Тема урока: Сентиментализм как литературное направление (по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»). 8 класс
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

 Урок с использованием проблемно-диалогического обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karamzin.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Сентиментализм как литературное направление

(по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»). 8 класс

Цель урока:  

 На примере повести Карамзина «Бедная Лиза» познакомить учащихся с литературным   направлением –сентиментализм.

Задачи урока:

1.Развивать умение  анализировать текст, проводить сравнительный анализ  литературных направлений .

2. Способствовать воспитанию такого нравственного качества, как ответственность за свои поступки перед людьми.

Словарная работа:

сентиментализм, сентиментальный, чувствительный, эмоциональный; демократичный; прогрессивный

Эпиграф

                       Сентиментализм -“изящное изображение                                             основного и повседневного”.

                                                 П.А.Вяземский

        Оформление : портрет Н.М. Карамзина,  презентация.

Ход урока

I . Слово учителя.

 -Совсем недавно мы познакомились с творчеством М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина. Что объединяет этих поэтов? (Это поэты-классицисты)

-Назовите  характерные   черты этого направления

Ученики отвечают. Ответы фиксируются на половине доски

Запись на доске:

Заполняется только первая половина доски

Классицизм

              Сентиментализм

  1. Основная тема – долг перед Родиной, служение Отечеству;

      2.   рационализм; герой – разумно

Мыслящий;

      3.  строгая иерархия жанров («высокие» и «низкие»);

     4. изображение человека схематично: в трагедии – воплощение идеала,

в комедии – полная противоположность;

    5.принцип «триединства».

1.  В центре внимания – человеческие чувства, психология человека;

2.  герой чувствующий;

3.  нет «высоких» и «низких» жанров;

4.  герои – обычные люди, дворяне

или крестьяне, нет положительных и

отрицательных героев.

II. Работа с произведением живописи (портрет ЕкатериныII пера Ф. Рокотова)

Учитель:

 - Более наглядно  показать  признаки классицизма  нам поможет  портрет, написанный

художником -классицистом Ф. Рокотовым, ведь классицизм проявлялся не только в литературе, но и в других видах искусства. Посмотрите на портрет Екатерины II Автор его -Ф.Рокотов. Докажите, что этот портрет – произведение  классицизма. (Ученики безошибочно определяют, что портрет, выполненный Ф. Рокотовым, классицистический . Черты стиля: фон, колорит, композиция картины, поза, одежда, выражение лица Екатерины).

– Мы начинаем изучать с вами повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», которую вы прочитали. Этому произведению будет посвящено несколько уроков, но тему сегодняшнего вы определите сами

III . Беседа по содержанию повести

Вопросы для обсуждения :

1.   Вы верно заметили, что основной темой в рассуждениях положительных героев в произведениях классицизма является тема долга перед Родиной.

2.    Можно ли утверждать, что основной темой повести Карамзина является тема долга перед Отечеством?

Создание проблемной ситуации

3.   Но ведь Эраст тоже говорит о своей чести, о том, что если он не пойдёт воевать, все будут считать его «недостойным сыном отечества»

4.   Можно ли сказать, что основным конфликтом является противоречие между долгом и чувством, в котором долг побеждает?

5.   Что же является в повести главным предметом изображения для

Карамзина

6.   Карамзину важно было попытаться проникнуть в человеческую душу. Что было совершенно новым для русской литературы

7.   Как рассказчик относится к героине повести, к Лизе?

8.   Разумно ли поступила Лиза, полюбив барина?

9.   Обратите внимание на слова автора «…и крестьянки любить умеют». Как вы их понимаете? Слова писателя были довольно смелыми для того времени.

 Но Эраст? Ведь рассказчик говорит, что

у него был «изрядный разум» и «доброе сердце».

 10.   Значит, разумное начало не присутствует в повести?

 11.    Как, по- вашему, Эраст – положительный герой или отрицательный?

Дискуссия. (учащиеся высказывают свою точку зрения)

  1. Кто  и когда поведал рассказчику эту печальную историю?
  2. Перечитайте последний абзац повести. Понял ли Эраст свою ошибку?

Раскаялся ли?

Чтение текста.

