Программа профильного лагеря "Юный исследователь"
проект на тему

Цыбиков Эрдэм Бадмадоржиевич

 

Данная методическая продукция предусматривает организацию работы школьного профильного экологического отряда в летнее время. Рассчитана на экологический актив учащихся 7-8 классов. Программа может быть использована учителями химии, экологии, биологии при проведении исследовательских работ по изучению экологической обстановки окружающей среды родного края, а также заместителю директора по воспитательной работе в организации летнего отдыха учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilnyy_lager_yunyy_issledovatel.doc359.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Аргадинская средняя общеобразовательная школа 

им. А. Б. Будаина»

Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: Описание: шеврон-01

Нютагай засагай бюджедэй юрэнхы болбосоролой

 эмхи зургаан «Аргатын

А.Б. Будаинай нэрэмжэтэ юрэнхы болбосоролой дунда һургуули»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

671634, Республика Бурятия, Курумканский район, улус Аргада,

улица Ленина 14. тел./факс: 8(30149) 93631, тел. 8(30149)93638

671634, Буряад Улас,  Хурамхаанай аймаг, Аргата улас,

Ленинэй гудамжа,14. утас./факс: 8(30149) 93631, утас. 8(30149)93638

                                                                                                                                     

Программа организации летнего профильного лагеря

у.Аргада

2017  г.

Информационная карта лагеря «Юный исследователь»

1.  Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Аргадинская средняя общеобразовательная школа им. А.Б. Будаина» Курумканского района Республики Бурятия

2.  Почтовый адрес: 671634, Российская Федерация, Республика Бурятия, Курумканский район, улус Аргада, улица Ленина,14
             E-mail : argadaschool@yandex.ru

Сайт школы: http://argadasosh.jimdo.com

3.  Директор МБОУ «Аргадинская  СОШ им. А.Б. Будаина » - Цыбиков Эрдэм Бадмадоржиевич

8(30149)9-36-31

4.  Штатные должности организаторов лагеря

Должность в лагере

Количество штатных единиц

1.

Начальник лагеря

(общий для всех типов лагерей)

1

2.

Воспитатель

2

Информационная карта программы:

1.Полное наименование программы:

Летний профильный лагерь дневного пребывания «Юный исследователь».   

2. Цели программы:

1. Организация активного отдыха и оздоровления детей.

2. Реализация знаний и творческих умений в экологии, охраны окружающей среды.

3. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся.

3.Адресат проектной деятельности

Учащиеся 7-9 классов МБОУ «Аргадинская СОШ им.А. Б. Будаина» Курумканского района, 12-15 лет

4. Краткое содержание программы:

Летний профильный лагерь организуется с целью поддержки экологического образования. Участие школьников в профильном лагере - хороший способ закрепить теоретические знания, полученные на уроках биологии, географии, химии и физики.

5. Ожидаемый результат

  • Закрепление на практике полученных во время учебного процесса знаний и навыков по экологии.
  • Формирование позитивной мотивации на предстоящий учебный год через активный отдых и оздоровление в период лагерной смены.
  • Самореализация и саморазвитие детей в процессе участия в жизни лагеря, формирование личностных качеств, коммуникативных навыков.
  • Повышение имиджа образовательного учреждения, привлекательности естественно-научного образования.

6. Авторы программы:

Цыбиков Э.Б. – учитель биологии и географии

Леонтьев А.В. – учитель химии

7. Почтовый адрес авторов программы

671634, Российская Федерация, Республика Бурятия, Курумканский район, улус Аргада, улица Ленина,14

8. Телефон, факс, электронный адрес авторов программы

Цыбиков Э.Б. –  89503992266

Леонтьев А.В. – 89243938751, chimik2530@mai.ru 

9. Муниципальное образование, рекомендующее программу

МБОУ «Аргадинская СОШ им А.Б. Будаина»

10. География участников программы

Программа будет осуществляться в у.Аргада и его окрестностях, выезды, туристические походы.

11. Количество участников программы

12 детей

12. Сроки проведения

В сроки, обозначенные приказом  МУ «Курумканское РУО»

13. Количество смен

1 смена

14. Тип лагеря

Профильный

15. Место проведения лагеря

МБОУ «Аргадинская СОШ им А.Б. Будаина»

16. Имеющийся опыт реализации программы

В ОУ имеется опыт работы по организации экологического образования. Учащиеся школы становились неоднократно победителями и призерами районных и республиканских олимпиад и конкурсов

17.Финансовое обеспечение программы

см. Приложение №16

Пояснительная записка

          Привлечь внимание учащихся к актуальным проблемам экологии родного края, дать необходимый минимум знаний в этой области, воспитывать бережное отношение к природе и окружающей среде на это и рассчитана  программа летнего профильного экологического лагеря.  В соответствии с выбранной целью были поставлены следующие задачи:

  1. Образовательные:
  • Познакомить экологический актив школьников с основными методами мониторинга окружающей среды: физическими, химическими и биологическими;
  • Расширить, дополнить и углубить знания детей о природе, природных явлениях, живых организмах, а также методах исследования живой природы;
  • Закрепить теоретические знания учащихся через выполнения разнообразных практических работ;
  • Формировать умения проводить исследовательскую работу и оформлять результаты исследований.

2. Развивающие:

  • Развивать познавательные интересы и интеллектуальные возможности учащихся в процессе проведения школьного экологического мониторинга;

3. Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к живой природе;
  • Воспитывать уважение друг к другу через коллективную и групповую формы работы

Содержание программы предназначено для учащихся 7 – 9 классов, увлекающихся экологией и начинающих изучать основы неорганической химии.

