Рабочая программа дисциплины ОУД. 01 Русский язык и литература
рабочая программа по литературе (10, 11 класс) по теме

Якушова Светлана Валерьевна

Код и наименование специальности: 49.02.01 «Физическая культура»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx117.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего

 профессионального образования «Нижегородское областное училище олимпийского резерва (техникум) имени В.С. Тишина»

Рекомендовано

на заседании МО

Протокол № 1 от 28.08.2015 г.

__________ И.А.Игнатьева

Согласовано:

Зав.учебной частью СПО

__________ Н.В.Володина

Утверждено:

Директор ГБОУ СПО «НОУОР (техникум) имени В.С.Тишина»

_________ Е.В.Тряпичников

Рабочая программа

дисциплины ОУД. 01  Русский язык и литература

Код и наименование специальности:

49.02.01 «Физическая культура»

Нижний Новгород

2015

Рабочая программа    дисциплины       ОУД.01  «Русский язык и литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 49.02.01 «Физическая культура»

Организация–разработчик: ГБОУ СПО «Нижегородское областное       училище олимпийского резерва (техникум) имени В.С. Тишина»

Разработчики:  Якушова С.В.

                          Мулинова А.И.

Рассмотрено: методическим объединением

 Протокол № 1  от   «28»  августа 2015 г.  /И.А. Игнатьева/  

                        


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

27

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

28


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специальностей СПО.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

Учебная дисциплина «Русский язык и литература» является  частью учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной  области «Филология» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Русский язык и литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

В учебных планах ППКРС, ППССЗ учебная дисциплина «Русский язык и литература» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

- освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;

- знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

- развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;

- воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;

- применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

При изучении литературы как профильного учебного предмета перечисленные выше цели дополняются решением задач формирования гуманитарно-направленной личности: развитие образного мышления, накопление опыта эстетического восприятия художественных произведений, понимания их связи друг с другом и с читателем в контексте духовной культуры человечества.

Особенность изучения литературы на профильном уровне заключается в проведении более глубокого анализа предложенных для освоения произведений, в расширении тематики сочинений, эссе, в целом, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся и различных форм творческой деятельности (подготовки и защиты рефератов, проектов).

К особенностям изучения литературы как профильного предмета относится также углубленное изучение историко-литературного процесса, формирование представления о литературной эпохе, творчестве писателя, привлечение внимания обучающихся к развитию литературы последних десятилетий ХХ века.

Программа и при базовом, и при профильном обучении предполагает дифференциацию уровней достижения учащимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.

Предлагаемая программа составлена с учетом необходимости проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.). Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных преподавателем целей и задач, а также от уровня подготовленности обучающихся. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений.

Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию учащегося – читателя, развивает общие креативные способности.

При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся:

– работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);

– подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и Интернет-информация);

– составление текстов для самоконтроля;

– составление библиографических карточек по творчеству писателя;

– подготовка рефератов;

– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).

При организации контроля используются такие его формы, как сочинения учащихся, зачеты, устные ответы, доклады, рефераты, исследовательские работы, конкурсы сочинений, литературные викторины, литературные турниры и т.д.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский

язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

•        личностных:

−воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

−понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

−осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского

языка как явления национальной культуры;

−формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

−способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

−готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

−способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, по-требность речевого самосовершенствования;

•        метапредметных:

−владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (по-ниманием), говорением, письмом;

−владение языковыми средствами— умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

−применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

−овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличност-ного и межкультурного общения;

−готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

−умение извлекать необходимую информацию из различных источников:

учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения

когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

•        предметных:

−сформированность понятий о нормах русского литературного языка и при-менение знаний о них в речевой практике;

−сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

−владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

−владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

−владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

−сформированность представлений об изобразительно-выразительных возмож-ностях русского языка;

−сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

−способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

−владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

−сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  468 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 312 часов;

самостоятельной работы обучающегося 156 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

468

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

312

в том числе:

     практические занятия

80

     контрольные работы

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

156

в том числе:

Подготовка рефератов

30

Проектная деятельность

3

Итоговая аттестация в форме экзамена    


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  Русский язык и литература

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающегося

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел № 1Русская литература 19 века.

