Разработка урока. Урок – исследование по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Небиева Февзие Ризаевна

 Урок-исследование.Обобщение и систематизация знаний теории литературы и применение изученного материала в ходе работы с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_bednaya_liza.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9-Б классе.

 

Урок – исследование по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

 Цели урока:

Образовательные - обобщение и систематизация знаний теории литературы и применение изученного материала в ходе работы с текстом; развивать внимание к авторскому слову в произведении;

 Развивающие - развивать речь, мышление, воображение;

 Воспитательная - способствовать нравственному воспитанию обучающихся.

 Планируемые результаты:

Предметные - умение работать с текстом произведения,анализировать поступки героев, сопоставлять их;

 Метапредметные – умение аргументировать собственную точку зрения;

 Личностные - совершенствование нравственных качеств личности; формирование устойчивой мотивации к активной деятельности в составе группы.

Словарная работа: сентиментализм, сентиментальный, чувственный, эмоциональный.

 Бедный – нищий, несчастный, сердечный.

 Богатый, состоятельный, обеспеченный, имущий, зажиточный, крепкий, денежный.

Оборудование: текст произведения; портрет Н.М.Карамзина; иллюстрации учащихся к повести; таблица, которая заполняется по мере беседы; запись пьесы П.И.Чайковского «Времена года».

ХОД УРОКА

I.Организационный момент (проверка готовности групп)

II. Актуализация опорных знаний.

    1.Вопросы по повести:

– Каков жанр произведения?
– От какого лица идет повествование?
– Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить ее отец с матерью?
– Какими эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? Как назвал ее Эраст? Какое значение  слова «бедная» для нее больше подходит?
– Обратите внимание. Что общего между героиней картины и героиней повести?
– Что вы знали об Эрасте? Каким он был до встречи с Лизой?
– Как вы понимаете слова героя: «Натура призывает меня в свои объятия….»?
– Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
– Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?
– Как понимать финальную фразу повести?
– Какие слова стали афоризмом? Кто в повести их произносит? («Ибо и крестьянки любить умеют»).
Какое отношение к повести имеют следующие предметы: ландыш, стакан (нектар из рук Гебы), клубок шерсти, пять копеек, рубль, сто рублей, свеча, розовая вода, карты, образ богоматери? (Учитель показывает предметы, учащиеся отвечают на вопросы.)
– Почему так часто употребляется слово «слезы»? Какая антитеза употребляется писателем? 
(Деревня – город).
– Какие темы развивает автор?
– Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого произведения и какими словами из текста ее можно выразить?

2.  Вопрос исследовательского характера

Часто пришлось бы вносить изменения в повесть Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать ее с точки зрения эстетики классицизма?

Классицизм

Сентиментализм

Культура разума

Культ чувств
 

Сфера интереса: общественная жизнь человека

Частная жизнь, эмоциональная сфера

Нормы и правила

Нарушение правил, роль пейзажа, элемент психологизма

 

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели.

 Слово учителя

Николай Михайлович Карамзин… Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений русских читателей?

IV. Работа над темой урока.

 Исследование лейтмотивов повести

Работаем  в группах(5 групп, выбираем лидера); распределяем роли в группе; учитель раздаёт задания.

1-я группа. Найти в тексте эпизоды, связанные с цветами (информация о ландышах).
2-я группа. Проанализировать лейтмотив «лучи солнца», характеризующий душевное состояние героини (Чтение стихотворения «О, первый ландыш» А.А.Фета).
3-я группа. Рассказать о губительной силе денег.
4-я группа. Доказать, что слезы тоже являются лейтмотивом повести (сценка «Первая встреча»).
5-я группа. Мотив несчастной любви. Отказавшись от любви, герой не находит личного счастья. Причиной отказа послужила разница в социальном положении.

   V.  Творческая работа

  Написать письмо Лизе, в котором нужно выразить свое отношение к ней. Было ли у вас желание помочь ей, поддержать, предостеречь? (чтение писем)

Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Если жизнь тебя обманет…»

  (звучит музыка П.И.Чайковского)

VI. Рефлексия, подведение итогов.

  Таким образом, Николай Карамзин до сих пор изумляет и поражает читателей своей философской и литературной дерзостью, новаторством, ибо он впервые осмелился изобразить трагическую судьбу своей героини через призму таких лейтмотивов, как цветы, лучи солнца, слезы, деньги. И именно его перу принадлежат следующие строки: «…если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящемуся открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое….желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских…».

-Чему вас научила эта книга? Свой ответ начинайте словами:

-Сегодня я узнал….

-Урок дал мне для жизни…

-Я понял, что…

Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Если жизнь тебя обманет…»

  (звучит музыка П.И.Чайковского)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. Самостоятельная работа по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" (9 класс)

Три варианта данной работы позволяют полностью охватить материал, изученный по произведению. В каждом варианте три вопроса, тесно связанных не только с повестью, но и с современной действительностью....

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести.

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести....

Письменный практикум по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». 9 класс

Вопросы и задания практикума ориентированы на выявление степени понимания девятиклассниками содержания повести Карамзина, особенностей сентиментального направления в литературе,  ярко представлен...

Карамзин Н.М. "История одной любви" (урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП)

Урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП...

Методическая разработка урока-исследования с элементами учебной дискуссии по повести Н.К. Карамзина "Бедная Лиза"

В рамках реализации ФГОС мы сталкиваемся с новым подходом к организации учебного процесса. Особое внимание хочется обратить на урок-исследование, так как школьное образование стоит...