Рабочая программа по литературе для 9 класса
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Трунова Наталья Николаевна

Рабочая программа содержит пояснительную записку и КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_9_kl.docx121.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Фащевка

Грязинского муниципального района Липецкой области

   

Рассмотрена на заседании ШМО.                                Утверждаю.

Руководитель ШМО                                                      Директор МБОУ СОШ села Фащёвка

 ___________(Н.Н. Трунова)                                        ____________(Е. А. Терновых)                                                                                                                                                                                                                                                

Протокол  от _____________2016 г. №____           Приказ  от   ___________ 2016 г.   №____                                                    

                                                                                       

                                             

                                                                                           

                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Литература»

для

 9 класса

МБОУ СОШ с. Фащёвка

на 2016 – 2017 уч. год

Учитель, реализующий учебный предмет,

Трунова Наталья Николаевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

       Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

      Согласно федеральному государственному образовательному стандарту  изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих

 целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстовхудожественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Задачи  литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

  • формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
  • осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
  • формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  • формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Нормативные правовые документы,

на основании которых разработана рабочая программа

1.        Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.        Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Документ изменен приказом номер 69 от 31.01.2012 г.

Документ изменен приказом номер 39 от 24.01.2012 г.

Документ изменен приказом номер 427 от 19.10.2009 г.

Документ изменен приказом номер 320 от 31.08.2009 г.

Документ изменен приказом номер 164 от 03.06.2008 г.

3.   Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

4.   Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.12. 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программа общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013 – 2014 учебный год»;

5.   Приказ УОиН Липецкой области от 16.05.2013 г. № 451 «О базисных учебных планах     для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013 – 2014 учебный год»;

6.  Приказ УОиН Липецкой области от 20.06.2013 г. № 585 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 16 мая 2013 года № 451 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013 – 2014 учебный год»;

7.   Приказ по школе № 134 от 26.08.2013 г. «Об утверждении учебного плана»;

8.   Приказ по школе № 136 от 28.08. 2013 г. «Об утверждении годового календарного учебного графика»;

9.   Приказ по школе №226 от 08.12.2009 г. «О приведении в соответствие с положением рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин». Программа составлена в соответствии с требованиями  федерального компонента государственного стандарта общего образования  по русскому языку.

Сведения о программе

При составлении данной программы за основу взята  «ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ»для 9 класса / авт.-сост. С.А. Зинин // Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования  (3 ч в неделю). Настоящая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Настоящая программа выполняет две основные функции:

 - Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

- Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Обоснование выбора авторской программы С.А. Зинина для разработки рабочей программы по литературе в 9 классе

Авторы новой программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2011) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Содержание программного материала аналогично учебному курсу авторской программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева, так же, как и модель структуры курса каждого из среднихклассов – изучается литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней. Курс истории литературы XX века на историко-литературной основе с включением кратких сведений о зарубежной литературе и ее развитии, в центре которого – анализ литературного процесса ХХ века, автор и художественное произведение в этом процессе – предусмотрен и программой по литературе для 9 класса // автор-составитель С.А. Зинин. Этой программе и учебнику по литературе, исходя из соображений целесообразности, я и отдала предпочтение. Те же авторы (С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев) и та же программа (см. выше: принцип программного сопряжения курсов 9 и 10 классов) в курсе изучения литературы старшего звена (10-11 классы) позволит продолжить начатый курс обучения по вышеуказанной программе и учебникам.

В содержание новых программ для 9 класса входят литературные произведения и историко-литературные явления от древнерусской литературы до второй половины XX века включительно. Это и многие другие обстоятельства выделяют проблему 9 класса как одну из самых актуальных. Решить ее в течение одного учебного года только в 9 классе для любой школы  затруднительно.

Решение проблемы представляется оптимально возможным при таком варианте, когда, начиная с 5 класса, ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы XX века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе. Сказанное совершенно не означает постоянное обращение только к одним и тем же именам. Вводя с 5 класса произведения определенных эстетических периодов и систем, учитель имеет возможность уже в 7 классе впервые поставить вопрос о литературном направлении (классицизм), в 8 классе — о романтизме, чтобы в 9 классе сосредоточиться на основной эстетической проблеме — развитии реализма.

Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.

Отношение писателя к книге, складывающееся в раннем детстве, — важный пример для школьника, проникающегося уважением и любовью к автору полюбившихся рассказов, повестей, стихотворных произведений. Учащимся интересно постигать не просто факты биографии писателя, но особенности его личности. В программе и в учебниках предусматривается постепенное ознакомление с различными этапами жизни и творчества писателя, его отношением к искусству, творчеству, людям.

В тех случаях, когда произведения писателя изучаются с 5 по 9 класс, как правило, последовательно даются сведения о детстве (5 класс), годах учения (6 класс), образе писателя (7 класс), своеобразии личности (8 класс), основных вехах творческой биографии (9 класс). При этом всегда подобраны сведения о творческой истории изучаемого произведения и о фактах жизни, связанных с созданием данного текста. Тогда же, когда имя писателя появляется в одном из классов, приводятся материалы и сведения, которые помогают школьникам лучше представить себе писателя, приблизить к себе образ автора.

9 класс

В 9 классе продолжается изучение вершинных произведений классической литературы и литературы ХХ века, формируется первоначальное представление об историко-литературном процессе и реализуется основная эстетическая проблема – развитие реализма.

Изучение художественной литературы предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия. Большинство текстов включено в учебник-хрестоматию, что создает благоприятные условия для организации работы.

