Программа элективного курса "Я исследователь".
элективный курс по литературе (6 класс) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elktivnyy_kurs_issledovanie.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В последнее десятилетие XX века общественные требования к образованию существенно изменились. Это изменение принято связывать с так называемым «информационным взрывом, основной признак которого — легкость получения, общедоступность информации. В новых условиях для эффективной работы недостаточно уметь воспроизводить полученные знания, — нужно уметь творчески их применять в практических целях, уметь работать с разнородной информацией, использовать ее. Следовательно, важной образовательной задачей становится воспитание выпускников школ, готовых жить и работать в условиях информационного общества.

От характерного для советской школы знаниевого подхода, при котором основной образовательной задачей являлось формирование прочной системы знаний, произошел поворот к деятельностному подходу, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися. Этот подход сейчас закреплен законодательно в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по русскому языку эти задачи конкретизируются: на старшей ступени школы сформировать навыки ведения исследовательской работы во всей ее полноте: «выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

Исследовательская деятельность способствует формированию творческого потенциала, развитию познавательной активности, самопознанию.

Процесс учебно-исследовательской работы должен быть особым образом организован, чтобы в центре внимания была личность ученика: его мотивы, цели, потребности, неповторимый внутренний мир, индивидуальный опыт и психологический склад. Такой подход принято называть личностным. Однако нужно принимать во внимание, что современная психологическая наука связывает развитие личности прежде всего с деятельностью. Это предполагает, что из объекта ученик становится полноправным участником образования (проще говоря, не «его учат», а «он учится»). Очевидно, что изменяется и роль учителя в обучении: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнером в обучении. Деятельностный подход также предусматривает свободу выбора учащимися пути, учебника, методов и преподавателя.

Цель курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.

Основные задачи курса:

- развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- воспитание чувства бережного отношения к природе родного края, культуры общения с ней;

- воспитание сознательного отношения к труду;

- творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы;

-развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся, их коммуникативных умений и навыков,

-увеличивать словарный запас учащихся, расширять круг используемых грамматических средств;

- пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов,

- научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;

- научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.

По окончании изучения курса учащиеся должны знать:

основы методологии исследовательской деятельности;

структуру и правила оформления исследовательской работы.

По окончании изучения курса учащиеся должны уметь:

формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;

составлять индивидуальный план исследовательской работы;

выделять объект и предмет исследовательской работы;

определять цель и задачи исследовательской работы;

работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;

выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности;

оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;

рецензировать чужую исследовательскую работы;

оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.

В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция учащихся с предоставлением исследовательской работы. Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля над выполнением работы: защиту темы исследования.

Программа содержит список рекомендуемой литературы, которая может помочь в самообразовании учащихся, в подготовке исследовательских работ.

- защита тем проектов и исследовательских работ школьников;

- круглые столы, дискуссии, дебаты, посвященные обсуждению отдельных частей проектов, исследований школьников и проблем современной науки;

- предзащита исследовательских работ;

- защита исследовательских работ;

- итоговая конференция.

Элективный курс рассчитан на 17 часов, предполагает глубокий анализ текстов, работу с научной литературой, написание собственных работ. Итогом работы послужит выбор темы каждым учащимся, написание и защита научно-исследовательской работы.

Исследование языка поможет учащимся в дальнейшем: в процессе получения образования (в том числе для продолжения образования в школе и в вузе по филологическому и нефилологическому профилю); «в жизни» (в основном для успешной коммуникации и более глубокого понимания художественной литературы).

Таким образом, учебно-исследовательская работа по русскому языку имеет серьезный образовательный потенциал.

Содержание тем учебного курса

Введение (1 ч.)

Исследовательская работа как вид научной работы. Структура исследовательской работы. Знакомство с исследовательскими работами. Составление плана работы. Тема, цель, задачи работы, актуальность темы. Проблема, предмет, объект работы. Ценность исследовательской работы.

Способы получения и переработки информации (2 ч.)

Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых машин. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Работа в библиотеке.

Исследовательская работа (10 ч.) 

Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы.

Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности; теория + практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу; формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования; теория + практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования.

Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала.

Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.

Публичное выступление (2 ч.) 

Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.

Итоговая конференция (2 ч.)

Тематическое планирование элективного курса

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

1.

Введение. Знакомство с исследовательской работой

1

2.

Способы получения и переработки информации

1

3.

Библиография и аннотация

1

4.

Структура исследовательской работы

1

5.

Введение научного исследования: выбор темы, актуальность

1

6.

Формулировка гипотезы, цели и задач

1

7.

Формулировка предмета и объекта исследования

1

8.

Основная часть научного исследования

1

9.

Работа с источниками

1

10.

Отбор фактического материала

1

11.

Заключение научного исследования, оформление заключения

1

12.

Оформление списка использованной литературы

1

13.

Оформление приложений

1

14.

Подготовка к публичному выступлению. Подготовка защитного слова.

2

15.

Итоговая конференция. Защита исследовательских работ

2

 Список литературы

 1. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка [Текст]/ Л.М.Вахрушева //Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36.

 2. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка [Текст]/ Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10.

 3. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. С. 7- 197.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Азбука исследователя" для 9 класса

Программа элективного курса "Азбука исследователя" позволяет организовать исследовательскую деятельность девятиклассников не только по химии, но и по смежным областям накки....

ПРОГРАММА Элективного курса для учащихся 9 класса Азбука исследователя

   Согласно новым требованиям стандарта, перед школой стоит задача по формированию у учащихся навыков научной творческой деятельности. Применение исследовательского метода в обучении является эффектив...

программа элективного курса "Школа юного исследователя"

 Программа дает возможность обучающимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, она знакомит их с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любозна...

Разработка программы элективного курса по физике «Грамотные исследователи»

Разработка программы элективного курса по физике «Грамотные исследователи»Программа элективного курса рассчитана на 34ч (1 час в неделю). Количество часов на конкретную тему можно варьировать в зависи...

Программа элективного курса для учащихся 9-11 классов « Юный исследователь»

Формирование у учащихся знаний об основных методах научного познания, необходимых для реализации учебно-исследовательской деятельности, является актуальной задачей, имеющей существенное практическ...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...