 Программа рассчитана на 14 занятий, в которых предусмотрено сочетание теории и практики,  и проходящих в соответствии со следующим распорядком дня:

Режим дня

8.30 – 9.00 - утренняя зарядка на свежем воздухе

9.00 – 9.30 – завтрак

9.30 – 10.20 – теоретическое занятие

10.20 – 12.30 – исследовательская работа на свежем воздухе

12.30 – 13.30 - обед

13.30 – 14.30 – оформление результатов

14.30 – уход домой

Построение программы базируется на знаниях и умениях школьников, полученных на уроках биологии, географии, экологии, химии, физики, математики. Программой экологического лагеря предусмотрены теоретические и практические виды занятий.  Школьники учатся самостоятельно исследовать, наблюдать, анализировать, сравнивать, делать соответствующие выводы, а также оформлять результаты опытов в виде схем, диаграмм, таблиц. Полученные результаты исследования могут стать важной составной частью школьного экологического мониторинга и использоваться в составлении экологического паспорта школы.

Формами  контроля теоретических знаний, практических навыков и умений учащихся являются игры, конкурсы, КВН, экскурсии, а также проведение и оформление исследовательских работ.

        На занятиях возможна не только индивидуальная форма работы, но и групповая и коллективная, где школьники развивают умение слушать других и отстаивать свою точку зрения. Большую часть дня ребята проводят на свежем воздухе, что позволяет укреплять им свое здоровье. Кроме занятий по экомониторингу, программа включает возможные экскурсии, спортивные игры, развлекательные мероприятия.

        В результате работы экологического отряда предполагается овладение следующими умениями и знаниями.

Учащиеся должны знать:

1) Правила техники безопасности:

  • поведения на водоеме, в лесу, на природе,
  • при выполнении химического эксперимента. Основные приемы обращения с лабораторным оборудованием. Меры оказания первой помощи при химических ожогах кислотами, щелочами; при отравлении тяжелыми металлами.

2) Основные понятия:

Экомониторинг. Атмосфера, воздушная масса, воздух. Составные части атмосферы: постоянные, переменные, случайные Факторы загрязнения атмосферы: антропогенный, индустриальный. Охрана воздушной среды. Экспресс-метод, автотранспортная нагрузка.

Водородная связь. Виды воды: очищенная, питьевая, промышленная, техническая, пресная, минеральная, соленая. Растворы, растворение, растворимость. Поли-, мезо-, олигосапробные воды. Органолептические свойства воды, цветность, жесткость, окисляемость, нефтепродукты. Пробоотбор.

Твердая фаза почвы. Почвенно-поглощающий комплекс (ППК). Почвенный раствор. Почвенный воздух. Структура почвенного покрова. Водопрочность. Окраска. Плотность. Кислотность. Плодородие.

Физико-химические методы оценки состояния загрязненности воды, воздуха, почв:

*Определение кислотности исследуемого объекта,

* Определение содержания хлоридов,

*Определение содержания сульфатов,

* Определение химических элементов.

3)   Основные источники загрязнения окружающей среды.        

4)  Меры по охране и защите природных ресурсов.

Учащиеся должны уметь:

- Правильно вести себя на улице, на водоеме, в общественных местах и на природе

- Оказывать первую помощь при тепловом ударе, химических ожогах кислотами, щелочами; при отравлении тяжелыми металлами.

-Правильно работать с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

- Визуально оценивать состояние воздушной среды в улусе Аргада, выделять факторы, неблагоприятно влияющие на изменение состава воздуха.

- Определять  степень загрязненности воздуха в лабораторных условиях по анализу снежного покрова.

- Проводить экспресс-метод определения СО2 в помещениях,

- Проводить доступными в школьных лабораторных условиях методами мониторинг водных объектов.

 - Делать качественную и приблизительную количественную оценку степени загрязненности исследуемой воды хлоридами, сульфатами, нефтепродуктами.

- Определять качество воды по органолептическим показателям.

- Готовить водную и солевую почвенные вытяжки.

- Проводить качественные реакции на обнаружение хлоридов, сульфатов и других ионов в исследуемых образцах почвы.

- Оформлять результаты исследований  в виде схем, таблиц, диаграмм.

- Сравнивать различные данные и делать выводы

Данная методическая продукция предусматривает организацию работы школьного профильного экологического отряда в летнее время. Рассчитана на экологический актив учащихся 7-8 классов. Программа может быть использована учителями химии, экологии, биологии при проведении исследовательских работ по изучению экологической обстановки окружающей среды родного края, а также заместителю директора по воспитательной работе в организации летнего отдыха учащихся.

Разработанная программа основана на научно – методическом пособии «Школьный экологический мониторинг» (Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 1999. – 468 с.) и программе курса «Мир, в котором мы живем» для 7-8классов Марины Александровны Чупрун, учителя Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6г. Омутнинска Кировской области.

Календарно – тематическое планирование занятий

День

План мероприятий

Занятие №1

Организационное собрание. Знакомство с режимом работы профильного отряда и распорядком дня. Инструктаж по технике безопасности. Игры на свежем воздухе.

Занятие №2

Ознакомление с работой школьного экологического мониторинга. Работа на клумбах.

Занятие №3

Правила оформления экологического паспорта. Выбор объектов мониторинга. Выбор ключевых участков.

Практическая часть: «Инвентаризация зеленых насаждений»

Оформление полученных результатов.

Занятие №4

Методы мониторинга почв.

Представление о растениях – индикаторах.

Практическая часть: «Определение плодородия, водного режима, залегания грунтовых вод по растениям – индикаторам».

Занятие №5

Практическая часть: « Определение кислотности почвы биологическими и физико-химическими методами». Практическая часть: Работа на клумбах, сбор растений для гербария.

Общий вывод по исследованию состояния почвы.

Занятие №6

Экскурсия на реку Аргада. Изучение флоры и фауны.

Практическая часть: «Органолептические показатели воды».

Занятие №7

Анализ воды из разных источников в улусе Аргада

Занятие №8

Методы мониторинга воздушной среды.

Практическая часть: « Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны».

Практическая часть: «Оценка чистоты воздуха по лишайникам»

Занятие №9

Источники загрязнения в нашем населенном пункте.