Программа позволяет постигать факты биографии писателя и особенности его личности. Впрограмме и в учебниках предусматривается постепенное ознакомление с различными этапами жизни и творчества изучаемого писателя или поэта, его отношение к искусству, творчеству, людям. В 9 классе продолжается знакомство с детскими и отроческими годами жизни А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, предлагаются сведения об основных вехах творческой биографии писателя, творческая история произведения. В основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находятся сложные отношения авторов к своим героям, созданным ими произведениям.

9 класс подытоживает знания, умения и навыки и позволяет творчески осмысливать художественное произведение, более полно определять особенности творчества писателя. Творчество писателя изучается в историко-литературном аспекте. В связи с этим вводятся системные понятия и категории: литературный процесс, литературные направления, историзм, народность, поэтический мир, стиль писателя. Таким образом, курс 9 класса рассматривается как «переходный» по отношению к старшей школе, а сам материал организован с учетом возможной предпрофильной подготовки обучающихся гуманитарных классов.

Изменения,  внесенные в программу

Согласно Федеральному базисному учебному плану рабочая программа предусматривает изучение литературы в 9 классе в объеме 102 часов (3 часа в неделю), количество  уроков развития речи (10 часов) и уроков внеклассного чтения (9 часов). Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по литературе. Изменений  в  авторскую программу, взятую за основу, внесено не было.

Определение места и роли учебного курса

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Настоящая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжатьработу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Принципы отбора содержания стандарта, программы и, соответственно, тематического планирования по литературе связаны и преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Информация о количестве учебных часов,

на которое расчитана учебная программа

Согласно Федеральному базисному учебному плану рабочая программа предусматривает изучение литературы в 9 классе в объеме 102 часов (3 часа в неделю). На изучение теоретического материала и анализ художественного текста 92 часа (из них 9 часов внеклассного чтения); развитие речи 10 часов (из них на сочинение – 9 часов). Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по литературе.

Формы организации образовательного процесса

   Основной и главной формой организации учебного процесса является классно-урочная форма, включающая различные типы уроков (изучение нового материала, комбинированный урок, урок обобщения и систематизации знаний и др.). Уроки с использованием ИКТ и мультимедийного проектора, урок-семинар, открытые и нетрадиционные уроки,уроки – экскурсии помогают сделать учебный процесс более разнообразным и интересным, групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя или по просьбе учащихся (их родителей) в школе.

Используемые технологии на уроках

  1. Здоровьесберегающие технологии подразумевают под собой
  • благоприятные условия обучения школьника (отсутствие стресса, адекватность требований);
  • рациональную организацию учебного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными требованиями;
  •  соответствие учебной и физической нагрузки возрастным особенностям подростка;
  • создание благоприятного эмоционально-психологического климата на уроках;
  •  использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся (физминутки, упражнения для глаз и др.)

 Главными принципами здоровьесберегающей технологии являются следующие:

«Не навреди» и «От успеха – к успеху» (сначала отметь положительное в деятельности и знаниях, а потом в тактичной форме говори об отрицательном).

Механизмы формирования ключевых компетенций

   Ключевые компетенции обучающихся формируются на каждом уроке  с помощью самых разнообразных методов (механизмов) обучения и воспитания. Вот некоторые из них: объяснение, упражнение, обсуждение, дискуссия, методы программированного обучения, методы проблемного обучения, рассказ, демонстрация, работа с книгой, беседа, обучающий контроль и др.

   На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.

Для решения опознавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными лингвистическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии.

Виды и формы контроля

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  •  осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  •  выразительное чтение художественного текста;
  •  различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  •  заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  •  анализ и интерпретация произведения;
  •  составление планов и написание отзывов о произведениях;
  •  написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  •  целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Основные виды устных и письменных работ по литературе в 5 – 9 классах

Устно

Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно-популярных текстов, в том числе и выученных наизусть.

Пересказ художественных произведений (подробный, краткий, выборочный, от другого лица, художественный — с максимальным использованием особенностей текста). Устное словесное рисование. Устное сочинение-рассуждение, сочинение-описание по изучаемому произведению. Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о художнике-иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника, самостоятельного чтения дополнительной литературы.

Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актерском или авторском чтении. Сочинение-рассказ о посещении выставки, экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание — создание стихотворения, спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни, былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.).

Письменно

Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос, написание тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая). Составление плана (простого, сложного, цитатного) прочитанного произведения или собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепостановке. Сочинение на основе личных наблюдений. Доклад или реферат на литературную тему. Конспект, план исторической статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения и пр.).

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
  • Заучивание наизусть стихотворных  и прозаических текстов.
  • Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
  • Анализ и интерпретация произведений.
  • Составление планов и написание отзывов о произведениях.
  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
  • Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Требования к уровню подготовки обучающися к окончанию 9 класса

Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути русских писателей XVIII-первой трети XIXвв.
  2. Тексты их художественных произведений, особенности сюжета и композиции.
  3. Историко-культурный контекст изучаемых произведений.
  4. Значение образов главных героев произведений А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
  5. Основные теоретико-литературные понятия.
  6. Изобразительно-выразительные средства языка.
  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
  8. Наизусть стихотворные тексты, подлежащие обязательному изучению.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
  2. Формулировать тему, идею, проблематику произведения.
  3. Анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.
  4. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
  5. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
  6. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
  7. Свободно владеть монологической речью, выражать свое отношение к прочитанному в устной или письменной форме и аргументированно обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
  8. Работать с учебной книгой и литературно-критической статей (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, создавать тезисы, план или конспект прочитанного, выделяя смысловые части).
  9. Готовить реферативное сообщение на литературную тему (по одному источнику).
  10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
  11. Писать сочинение на литературную тему.
  12. Пользоваться словарями и справочниками различных типов (литературоведческим, энциклопедическим, терминологическим и проч.).

