Выступление на тему: Проектная деятельность как направление работы по развитию творческих способностей обучающихся
статья по истории

Вацуро Инна Вячеславовна

Метод проектов не является новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в знании. Отсюда важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные и новые знания, которые еще предстоит приобрести

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad-pedsovet.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории, обществознания через организацию проектной деятельности

        В основе нового ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Он подразумевает, что достижения учащихся в области образования не могут быть ограничены только получением предметных знаний, умений, навыков. Будущие выпускники должны уметь работать с быстро изменяющейся информацией, самостоятельно получать новые знания, уметь применять их на практике. Кроме того, они должны быстро адаптироваться в новых условиях, уметь критически мыслить, решать проблемы. Поэтому ориентация на получение знаний меняется на компетентностно-ориентированный подход в образовании. А одной из педагогических технологий, которая поддерживает такой проект, является метод проектов.

        Этот метод позволяет рационально сочетать теоретические знания и их применение на практике. В основе метода лежит его практическая направленность на конечный результат, который обязательно должен быть реальным. Его можно будет увидеть, осмыслить и использовать на практике.

        Современному учителю, согласно новым стандартам, необходимо научить учащихся самостоятельно уметь добывать знания, мыслить критически, применять полученные знания на практике. И метод проектов позволяет этого добиться в значительной степени. Преимущества этого метода проектов очевидны.

        Во-первых, он позволяет решить проблему мотивации учащихся, что очень актуально в современной школе.

        Во-вторых, реализуется личностно-ориентированный подход, когда каждый учащийся может выбрать ту тему проекта, которая ему интересна, и в рамках которой он сможет реализовать себя наиболее полнее.

        В-третьих, работая над проектом, учащиеся осваивают алгоритм выполнения работы, учатся самостоятельно искать и анализировать литературу и другие источники информации.

        И как результат – развитие их творческих и интеллектуальных способностей, самостоятельности и ответственности. Проекты являются прообразами их будущей деятельности, когда они войдут в самостоятельную жизнь. Работая над ними и выполняя их, учащиеся приобретают необходимый опыт решения возникающих проблем, учатся идти прямо к поставленной цели, приобретают необходимый багаж знаний.

        И, в-четвертых, метод проектов тесто связан с информационными технологиями, без знания и использования которых современное общество существовать просто не может.

        Поэтому, в связи с реализацией ФГОС и исходя из перечисленных преимуществ, очень важно научить школьников проектной деятельности. А уроки истории, обществознания  дают для этого неограниченные возможности.

        Проектную деятельность я использую как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность при этом занимает значительное место, а связь этих видов деятельности является одним из способов развития и поддержания интереса к предмету, потому что большинство проектов начинается и заканчивается на уроке.

Признаками деятельности, которую можно квалифицировать как проектную, являются следующие:

- ориентация на получение конкретного результата;

-  предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

-  фиксация срока достижения результата;

- предварительное планирование действий по достижению результата;

- планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

- выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;

- получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.

        Изучая темы по истории средних веков " Культура Византии", "Культура стран халифата" и сравнивая 2 мировые религии – христианство и ислам, учащиеся задаются вопросом, могут ли рассматриваться христианство и ислам как две ветви одной общей культуры? Так рождается проект "Две картины мира в одном храме". Целью работы учащиеся ставят выявить христианские черты в архитектуре ислама на примере Софийского собора Константинополя. Выдвигают гипотезу, что исламская архитектура уходит своими корнями в христианскую цивилизацию. После проведенного исследования, ребята приходят к выводу, что, действительно, после захвата Византийской империи турками, многие христианские храмы были обращены в мечети, что послужило причиной  архитектурному подражательству со стороны исламских зодчих, но при этом появляется много самобытных черт. Продуктом проекта становится макет Собора Святой Софии в Константинополе (а ныне Стамбул), где учащиеся постарались отобразить особенности его строения.

        Интерес также вызывает тема "Культура Древней Руси", в рамках которой учащиеся выясняют, почему русский сарафан стал так популярен в лучших домах европейской моды в середине XX века.

        При изучении курса обществознания учащиеся 6-х классов также исследуют значимые для общества проблемы: "Что человеку нужно?", "Пути выхода из конфликта" и др. Особенно актуальной стало изучение главы "Нравственные основы жизни". Учащиеся исследуют составляющие "золотого правила нравственности" и так рождается продукт  проекта  - информационный планшет, где ребята представили  плакаты об основах нравственного поведения и предупреждения безнравственных поступков. Другой проект по этой главе - "Что скрывается за дверью с надписью "Аптека души"?" привел к появлению такого продукта, как комната психологический разгрузки, которую учащиеся самостоятельно "обставили мебелью" и подобрали соответствующий интерьер для нее.