Изготовление поделок из природного материала, подготовка рисунков и плакатов по охране окружающей среды.

Занятие №10

Работа по оформлению экологического паспорта.

Составление гербариев и художественных композиций с использованием растений.

Занятие №11

Экскурсия по экологической тропе, ее описание.

Исследование почвы и водоемов на данном маршруте.

Занятие №12

Игра «Найди клад»

Конкурс поделок из природного материала, выставка плакатов, сочинений и рисунков по защите природы.

Занятие №13

Вредители сада и огорода. Экскурсия в агробиоценоз.

Работа на клумбах.  Подготовка к отчету.

Занятие №14

Игры на свежем воздухе. Закрытие площадки.

Подведение итогов по составлению «Экологического паспорта школы».

Содержание программы

Занятие №1. Организационное

Цель занятия: Познакомить учащихся содержанием  работы профильного экологического отряда и распорядком дня. Распределить обязанности и отряде. Повторить правила поведения в общественных местах и на природе (в лесу, в парке, на водоеме). Провести инструктаж техники безопасности при работе в кабинете химии, обратить особое внимание на меры предосторожности при работе с химическими реактивами. Формировать сплоченный коллектив, используя различные игры, проводимые на свежем воздухе.

Содержание: Работа профильного отряда. Обязанности в отряде: дежурство по классу и по столовой, редколлегия, собиратели информации и ее оформители, инициаторы творческих идей. Основные требования к гигиене. Распорядок дня. Правила работы в химической лаборатории и техника безопасности. Аптечка, растворы веществ в аптечке. Меры предосторожности при работе с сильными кислотами, щелочами, соединениями тяжелых металлов. Первая помощь при химических ожогах кислотами, щелочами; при отравлении тяжелыми металлами.

Игры на свежем воздухе.

Выставка литературы для учащихся.

Демонстрации: Аптечка, растворы веществ в аптечке. Сильные кислоты, щелочи, соединения тяжелых металлов.

Учащиеся после изучения темы должны знать: 

- Основные требования к гигиене.

- Распорядок дня.

- Правила работы в химической лаборатории и технику безопасности.

- Наиболее опасные химические реактивы.

- Как оказать первую помощь при химических ожогах кислотами, щелочами; при отравлении тяжелыми металлами.

Учащиеся после изучения темы должны уметь:

- Правильно работать с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

- Оказывать первую помощь при химических ожогах кислотами, щелочами; при отравлении тяжелыми металлами.

Занятие №2. Школьный экологический мониторинг

Цель занятия: Сформировать у детей понятие школьного экологического мониторинга, а также раскрыть цели, задачи и методы исследования окружающей среды. Ознакомить их со списком мероприятий, проводимых по изучению природы. Прививать чувство бережливости к растительному миру, через работу на школьном приусадебном участке.

Содержание: Теоретическая часть: понятие школьный экологический мониторинг; цели, задачи и методы исследований; роль учащихся в изучении окружающей среды.

Практическая часть: Озеленение школы. Пересадка цветов

 Игры на свежем воздухе.

Демонстрации: литература, работы учащихся по изучению окружающей среды микрорайона МОУСОШ № 6, экологический паспорт школы

Учащиеся после изучения темы должны знать: 

-понятие школьного экологического мониторинга,

- цели, задачи и методы исследования окружающей среды,

               - способы пересадки цветов

Учащиеся после изучения темы должны уметь:

- объяснять цели, задачи и методы школьного экологического мониторинга

- уметь пересаживать цветы.

Занятие №3 Составление экологического паспорта микрорайона школы

Цель занятия: Познакомить учащихся с правилами составления экологического паспорта, его содержанием и оформлением. Сформировать понятия: «объекты мониторинга», «ключевые участки». Развивать на практике умение проводить мониторинг зеленых насаждений населенного пункта, давать физико-географическую характеристику объектов и ключевых участков.

Содержание: Теоретическая часть:  Составные экологического паспорта микрорайона школы: физико-географическая характеристика исследуемой территории, характеристика ключевых участков, экологическая оценка природных сред и объектов на ключевых участках (почва, вода, воздух). План оформления экологического паспорта. Объекты мониторинга и их физико-географическая характеристика: географическое положение, мезорельеф и микрорельеф, микроклимат, почвы. Мониторинг зеленых насаждений  (см. Приложения №1-2).

Практическая часть:  Произвести количественную и качественную оценку состояния зеленых насаждений вокруг школы. Занести расположение зеленых насаждений на план-карту.

Оборудование: план-карта микрорайона школы, метровая лента, карандаши, блокноты.

Учащиеся после  изучения темы должны знать: план составления экологического паспорта, определения: «ключевые участки», «объекты мониторинга», схему мониторинга зеленых насаждений.

Учащиеся после изучения темы должны уметь: давать характеристику ключевых участков и объектов мониторинга, производить количественный подсчет зеленых насаждений и уметь наносить данные на карту.

Занятие № 4 -5. Методы мониторинга почв.

Цель занятия: Познакомить учащихся с различными способами исследования степени загрязненности почвы: биоиндикацией, органолептическими и химическими.  Формировать умение определять плодородие почвы, ее водный режим и загрязненность по растениям – индикаторам.

Содержание: Теоретическая часть:  Характеристика почвенных горизонтов ключевых участков. Растения – биоиндикаторы различных типов почв. Оценка загрязненности почвы по фенотипам белого клевера. Определение признаков избытка химических элементов в почве.

Практическая часть: Характеристика почвенных горизонтов ключевых участков на срезе.   Определение типа почв на ключевых участках по растениям – индикаторам. Определение признаков избытка химических элементов в почве. Составить гербарии. (См. Приложения №  4-8)

Оборудование: инструкции к работам, гербарии растений – индикаторов, карандаши, блокноты.

