Выступление по теме: «Проектная деятельность обучающихся»
статья по литературе на тему

Пальчева Светлана Сергеевна
Данное выступление отражает особенности использования проектной деятельности обучающихся в рамках внедрения технологий компетентностно-ориентированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_uchashchihsya.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОУ «Крестовская средняя общеобразовательная школа»

ДОКЛАД

на тему:

 «Проектная деятельность обучающихся»

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Пальчева С.С.

2015 г.

На основании Закона РФ «Об образовании» основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования являются:

- формирование у обучающихся ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых компетенций;

- формирование информационной культуры личности.

В соответствии с основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования учитель русского языка и литературы внедряет в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии:

- технология компетентностно-ориентированного обучения (например, метод проектного обучения);

- информационно-коммуникационные технологии, которые формируют ключевые компетентности, придают обучению естественный характер, делают школу для ребенка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность — средством реализации и развития личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до творческого.

Проектный метод основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов.

Развивающие цели проектного обучения выражаются в успешном выполнении действий, относящихся к области:

- логического мышления (осуществление анализа, синтеза, сравнения; умение строить индуктивные, дедуктивные умозаключения);

- поисковой деятельности (нахождение нестандартных приемов решения задач, решение нестандартных задач, разработка плана решения, реализация плана решения с поэтапным контролем своей деятельности, анализ полученных результатов, поиск и отбор наиболее рациональных способов действия).

Осознавая концепцию современной школы как школы не столько наделяющей выпускников конкретными знаниями и навыками, сколько закладывающей общую базу мышления и культуры, формирующей всесторонне развитого человека, создающей условия для дальнейшего развития в любом направлении, особое внимание уделяю воспитательной цели курса. Главными задачами работы в данном направлении являются:

- воспитание инициативы, активности и самостоятельности обучающихся, способности к творческому сотрудничеству с осознанием ответственности за результаты общего труда;

- воспитание ответственного отношения к компьютерной технике, информационным системам, к продуктам интеллектуальной деятельности других людей.

Проектная деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важной прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Мне близка методика организации проекта, предложенная И.В. Кругловой, начальником Центра наставничества молодых специалистов общеобразовательных учреждений г. Москвы:

1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

- высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

- обсуждение возникших идей;

- перечисление интересующих учащихся тем проектов;

- формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

- уточнение намеченной цели и задач;

- поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

- обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);

- интерпретация данных;

- сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

- систематизация полученных данных;

- построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

- осмысление полученных данных и способов достижения результата;

- обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).

Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашена.

Применяя метод проектов на уроках русского языка и литературы, я стремлюсь повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся.

При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.

Создаю проблемно-мотивационную среду на уроке разными формами: беседой, дискуссией, “мозговым штурмом”, самостоятельной работой, организацией “круглого стола”, консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми.

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проектной деятельности”, которые должны выполняться участниками проекта.

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся) 

  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  2. Команды не соревнуются.
  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.

План действий учащихся в проекте 

  1. Выбор темы проекта (исследования).
  2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
  3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
  4. Выбираем метод. Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
  5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
  6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
  7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
  8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
  9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

Деятельность в проекте можно представить в следующей схеме – плане конспекта, где учтены все необходимые моменты проектной деятельности на уроке и во внеурочной работе.

Мною опробованы разные виды проектов по русскому языку и литературе:

Применяя в 5 классе метод проектов, я обучаю детей ставить цели к заданиям, упражнениями:

- С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?

- Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.

Предлагая такие задания, как “Сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам”, составить словарик фразеологизмов, составить словарик “Из истории фразеологизмов”, даю учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.

Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.

Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, я организую такое взаимодействие, которое включает в себя связки “ученик - ученик”, “ученик – учитель”, “учитель – ученик”, “ученик – класс”, при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.

Например, беру басню И.А. Крылова “Квартет” и задаю вопросы:

- Какие проблемы испытывали музыканты?

- Почему им не удалось договориться?

И после этого даю задание группам: прочитать отрывок из текста и передать содержание тремя простыми предложениями. Один ответ от группы.

Когда ученики научится взаимодействовать между собой, можно предлагать задания – проекты.

Вот некоторые примеры практических проектных работ учащихся, выполненные на уроках или дома.

1. Мини-проект – сочинение “Мое открытие” учащиеся 5 класса.

В ходе изучения сказки А. Платонова “Неизвестный цветок” учащимся было предложено написать сочинение о каком-нибудь маленьком, но очень важном для них открытии, которое они сами совершили в своей жизни.

2. Учащимся интересно, когда нет готового однозначного ответа, потому что они активно включаются в общую работу.

Изготовление учебных пособий, составление кроссвордов по теме – это умение применять на практике свои знания, обдумать и создать новый продукт – свой проект.

3. Проверяю, как понят учебный материал, на основе развития креативных навыков следующим образом: после сообщения о гнездах однокоренных слов, учащиеся показывают сценку “Родственники” (это творческий мини-проект 3 учащихся).

Гусеница. Вы кто такие?

Гусь. Я Гусь, это моя супруга Гусыня, а это наши гусята.

Гусыня. А вы кто?

Гусеница. Я ваша родственница.

Гуси упали в обморок.

Гусеница обращается к классу: “Почему гуси упали в обморок?”

Ребята шутят, что между Гусями и Гусеницами нет внешнего сходства, нет общих предков. Лингвистически точный ответ: Эти слова не являются однокоренными, т.е. родственными.

Гуси. Ребята, найдите наших родственников.

