Начало Великой Отечественной войны и ее отражение в повести Бориса Васильева "В списках не значился"
план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему

Пименова Ирина Васильевна

Библиотечно-музейное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bibl-muzeynoe_zanyatie_nachalo_vov.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Начало Великой Отечественной войны

и ее отражение в повести

Бориса Васильева «В списках не значился»

Интегрированное внеклассное занятие по литературе,

истории и внеурочной деятельности (музей и библиотека)

Авторы: Пименова И.В., Варшукова Э.А., Чебаковская А.В.

Учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 имени Федора Тимоскайнена»

Цель: ознакомление с историческими событиями начала Великой Отечественной войны и повестью Бориса Васильева «В списках не значился».

Задачи:

  • Познакомить детей с историей обороны Брестской крепости и с творческой манерой Бориса Васильева;
  • Стимулировать поисковую деятельность детей, умение разрешать противоречия, проблемные ситуации;
  • Способствовать творческому развитию детей, активизировать их мышление.

Методы и приемы: работа с музейным предметом, вовлечение в прошлое, наглядность, вопросно-ответный метод.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, музейный предмет (кирпич из Брестской крепости),  книги по тематике.

Ход занятия

  1. Вступительное слово
  2. Политическая обстановка в мире с 1939 по 1941 год (Начало II Мировой войны, Зимняя войны, планы Гитлера). (Учитель истории).
  3. Отражение реалий предвоенного времени в повести Бориса Васильева «В списках не значился» (Сообщение ученика).
  4. 22 июня 1941 года. (Педагог-библиотекарь, руководитель школьного музея).
  5. Оборона Брестской крепости. (Педагог-библиотекарь, руководитель школьного музея).
  6. Обсуждение повести Бориса Васильева «В списках не значился». (Учитель литературы).
  7. Чтение стихотворения «Размышление в Брестской крепости» (Читает ученик).
  8. Что можно почитать об этом? Обращение к выставке книг. (Педагог-библиотекарь, руководитель школьного музея).
  1. Вступительное слово

Сегодня на музейно-библиотечном занятии мы с вами узнаем о политической обстановке, предшествующей началу Великой Отечественной войны, о страшном дне 22 июня 1941 года, о битве за Брестскую крепость, и посмотрим, как Борису Васильеву удалось в небольшой повести «В списках не значился» отразить трагизм войны и героизм советских людей, вставших на защиту своей Родины.

  1.  О политической обстановке в мире с 1939 по 1941 год (Начало II Мировой войны, Зимняя войны, планы Гитлера) расскажет учитель истории…
  2. В повести Бориса Васильева «В списках не значился» отражена эта тревожная предвоенная атмосфера. Об этом расскажет учащийся 8 класса…
  3. Итак, 22 июня 1941 г. гитлеровская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. В 4 часа утра по советским пограничным заставам и укреплениям был внезапно нанесен артиллерийский удар, а через несколько минут вражеские полчища вторглись в пределы СССР. Крупные силы германской авиации обрушили тысячи тонн смертоносного груза на советские аэродромы, мосты, склады, железные дороги, военно-морские базы, линии и узлы связи, на спящие города. В приграничных районах страны забушевал гигантский огненный смерч. Для советского народа началась жестокая и неимоверно тяжкая Великая Отечественная война.

Характеризуя причины неудач советских вооруженных сил в первые месяцы войны, многие историки ссылаются на весьма серьезные ошибки, допущенные советским руководством в предвоенные годы:

  • Ослабление командного состава, вызванного довоенными репрессиями.
  • Просчет в определении времени возможного нападения фашистской Германии на СССР. Сталин и его окружение считали, что гитлеровское руководство не решится в ближайшее время нарушить заключенный с СССР договор о ненападении. Все сведения, получаемые по различным каналам, о предстоящем нападении немцев рассматривались Сталиным как провокационные, направленные на обострение отношений с Германией. Этим объяснялось и то, что директива о приведении войск западных военных округов в боевую готовность и занятии ими боевых рубежей была отдана слишком поздно. По существу директива была получена в войсках, когда война уже началась.