     14.    Каково отношение к нему рассказчика?

     15.    Так можно ли назвать его положительным или отрицательным героем?

Вывод:

Значит, перед нами новый герой  для русской литературы.

  16.    Вспомните   жанры классицизма. Можно ли отнести повесть Карамзина к одному

           из них?

  17.   Итак, можем ли мы отнести повесть   Н. Карамзина к классицизму?

  18.   Вы правы. Давайте подведём итоги нашей беседы и зафиксируем основные черты этого нового направления по аналогии с классицизмом.

 

IV. Самостоятельная работа

– Прочитайте, что у вас получилось.

(Фиксируем на другой стороне доски, получилась таблица.)

   VI . Словарная работа:

- Что обозначают слова  чувствительный, эмоциональный, сентиментальный?

– Как называется  новое направление ?

- Что же обозначает термин « сентиментализм»?

 Cловарная работа:

Сентиментализм- ( от англ. Sentimentai- чувствительный. (фр. Sentiment) – направление в европейской литературе и искусстве второй половины 18 в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы.

 

Слово учителя

- Представителями сентиментализма являются Лоренс Стерн, Ричардсон,( Англия), Жае-Жак Руссо ( Франция). В России- М.Н. Муравьев, Н.А. Львов, молодой В.А. Жуковский.

VII . Работа с произведениями живописи.

-Посмотрите на портрет В. Боровиковского. Определите его принадлежность к стилю «сентиментализм».

- А вот еще три картины XVIII века. Только одна из них принадлежит перу В.Боровиковского. Найдите эту картину, обоснуйте свой выбор. (На слайде картины В.Боровиковского “Портрет М.И.Лопухиной”, И.Никитина “Портрет канцлера графа Г.И.Головкина”, Ф.Рокотова “Портрет А.П.Струйской”).

VIII .  Работа с эпиграфом

        -   Как вы понимаете эпиграф ?

IX . Определение учащимися темы урока

Какова же тема нашего урока?

Ученики формулируют тему урока:

 «Сентиментализм как литературное направление».

Записывают в тетради тему урока  и определение сентиментализма.

X .  Постановка проблемы

- Был ли сентиментализм прогрессивным явлением в литературе?

Дискуссия.

XI  . Вывод учителя. Запись в тетради

- Да, демократичность ( от «демос»- народ-) сентиментализма проявилась не только в том. Что героями становятся люди из народа, а в том. Что они являются носителями положительных качеств, нравственной чистоты. Те, кто огражден богатством и знатностью  от труда, обязанностей, быстро утрачивают природную чувствительность. Становятся грубыми и жестокими. Люди, привыкшие заботиться и думать не только о себе, сохраняют и развивают заложенную от природы доброту и чувствительность. В этом заключался прогрессивный характер сентиментализма.

XII .  Итоги урока. Выставление оценок.

XIII .  Домашняя работа. Дома вы прочитаете статью в учебнике об истории возникновения этого направления, дополнить записи в тетради .Выучить основные черты сентиментализма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. Самостоятельная работа по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" (9 класс)

Три варианта данной работы позволяют полностью охватить материал, изученный по произведению. В каждом варианте три вопроса, тесно связанных не только с повестью, но и с современной действительностью....

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести.

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести....

Письменный практикум по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». 9 класс

Вопросы и задания практикума ориентированы на выявление степени понимания девятиклассниками содержания повести Карамзина, особенностей сентиментального направления в литературе,  ярко представлен...

Карамзин Н.М. "История одной любви" (урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП)

Урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП...

Реферативно-исследовательская работа по теме: «Изучение и анализ фабулы и сюжета в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Данный материал может пригодиться как учителю к подготовке урока, так и учащимся к подготовке к научно-практической конференции по данной теме....

Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме "И крестьянки любить умеют!" (по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза")

Урок проведен в соответствии в требованиями ФГОС, с применением технологий проблемного обучения, группового обучения, развития критического мышления, с элементами метода "Шесть шляп мышления"...

Сентиментализм как направление в литературе на примере повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза"

Рассмотреть направление сентиментализма в литературе на примере повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Выявить признаки сентиментализма в повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза"...