сообщение "Проектная деятельность как направление работы по развитию творческих способностей обучающихся"
учебно-методический материал на тему

Семонченкова Мария Владимировна

Данный материал можно использовать учителям при подготовке к докладу "Проектная деятельность в школе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_proektnaya_deyatelnost_2017-2018.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете:

Проектная деятельность как направление работы по развитию творческих способностей обучающихся.

Выступила: Семонченкова М.В.

                    учитель математики МБОУ «АСОШ №2»

         

2017-2018 уч.год

Метод проектов не является новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в знании. Отсюда важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные и новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Метод проектов - средство формирования творческого, уверенного, инициативного человека, умеющего работать индивидуально и в команде и способного учиться всю жизнь.

Использование метода проектов предполагает, что учащимся предлагаются практические ситуации (часто в форме самих проектов, упражнений, исследований), для того чтобы они могли развивать способности и пополнять знания. При этом под развитием способностей понимается предоставление учащимся возможности работать самостоятельно, быть активными в проектировании, исследовать, анализировать, размышлять, принимать решения и осуществлять их.

Специфической особенностью проектной деятельности является ее активизирующее влияние на развитие творческой направленности личности и обеспечение творческого характера освоения действительности. Проектная деятельность, предоставляя учащемуся широкое поле новой для него деятельности, тем самым способствует появлению широкого круга интересов. Она в полной мере является личностно-ориентированной деятельностью, значимым средством развития личности субъекта учения. Наиболее значимые линии влияния прослеживаются в формировании адекватной самооценки на ступенях обучения, в снижении общих показателей тревожности, повышении уровня психологической устойчивости учащихся (снижает фрустрацию потребности в достижении успеха и страх самовыражения).

«Проект» от лат. «projectus», что означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Работа по методу проектов — это относительно высокий уро​вень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвест​ных методов обучения требуют наличия лишь традиционных ком​понентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учени​ков) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требо​вания к учебному проекту — совершенно особые.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком.

Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися — проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная раз​работка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз​работали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект — это «пять П»: Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.

Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки, в зависимости от которых и создается условная классификация проектов:

1. Объект проектирования (А.Г. Раппопорт):

− морфологические;

− социальные;

− экзистенциональные.

2. Доминирующая в проекте деятельность (Е.С. Полат):

− исследовательские проекты;

− творческие проекты;

− ролевые, игровые проекты;

− ознакомительно-ориентировочные или информационные проекты;

− практико-ориентированные (прикладные) проекты.

3. Предметно-содержательная область:

− монопроект (в рамках одной области знания);

− межпредметный проект.

4. Количество участников проекта:

− индивидуальные;

− парные;

− групповые.

Метод проектов имеет свою историю развития в педагогической науке и практике как за рубежом, так и в нашей стране. Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, он не утратил своей привлекательности и в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода. Учитывая ошибки прошлых лет, мы должны глубоко изучить все стороны этого непростого и универсального дидактического средства для правильного и эффективного его использования.

Таким образом, можно сделать вывод, что метод проектов является одним из важнейших элементом педагогической деятельности, влияющим на развитие творческих способностей учащихся. Благодаря этому методу ученики учатся работать в команде или индивидуально, собирать информацию и применять ее, решая поставленные цели и задачи.

Этапы проектной деятельности:

I. Поисково-исследовательский:

- Краткая формулировка задачи. Поиск и анализ проблем;

- Актуализация и новизна выбранной темы;

- Формулирование цели и задач проектирования;

- Сбор, изучение, исследование и обработка необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов;

II. Технологический.

III. Заключительный:

- Оценка качества реализации проекта;

- Анализ результатов выполнения темы проекта;

- Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности в практической деятельности;

- Защита (презентация) проекта;

- Участие в конкурсах и выставках проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся 5-11 классов на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

В данной работе я попыталась обосновать острую необходимость в развитии творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное время. Доказала, что научить всех школьников пользо...

Опыт внеклассной работы по развитию творческих способностей обучающихся

Развитие творческих способностей обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике., потому что  современному обществу нужен человек, самостоятельно критически мыслящи...

Доклад "Система работы по развитию творческих способностей обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы-интерната"

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчестваБ.П. Никитин, педагог-новатор...

Проектная деятельность - как направление работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках математики

Статья по теме " Проектная деятельность- как направление работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках математики" по может учителю математики подготовиться к выступлению ...

Выступление на тему: Проектная деятельность как направление работы по развитию творческих способностей обучающихся

Метод проектов не является новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в филос...