  1. Брестская крепость 

К  утру 22 июня в крепости находилось около восьми тысяч человек. Немцы заранее  решили, что Брестскую крепость придется брать только пехотой – без танков. Ближайшей задачей было: взятие Брестской крепости, железнодорожного моста через Буг и нескольких мостов через реки Буг и Мухавец внутри крепости. К концу дня 22 июня дивизия должна была продвинуться на 7-8 километров вглубь советской территории. На взятие крепости уверенные в себе гитлеровские стратеги отвели не более восьми часов.

Захватив больных, раненых, медперсонал, детей, 23 июня гитлеровцы использовали их в качестве живого заслона, погнав впереди атакующих Холмские ворота автоматчиков. "Стреляйте, не жалейте нас!" - кричали советские патриоты.                                                                      

 Оставшийся маленький гарнизон советских войск продолжал сражаться с необыкновенной стойкостью и упорством. О непоколебимом мужестве бойцов гласят их надписи на крепостных стенах: "Нас было пятеро Седов, Грутов, Боголюб, Михайлов, Селиванов В. Мы приняли первый бой 22 июня 1941. Умрем, но не уйдем отсюда...", "26 июня 1941 г. Нас было трое, нам было трудно, но мы не пали духом и умираем, как герои", об этом свидетельствуют обнаруженные во время раскопок Белого дворца останки 132 воинов и надпись, оставленная на кирпичах: "Умираем не срамя".                                

В земляных валах, окружающих форт, прорыты окопы, на валах и во внутреннем дворе установлены пулеметные точки. Форт стал неприступным для немецкой пехоты. По свидетельству противника, "сюда нельзя было подступиться, имея только пехотные средства, так как превосходно организованный ружейный и пулеметный огонь скашивал каждого приближающегося. Оставалось только одно решение - голодом и жаждой принудить русских сдаться в плен..." Гитлеровцы методически целую неделю атаковали крепость. Советским воинам приходилось отбивать по 6-8 атак в день. Рядом с бойцами были женщины и дети. Они помогали раненым, подносили патроны, участвовали в боевых действиях. Фашисты пустили в ход танки, огнеметы, газы, поджигали и скатывали с внешних валов бочки с горючей смесью. Горели и рушились казематы, нечем было дышать, но когда в атаку шла вражеская пехота, снова завязывались рукопашные схватки. В короткие промежутки относительного затишья в репродукторах раздавались призывы сдаваться в плен. Находясь в полном окружении, без воды и продовольствия, при острой нехватке боеприпасов и медикаментов гарнизон мужественно сражался с врагом. К концу июня враг захватил большую часть крепости, 29 и 30 июня гитлеровцы предприняли непрерывный двухсуточный штурм крепости с использованием мощных (500 и 1800-килограммовых) авиабомб. 30 июня после длительного обстрела и бомбежки, завершившихся ожесточенной атакой, гитлеровцы овладели большой частью сооружений Восточного форта, захватили в плен раненых. В результате кровопролитных боев и понесенных потерь оборона крепости распалась на ряд изолированных очагов сопротивления. До 12 июля в Восточном форту продолжала сражаться небольшая группа бойцов во главе с Гавриловым. Тяжело раненные Гаврилов и Г.Д. Деревянко 23 июля попали в плен. Но и позже 20-х чисел июля в крепости продолжали сражаться советские воины. Последние дни борьбы овеяны легендами. К этим дням относятся надписи, оставленные на стенах крепости ее защитниками: "Умрем, но из крепости не уйдем", "Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.VII.41 г.".

У нас в музее есть кирпич, привезенный ребятами из Брестской крепости, когда они были в поездке по местам боевой славы в Бресте. Этот музейный экспонат многое может рассказать о том, какие жестокие бои шли в Брестской крепости. Можно наглядно представить, как бомбили, стреляли, жгли огнем, но защитники выстояли.

 Об этом написано стихотворение Алексея Смольникова «Размышление в Брестской крепости» (Читает учащийся 8 класса).

Всё, что я вам рассказала, это скупые, «голые» факты. А то, как воевали, как погибали, о чем думали, что говорили защитники Брестской крепости, мы узнали из повести…

  1. Обсуждение повести. (Учитель литературы).

- Какая легенда была положена в основу повести?

- Проследим, какие изменения происходят в поведении и характере Николая Плужникова на страницах повести.