Программа реализуется в адресованном учащимся учебнике:

        Литература. 9 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. / С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

        Данный учебник является частью детально разработанного учебно-методического комплекта и продолжает линию учебников для среднего звена Г.С. Меркина, по которому нынешние девятиклассники изучали предмет в 5-8 классах.

       Учебник для 9 класса написан известными учеными в области истории литературы и методики ее преподавания в школе. Таким образом, уровень подачи материала  соответствует последним научным разработкам вобласти истории и теории литературы. Историко-литературный курс охватывает основные этапы развития отечественной литературы от Средневековья до середины XIX столетия, а также обзор литературы второй половины XIX-XXвеков. Сложнейшие теоретические понятия (литературные направления, жанры и т.д.) представлены в учебнике в полном объеме и с достаточной степенью ясности, позволяющей учащимся не только уяснить смысл новых терминов, но и оперировать данными понятиями в ходе выполнения домашних и классных работ. С целью введения новых терминов в активный словарный запас после каждой темы в учебнике предусмотрен ряд заданий и вопросов, помогающих выявить уровень усвоения пройденного материала школьниками.

          В каждой части учебника помещены основные художественные тексты и их фрагменты, необходимые для работы на уроках.

         В завершении каждого раздела представлены темы сочинений, докладов и рефератов, к которым учащиеся обращаются с большим удовольствием, поскольку предлагаемый для творческих работ материал закономерно связан с пройденным на уроке и позволяет как отразить понимание изученного, так и продемонстрировать навыки самостоятельного поиска информации и умения обобщать собственные наблюдения.

Небезынтересны и списки рекомендуемой литературы, предлагающие обратиться к наиболее известным, ставшим хрестоматийными исследованиям отечественных литературоведов.

Целесообразно разделение каждой из двух частей учебника на два раздела: теоретическую часть, содержащую предусмотренный программой материал, уже упомянутые выше задания, темы для творческих работ, списки литературы, и приложение, в котором сосредоточены собственно тексты.

Чрезвычайно богат иллюстративный материал учебника, позволяющий обращаться в процессе изучения русской классики к репродукциям картин и фотографиям признанных мастеров, а вклейки, содержащие фотографии предметов,

интерьеров, исторических деятелей и деятелей культуры, создают тот необходимый культурологический контекст, без учета которого, пожалуй, полноценное понимание русской литературы просто невозможно.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В 9 КЛАССЕ

(105  часов)

9 класс

Введение (1 ч.)

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные » темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.

Умения и навыки:

1.Знатьсвязь литературы и истории, понятие историко-литературный процесс.

Из древнерусскойлитературы (6 ч.)

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.

Развитие речи: устное сообщение, сочинение.

Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.

Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».

Умения и навыки:

1. Знать историческую основу, идеи,образную систему «Слова о полку Игореве»;

2. Уметь выявить идею, образную систему  произведения, выразительно читать отрывок из "Слова…", создавать краткий конспект учебника, писать сочинение.

Из литературы XVIII века (10 ч.)

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.

Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).

Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.

Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.

Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.

Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.

Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.

Умения и навыки:

1. Знать характерные черты классицизмаи особенности русского классицизма, общие сведения о жизни и творчестве изученных авторов, литературные понятия, содержание изученных произведений;

2. Уметь анализировать поэтический текст, конспектировать учебник, анализировать  драму и прозу;

3. Понимать особенности русского классицизма и сентиментализма.

Литература первой половины XIX века (53 ч.)

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века. 2 ч.

Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.

Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.

Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.

Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.

Умения и навыки:

1. Знать национальные особенности русского романтизма, основные темы, мотивы, жанры поэзии Жуковского;

2.Уметь выразительно читать стихотворения.

А.С. ГРИБОЕДОВ    11 ч.

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.

Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».

Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».

Умения и навыки:

1. Знать биографию Грибоедова, творческую историю комедии; сюжет, язык комедии;

2. Уметь определять проблематику, работать с текстом, характеризовать образы, выполнять литературный анализ, отвечать на проблемные вопросы, писать сочинение.

А.С. ПУШКИН     16 ч.

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.

Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.

Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».

Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.

Умения и навыки:

1. Знать основные периоды творчества Пушкина, содержание всех программных произведений, основные темы и мотивы, авторскую точку зрения;

2. Уметь выразительно читать наизусть лирику, работать с учебником, литературоведческой статьей, писать сочинение.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ   12 ч.

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.

Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.

Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.

Умения и навыки:

1. Знать основные этапы творческого пути Лермонтова, специфику романтизма поэта, основные произведения, их сюжеты и проблематику;

2. Уметь выразительно читать наизусть лирику, работать с учебником, литературоведческой статьей, писать сочинение.

Н.В. ГОГОЛЬ   11 ч.

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.

Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.

Внутрипредметные связи: Н.В.Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.

Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).

Умения и навыки:

1. Знать основные этапы творческого пути Гоголя, произведения, их сюжеты и проблематику;

2. Уметь выразительно читать и анализировать прозу, работать с учебником, литературоведческой статьей, сопоставлять, конспектировать, писать сочинение, отвечать на проблемные вопросы.

Литература второй половины XIX века (13 ч.)

(Обзор с обобщением ранее изученного)

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).

Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.

Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.

Умения и навыки:

1. Знать основные этапы жизненного и творческого пути Н.А. Некрасова,

Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, проблематику, жанровую специфику и содержание изученных произведений этих авторов;

2. Уметь показать основные особенности поэтического и прозаического языка.

Из литературы XX века (18 ч.)

(Обзор с обобщением ранее изученного)

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). М. Горький «Челкаш» – основная проблематика произведения, система образов.

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).

Своеобразие отечественного  романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.

Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.

Умения и навыки:

1. Знать особенности литературы ХХ века, общие сведения о жизни и творчестве изученных авторов, литературные понятия, содержание изученных произведений;

2. Уметь анализировать поэтический текст, конспектировать учебник, анализировать драму и прозу;

3. Понимать особенности литературы ХХ века.

Для заучивания наизусть

Отрывок из «Слова о полку Игореве». Монолог Фамусова (Чацкого) из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». М. В.Ломоносов. «Вечернее размышление…» Г. Р.Державин. «Признание». А. С.Пушкин. «Пророк»; «Я помню чудное мгновенье…»; «Я вас любил»; «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»; отрывок из «Евгения Онегина». М. Ю. Лермонтов. «Смерть Поэта»; «Выхожу один я на дорогу»; «И скучно и грустно…»; «Нет, не тебя так пылко я люблю…»; отрывок из «Героя нашего времени». Н. В.Гоголь. Отрывок из «Мертвых душ». Ф. И.Тютчев. «Она сидела на полу…» А. А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…» А. А.Ахматова. «Родная земля». М. И.Цветаева. «Моим стихам…» С. А. Есенин «Край ты мой заброшенный...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».  А.А. Блок «Ветер принес издалёка...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». В.В. Маяковский «Послушайте!»;

Для домашнего чтения

Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». М.Ю. Лермонтов «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Есть речи...», «Предсказание», «Молитва». Н.В. Гоголь «Женитьба», «Портрет».

Из литературы второй половины XIX—XX века

См. обзорные темы.

Резерв (4 ч.)

Перечень контрольных мероприятий

Контрольных работ 2

Контрольных сочинений - 1

п/п

№ урока

Вид работы

Дата

69 - 70

 Контрольное сочинение по поэме «Мертвые души»

76

Контрольная работа по анализу лирического текста.

99

Итоговая тестовая контрольная работа за курс 9 класса.

Учебно-тематический план

9 класс – 105 часов (3 часа в неделю)

Содержание планирования включает уроки различных типов.

Тип урока

1. Уроки изучения художественных произведений

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной работы над текстом, обобщающее изучение произведений.

2. Уроки изучения истории и теории литературы.

Уроки по теоретико – литературным понятиям. Уроки усвоения основ историко-литературного процесса в русской литературе. Уроки закрепления научных, литературно – критических статей. Уроки изучения основных фактов и явлений творческой биографии писателя.

3. Уроки развития речи.

Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным ответам и устным докладам. Уроки обучения сочинениям. Уроки анализа сочинений.

Содержание

Общее
количество часов

Развитие речи

Сочинения

Внеклас-сное чтение

классные

домашние

Введение. Историко-литературный процесс

1

Из древнерусской литературы.

Слово о полку Игореве

5/1

1

1

Из литературы ХVIII века.

Предпосылки и тенденции развития русской литературы в ХVIII столетии в контексте мировой литературы.

6 /4

3

М.В. Ломоносов.

1

Г.Р. Державин.

2

Д.И. Фонвизин.

1

А.Н. Радищев.

2

Литература первой половины XIX века.

Русский романтизм

51/2

А.С. Грибоедов

11

2

1

А.С. Пушкин

16

1

1

М.Ю. Лермонтов

12

2

1

Н.В. Гоголь

11

2

Контрольное сочинение

1

1

Литература второй половины XIX века.

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-90 гг.

12/1

Лирика 50-80-ых годов XIX века (А.Н. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет)

4

Контрольная работа по анализу лирического текста

1

А.Н. Островский

2

Ф.М. Достоевский

3

1

1

А.П. Чехов

2

Из литературы XX века

Русская проза и драматургия рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, А. Куприн)

12/4

2

Серебряный век русской поэзии

2

Русская проза первой половины ХХ века (М. Булгаков, М. Шолохов)

5

1

1

Литературный процесс 50-80 гг. (А. Солженицын, В. Быков)

4

1

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

1

Новейшая русская проза и поэзия (В. Астафьев, В. Распутин, Т. Толстая, Л. Петрушевсая, В. Высоцкий, Б. Окуджава и др.)

2

2

Резервный урок

4

ИТОГО

102

10

3

3

9

Календарно–тематическое планирование

по литературе в 9 классе

Литература. 9 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений:

в 2 ч. / С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев.

– М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

№ п/п

Тема урока

Дата

Примеч.

Введение.

Планир.

Фактич.

1

История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации.

Цель: познакомить школьников с учебником, дать учащимся представление о своеобразии курса литературы 9 кл., связи художественной литературы и истории, своеобразии развития русского литературного процесса в отличие от европейского.

06.09.

06.09.

2-7

Из древнерусской литературы.

 «Слово о полку Игореве»  – 6 ч. (в т.ч. 1РР – 1кл. соч)

Цель: активизировать знания о фольклорных жанрах, изучить специфику жанра исторической песни, песни-плача, проследить отражение в песнях исторической памяти народа.

1/2. Своеобразие древнерусской литературы

07.09.

07.09.

2/3. Сюжетно-композиционные особенности «Слова о полку Игореве»

09.09.

09.09.

3/4. Тема России в «Слове…»

13.09.

13.09.

4/5. Художественное своеобразие «Слова…» Чтение наизусть.  

14.09.

14.09.

5/6. Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в «Слове…»

16.09.

16.09.

6/7. РР1. Сочинение1 по «Слову о полку Игореве…»

20.09.

20.09.

8 - 17

Из литературы XVIII века. М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин. Д.И. Фонвизин. А.Н. Радищев. – 10 ч. (в т.ч -  3 вн. чт.)

Цель: сформировать представление о предпосылках развития и специфике русской литературы XVIII века, рассмотреть русскую литературу в контексте европейской.

1/8. Предпосылки и тенденции развития русской литературы в ХVIII столетии в контексте мировой литературы.

21.09.

21.09.

2/9. Внеклассное чтение 1. Шекспир. Гамлет. Вечные образы и темы в трагедиях Шекспира (на примере трагедии «Гамлет»)

Чтение наизусть. 

23.09.

23.09.

3/10. Внеклассное чтение 2. Гете. Фауст.

Философская проблематика и вечность образов трагедии Гете «Фауст».

27.09.

27.09.

4/11. М.В. Ломоносов – реформатор русского языка, стихосложения, учёный, поэт.

28.09.

28.09.

5/12. Г.Р. Державин – поэт и гражданин.

30.09.

30.09.

6/13. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для развития поэтического слова.

04.10.

04.10.

7/14. Внеклассное чтение 3. Особенности классицистической драматургии. Приглашение к чтению произведений Ж.- Б. Мольера.

05.10.

05.10.

8/15. Русская классицистическая драматургия. Д.И.Фонвизин - «сатиры смелый властелин».

07.10.

07.10.

9/16. Особенности сентиментализма. Творчество А.Н. Радищева.

11.10.

11.10.

10/17. «Путешествие из Петербурга в Москву».

12.10.

12.10.

18 - 19

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (первая половина) - 51 ч.

Русский романтизм – 2 ч.

Цель: понять национальные особенности русского роматизма, систематизировать полученные в ср. кл. знания.

1/18. Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX.

14.10.

14.10.

2/19. Творчество В.А. Жуковского.

18.10.

18.10.

20 - 30

А.С. Грибоедов – 11 ч. (2 РР – 1 кл. соч)

Цель: рассмотрев основные вехи творческой биографии писателя, изучить проблематику, специфику жанра и образов комедии «Горе от ума».

1/20. А.С. Грибоедов: личность и судьба. Комедия «Горе от ума»: смысл названия и проблематика произведения.

19.10.

19.10.

2/21. Специфика жанра, особенности сюжета и композиции.

21.10.

21.10.

3/22. Искусство построения интриги.

25.10.

25.10.

4/23. Общественный и личный конфликт в произведении.

26.10.

26.10.

5/24. «Век нынешний и век минувший». Чацкий и фамусовская Москва. 

Чтение наизусть.

28.10.

28.10.

6/25. Мастерство драматурга в создании характеров комедии.

08.11.

7/26. Образность и афористичность ее языка.

09.11.

8/27. Комедия «Горе от ума» и современность: типичность героев и ситуация, вечность образов и языка. 

11.11.

9/28. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

15.11.

10/29. РР 2 Классное сочинение по комедии «Горе от ума»   2

16.11.

11/30. РР 3. Классное сочинение по комедии «Горе от ума»  2

18.11.

31 - 46

А.С. Пушкин – 16 ч. (в т.ч. 1 РР – 1 д.соч.).

Цель: глубоко изучить творчество Пушкина, понять особенности его творческого пути, понять универсализм Пушкина, его гениальность. знать проблематику, жанровую специфику его произведений, характеристику образов.

1/31. Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина.

22.11.

2/32. Темы, мотивы и жанровое многообразие лирики.

23.11.

3/33. «Чувства добрые я лирой пробуждал» (лирический герой и нравственное содержание лирики Пушкина). Чтение наизусть.

25.11.

4/34. Свободолюбивая лирика Пушкина. Обучение анализу лирического текста.

29.11.

5/35. Тема любви и дружбы в лирике Пушкина. Обучение анализу лирического текста.

30.11.

6/36. Тема поэта и поэзии в лирике

Пушкина. Обучение анализу лирического текста.

02.12.

7/37. Эволюция творческого сознания Пушкина: от романтизма к реализму (на примере малых жанров)

06.12.

8/38. «Евгений Онегин»: специфика жанра, сюжет, композиция, творческая история.

07.12.

9/39. Сюжетная линия Онегин – Ленский.

09.12.

10/40. Онегин: типаж или индивидуальность?

13.12.

11/41. Образ Татьяны в произведении как «милый идеал» Пушкина. Татьяна и Ольга.

14.12.

12/42. Сюжетная линия Татьяна-Онегин.  Образно-выразительные средства, раскрывающие внутренний мир героев. Чтение наизусть

16.12.

13/43. Образ автора в произведении.

20.12.

14/44. Роль лирических отступлений. Художественное своеобразие произведения.

21.12.

15/45. Роман «Евгений Онегин» в русской критике.

23.12.

16/46. РР4 Сочинение по роману в стихах «Евгений Онегин» 3

27.12.

47-58

М.Ю. Лермонтов – 12 ч. (в т.ч. 2 РР – 1 кл.соч.)

Цель: изучив исторический и литературный фон 1830-1840-х годов, понять специфику творчества Лермонтова как  наследника и оппонента Пушкина.

1/47. Жизненный путь и мировоззрение

М.Ю. Лермонтова.

27.12.

2/48. Проблематика поэзии  Лермонтова.

28.12.

3/49. Кризис романтического мировоззрения и его отражение в лирике Лермонтова. Чтение наизусть.

4/50. Эволюция лирического героя в поэзии Лермонтова.

5/51. Жанровое своеобразие и сюжетно-композиционные особенности романа

 «Герой нашего времени».

6/52. Система рассказчиков

7/53. Самоанализ героя и авторская оценка его в романе «Герой нашего времени». Чтение наизусть.

8/54. Личностные и социальные истоки индивидуализма Печорина.

Печорин и психологические проблемы  современной молодежи.

9/55. Образная система романа. Мастерство психологической обрисовки характеров различных персонажей произведения.

10/56. Конспектирование статьи В.Г. Белинского о романе и его герое.

11/57. РР 5 Классное сочинение-рассуждение проблемного характера по роману «Герой нашего времени»  4

12/58. РР 6  Классное сочинение-рассуждение проблемного характера  по роману «Герой нашего времени» 4

59-70

Н.В. Гоголь – 12 ч. (вт.ч. 2РР – 1  кл.соч.)

Цель: глубоко изучить творчество автора, понять основные художественные идеи и пафос гоголевской прозы: «видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы», своеобразие гоголевского комизма и особенности гоголевского лиризма, изучить поэму «Мертвые души».

1/59. Основные этапы жизни и творческого пути Н.В. Гоголя.

2/60. Романтизм ранней гоголевской прозы и влияние на нее украинской народной культуры (циклы «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»).

3/61. Величественное прошлое и ничтожная современность в повестях и комедиях Гоголя («Тарас Бульба», «Ревизор»)

4/62. Тема маленького человека и натуралистические тенденции в прозе Гоголя («Петербургские повести»: «Нос», «Записки сумасшедшего», «Шинель»)

5/63. «Мертвые души» - вершинное произведение Гоголя (замысел произведения, творческая история, жанровое, сюжетное и композиционное своеобразие произведения).

6/64. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

7/65. Души живые и мертвые: образы помещиков и чиновников в произведении. Роль детали в поэтике Гоголя.

8/66. Образ России и народная тема в поэме. Художественное своеобразие произведения. Чтение наизусть.

9/67. Образ автора и роль лирических отступлений.

10/68. Мастерство Гоголя-прозаика. 

Русская критика о Гоголе и его творении.

11/69. РР 7 Контрольное сочинение по поэме «Мертвые души» 5

12/70. РР 8 Контрольное сочинение  по поэме «Мертвые души».  5

71-83

Из литературы второй половины XIX века – 13 ч. (в т.ч. 1 РР и 1 к.р.)

Цель: рассмотреть основные тенденции развития отечественного реализма в литературе 1840-90-х годов, нравственные и философские уроки русской классики.

1/71. Развитие традиций отечественного реализма в литературе 1840-90-х годов.

2/72. Лирическая ситуация 50-80-х гг. ХIХ в.

3/73. Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии: «Памяти Добролюбова». Чтение наизусть.

4/74. Философское понимание мира в поэзии Ф.И. Тютчева: «С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь». Чтение наизусть.

5/75. Творчество А.А. Фета. Лирика любви, природа и человек: «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть!..» Чтение наизусть.

6/76. Контрольная работа по анализу лирического текста.

7/77. Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.

8/78. «Бедность не порок»: жанровые особенности, проблематика, основной конфликт и персонажи произведения.

9/79. Особенности судьбы и творчества Ф.М. Достоевского.

10/80. Роман «Бедные люди»: материальное и духовное в повести, характеристика образов,  позиция автора.

11/81. РР9 Сочинение-рассуждение  проблемного характера по роману «Бедные люди». 6

12/82. А.П. Чехов в жизни и творчестве.

13/83. А.П. Чехов - мастер  короткого

 рассказа: «Душечка», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника».

84-99

Из литературы ХХ века – 16 ч. (в т.ч. 1 РР)

Цель: рассмотреть тенденции развития русской литературы в ХХ веке.

1/84. Своеобразие русской прозы и драматургии рубежа XIX –ХХ вв.

2/85. М. Горький «Челкаш» – основная проблематика произведения, система образов.

3/86. Внеклассное чтение 4. Откровения души героев в рассказах И. Бунина.

4/87. Внеклассное чтение 5. Своеобразие рассказов А. Куприна

5/88. Серебряный век русской поэзии. Многообразие поэтических голосов эпохи.

6/89. Основные темы и мотивы поэтики Серебряного века. Чтение наизусть.

7/90. Своеобразие прозы 20-ых годов

8/91. М. Булгаков. «Собачье сердце»: специфика стиля и жанра, особенности сюжета и композиции, основная проблематика произведения, сатирические образы-символы в повести.

9/92. Внеклассное чтение 6. Основные темы и мотивы рассказов М. Булгакова

10/93. М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Тема войны, жизни и смерти в произведении.