А в 5 классе семинар по теме “Части речи. Имя прилагательное и имя существительное” начинается со сценки “Экзамен Митрофана” (Д.И. Фонвизин “Недоросль” (это мини-проект 2 учащихся), а далее следует вопрос:

- Какую ошибку допустил Митрофан и почему?

4. “Мозговой штурм” применяю на уроках, когда необходимо еще раз вспомнить и проанализировать творчество писателя или характер героя, события его жизни.

Примеры “мозгового штурма”: 5 кл. – предложите идею создания оригинального памятника баснописцу И.А. Крылову; 9 кл. – предложите идею создания герба помещиков Манилова, Ноздрева, Собакевича, Коробочки, Плюшкина.

5. В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме, приготовить викторину в картинках, создать наглядное пособие и др. Учащиеся делают проекты по теме и по своей инициативе, что обязательно обсуждается в классе.

6. Учащиеся старших классов выполняют более серьезные проекты: создают наглядные пособия, пишут рефераты, научно-исследовательские работы.

Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность. Когда учащиеся освоили основные приемы, необходимые при работе с проектом, можно проводить уроки-проекты.

Приложения

Проект «Здоровый образ жизни» в русских и английских синонимичных пословицах.

Тишечкина Юрия, ученика 6 класса

Задание: соотнеси русские и английские пословицы. Объясни их значение.

Русские

1. Кто рано встает, тому бог подает.

2. Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.

3. Свою болезнь ищи на дне тарелки.

4. Умеренность – мать здоровья.

    Много есть – невелика честь.

5. В здоровом теле – здоровый дух.

6. Не рад больной и кровати золотой.

    Здоровье дороже денег.

7. Кто вино любит, тот сам себя губит.

    В стакане утонуло больше людей, чем в море.

8. Счастлив тот, кто в это верит.

Английские

1. Кто рано встает, рано  ложится, богатство и ум наживет.

2. Здоровье не ценится, пока не придет болезнь.

3. Болезни – это проценты за полученное.

4. Ешьте вволю, пейте вволю и наслаждайтесь жизнью.

5. После обеда поспи немного, после ужина пройдись.

6. Богатство – ничто без здоровья.

7. Бахус утопил больше людей, чем Нептун.

8. Счастлив тот, кто считает, что он счастлив.


Проект «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Яковлевой Алены, ученицы 6 класса

 

Задание: найдите в загадках слова на заданную орфограмму. Отгадайте загадки.

 

Он черной тучей был сначала,

Он белым пухом лег на лес,

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез.

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач,

На вкус, как сахар сладок,

А сам похож на мяч.

Что за звездочки резные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке.

Очень любят дети

Холодок в пакете.

Холодок, холодок,

Дай лизнуть тебя разок.

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвостик колечком.  

Сам пустой,

Голос густой,

Дробь отбивает,

Ребят созывает.

На стене, на видном месте,

Собирает вести вместе,

А потом его жильцы

Полетят во все концы.

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету,

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И круглой соли полмешка.

Белая корзинка,

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок на нем много,

А нитки ни одной.

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица,

Что это за диво?

Это же …..

Проект «Проверяемые согласные в корне слова»

ученика 6 класса Лапина Николая.

Задание: Найдите заданную орфограмму. Отгадайте загадки.

Сели на страничке тридцать три сестрички.

Сели рядом, не молчат, нам загадки говорят.

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

Не барашек и не кот,

Носит шубу целый год.

 Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море.

А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он с красной шляпкой,

На шляпке – горошки.

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

Нет грибков дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Список используемой литературы

  1. Проказова О.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в системе работы школы / О.Г. Проказова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. — 2010. — № 1. — С. 66—69 (0,17 п.л.).
  2. Меренкова, О.А. научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 48 с.
  3. Гуружапов В.А. Развивающее обучение: чтобы урок был впрок // Управ. школой 1998 №43.
  4. Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся : метод. реком. для педагогов и учащихся // Завуч для администрации школ.— 2005. № 6. С. 4–30.
  5. Гафитулин М. С. Проект «Исследователь». Методика организации исследовательской деятельности учащихся // Педагогическая техника. – 2005. – № 3; Школ. технол. – 2005. – № 3. – С. 21–26, 102–104.
  6. Головизнина Н. Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. – 2002. – № 8. – C. 6–10.
  7. Калачихина О. Д. Распространённые ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ  // Исследовательская работа школьников. – 2004. – № 2. – С. 77–82.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: Проектная деятельность в дополнительном образовании

Выступление на семинаре руководителейОУ по теме "Проектная деятельность учащихся в системе воспитательной работы школы"...

Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов  проектно-исследовате...

Конспект мастер – класса по теме « Проектная деятельность обучающихся на уроках географии

Материал в основном для 6 класса. Можно использовать как на уроках, так же в неурочное время....

Выступления на тему:«Проектная деятельность на уроках физической культуры»

Важнейшее требование современного урока - обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности...

Статья на тему: "Проектная деятельность обучающихся 10 классов в рамках требований ФГОС СОО на уроках математики"

Статья на тему: "Проектная деятельность обучающихся 10 классов в рамках требований ФГОС СОО"...

Выступление на тему: Проектная деятельность как направление работы по развитию творческих способностей обучающихся

Метод проектов не является новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в филос...

ДОКЛАД ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ТЕМУ: «Проектная деятельность на уроках технологии.»2016г.

ДОКЛАД ВЫСТУПЛЕНИЯНА ТЕМУ: «Проектная деятельность  на уроках технологии.» 2016г....