«Проектно-исследовательская деятельность одно из ключевых направлений работы по развитию индивидуальных способностей обучающихся»
статья

Доклад на заседание педагогического совета 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

       

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат»

Доклад

Педагогический совет

«Проектно-исследовательская деятельность одно из ключевых направлений работы по развитию индивидуальных способностей обучающихся»

Подготовила  зам. директора  Жилкина Е.С.

март, 2022 г.

 

           В концепции модернизации Российского образования одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение детей с ОВЗ социально-психологическими, медицинскими и специальными условиями для обучения и воспитания.

  Основной задачей современного обучения и воспитания детей с ОВЗ является сохранение и укрепление здоровья воспитанников, коррекция нарушений и создание социального благополучия и защищенности учитывая особенности их речевого, психомоторного и социального развития, социализация.
 Одним из актуальных и эффективных способов реализации коррекционно-образовательной   программы с обучающимися с ОВЗ является проектно-исследовательская  деятельность.

Современный мир - это мир проектов. Смастерить поделку  из дерева, сшить вещь, отремонтировать обувь - это всё проекты. Даже в личной жизни уже есть проекты: в одном из интервью молодой человек на вопрос, есть ли у него семья, ответил: «Такой проект я ещё не рассматривал».

 Следовательно,  педагогам необходимо  уделить особое внимание  проектно-исследовательской  деятельности в обучении и воспитании детей с ОВЗ.  Процесс обучения и воспитания, сочетающий усвоение готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием, имеет большое значение для умственного развития детей. На сегодняшний день слова великого философа Конфуция: «Что я слышу – забываю, что я вижу – я помню, что я делаю – я понимаю» как никогда становятся значимыми и востребованными. Когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам, то знания надолго остаются в его памяти. Поэтому задача педагогов – помогать развитию самостоятельной исследовательской активности детей. Ведь каждый творческий познавательный проект, выполняемый детьми, вызывает у них стремление к познанию нового, увлекает их, образовывает и воспитывает, развивает его индивидуальные способности.

           Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ не позволяют отрабатывать абстрактные приемы деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта или исследования, поэтому необходимо постепенно формировать умения обучающихся по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее), Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования, поэтому без помощи взрослых дети не могут обойтись. Но, чтобы ребенок почувствовал, что проект - это его работа, необходимо  подводить его к нужным выводам, понимая, что, если ребенок часть работы выполнил вместе с педагогом или родителями, то возможно в  следующий раз такую работу он сможет выполнить самостоятельно.

       Научить добывать новые знания самостоятельно для проектно - исследовательской деятельности – это одна из главных задач педагога, поэтому в ходе проектно-исследовательской деятельности обучающихся педагогу необходимо  постоянно выступать в роли консультанта, помощника, информатора, координатора.  Вместе с участниками проекта обсуждать, чему они научились в ходе самостоятельной и совместной работы, какими знаниями, умениями и навыками овладели, в результате этого дети получают практический опыт, учатся переносить его на другие виды школьной работы и пользуются ими в дальнейшем.

           В начальных классах, приступая к проектной или исследовательской работе, педагогу необходимо самостоятельно решать, как обучающиеся  будут работать: индивидуально или в группе. Конечно, младшие школьники с ОВЗ чаще всего способны работать  индивидуально, но постепенно необходимо учить детей  работе в группах, тем самым - научить их искусству общения, понимания, взаимодействия.

           Работа над групповыми проектами с детьми с ОВЗ требует от педагога максимального вовлечения в деятельность всех участников исследования.

         Конечно, проектно-исследовательская деятельность обучающихся с ОВЗ практически невозможна без совместной работы ребенка-педагога-родителей. Поэтому главное  –  увлечь не только детей, а также их родителей в организации исследовательской деятельности. Такая совместная работа позволяет  выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком. Привлекая родителей, обращаю их внимание на то, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности детей при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе необходимо проводить консультации с родителями,  разъясняя им суть метода проектов, исследования и его значимость для развития личности детей, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. 

           Реально заниматься исследовательской деятельностью детям с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата проблематично. Важным моментом в работе с особенными детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При сопровождении исследовательской деятельности необходимо создать атмосферу доверия, в которой ученики смогут свободно высказывать и аргументировать свое мнение.

