программа элективного курса "Школа юного исследователя"
элективный курс по теме

Иванова Виктория Владимировна

 

Программа дает возможность обучающимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, она знакомит их с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность проводить научные эксперименты и исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса «Школа Юного исследователя»

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        

        Данная  программа  курса «Школа юного исследователя» предназначена для общеобразовательной школы и является очной формой обучения.

Педагогическую целесообразность разработки данной программы определили:

- новые цели образования, востребованные обществом, региональными и федеральными приоритетами(ФГОСТ);

- растущий спрос на качественное, в том числе компетентностное образование в области учебно-исследовательской деятельности.

Программа дает возможность обучающимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, она знакомит их с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность проводить научные эксперименты и исследования.

Актуальность программы

Программа направлена на поиск одаренных учащихся, на то, чтобы одаренные дети имели возможность развиваться и совершенствоваться.

Знания и умения, необходимые для осуществления учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для создания и реализации научно-исследовательских проектов при обучении в ВУЗах и средних специальных учебных заведениях.

Программа позволяет реализовать актуальные сегодня личностно-ориентированный и деятельностный подходы в обучении. Срок реализации программы: 2 года. Возраст детей: 14–17 лет.

Цель программы: формирование и распространение исследовательской компетентности в образовательном пространстве как условие развития творческого мышления и качества образования школьников.

Достижение данной цели предполагает решение школьниками следующих задач:

1. Приобрести знания о содержании и структуре учебно-исследовательской работы, о способах поиска необходимой для исследования информации;

2. Освоить метод научного познания, овладеть методикой научного исследования;

3. Овладеть операциями анализа и обобщения, способами обработки результатов;

4. Освоить требования к оформлению реферата исследовательской работы;

5. Овладеть основами практического выступления с научным докладом;

Предназначение программы  школы – выявлять и поощрять детей, которые реально желают заниматься научно-исследовательской деятельностью; дать возможность школьникам развить свой познавательный интерес, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном мире.

Программа направлена на формирование организационно-деятельностных качеств обучающихся, таких как способность осознавать цели и задачи учебно-исследовательской деятельности, умение ставить цель и организовать ее достижение, а также развитие креативных качеств – вдохновленность, гибкость ума, критичность, наличие своего мнения, умение выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Учебная программа «Школы юного исследователя” по направленности содержания – надпредметная. Состоит из трех модулей:

1 модуль – “Первые научные пробы. Самоопределение в науке”

2 модуль – “Поиск истины. От замысла к открытию”

3 модуль – “Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом”.

Продолжительность образовательного процесса – 2 год.

Форма обучения очная.

Формы организации деятельности – групповая и индивидуальная.

Основная организационная форма обучения – погружение.

Программа предполагает использование следующих обучающих форм:

Установочные и аналитические мини-лекции.

Научные практикумы.

Интенсивная школа (в каникулярное время, осенние каникулы 10 – 11 классы, весенние каникулы 8-9 классы)

Уроки-дискуссии.

Психологические тренинги.

Консультации.

Беседы.

Защита исследовательских мини-проектов.

Ожидаемые результаты:

– сформированность исследовательской компетентности;

– умение самостоятельно проводить исследование, связанное с проблемами, решение которых способствует развитию научно-ориентированного мышления;

– владение основными методами научного познания;

– повышение уровня владения техниками работы с информацией;

– освоение схемы целеполагания и практики оформления результата своей работы;

– овладение способами презентации себя и своей деятельности;

– приобретение опыта продуктивной творческой деятельности;

– овладение опытом разных социальных позиций;

– освоение культуры рефлексивного мышления;

– развитие навыков самообразования;

– возможность, мотивированным к научно-исследовательской деятельности школьникам в рамках НОУ, выйти на краевой, федеральный, международный уровень, определиться в выборе научного направления.

В результате освоения курса “Школа юного исследователя” учащиеся должны знать:

– понятия – “цель и задачи исследовательской работы”, их основное отличие, “объект и предмет исследования”, “проблема”, “гипотеза”, “методы исследования”, “эксперимент”, “результат исследования”;

– структуру исследовательской работы и последовательность действий ее выполнения;

– источники поиска необходимой информации;

– структуру речевых конструкций гипотезы исследования;

– порядок оформления списка используемой литературы;

– способы обработки и представления результатов.