11/94. РР 10 Можно ли не сломаться после стольких потерь? Чтение эпизода и его анализ.

12/95. Особенности литературного процесса 50-80-ых гг. ХХ века.

13/96. Внеклассное чтение 7.  Урок – концерт. «А музы не молчали» (поэзия о Великой Отечественной войне)

14/97. А. Солженицын. «Матренин двор»: проблематика произведения, образная система, нравственные уроки рассказа.

 15/98. В. Быков. «Альпийская баллада»: проблематика повести, любовь и война.

16/99. Итоговая тестовая контрольная работа за курс 9 класса.

100-101

 Современный литературный процесс. -  2 ч.

1/100.  Внеклассное чтение 8.

 Современная русская проза

2/101.  Внеклассное чтение 9. Современная поэзия.

102 - 105

4/102 - 105. Резервный урок

Контрольных работ

2

Развития речи

10

Внеклассное чтение

9

Наизусть

12

произвед.

Примерное количество и объём  письменных работ

по литературе в 9 классе.

Название

работы

Количество работ

Объём работы

сочинение

3 классных,

3 домашних

4 страницы

Произведения для заучивания наизусть

в 9 классе.

      На протяжении каждого учебного года должно быть выучено примерно 10-12 стихотворений или отрывков из прозаических произведений.

      Выбор их осуществляет учитель вместе с учениками.

п/п

Автор

Произведение

1.

В любом стихотворном переводе

«Плач Ярославны» из «Слова о полку Игореве…»

2.

В. Шекспир (в любом стихотворном переводе)

Монолог Гамлета «Быть или не быть?..» из трагедии «Гамлет».

3.

А. С. Грибоедов

Монолог Чацкого «А судьи кто?...»

4.

А.С. Пушкин

«Пророк»; «Я помню чудное мгновенье…»; «Я вас любил»; «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»; (1 по выбору)

5.

А.С. Пушкин

Отрывок из «Евгения Онегина»: «Письмо Татьяны к Онегину», «Письмо Онегина к Татьяне» (1 по выбору)

6.

М.Ю. Лермонтов

«Смерть Поэта»; «Выхожу один я на дорогу»; «И скучно и грустно…»; «Нет, не тебя так пылко я люблю…»; (1 по выбору)

7.

М.Ю. Лермонтов

Монологи Печорина: «Да, такова была моя участь с самого детства…», «Зачем я жил? Для какой цели я родился?..», «Я давно уж живу не сердцем, а головою…» (1 по выбору)

8.

Н.В. Гоголь

Отрывок из поэмы «Мертвые души»: «Эх, тройка! Птица-тройка…»

9.

Н.А. Некрасов

«Памяти Добролюбова»

10.

Ф.И. Тютчев

«Она сидела на полу…», «С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь» (1 по выбору)

11.

А.А. Фет

«Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть!..» (1 по выбору)

12.

Поэзия Серебряного века

 А.А. Блок «Ветер принес издалёка...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...» (на выбор); В.В. Маяковский «Послушайте!»; А.А. Ахматова «Родная земля»; М.И. Цветаева «Моим стихам…»; С. А. Есенин «Край ты мой заброшенный...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...» (по выбору учащихся).

Требования к уровню подготовки обучающися к окончанию 9 класса

Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути русских писателей XVIII-первой трети XIXвв.
  2. Тексты их художественных произведений, особенности сюжета и композиции.
  3. Историко-культурный контекст изучаемых произведений.
  4. Значение образов главных героев произведений А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
  5. Основные теоретико-литературные понятия.
  6. Изобразительно-выразительные средства языка.
  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
  8. Наизусть стихотворные тексты, подлежащие обязательному изучению.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
  2. Формулировать тему, идею, проблематику произведения.
  3. Анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.
  4. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
  5. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
  6. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
  7. Свободно владеть монологической речью, выражать свое отношение к прочитанному в устной или письменной форме и аргументированно обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
  8. Работать с учебной книгой и литературно-критической статей (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, создавать тезисы, план или конспект прочитанного, выделяя смысловые части).
  9. Готовить реферативное сообщение на литературную тему (по одному источнику).
  10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
  11. Писать сочинение на литературную тему.
  12. Пользоваться словарями и справочниками различных типов (литературоведческим, энциклопедическим, терминологическим и проч.).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р.
  2. О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования: Методическое письмо // Настольная книга учителя литературы / Сост. Е.А. Зинина, И.В. Корнута. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – С. 198 - 202.
  3. Меркин Г.С. Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.
  4. Литература. 5 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор-сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
  5. Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русская литература XIX – XX веков. 10 – 11 классы: Программа курсов. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  6. Зинин С.А. Методические рекомендации по использованию учебников: В.И. Сахаров, С.А. Зинин «Литература XIX века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. Профильное обучение. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
  7. Литература. 9 класс. Тематическое планирование. // Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  8. Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. Часть 1. // Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  9. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.:  Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.

Литература. 9 класс. Тематическое планирование. // Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. Часть 1. // Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. Часть 1. // Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч. Часть 1. // Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.:  Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.

Литература и средства обучения

Основная литература

1. «Программа по литературе» для 9 класса / авт.-сост. С.А. Зинин // Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

2.  Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях/ С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. – 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012

Дополнительная литература

1.  Витинова И.Е. «Поурочные разработки по литературе. 9 класс»/ Издательство «Вако», Москва, 2010г.

2. Волжина Е.Д. «Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы»/ Издательство « Айрис-пресс»,2008 г.

