  Производится идейно-смысловой анализ указанных стихотворений, позволяющий школьникам войти в мир проблем, волновавших поэтов Серебряного века.
  2. Введение в проект двух персонажей, ведущих диалог о любви, делает стихотворение ближе и понятней современным подросткам, т.е. решается популизаторская педагогическая задача.
  3. Находя в стихотворениях ответы на собственные вопросы, ученик начинает заинтересовано и эмоционально обращаться с текстом, совмещая аналитическое прочтение стихотворения с эмпатией и рефлексией; таким образом, желание продолжить работу над проектом получает четкую психологическую мотивацию.
  4. Решается воспитательная педагогическая задача: формируется культура человеческих взаимоотношений, подросток отвращается от грязи и пошлости, активно предлагаемой телевидением и «улице».

      Работа над проектом ведется параллельно традиционным урокам литературы, на которых учитель подробно рассказывает о жизни и творчестве того или иного поэта в контексте времени, но интерес к этим урокам заметно возрастает.

        Далее в работе над проектом перед учащимися ставится следующая проблемная ситуация: им предлагается создать видеообраз стихотворения, позволяющий наглядно увидеть героев, мир, в котором они живут, дать им возможность заговорить, воспроизвести музыку их взаимоотношений. Чтобы создать по возможности близкий к авторскому замыслу видеообраз, необходимо не только прочитать стихотворение от слова до оттенка значения, но и ощутить, из какого материала оно сделано: обратиться к анализу звукописи, цветописи, стилистики, семантики, психологизма. Участник проекта начинает воспринимать художественный текст не как набор  знаков на бумаге, а как многогранный и многоцветный мир, постичь который можно не только аналитически, но и сенсорно. Литература начинает восприниматься не как школьный общеобразовательный предмет, а как вид искусства, причем ученик, работая над проектом, вступает в общение с творцами этого искусства, в данном случае с поэтами, на равных правах сотворчества, взаимопроникновения.

Для этого учащиеся делятся на четыре группы: художники или фотографы, аниматоры, чтецы и редакторы, ответственные за музыкальное оформление проекта. Дальнейшая работа ведется в указанных группах.

Наиболее сложную часть работы выполняют художники. Их задача – сделать построчные иллюстрации поэтического текста, чтобы фон рисунков представлял собой цветовое воплощение  мелодики и настроения стихотворения, а картинка делала акцент на ключевом образе стиха; так каждый рисунок становится синтетическим выражением авторской мысли. Для выполнения подобной работы группа художников проходит сначала теоретическую подготовку: даются сведения о теории литературы о цветописи и звукописи, выстраиваются ассоциативные ряды, так или иначе связанные с цветом или звуком, активно используются термины «аллитерация», «ассонанс». Для группы художников важен не только фон и цвет, но и центральный образ или мысль каждого стиха. Особое место уделяется здесь художественным тропам: выясняется, почему автор использует тот или иной эпитет, какое значение имеет авторская метафора, для чего использовано сравнение. Работа ведется в форме проблемных вопросов, уточняется лексическое значение непонятных слов. Например, выясняется,  почему любовь у Гумилева – слоненок; кто такие мидинетки; почему героиня поэмы А.Ахматовой «У самого синего моря» сушит косу «далеко от земли на плоском камне».

Работая над созданием видеообраза, художник может творчески переосмысливать авторские образы, играть со значением многозначных слов или омонимов.

Параллельно ведется работа с чтецами и музыкальными редакторами. Чтецам необходимо не только найти нужную интонацию, выбрать темп, скорость и громкость чтения, но и создать речевой художественный образ персонажей, показать процесс их взросления, внутреннее состояние и его эволюцию. Создавая звуковой образ, чтецы превращаются в актеров, перевоплощаются в героев проекта. По мере завершения работы художников и чтецов в проект вступает группа аниматоров под руководством учителя. Они обрабатывают рисунки в программах Photoshp и Flash, принимаются к ним моменты анимации, создают фоны, странички – презентации поэтов. Кроме того, происходит работа по записи и обработке звукообразов. Музыкальные редакторы, работа с которыми ведется по той же методике, что и с чтецами, подбирают музыкальные фоны для чтения стихотворений, которые совместно обсуждаются и утверждаются.

Презентация проекта может быть приурочена как общешкольным мероприятиям, посвященным неделе русского языка и литературы, так и являться иллюстративным материалом обычного урока для учителя.  В последнем случае это может быть менее трудоемкий проект по биографии писателя, или по определенной теме, или по конкретному произведению. Подобная проектная работа может заменять традиционное написание рефератов, может стать практической работой элективного курса.  В результате сбора  всех проектов, созданных на уроках литературы, мы с ребятами планируем создать  электронный учебник-справочник по литературе, которая станет конечной целью проектной деятельности на  основе информационных технологий по литературе.

Учащимися во внеурочное время выполнены следующие мультимедийные проекты:

  1.  «Ф.И. Достоевский. Маленький человек».
  2. «С. Есенин. Поэзия».
  3. «Б. Пастернак. Рождественская звезда».
  4.  «А.Грин. Алые паруса».
  5. «Творчество А.Ахматовой».
  6. «Творчество А.Блока».

 Метод проектной деятельности предполагает не только групповую, но и индивидуальную работу. При такой форме работы, конечно, на ученика возлагается большая ответственность и предстоит колоссальная работа над проектом. Итогом его работы получится исследовательский проект. Одним из примеров такого вида, является проект создания мини-справочника учеником  10 класса.

  Два последних проекта – первые опыты в создании серии обучающих программ по творчеству поэтов серебряного века под названием «Мини-справочник по литературе Серебряный века» в программе PowerPoint,  «Мини – справочник по бурятской литературе» в   документе HTMI (создание web-сайта).

Использование проектной методики на уроках литературы с применением компьютера,  может являться одним из средств становления субъектности  учащихся при изучении литературы на уроке и во внеурочное время, так как позволяет осуществить  самостоятельную деятельность учеников по разработке проблемы и оформлению практического результата, обратиться к разному субъектному опыту школьников, признать уникальность и самобытность каждого ученика. Что и отвечает идее гуманизации образования.  

Литература

1. Блинов В.И., Сергеев И.С. «Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности». М.: АРКТИ, 2007.

2. Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника?// Народное образование.2004 №4, стр.136-144

3. Гузеев В.В. Методика и организационные формы обучения. М.: //Народное образование, 2002. стр.123-127.

4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2008.

5. Обучение русскому языку в школе. под ред. Быстровой Е.А.М.: Дрофа, 2004.

6. Марутина И. статья «Мультимедийные проекты на уроках литературы». //Научно-методическая газета «Литература». №1, 2005 г. стр. 30-33  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии.

Залогом успешной работы педагога является поиск эффективных средств обучения. В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор компьютерных  средств обучения географии...

ТЕМА: «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, формируют правильно...

«Внедрение информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

Задача учителя математики на современном этапе состоит не только в том, чтобы вооружить детей знанием по предмету, научить их решать определенные типы задач и выполнять определенные действия по выучен...

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии

Роль игры в сочетании с другими педагогическими технологиями для повышения эффективности географического образования...

«Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии»

Игра на уроке – комплексный носитель информаци . Если использовать игры в некоторых формах учебного процесса при преподавании  химии в средней школе, то это позволит повысить активность познавате...

Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...

статья "Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии"

Как сделать урок интересным, увлекательным, как привить ученикам любовное, разумное отношение к своему предмету? Эти вопросы занимают многих педагогов. В настоящее время в России идет процесс модерниз...