Учащиеся после  изучения темы должны знать: Понятия: растения – индикаторы, фенотип, почвенный горизонт, типы почв, плодородие почв, водный режим, глубина залегания грунтовых вод. Методы мониторинга почв. Признаки загрязненности грунта химическими элементами.

Учащиеся после изучения темы должны уметь: Производить оценку загрязненности почвы биоиндикационными способами. Определять тип почвы и давать ее характеристику по растениям-индикаторам. Делать почвенный срез и производить его анализ. Готовить гербарный материал и пользоваться определителями растений.

Занятие №6. Знакомство с флорой и фауной реки Аргада.

Цель занятия: В ходе экскурсии на реку Аргада подробнее рассмотреть флору и фауну водоема. С помощью анализа  химических и органолептических показателей проб воды из пруда и реки Аргада установить степень ее загрязненности.

Содержание: Теоретическая часть:  Флора и фауна водоема как основа биоиндикационного метода исследования чистоты воды. Органолептические показатели: цвет, запах, прозрачность, сухой остаток. Химические показатели: кислотность, наличие различных ионов (хлоридов, сульфатов, железа и т.д.)

Практическая часть: Определить состав животного и растительного мира водоемов. Подготовить гербарий растений соответствующего биогеоценоза. Биоиндикационными и физико-химическими методами определить степень загрязненности воды из пруда. (См. Приложения №  4-8).

Оборудование: инструкции к работам, химические реактивы и оборудование (см. инструкции), гербарии растений – индикаторов,  карандаши, блокноты.

Учащиеся после  изучения темы должны знать: Понятия: флора и фауна. Методы мониторинга водоема. Органолептические показатели: цвет, запах, прозрачность, сухой остаток. Химические показатели: кислотность, наличие различных ионов.

Учащиеся после изучения темы должны уметь: Производить оценку загрязненности воды биоиндикационными и физико-химическими способами. Делать вывод о степени загрязненности воды и возможности ее использования в различных целях.

Занятие №7. Вода, которую мы пьем.

Цель занятия:  Провести анализ чистоты питьевой воды, взятой в школе, физико-химическими способами. Сравнить полученные результаты с результатами  аналогичных исследований в СЭС.

Содержание: Теоретическая часть:  Органолептические показатели: цвет, запах, прозрачность, сухой остаток. Химические показатели: кислотность, наличие различных ионов (хлоридов, сульфатов, железа и т.д.). Зараженность воды микроорганизмами.

Практическая часть: По физико-химическим показателям определить степень загрязненности водопроводной воды, взятой в школе. Познакомиться с работой СЭС.

Оборудование: инструкции к работам, химические реактивы и оборудование (см. инструкции), гербарии.

Учащиеся после  изучения темы должны знать: Органолептические показатели: цвет, запах, прозрачность, сухой остаток. Химические показатели: кислотность, наличие различных ионов.

Учащиеся после изучения темы должны уметь: Производить оценку загрязненности воды физико-химическими способами. Делать вывод о степени загрязненности воды и возможности ее использования в различных целях.

Занятие №  8. Оценка состояния воздуха биоиндикационным способом.

Цель занятия:  Познакомить учащихся с различными способами исследования степени загрязненности воздуха: биоиндикацией, органолептическими и химическими.  Формировать умение определять чистоту воздуха по растениям – индикаторам: сосне и лишайникам.

Содержание: Теоретическая часть:  Источники загрязнения атмосферы: промышленный, антропогенный фактор и транспорт. Способы оценки чистоты воздуха: по химическим показателям, по автотранспортной нагрузке, лихеноиндикации, по хвое сосны.

Практическая часть: Провести мониторинг воздушной среды на ключевых участках по состоянию хвои сосны и методом лихеноиндикации. Оформить результаты опытов. (См. Приложения №  9-14).

Оборудование: инструкции к работам, оборудование (см. инструкции), гербарии.

Учащиеся после  изучения темы должны знать: Способы определения чистоты воздуха (биомониторинг, по автотранспортной нагрузке). Лихеноиндикация. Метод определения чистоты воздуха по состоянию хвои сосны.

Учащиеся после изучения темы должны уметь: Производить оценку загрязненности воздуха различными способами. Делать вывод о степени загрязненности воздуха и предлагать возможные способы очистки атмосферы. 

Занятие № 9. Источники загрязнения окружающей среды в нашем городе.

Цель занятия:  с помощью наблюдения в ходе экскурсии по территории микрорайона школы выявить источники загрязнения окружающей среды: промышленный фактор, транспорт, несанкционированные свалки и др. Совершить экскурсию на Омутнинский Металлургический завод как один из объектов, влияющий на чистоту окружающей среды.

Содержание: Теоретическая часть:  Источники загрязнения окружающей среды: промышленный, антропогенный фактор и транспорт. Инструктаж по Т.Б. и правила поведения в общественных местах.

Практическая часть: Изготовление поделок из природного материала, подготовка рисунков и плакатов по охране окружающей среды.

Учащиеся после  изучения темы должны знать: Источники загрязнения окружающей среды: промышленный, антропогенный фактор и транспорт.

Учащиеся после изучения темы должны уметь: отмечать различные источники загрязнений на карте.

Занятие № 10. Составление экологического паспорта.

Цель занятия:  Формировать у учащихся умение обобщать, систематизировать и анализировать полученные результаты в ходе исследовательской работы и оформлять их в виде экологического паспорта. Развивать эстетическую культуру через оформление различных художественных экспозиций с использованием растительного сырья.

Содержание: Теоретическая часть:  Структура оформления экологического паспорта школы.

Практическая часть: Обобщить, систематизировать и сделать выводы по результатам мониторинга почвы, воды и воздуха на ключевых участках микрорайона школы №6. Оформление различных художественных экспозиций с использованием растительного сырья, составление гербариев.

Оборудование: инструкции к работам, таблицы с результатами, гербарный материал, клей, цветная бумага и картон, ножницы.