- Каким он был в училище? (исполнительный, рассудительный, ответственный, романтичный, мечтал прославиться на поле боя).

- Почему отказался от почетной должности командиром учебного взвода при училище, а отправился на службу в действующую армию? («Командир становится настоящим командиром, только послужив в войсках, похлебав с бойцами из одного котелка, научившись командовать ими. Ему нужна часть, бойцы, потная лямка взводного – всё, что называется коротким словом «служба». Каждый командир должен сначала послужить в войсках».)

- Как воевал Николай Плужников?

- Почему Николай Плужников убил Федорчука? («Предатель. Гадина. С платочком шел, видел? За жизнь свою поганую всё бы продал, всё. И нас бы с тобой продал. Гадюка. Ты видел, как он шел, Волков? Он спокойненько шел, обдуманно».)

- Почему Николай Плужников не смог убить пленного немца? («Знаешь, оказывается, я не могу выстрелить в человека».)

- Почему продолжал выходить на бой, даже когда остался совсем один? («У нас одна позиция: не давать им покоя. Чтоб стрелял каждый камень. Задача одна: уничтожать живую силу. Очень простая задача».)

- Почему старшина Семишный (раненный в позвоночник, с постепенно отмирающими ногами) имел право командовать Николаем Плужниковым? («Не свой приказ выполнять надо, а – присягу. Присяга есть клятва на знамени. Ступай присягу исполнять. Убьешь немца – возвращайся»).

- Какая задача стояла перед Николаем Плужниковым? («Отдохнул? Автомат в руки и – наверх. Чтоб знали: крепость жива. Чтоб и мертвых боялись. Чтоб детям, внукам и правнукам своим заказали в Россию соваться!»)

- Какой перелом случился с Николаем Плужниковым, когда он остался совсем один, когда обмотал знамя вокруг себя? (с. 296).

- Когда Николай Плужников вышел из подвала? (12 апреля 1942 года).

- Чем знаменателен этот день? (День его рождения).

- Почему он всё-таки вышел из подвала, «сдался в плен»? («Они сожгут вас огнем, а меня расстреляют, если вы откажетесь…» «У меня всё равно нет патронов». Узнав, что немцы разбиты под Москвой, говорит: «Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза».)

- Как отреагировали немцы, увидев Николая Плужникова? (с. 301)

- Как вы относитесь к жизни и смерти Николая Плужникова? Не было ли это всё напрасным?

- Можно ли назвать его жизнь подвигом?

7. Что можно почитать об этом? Обращение к выставке книг. (Педагог-библиотекарь, руководитель школьного музея).

  1. 8. Заключение. (Педагог-библиотекарь, руководитель школьного музея).

Григорий Бакланов писал: «Великая Отечественная война, как и вся мировая война, не была чем-то отъединенным, локальным в жизни стран и народов. И характер их, и поражения, и победы во многом определялись предшествующей историей». На этом занятии мы и постарались проследить эту взаимосвязь. И, по-моему, героическая оборона Брестской крепости предопределила ход войны, доказала фашистам мужество и стойкость советских людей, показала, что война будет тяжким испытанием для всех. О дальнейшем ходе войны, о том, что было у нас в Петрозаводске и в Соломенном во время войны, мы поговорим на последующих занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демо-тест на тему: "Начало Великой Отечественной войны."по учебнику "История России XX век начало XXI века" 9 класс

Демо-тест к теме: "Начало Великой Отечественной войны." составлен по учебнику Д.Д. Данилова, Д.В. Лисейцева и др. "История России  XX век начало XXI века" для 9 класса. Перед использованием теста...

Программа элективного курса по литературе "Великая Отечественная война и ее отражение в литературе"

рабочая программа элективного курса по литературе предназначена для учащихся 11 класса...

Изучение Второй Мировой войны посредством видеоматериалов. Начало Великой Отечественной войны

В настоящее время современная школа располагает богатым арсеналом информационно-коммуникативных технологий, начало чему было положено еще в девяностые годы двадцатого столетия. С тех пор это направлен...

Урок литературы в 11 классе «У войны не женское лицо» (по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»)

Тема: Война и женщина.Цели: Донести до учащихся основную мысль автора о несовместимости понятий «война и женщина»;Проследить героическую судьбу девушек и старшины Васкова;Используя интерне...

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...