3. Золотарёва И.В., Егорова Н.В..«Поурочные разработки по литературе. 9 класс»/ Издательство «Вако»,                           Москва. 2009 г.

4. Крутецкая В.А. « Литература в таблицах и схемах. 9 класс»/ Издательство «Литера», Санкт-Петербург, 2008 г.

5. Оглоблина Н.Н. «Тесты по литературе. 5-11 класс»/ Издательство «Астрель», Москва, 2004г.

Учебные диски и мультимедийные электронные учебники, энциклопедии

  1. CD «Большая Советская энциклопедия»
  2. CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)

Образовательные электронные ресурсы:

http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработкии другие полезные материалы.

http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор». Информация для школьников, абитуриентов и родителей: учебные программы по русскому языку и литературе; методика написания сочинений и различные учебные материалы; полезная справочная информация.

http://www.rusword.org/rus/index.php Мир слова русского. Этот сайт - для любознательных. Для тех, кто не утратил живого интереса к познанию прошлого, настоящего и будущего русского языка. Он посвящен русской филологии во всех ее ипостасях. Здесь можно найти большую коллекцию афоризмов и крылатых выражений выдающихся личностей всех времен и народов, полный текст Библии, статьи специалистов, посвященные современным проблемам языка и истории славянской письменности. Предоставляется возможность обсудить спорные вопросы и высказать свою точку зрения на форуме. Для знатоков английского языка предлагается английское зеркало сайта, дополненное материалами по английской филологии.

http://pushkin.aha.ru/TEXT/map.htm Пушкинъ. Электронная версия журнала «Нива» за 1899 г,  посвященного 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В журнале рассказывается о жизни Пушкина, его значении для русской поэзии. Помимо этого имеются тексты некоторых произведений поэта и литографии. 

http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор.  Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ) — это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.

http://www.geocities.com/Athens/Ithaca/3880/osn.html Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского. Сайт содержит биографию, библиографию и тексты большинства произведений писателя, цитаты из его произведений, иллюстрации к произведениям, критические статьи, материалы в помощь учителю литературы.

http://writerstob.narod.ru/  Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.

http://mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).

http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература".  Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: «Новое в школьных программах», «Я иду на урок», «Книжная полка», «Литературный календарь» и многое другое.

http://www.pisatel.org/old/ Древнерусская литература. На сайте представлены основные памятники русской словесности вплоть до XVIII века. Тексты представлены либо в переводах, либо без переводов, но в современной орфографии. Также предполагается разместить краткий словарь старославянских, церковно-славянских и древнерусских слов, непонятных современному читателю.

http://www.klassika.ru/ Классика. Электронная библиотека классической литературы. Почти 3000 произведений 150 авторов. Биографии авторов, а также списки авторов по алфавиту и по хронологии.

http://www.bulgakov.ru/ Булгаковская энциклопедия. Электронная энциклопедия посвящена творчеству русского писателя, она собрала в себе наиболее интересные сведения о жизни и творчестве Булгакова. В энциклопедии можно найти разгадки тайн булгаковской биографии и произведений, познакомиться с прототипами персонажей, прочесть замысловатые шифры "Мастера и Маргариты, "Белой гвардии", "Собачьего сердца", "Роковых яиц", "Бега" и других произведений. Сайт создан по материалам книги Бориса Соколова "Булгаковская энциклопедия". 

http://www.turgenev.org.ru/  Русский писатель И.С. Тургенев. Цель проекта "Русский писатель И.С. Тургенев" - собрать воедино информацию об Иване Сергеевиче Тургеневе, биографические сведения, информацию о его творчестве.
В разделах сайта кроме текстовой информации размещено много фотографий и репродукций, в разделе "Библиотека" можно ознакомиться с произведениями Тургенева и со статьями и публикациями о писателе и его творчестве.

http://drevne.ru/lib/ Древнерусская литература. Образовательный портал представляет собой библиотеку древнерусских текстов, начиная с самых ранних (до IX века) и заканчивая XVII веком. Представлены также классические и современные труды по исследованию древнерусской литературы. Для студентов - учебные пособия и материалы для подготовки к экзаменам.

http://www.andreev.org.ru/index.html Леонид Андреев. Цель проекта собрать воедино информацию о Леониде Андрееве. Проект входит в состав мегапроекта "Знаменитые люди Орловской губернии". На сайте представлена биография писателя, информация о музее, библиотека произведений в электронном виде, галерея портретов и тематические ссылки.

http://www.denisdavydov.org.ru/index.html Денис Давыдов. В рамках проекта представлена информация о Денисе Давыдове: биография писателя, информация о музее, библиотека произведений в электронном виде, галерея портретов и тематические ссылки. Проект входит в состав мегапроекта "Знаменитые люди Орловской губернии".

http://pergam.chat.ru/ Античная литература. Сайт представляет собой библиографический справочник античных писателей. За основу электронной версии взят словарь «Античные писатели» издательства «Лань», 1998, г. Санкт-Петербург.

http://www.philolog.ru/ Филолог.ру. Сайт кафедры русской литературы Петрозаводского университета. Сайт предлагает научно подготовленные тексты русской классики, востребованной в университетском и школьном образовании.

http://www.denlen.da.ru/ Поговорим о русском... Проект Елены Долотовой, преподавателя русского языка и литературы для любителей русского языка. На сайте имеется архив рассылок, форум о русском языке и литературе, а также небольшая коллекция авторских методических материалов по русской литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...