Учащиеся после изучения темы должны уметь:

Обобщать, систематизировать и анализировать полученные результаты в ходе исследовательской работы и оформлять их в виде экологического паспорта. Составлять гербарии и различные композиции с использованием растений.

Занятие № 11. Экологическая тропа

Цель занятия:  Сформировать понятие «экологическая тропа». Составить план-схему экологической тропы и исследовать ее флору и фауну на практике.

Содержание: Теоретическая часть:  Экологическая тропа. Правила выбора экотропы. План оформления результатов исследований маршрута. Инструктаж по Т.Б. и правила поведения в природе.

Практическая часть: Экскурсия по экологической тропе, регистрация флоры и фауны, выявление влияние антропогенного фактора на природный ландшафт. Провести забор проб почвы и вода и оценить их чистоту разными способами.

Оборудование: План карты экологической тропы, карандаш, блокнот, инструкции.

Учащиеся после  изучения темы должны знать: Понятие «экологическая тропа», ее план оформления.

Учащиеся после изучения темы должны уметь: Производить оценку влияния антропогенного и промышленного факторов на природу, брать заборы проб почвы и воды и производить ее анализ химическим и биоиндикационным методами.

Занятие № 12. Кладовая природы.

Цель занятия:  В игровой форме проверить усвоение знаний учащихся по изученному материалу. Развивать творческие способности ребят и любовь к природе через  изготовление поделок из природного материала, выставка плакатов, сочинений и рисунков по защите природы.

Содержание:  Проведение игры «Найди клад» в природных условиях. Изготовление поделок из природного материала, выставка плакатов, сочинений и рисунков по защите природы.

Учащиеся после изучения темы должны уметь: ориентироваться в природе с помощью компаса  и по карте, делать поделки из природного материала, рисовать плакаты и рисунки по охране природы.

Занятие № 13. Вредители сада и огорода.

Цель занятия:  Познакомить учащихся на практике с вредителями сада и огорода, рассмотреть возможные способы устранения сорняков и насекомых вредителей на школьном приусадебном участке.

Содержание: Теоретическая часть:  Растения – вредители: паразиты, полупаразиты, сорняки. Насекомые вредители на садовом участке.

Практическая часть:  Удаление сорных растений с приусадебного участка методом прополки.

Оборудование: садовый инвентарь.

Учащиеся после  изучения темы должны знать: Понятия  «растения – вредители: паразиты, полупаразиты, сорняки, насекомые - вредители»

Учащиеся после изучения темы должны уметь:  уничтожать сорняки методом прополки.

Занятие № 14Подведение итогов.

Цель занятия: Подвести итоги знаний и навыков, полученных учащимися в экологическом профильном отряде. Развивать физические, умственные, творческие способности учащихся через игровые методы. Прививать любовь к родному краю.

               Содержание: Подготовка к отчету. КВН « В царстве флоры и фауны ». Игры на свежем воздухе. Закрытие площадки.

Приложения

(Примечание: приложения и таблицы, помеченные значком «»,  взяты из книги «Школьный экологический мониторинг» под редакцией Ашихминой Т.Я. . – М.: АГАР, 1999. – 468 с.)

Занятия №3.

Приложение №1

План физико-географической характеристики исследуемой территории.

1. Микроклимат (средняя температура января и июля, средняя толщина снегового покрова в конце февраля).

2. Географическое положение.

3. Макро и мезорельеф.

4. Земельные площади в микрорайоне школы.

5. Типы почв.

6. Поверхностные воды.

7. Типичные виды растений.

8. Типичные виды животных.

9. Социальные факторы: численность и плотность населения.

Приложение №2

Характеристика ключевых участков. 

Таблица 1

Географические параметры ключевых участков.

Параметры ключевых участков

Категории и номера участков

Участки контроля (природный ландшафт)

Опытные участки
(с антропогенной нагрузкой)

1

2

3

4

5

6

1. Площадь ключевого участка, кв.м.

2. Географическое положение

3.Макрорельеф

4.Мезорельеф (долина, балка, надпойменная терраса)

5. Микрорельеф (понижение, грива)

6. Тип питания (грунтовый, смешанный, верховой)

7. Тип почвы.

8. Расстояние от населенного пункта или источника воздействий, км.

9. Вид источника воздействия (город, село, ферма и т. д.)

10. Расстояние от дороги, км.

11. Вид дороги.

12. Расстояние от водоема, км.

13. Вид водоема и визуальная оценка его размеров

14. Расстояние от леса, км.

15. Тип леса.

16. Расстояние от полей, км.

17. Виды культуры на этих полях

18 С какого года ключевой участок изучается в системе мониторинга.

Приложение № 3

Мониторинг зеленых насаждений

Таблица 2

Количественный состав и состояние зеленых насаждений

объекта _____________________

Дата обследования________________________________

№ п/п

Порода дерева

Общее количество

Состояние

Диаметр на высоте 1,3 м.

Хор.

Удовл.

Неудовл.

Менее 10см

От 10 до 20 см.

От 20 до 50 см.

Более 50 см.

Занятия № 4-5.  Методы мониторинга почв.

Приложение № 4

Характеристика почвенных горизонтов ключевых участков.

Таблица 3

Характеристика почвенных горизонтов ключевого участка №___

Характеристика почвенных горизонтов ключевого участка

Номер горизонта

А0

А1

С

Мощность почвенного горизонта, см.

 Окраска (для сухой почвы)

Влажность (сухая, свежая и т.д.)

Механический состав (песчаная, супесчаная, суглинистая)

Структура (комковатая, бесструктурная)

Включения (остатки растений, угольки)

Новообразования (гидроксиды Fe, Mn, гумус)

Вскипание (капля HCl на стекле)

Приложение № 5

Растения  - биоиндикаторы различных почв.

Виды – индикаторы (оценка обилия в баллах проставляется в клеточку таблицы)

 0 – вид не встречается;

1- вид редок;

2– вид встречается обычно;

3  – вид встречается очень часто.

При отсутствии оценки обилия ставится прочерк.

Таблица 4

Биоиндикаторы почв ключевых участков

Виды - индикаторы

Категории и номера участков

Участки контроля (природный ландшафт)

Опытные участки
(с антропогенной нагрузкой)

1

2

3

4

5

6

1. Индикаторы плодородия почв:

а) высокого (эвтотрофы): малина, крапива, Иван-чай, сныть, чистотел, копытень, кислица, чина луговая, костер безостый.

б) умеренного: майник двулистный, медуница, грушанка, гравилат речной, купальница, овсяница луговая.

в) низкого (олиготрофы): сфагновые мхи, наземные лишайники, кошачья лапка, брусника, клюква.

2. Индикаторы водного режима:

а) гигрофиты: голубика, багульник, морошка, калужница, герань луговая, камыш лесной, сабельник болотный, горец змеиный, мята полевая, чистец болотный.

б) мезофиты: тимофеевка, лисохвост луговой, пырей ползучий, ежа сборная, клевер луговой, горошек мышиный, брусника, костяника, копытень, плауны.

в) ксерофиты: кошачья лапка, ястребинка волосистая, ковыль перистый, наземные лишайники , очитки.

3. Индикаторы глубины залегания грунтовых вод:

а) более 150 см.: костер безостый, клевер луговой, подорожник большой, пырей ползучий.

б) 100 -150 см.: овсяница луговая, горошек мышиный, мятлик луговой, чина луговая.

в) 50-100 см.: таволга вязолистная, хвощ болотный.

г) 10 – 50 см.: осока лисья, осока острая.

д) 0-10 см.: осока дернистая, осока пузырьчатая.

4. Индикаторы кислотности почв:

а) ацидофилы:сфагнум, плаун годичный, кошачьи лапки, хвощ полевой, черника, брусника, лютик ядовитый, папоротник мужской, малина, Иван-да-марья, кисличка заячья.

б) нейтрофилы: сныть европейская, лисохвост луговой, клевер луговой, борщевик сибирский, мать-и-мачеха, гусиная лапка.

в) базифилы: бузина сибирская, вяз шершавый, бересклет бородавчатый.

Приложение № 7

Исследование почвенной вытяжки

Инструкция к практической работе №1

по теме «Приготовление почвенной вытяжки и опыты с ней»

Цель: Научиться готовить водную и солевую вытяжки почвы. Исследовать почвенные образцы на содержание ионов хлора, сульфат-, карбонат-ионов, железа, алюминия, натрия. Определить степень кислотности почвы.

Реактивы: исследуемые образцы почвы, водная и солевая вытяжки почвы, дистиллированная вода, 1 М раствора хлорида калия или натрия, универсальный индикатор, концентрированная соляная кислота, 20%-ный раствор хлорида бария, 10%-ный раствор азотной кислоты, 0,1М раствор нитрата серебра, раствор красной кровяной соли (K3[Fe(CN)6] ), 10%-ный раствор роданида аммония или калия (NH4SCN или KSCN), 3%-ный раствор фторида натрия.

Оборудование: спички, спиртовка, колба на 100 мл, пробирки, стеклянная палочка, воронка, хим. стакан, фильтр.

Ход работы:

Приготовление почвенных вытяжек

Водная вытяжка:

20г воздушно-сухой просеянной почвы помещают в колбу на 100 мл, добавляют 50мл дистиллированной воды, взбалтывают в течение 5-10 мин. и фильтруют.

Солевая вытяжка:

10г воздушно-сухой просеянной почвы помещают в колбу на 100 мл, добавляют 25мл 1 М раствора хлорида калия или натрия, взбалтывают в течение 5-10 мин. и оставляют до следующего дня, а затем фильтруют.

Опыт№1 «Определение  актуальной (активной) кислотности почвы».

Активную кислотность определяют в водной почвенной вытяжке. К 2г почвы добавляют 10 мл воды, встряхивают, дают отстояться осадку и в надосадочную жидкость поместить универсальный индикатор. Пронаблюдать изменение его окраски. Сравнить цвет индикаторной бумаги со шкалой, определить значение рН среды. Сделать вывод о кислотности почвы.

Опыт №2  « Качественное и количественное определение содержания хлоридов».

В чистую пробирку набрать 5 мл водной почвенной вытяжки, добавить несколько капель 10%-ного раствора азотной кислоты и по каплям 0,1М раствор нитрата серебра. Приблизительное содержание хлоридов определить по осадку или помутнению. Хлопьевидный осадок – содержание хлоридов составляет десятые доли процента, помутнение – сотые и тысячные доли процента.

Опыт №3 «Качественное и количественное определение содержания сульфатов».

В чистую пробирку набрать 5 мл фильтрата, добавить несколько капель концентрированной соляной кислоты  и добавить 2-3мл 20%-ного раствора хлорида бария, перемешать. Приблизительное содержание сульфатов определить по осадку или помутнению. Мелкокристаллический осадок – содержание сульфатов составляет десятые доли процента, помутнение – сотые и тысячные доли процента.

Сделать вывод по результатам исследований о загрязненности почвы хлоридами и сульфатами в городе. Предположить возможные причины полученных результатов.

Опыт№4 «Определение химических элементов в почве».

А) Карбонат-ионов

К  небольшому количеству почвы прилить пипеткой несколько капель 10%-ного раствора соляной кислоты. О наличии  карбонат-ионов можно судить по выделению пузырьков углекислого газа (почва шипит).

Почву, вскипающую от10%-ного раствора соляной кислоты, относят к группе карбонатных почв. Для такой почвы проводят анализ водной вытяжки. Если почва не «вскипает», то для качественных реакций готовят солянокислую вытяжку.

Б) Железа(II и III)

В две пробирки внести по 3 мл вытяжки. В первую прилить  несколько капель раствора красной кровяной соли (K3[Fe(CN)6] ), во вторую - несколько капель 10%-ного раствора роданида аммония или калия (NH4SCN или KSCN). Появившееся синее окрашивание в первой пробирке и красное во второй говорит о наличии в почве соединений железа (II и III).

Приложение № 8

Результаты определения химического состава почвы

Таблица 6

Показатели

Категории и номера участков

Участки контроля (природный ландшафт)

Опытные участки
(с антропогенной нагрузкой)

1

2

3

4

5

6

1) Активная кислотность

2) Хлориды

3) Сульфаты

4) Карбонат ионы

5) Ионы Fe+2,+3

Занятия № 7.  Изучение состава  воды

Приложение № 9

Изучение органолептических свойств воды и ее химического состава

Инструкция к практической работе №2

по теме «Изучение органолептических свойств воды».

Цель: По органолептическим показателям воды (цвету, прозрачности, запаху) визуально определить степень загрязненности исследуемых объектов.

Реактивы: исследуемые образцы воды

Оборудование: мерные цилиндры, печатный текст, спички, спиртовка, термометр, штатив

Ход работы:

Опыт№1 «Исследование прозрачности».

Мерный прозрачный цилиндр, объемом 200 мл, помещают над печатным текстом (высота букв 3,5мм.) на высоте 4 см. В сосуд наливают исследуемую воду и отмечают при какой высоте водного столба еще можно различить шрифт. Полученное численное значение и будет являться мерой прозрачности. Внутренний диаметр цилиндра должен быть равен 2,5 см.  

Опыт №2  «Определение окраски». В мерный прозрачный цилиндр с ровным дном наливают 100мл исследуемой воды. Для источников хозяйственно-питьевого назначения окраска не должна обнаруживаться в столбике высотой 20 см, для водоемов культурно-бытового назначения – 10см.

Опыт№3 «Изучение характера и интенсивности запаха».

В колбу объемом 150-200 мл наливают 100 мл исследуемой воды, закрывают пробкой, взбалтывают, открывают сосуд и быстро определяют характер и интенсивность запаха. Затем колбу нагревают на водяной бане до 60 градусов и снова оценивают запах.

Характер и род запаха воды естественного происхождения.

Таблица 7

Характер запаха

Примерный род запаха

Ароматический

Огуречный, цветочный

Болотный

Илистый, тенистый

Гнилостный

Фекальный, сточной воды

Древесный

Мокрой щепы, древесной коры

Землистый

Прелый, земляной, глинистый

Плесневелый

Затхлый, застойный

Рыбный

Рыба, рыбий жир

Сероводородный

Тухлых яиц

Травянистый

Сена

Неопределенный

Интенсивность запаха

Таблица  8

Балл

Интенсивность запаха

Качественная характеристика

0

Никакой

Отсутствие ощутимого запаха

1

Очень слабая

Запах обнаруживается только опытным исследователем

2

Слабая

Запах обнаруживается, если на него обратить внимание

4

Заметная

Запах легко обнаруживается, что вызывает неодобрение

5

Отчетливая

Запах, обращающий на себя внимание и делающий воду непригодной для питья

6

Очень сильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья

Приложение № 10

Результаты исследования органолептических свойств воды

Таблица  9

Показатели

Категории и номера участков

Участки контроля (природный ландшафт)

Опытные участки
(с антропогенной нагрузкой)

1

2

3

4

5

6

1. Прозрачность (высота водного столба в мм.)

2. Окраска.

3. Характер запаха.

4. Род запаха.

5. Интенсивность запаха в баллах.

 Приложение № 11

Определение содержания химических элементов в различных образцах воды.

Инструкция к практической работе №3

по теме «Изучение химических свойств воды».

Цель: С помощью школьного химического оборудования и реактивов определить содержание различных ионов в исследуемых образцах воды.

Реактивы: исследуемые образцы воды, универсальный индикатор, 10%-ный раствор нитрата серебра, раствор соляной кислоты (1:5), 5%-ный раствор хлорида бария, гидроксид натрия, раствор красной кровяной соли (K3[Fe(CN)6]), 10%-ный раствор роданида калия (KSCN).

Оборудование: пробирки, стеклянная палочка, пипетки.

Опыт№1 «Определение  показателя рН  воды».

В пробирку с водой комнатной температуры поместить универсальный индикатор. Пронаблюдать изменение его окраски. Сравнить цвет индикаторной бумаги со шкалой, определить значение рН среды. Сделать вывод о кислотности различных образцов воды

Опыт №2  « Качественное и количественное определение содержания хлоридов».

В чистую пробирку набрать 5 мл исследуемой воды и добавить 3 капли 10%-ного раствора нитрата серебра. Приблизительное содержание хлоридов определить по осадку или помутнению:

Cl- + Ag+ → AgCl ↓ (белый осадок)  (табл. № 10).

Таблица №10

Определение содержания хлоридов

Осадок или помутнение

Концентрация хлоридов,

мг/л

Слабая муть

1-10

Сильная муть

10-50

Образуются белые хлопья, но осаждаются не сразу

50-100

Белый объемистый осадок

Более 100

Допустимая концентрация до 350 мг/л

Опыт №3 «Качественное и количественное определение содержания сульфатов»

В чистую пробирку набрать 10 мл воды, 0,5 мл раствора соляной кислоты (1:5) и добавить 2мл 5%-ного раствора хлорида бария, перемешать. Приблизительное содержание сульфатов определить по осадку или помутнению: SO42- + Ba2+→ BaSO4 (белый осадок) (табл. №11).

Таблица №11

Определение содержания сульфатов

Осадок или помутнение

Концентрация сульфатов,

мг/л

Отсутствие мути

Менее5

Слабая муть, появившаяся через несколько минут

5-10

Слабая муть, появившаяся сразу

10-100

Сильная муть, которая быстро оседает

Более 100

          Допустимая концентрация до 500 мг/л.  