Учащиеся должны уметь:

– пользоваться мыслительными операциями (анализ, сравнение, классификация, обобщение), как приемами мыслительной деятельности;

– выстраивать шаги действий по разворачиванию темы исследования и реализации учебно-исследовательского проекта;

– уметь выдвигать гипотезы и находить способы их проверки;

– пользоваться специальной литературой, справочниками, энциклопедиями, каталогами библиотеки для поиска учебной информации,

Механизм отслеживания результатов работы– на уровне экспертизы:

освоено полностью;

освоено частично;

не освоено.

Формы подведения итогов реализации программы:

– Уроки-дискуссии, где учащиеся обсуждают промежуточные и итоговые результаты учебно-исследовательской работы.

– Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (разных уровней)

Учебно-тематический план “Школа юного исследователя”


урока

Модули программы и изучаемые темы

Количество часов

Дата

1

1 модуль “Первые научные пробы”.

Самоопределение в науке

24

1

Презентация курса “Школа юного исследователя”

Давайте познакомимся. Техники знакомства. Техники влияния

2

2

Структура учебно-исследовательской деятельности

2

3

Тема для исследования. Как найти интересную тему для исследования?

2

4

Преобразование учебной, научной информации в тему исследования

2

5

Актуальность и практическая значимость исследования.

2

6

Объект и предмет исследования.        

2

7

Определение цели и задач исследования

2

8

Формулирование гипотезы

2

9

Определение методов исследования

2

10

Планирование исследования

Распределение ролей при работе в команде

2

11

Виды литературных источников информации

Библиографическое описание        

2

12

Виды фиксирования и обобщения информации

2

2

2 модуль“Поиск истины.

От замысла к открытию”.

18

13

Творческая личность. Качества творческой личности.

2

14

Азбука лидерства

2

15

Эксперимент и исследование.

2

16

Общая методология выполнения исследовательских работ.

2

17

Планирование, выбор методов эксперимента,

2

18

Подтверждение  гипотезы, анализ данных.        

2

19

Ведение дневника

2

20

Оформление работы и подготовка приложений

2

21

Рекомендации по размещению иллюстраций в работе

2

3

3 модуль

“Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом”

26

22

Практика презентации исследовательской работы

2

23

Успех презентации – залог признания и путь к номинации!

2

24

Индивидуальные консультации

2

25

Основные подходы к составлению защитной речи.

2

26

Стендовый доклад.

2

27

Тезисы и рецензия – это тоже важно!

Основные правила написания.

2

28

Предварительная презентация проекта и исследования.

2

29

Индивидуальные консультации

2

30

Критерии оценки научных работ.

2

31

Экспертиза.

2

32

Индивидуальные консультации

2

33

Публичное  предъявление и защита работа

2

34

Учимся рефлексировать!

Виды рефлексии. Рефлексия деятельности и рефлексия состояния.

2

Итого

68

                

Литература:

  1. Образовательная программа «Дистанционная школа «Юный исследователь» КДПиШ, г.Красноярск, 2008г.
  2. Программа элективного курса «Основы проектно-исследовательской деятельности учащихся» Элективный курс для 9-х классов http://webshaman.msk.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=232&Itemid=76 
  3. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., Постников А.С., Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей //Справочник заместителя директора школы. 2008. № 11. стр. 62-69
  4. Ивочкина Т., Ливерц И., Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2000. №3. С. 136-138.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа творческого объединения "Юный исследователь"

Данная программа включает теоретическую и практическую части. Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ с документами, исследовательская работа в библиотеке и ин...

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь". 5-6 классы

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на учащихся 5-6 классов. Содержится пояснительная записка, календарно-тематическое планирование и содержание занятий, указан...

Программа профильного лагеря "Юный исследователь"

Данная методическая продукция предусматривает организацию работы школьного профильного экологического отряда в летнее время. Рассчитана на экологический актив учащихся 7-8 классов. Программа мож...

Программа дополнительного образования "Юный исследователь"

Программа дополнительного образования по историии "Юный исследователь" предназначена для учащихся 5-х классов...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Юный исследователь"

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стил...

Рабочая программа кружковой деятельности «Юные исследователи» 1-4 класс

Рабочая программа кружковой деятельности «Юные исследователи»  1-4 класс...