        Таким образом, превращая каждую тему в проблему или  объект исследования, я создаю для учащихся нужное им пространство для эксперимента и тем самым вовлекаю их в проект.

        Осуществление проектной деятельности, безусловно, является условием развития способностей, необходимых для развития умения самостоятельно решать нестандартные задачи. В проектировании также развивается способность к коммуникации и рефлексии, развивается такой тип мышления, который состоит в способности понять и оценить ситуацию, проверить гипотезы ее разрешения, т.е. формируется связь между действием и его последствиями (результатами). Если ситуации, в которых возможно испытание его собственных способов созданы в школе на учебном материале, подросток будет мотивирован, так как он будет решать собственную задачу развития – самоопределение. Проектная деятельность формирует в учениках умение и желание учиться, стремление совершенствоваться. В ходе работы над проектами дети учатся проявлять инициативу, ставить цели, разрабатывать план ее достижения, сотрудничать с другими людьми. Эти качества являются тем необходимым инструментом, который позволит им быть успешными в дальнейшей жизни.

        Пример использования проектной деятельности обучающихся  - это участие моих учеников в ежегодных  школьных  "Фестивалях проектов", где ученики защищают свои проекты  и описывают работу над ними (Приложение 1.).

Литература:

1.        Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с

2.        Иоффе А.Н. Проектирование в образовании: теория и практика. /̸ Материалы к ученому совету ИСМО РАО. Москва, декабрь 2012.

3.        Карма, А. Е. Проектная деятельность на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 2013. - № 1. – С. 7-8

4.        Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2.-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

5.        Стрелова, О. Ю. Организация проектной деятельности школьников на уроках истории и во внеурочной работе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. - № 10. – С. 9-17.

Приложение  1.

МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Улан-Удэ"

ФЕСТИВАЛЬ ПРОЕКТОВ

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЗАМОК

Выполнили: ученик 6 В класса

Федоров Артем

ученик 6 В класса

Кобиш Роман

Руководитель: учитель истории

Васина  Ю.А.

2017

ПИСЬМЕННАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

        Цель нашего проекта - изучение средневекового замка и создание его макета.

        На уроках истории мы изучали средневековых рыцарей и их образ жизни. Мы узнали, что рыцари жили в замках. Но проблема в том, что эти памятники средневековой культуры  сохранились только в европейских государствах, а на территории нашей страны их нет. Мы не можем сходить в музей или выехать в то место, где бы  увидели всю красоту и величие средневекового замка.  Поэтому нам захотелось узнать об истории средневековых рыцарских замков, подробно изучить его внутреннее, внешнее строение, его предназначение, а так же попытаться сделать его макет.

Для решения поставленной проблемы мы наметили следующие пути:

  1. Изучить внутреннее строение замка и его предназначение.
  2. Придумать внешний вид замка.
  3. Создать макет замка.
  4. Оформить замок в средневековом стиле, чтобы он был похож на настоящий.

Затем мы составили план достижения целей проекта.

1. Изучить специальную литературу о средневековых замках.

2. Найти и рассмотреть изображения  замков в Интернете.

3. Составить чертеж макета замка.

4. Распределить обязанности в группе.

5. Подготовить материал для работы над макетом.

6. Изготовить макет замка:

а) зубчатые башни     б) крепостные стены     в) ворота    г) основание

7.Составить описание своей работы.

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

        Замок - это жилище средневекового феодала и его крепость.

Впервые замки появились в IX веке во Франции, как защита от набегов викингов. Сначала строили крепости из земли и бревен, позднее рыцари начали возводить замки из камня, такие сооружения были прочнее и не боялись огня. Внутреннее устройство замков отличалось многообразием. За главными воротами мог располагаться маленький прямоугольный дворик с бойницами в стенах – своеобразная «ловушка» для нападающих. Порой замки состояли из нескольких «секций», разделенных внутренними стенами. Но непременным атрибутом замка был большой двор и центральная башня -  «донжон».

        Замки надо было строить достаточно большими, чтобы они могли вместить семью владельца, слуг и  армию, и достаточно мощными, чтобы противостоять нападению.

        Донжон – высокая каменная башня – был главным жильем и оборонительным сооружением замка. В башне располагалось несколько помещений:

  • подземная тюрьма, или «каменный мешок», - небольшое темное и сырое помещение, которое располагалось в подвалах замка;
  • погреб – прохладная комната, где хранились продукты;
  • большой зал, в котором принимали гостей и обедали, рядом находилась просторная кухня;
  • домовая церковь, в которой каждый день служили мессу;
  • покои рыцаря и его семьи, здесь рыцарь мог уединиться и отдохнуть, а супруга рыцаря могла общаться с детьми и заниматься рукоделием;
  • вершина башни, где всегда дежурил дозорный, чтобы вовремя поднять тревогу в случае опасности.