Важные моменты в работе с детьми с ОВЗ:

- необходимо создание условий, в которых ученики с ОВЗ будут чувствовать себя равноправными, независимыми, значимыми;

- диалогичность обучения, требует исключения критических оценок, навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода;

- при планировании урока-исследования необходимо учитывать быструю утомляемость детей с особенностями;

- важна рефлексия педагога по отношению к возможным неудачам на первых шагах работы с детьми с ОВЗ;

- необходимо уважать в учениках индивидуальность, сотрудничать с ними, быть всегда доброжелательным и внимательным к детям, готовым менять что-то в себе;

- оказывать помощь надо незаметно, создавая видимость того, что учащийся может достичь успеха самостоятельно. Подвести его к тому, чтобы он сам поверил в свои силы;

- необходимо следить за состоянием здоровья ребенка, его самочувствием;

- целесообразно использовать интеллектуальный и творческий потенциал родителей.

           Грамотная работа педагога поможет создать условия для реализации возможностей детей с особыми потребностями, обеспечить успех во взрослой жизни, а также даст реальное право выбора, предоставит возможность вносить свой вклад в общественную жизнь.

           На различных этапах организации проектно - исследовательской деятельности обучающихся с ОВЗ планируется достижение конкретных целей:

Развитие внимания возможно на начальном этапе проектно - исследовательской деятельности. С целью развития внимания используется мотивационный приём: постановка цели, показ практической значимости результатов труда. Необходимо заинтересовать детей, сосредоточить их внимание на том, что они делают, для чего они это делают. Например, сшить фартуки для кабинета технологии или изготовить подарок.

Развитие умения планировать работу также возможно на начальном этапе проекта или исследования, планирование предстоящей работы является очень сложным для детей с ОВЗ. Поэтому при планировании работы по изготовлению изделия ставится, например: вопрос: С чего начать работу? Зачем нужен эскиз? Необходимо подвести обучающихся к осознанию о целесообразности начать изготавливать изделия с определённой операции.

Развитие восприятия возможно на основном этапе проектной и исследовательской деятельности. Одним из приёмов, активизирующих процесс восприятия, является сравнение, ученики устанавливают признаки различия и сходства, осуществляя, необходимую аналитическую деятельность.

Развитие тонкой моторики  возможно на всех этапах проектно - исследовательской деятельности. Тренирует пальцы рук работа с иглой при изучении различного вида стежков, вышивании, а также работа с бисером, вязание крючком, спицами, работа на швейной машине.

Учитывая быстрое утомление обучающихся, во время занятия необходимо чередовать виды деятельности (усная-письменная, практическая, игровая, творческая, индивидуальная-коллективная и т.д.). При этом следует учитывать, что смена видов деятельности – это прием, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока (занятия) различных видов деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса и работоспособности учащихся.

Согласно основным гигиеническим критериям рациональной организации урока (по Н.К.Смирнову) смена различных видов деятельности должна происходить через каждые 7-10 минут. Число видов учебной деятельности составляет 4-7.

Развитие речи происходит на всех этапах проектной и исследовательской деятельности. В качестве стимуляции к повышению речевой активности происходит побуждение учеников к самостоятельным высказываниям о предстоящей и проделанной работе; обсуждению образцов; о постановке целей проекта/исследования; защите готового изделия.

Развитие навыков сотрудничества осуществляется при изготовлении проектов или проведении исследования в группах на всех этапах  деятельности. Учащиеся в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности. Улучшается и общий психологический климат на уроках: учащиеся помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях.

           Проектная деятельность учащихся предполагает обязательное наличие продукта деятельности, что особо важно для детей с ОВЗ. Они видят результат своей работы. Продуктами проектной деятельности могут быть: выставка детских работ, книжка-малышка, коллаж, макет, готовое изделие, памятки и многое другое.

Итак, проектно - исследовательская деятельность является актуальной, интересной и своевременной, потому что, знакомя детей с новыми понятиями,  фактами, педагог способствует расширению кругозора детей, формированию активного словаря, а значит, развивает речевые умения и навыки личности, повышает уровень познавательных способностей, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к материальным и духовно-нравственным ценностям нашего мира.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....

сообщение "Проектная деятельность как направление работы по развитию творческих способностей обучающихся"

Данный материал можно использовать учителям при подготовке к докладу "Проектная деятельность в школе"....

Проектная деятельность - как направление работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках математики

Статья по теме " Проектная деятельность- как направление работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках математики" по может учителю математики подготовиться к выступлению ...

Программа «Развитие индивидуальных способностей обучающихся»

Программа  предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста обучающихся, внедрение новых об...

Выступление на тему: Проектная деятельность как направление работы по развитию творческих способностей обучающихся

Метод проектов не является новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в филос...

Профориентация – одно из ключевых направлений работы в школе

Профориентация – одно из ключевых направлений  работы в школе Профориентация – это система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии....