Коуч-сессия для учителей
план-конспект по литературе на тему

Шустова Наталья Владимировна

Работа с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kouch.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Коуч-сессия учителей русского языка и литературы

Главная часть работы учителей на уроке – направленное чтение. Учителя в роли учеников. Это формы работы с текстом. Текст – основа любого урока. Для этого мы используем технологию «Шести шляп», адаптированную под «Пять шляп». Этот метод позволяет детям с разным уровнем речевого развития чувствовать себя комфортно на уроке, быть соавтором урока. Шляпы можно менять во время урока. Используем групповой метод работы. Формирование компетенций шляп: организационная, коммуникативная, информационная, самообразовательная. Развиваем: творческое мышление, критическое, позитивное, толерантность.

Распределение групп по «шляпам»:

Новаторы – «зеленая шляпа» - презент проекта, идеи для всех.

Пессимисты – «черная шляпа» - выделяют отрицательное в ответах, непродуманные идеи.

Оптимисты – «желтая шляпа» - все положительное на уроке.

Эксперты – «синяя шляпа» - анализ, обобщение материала.

Ход мероприятия:

  1. Учителя сидят за партами. В данный момент они в роли учеников. «Белая шляпа» - дает необходимую информацию, факты, текст, чтение, анализ.
  2. Первый учитель. Вступительное слово. Мы много времени и энергии тратим на уроках на поиски поэтических фигур и тропов, не заботясь о том, получают ли дети удовольствие от чтения. Нам нужны такие методы обучения, которые подходят и для работы с группой, и с отдельным учеником, и побуждают к интерпретации текста, и дают возможность обогащаться, общаясь с друг другом. Учащимся надо предоставить возможность испытать особые чувства рождения собственного, глубоко личного восприятия текста, ощутить, как это восприятие развивается, сравнить его с мнением одноклассников и авторов. На таких уроках интерпретация становится коллективным процессом. Главная часть работы на уроке – направленное чтение. Сегодня мы покажем формы работы с текстом (текст – основа любого урока). Почему это необходимо делать? Почему сработает? (черная шляпа). А вот желтая шляпа вселяет уверенность, это символ оптимизма, можно изобразить на плакате или слайде большой желтый с улыбкой смайлик.
  3. Второй учитель. Практикум. Раздаем учителям листы А-4 и просим написать ассоциации к картинам. Картины на слайде: бег с препятствием, турникет в метро, закрытая дверь…  Предполагается, что ученики (учителя) произнесут слова: барьер, преграда, преодоление, усилие и т.п. Подводим к первой части коуча «Барьеры в организации разговора в классе». Эти барьеры мы преодолеем, работая в группах.
  4. Желтая шляпа. Третий учитель. Практикум. Работа в группах. Собрать предложение из разбросанных слов. Заранее на листочках записать предложение, а потом этот лист разрезать на части, чтобы его собрали целиком из кусочков. Далее продолжаем это предложение. Придумаем свое продолжение предложения. По одному предложению тяжело понять, кто автор, какой текст.
  5. Четвертый учитель. Авторское кресло. Догадались? Это текст автора Солженицына А.И. «Крохотки». Можно брать любого автора. Текст.

Отраженье в воде.

В поверхности быстрого потока не различить отражений ни близких, ни далеких: даже если не мутен он, даже если свободен от пены – в постоянной струйчатой ряби, в неугомонной смене воды отраженья неверны, не отчетливы, непонятны. Лишь когда поток через реки и реки доходит до спокойного широкого устья, или в заводи остановившейся, или в озерке, где вода не продрогнет, - лишь там мы видим в зеркальной глади и каждый листик прибрежного дерева, и каждое перышко тонкого облака, и налитую голубую глубь неба. Так и ты, так и я. Если до сих пор все никак не увидим, все никак не отразим бессмертную чеканную истину, - не потому ли, значит, что еще движемся куда-то? Еще живем?

  1. Пятый учитель. Практикум. Преодоление барьера организации разговора по тексту мы покажем на примере создания кластера. Слово о кластере. Кластер предлагает неограниченные возможности для работы с учениками и информацией. Когда дети предлагают внести что-то в кластер, они должны сформулировать мысль достаточно складно, четко, нестандартно, ясно, используя одно слово (лучше имя существительное). Ценность кластера в умении систематизировать материал по заданной теме. Коллективно составляя кластер, дети обмениваются информацией. Обогащают свои представления по теме. Кластер – это первый шаг к созданию плана сочинения по заданному тексту. Он помогает упорядочить мысли и выстроить их в логической последовательности. Это прекрасная подсказка, с чего надо начинать и чем закончить сочинение.
  2. Шестой учитель. Практикум. Зеленая шляпа – творчество, идеи, возможные решения. Создание кластера. Текст выводим на доске. Текст небольшой. Можно взять отрывок. Эпизод.
  3. Седьмой учитель. Практикум. Самое ценное при работе с текстом – желание закончить работу собственным творчеством по теме. Это может быть сочиненный синквейн. Сочиняем синквейн. Синквейн (от франц., англ.) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале 20 века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время и в России с 1997 года) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструментов для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно имя существительное, реже местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором идет речь. Вторая строка – два слова (чаще всего имя прилагательное или причастие). Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Можно готовые слова раздать, пусть «Мозаика» поработает. Или конструктор «Лего».
  4. Заключительное слово. Вот такой может быть  интересная и полезная работа с текстом. Используем разные виды работы: составление кластеров, прогнозирование текста, сборка абзаца из предложений, ответы в авторском кресле оживляют работу. Каждый поставлен перед необходимостью записать свои мысли, придумать завершение истории, став соавтором писателя. Такие задания выполняются без перегрузки, с интересом. Пишущие дети всегда активны. Практически всегда эти уроки завершаются творческой мастерской, где ученики рисуют, пишут эссе, рассуждения о месте, мудрости, о книге, о счастливом детстве, о маме, сочиняют синквейны, диаманты, акростихи. В таком творчестве раскрывается талант каждого ребенка. Дети ждут таких уроков, предлагают темы, на которые им хотелось бы поразмышлять, послушать мнение одноклассников.

Заключение. Синяя шляпа – достижения, что нужно делать дальше. «Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения». Так сказано в докладе рабочей группы Совета при  президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа – 2020. Какой мы ее видим?» поэтому особую важность приобретает формирование на уроках русского языка коммуникативной компетенции. Ключевой единицей курса русского языка становится текст. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию. Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ, олимпиадам, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных  социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

коуч-сессия "Критическое мышление" для педагогов

Обоснование необходимости и актуальности использования дебатной технологии в современной школе. Фундамент  и основа  дебатов - умение критически мыслить. Научить приемам критического мы...

Коуч-сессия "4 вопроса планирования"

Инструмент коучинга  "4 вопроса планирования" помогает ученику не только определиться с целями, но и самостоятельно сформировать индивидуальный план продвижения к этой цели, опреде...