        Сторожевые башни располагались по всему периметру крепостных стен замка, высоко возвышаясь над ними и над сторожевыми воротами. В сторожевых башнях располагались:

- Винтовые лестницы в сторожевых башнях всегда были закручены вправо. Так в случае нападения осаждающим было труднее действовать мечом, который они держали в правой руке. Меч натыкался на столб лестницы.

- Помещение для отдыха, где воины принимали пищу и спали на соломенной циновке, расстеленной прямо на полу.

- Караульное помещение, где размещались стражники.

        Замок окружали толстые крепостные стены. По стене замка проходил дозорный путь. Там постоянно дежурили стражники. Крепостные стены возвышались вокруг замка как непреодолимое препятствие для врага. Если рядом протекала река, ров наполняли водой.

        Входные ворота замка были хорошо укреплены. Деревянный подъемный мост, перекинутый через ров, находился за воротами замка. Стражники благодаря длинным цепям могли поднимать и опускать его.

        Средневековые замки  представляли собой не очень удобные жилища. В них было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели стекол в окнах и водопровода. Помещения освещались факелами из веток дерева или пучков тростника, потому на стенах скапливалась копоть и было трудно дышать.

        ОПИСАНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

        Нас заинтересовал вопрос о том, как сделать средневековый замок своими руками. Поискав информацию, мы узнали, что это можно сделать практически из любого материала. Мы выбрали картон.

        Для изготовления макета нам понадобились: картон (можно использовать картонные коробки); клей; ножницы, гуашь.

        Создание замка следует начать с подготовки схемы отдельных его модулей-блоков. Мы начали с зубчатых башен, которые и придают картонному замку вид средневекового. Затем мы разукрасили башни, нарисовали окна-бойницы.

        Потом мы приступили к созданию стен замка. Из плотного картона  вырезали четыре прямоугольника. Нанесли  краску, дождались высыхания, а затем фломастером нарисовали камни произвольной формы и размера.

Затем вырезали створки ворот на четвертой стене замка. Эти ворота можно закрывать и открывать. Соединив четыре башни с тремя стенами и четвертой стеной с воротами, мы получили замок. Мы украсили башни флажками.

        В качестве основы, на которой возвышается замок, мы использовали лист плотного картона от коробки из-под печенья. Лучше зафиксировать каждое отдельное строение из бумаги с помощью скотча, подклеив его с внутренней стороны.

        Что касается декора замка, то возможности не ограничены. Можно разместить во дворе замка фигурки животных, маленькие пластмассовые деревья и т.д.        

        В ходе работы над проектом у нас хорошо получалось придумывать образ замка и его изготавливать. Было интересно воплощать свои идеи в жизнь. Трудности вызывало смастерить подъемный мост и прикрепить его, но мы справились.

        Наш макет средневекового замка можно использовать на уроках истории, изучая рыцарский образ жизни и культуру, а также в качестве развлечения, играя с друзьями.

Список литературы:

1. Барбара Тейлор «Рыцари», Серия «Узнай и смастери!». - : Москва. -  ОЛМА Медиа Групп. -  2014. -  64 с.

2. Шпаковский Вячеслав Олегович, «Рыцари» Серия «Узнай мир». -  ООО «Балтийская книга». -  2014. - 96 с.

3. Филипп Симон, Мари Лор Буэ, «Рыцари и замки» ,  Серия «Твоя первая энциклопедия». - Москва. - Махаон. -  2013. -  128 с.

4. http://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/rycarskie-tradici-kto-takie-rycari.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся 5-11 классов на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

В данной работе я попыталась обосновать острую необходимость в развитии творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное время. Доказала, что научить всех школьников пользо...

Опыт внеклассной работы по развитию творческих способностей обучающихся

Развитие творческих способностей обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике., потому что  современному обществу нужен человек, самостоятельно критически мыслящи...

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы. Выступление на семинаре по дефектологии.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого под...

сообщение "Проектная деятельность как направление работы по развитию творческих способностей обучающихся"

Данный материал можно использовать учителям при подготовке к докладу "Проектная деятельность в школе"....

Проектная деятельность - как направление работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках математики

Статья по теме " Проектная деятельность- как направление работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках математики" по может учителю математики подготовиться к выступлению ...