Раздел 1 реализуется через:

теоретическое обучение 58

контрольные работы 2

практические занятия 11

Самостоятельная работа обучающегося 47

в том числе работа над рефератом

Тема 1. 1

Русская литература первой половины XIX века

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.

16

2

Литературные направления. Классицизм, сентиментализм, романтизм.

2

Россия 1816-1825 годов. Общественная мысль. Литература.

2

А.С. Пушкин. Жизненный  и творческий путь.

2

Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

2

Лирика любви и дружбы. Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина.

2

Проза А.С. Пушкина.

2

Жанровое многообразие произведений А.С. Пушкина

2

Россия в 1826 г. - первой половины 1850-х. Общественная мысль. Литература.

2

М.Ю.Лермонтов. Сведения из биографии. Этапы творчества.

2

М.Ю.Лермонтов. Основные мотивы лирики.

2

Утверждение героического типа личности в произведениях М.Ю Лермонтова. Любовь к Родине, народу, природе.

2

М.Ю. Лермонтов. Интимная лирика. Поэт и общество.

2

Н.В. Гоголь. Сведения из биографии.«Петербургские повести»

2

Н.В. Гоголь."Маленький человек" в русской литературе.

2

Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.

2

Практическая работа №1 Основные мотивы лирики А.С. Пушкина

1

Практическая работа № 2 Поэтический мир М. Ю. Лермонтова.

1

Практическая работа № 3 «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои.

1

Контрольная работа №1 по теме «Периодизация литературы первой половины 19 в. Творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова»

1

Самостоятельная работа обучающегося.

Рефераты.

1.Конспект ст. В.Г.Белинского.

«Стихотворения Лермонтова (проверка конспектов)

2. Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира. А.С. Пушкин о специфике таланта Гоголя.

3. Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, ее замысел, особенности жанра, сюжета и композиции. Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения.

14

(в том числе на подготовку рефератов 6 ч.)

Тема  1.2

Русская литература второй половины XIX века

Культурно-историческое развитие России середины XIX века.

40

2

Россия во второй половине 1850-1870-х годов. Общественная мысль.Литература.

2

А.Н. Островский. Сведения из биографии.Новизна драматургии.

2

«Лес». Своеобразие конфликта и система образов в комедии. Символический смысл названия.

2

«Бесприданница». Трагическая значимость названия.

2

Две точки зрения "После грозы" Островского".

2

И.А. Гончаров. Сведения из биографии.Романы "Обрыв","Обыкновенная история".

2

И.А. Гончаров. «Обломов». Творческая история романа.

2

Система образов в романе "Обломов".

2

Сон Ильи Ильича. Штольц и Обломов. Проблема любви в романе.

2

И.С. Тургенев. Сведения из биографии. Встреча с В. Белинским.

2

Тургеневский роман. Атмосфера Тургеневского романа.

2

Значение заключительных сцен романа «Отцы и дети».. Авторская позиция в романе.

2

Ф.И. Тютчев. Сведения из биографии. Философичность – основа лирики поэта.

2

А.А.Фет. Сведения из биографии. Поэзия как выражение идеала и красоты.

2

А.А. Фет. Лирика 1840-1850-х годов. Лирика 1860-1890-х годов.

2

А.К. Толстой. Сведения из биографии. Стихотворения.

2

Н.А.Некрасов. Сведения из биографии. Гражданский пафос лирики.

2

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

2

Н.А.Некрасов. Позднее торчество.

2

Н.С. Лесков. Сведения из биографии. Писатель будущего.

2

Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник».

2

Смысл названия повести Н.А. Лескова. Образ Ивана Флягина.

2

Поздний Лесков.