Опыт №4 «Качественное определение содержания ионов алюминия»

В чистую пробирку набрать 10 мл воды, 2мл раствора гидроксида натрия, перемешать. Содержание ионов алюминия определить по осадку или помутнению: Al3+ +3 OH- → Al (OH) 3 (белый осадок) 

Опыт №5 ‹‹Качественное определение содержания Железа (ΙΙ и ΙΙΙ)

В две пробирки внести по 3 мл вытяжки. В первую прилить  несколько капель раствора красной кровяной соли (K3[Fe(CN)6]), во вторую - несколько капель желтой кровяной соли (K4[Fe(CN)6]),  Появившееся синее окрашивание в  пробирках говорит о наличии в газированной воде соединений железа (II и III).

3Fe2+ + 2K3[ Fe(CN)6]→Fe3[ Fe(CN)6]2↓+ 6K+ (синий осадок)

4Fe3+ + 3K4[ Fe(CN)6]→Fe4[ Fe(CN)6]3↓+ 12K+ (синий осадок)

Приложение № 12

Результаты определения химического состава воды

Таблица 12

Показатели

Категории и номера участков

Участки контроля (природный ландшафт)

Опытные участки
(с антропогенной нагрузкой)

1

2

3

4

5

6

1) Кислотность

2) Хлориды

3) Сульфаты

4) Ионы Fe+2

5) Ионы Fe+3

Занятия № 10-11.  Определение степени чистоты воздуха

Приложение № 13

Оценка чистоты воздуха при помощи лишайников

Таблица 13

Порода дерева_____________________

Показатели

Категории и номера участков

Участки контроля (природный ландшафт)

Опытные участки
(с антропогенной нагрузкой)

1

2

3

4

5

6

1. Накипные:

  • встречаемость, %
  • степень покрытия, %
  • балл оценки

2. Листоватые:

  • встречаемость, %
  • степень покрытия, %
  • балл оценки

3. Кустистые:

  • встречаемость, %
  • степень покрытия, %
  • балл оценки

4. Относительная чистота атмосферы (ОЧА)

Приложение № 14

Оценка автотранспортной нагрузки

Таблица 14

№ поста

Пост наблюдения
(место нахождения)

Сезон наблюдения

Средняя интенсивность потока (авт/час)

легковые

грузовые

автобусы

мотоциклы

Приложение № 15

Биодиагностика чистоты воздуха по состоянию сосны обыкновенной

Таблица 15

Результаты биодиагностики

Показатели

Категории и номера участков

Участки контроля (природный ландшафт)

Опытные участки
(с антропогенной нагрузкой)

1

2

3

4

5

6

Состояние хвои сосны:

  • количество обследованных деревьев;
  • повреждение хвои, %
  • усыхание хвои, %

Состояние генеративных органов:

  • количество обследованных деревьев;
  • количество измеренных шишек;
  • средняя длина шишки;
  • средний диаметр шишки.

Прирост сосны:

  • количество обследованных деревьев;
  • средняя длина побега, см.

Индекс продолжительности жизни хвои.

Приложение 16.

Финансовое обеспечение программы профильного лагеря

Источником финансирования профильного лагеря являются средства из муниципального бюджета.

Наименование услуги/товара

Количество

Цена примерная (в рублях)

Сумма

(в рублях)

1

Питание

12 детей на 14 дней

123

20664

2

Канцелярские предметы

комплект

1500

1500

Общая сумма

22164

Используемая литература:

  1. Габриелян О.С. Химия 9 класс. – М.: Дрофа, 1999. – 223 с.
  2. Глинка Н.Л. Общая химия. – Л.: Химия, 1988. – 703 с.
  3. Неделя экологии в школе / авт.-сост. Фадеева Г.А. – Волгоград: Учитель, 2007. – 66 с.
  4. Природа, хозяйство, экология Кировской области. Сборник статей. Киров,1996. - 595 с.
  5. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 8 класс. – М.: Просвещение, 1993. -  204 с.
  6. Школьный экологический мониторинг. Под редакцией Ашихминой Т.Я. – М.: АГАР, 2000. - 468 с.
  7. Экологическое воспитание в школе. 5-9 классы: игры, праздники, конкурсные программы, тематические вечера, беседы. – Вып. 2 / авт.-сост. Е.М. Вавилина.  – Волгоград: Учитель, 2008. – 109 с.
  8. Экологическая составляющая курса биологии в основной школе: Сборник программ. – М.6 Вентана-Граф, 2005. – 71 с.
  9. Экология родного края. Под редакцией Ашихминой Т.Я.- Киров: Вятка, 1996. – 720 с.
  10. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в ВУЗы. – М.: Высшая школа, 1993.– 447с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа химического кружка «Исследователи»

Программа химического кружка «Исследователи» направлена на углубление знаний учащихся в области химии, формирование интереса к предмету, развитие любознательности, раскрывает перед учащимися интересны...

Программа кружка "Юный исследователь "

Программа кружка эколого-географического направления ....

Программа кружка "Юный исследователь"

Программа кружка входит в Программу работы летнего лагеря "Юный исследователь", где ученики в летнее время проходят обучение по   написания исследовательской работы в течение 10 дней....

Образовательная программа кружка "Юный исследователь"

Образовательная программа кружка направлена на привлечение учащихся к исследовательской деятельности, расширению и углублению знаний по биологии, экологии и географии, способствует работе учащихся по ...

Программа кружка "Юный исследователь"

Для исследовательской работы весьма важно сформировать у учащихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Поэтому исследовательская деятельность сама по себе...

Программа кружка "Юный исследователь"

Программа направлена на развитие познавательного интереса учащихся.Данная программа рассчитана на то, что поможет:- сформировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ученика в обучении;- а...

Образовательная программа кружка "Юный исследователь"

Образовательная программа "Юный исследователь" рекомендуется для организации работы кружка экологической направленности в учреждениях дополнительного образования для детей среднего школьного...