2

Россия 1880-1890 годов. Общественная мысль. Литература.

2

Символизм в Европе.Ш. Бодлер, А.Рембо,С. Малларме.

2

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии. Работа в журналах.

2

Принципы художественного историзма в «Истории одного города».

2

М.Е. Салтыков-Щедрин. "сказки для детей изрядного возраста"

2

Ф.М. Достоевский. Сведения из биографии. «Преступление и наказание»

2

Своеобразие жанра произведения «Преступление и наказание». Отображение русской действительности в романе.

2

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова.

2

Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе Ф.М. Достоевского

2

Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь. «Севастопольские рассказы».

2

Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа.

«Война и мир». Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности.

Обзор творчества Л.Н. Толстого позднего периода.

А.П. Чехов. Сведения из биографии. Рассказы.

2

Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад».

2

Идея прекрасного будущего в пьесах А.П. Чехова.

2

Практическая работа № 4 «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

1

 Практическая работа № 5Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов.

1

Практическая работа № 6Нравственная проблематика романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" и ее общечеловеческое значение.

1

Практическая работа № 7 Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.

1

Практическая работа № 8 Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

1

Практическая работа № 9 Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.

1

Практическая работа № 10 Анализ эпизода романа Л.Н. Толстого по плану.

1

Практическая работа № 11Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа.«Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова.

1

Контрольная работа № 2Тестирование по теме «Русская литература второй половины XIX века»

1

Самостоятельная работа обучающегося

Конспект статей Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, А.П. Григорьева о драме «Гроза».

Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского. А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века.

30

Самостоятельная работа обучающихся

Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.).

Самостоятельная работа обучающегося

1.Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).

2. «Записки охотника» И.С. Тургенева – история создания, проблематика и художественное своеобразие. В.Г. Белинский о «Записках».

3. Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева, его проблематика, идейное содержание и философский смысл. Основной конфликт романа и отражение в нем общественно-политической борьбы накануне и во время проведения реформ.

Для самостоятельного чтения: «Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо», Стихотворения в прозе.

Самостоятельная работа обучающегося

1.Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира.

Раскольников и его теория преступления. Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

2.Подготовиться к дискуссии по роману по предложеннымвопрсам.

Самостоятельная работа обучающегося

1.Подготовка к ролевой игре по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

2.Написать сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

Тема 1. 3

Зарубежная литература (обзор)

Зарубежная литература. Реализм в Европе.О. Бальзак «Гобсек».Г. Флобер «Саламбо».

2

2

Реализм в Америке. Марк Твен.

2

Самостоятельная работа обучающегося.Чтение произведений зарубежных писателей.

3

Раздел 2. Литература

XX века

Раздел 2 реализуется через:

теоретическое обучение 89

контрольные работы 3

практические занятия 19

Самостоятельная работа обучающегося 60,

в том числе    работа над рефератом 24

Тема 2.1

Русская литература на рубеже веков

Культурно-исторический процесс рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе.

13

2

Проза 20 века.Уникальность литературы русского зарубежья

2

И.А. Бунин. Сведения из биографии. Философичность лирики Бунина.

2

И.А Бунин. Рассказы: «Деревня», «Антоновские яблоки», «Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Грамматика любви»

2

И.А Бунин. Рассказы: «Митина любовь», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи».

2

И.А. Бунин. Проза 20-х годов. Тема России.

2

А.И. Куприн. Сведения из биографии.«Гранатовый браслет».

2

А.И. Куприн. Мастерство композиции. "Олеся","поединок","Гранатовый браслет"

2

А.И. Куприн. Творчество 20-х годов

2

Творческие искания Л.Андреева, И.С.Шмелёва, Б.К. Зайцева.

2

Первая русская революция.Журнал "Сатирикон".Тэффи, А.Т. Аверченко.

2

В.В. Набоков. Сведения из биографии. Тема России в творчестве Набокова.

2

Роман «Машенька».Проблематика и система образов в романе.

2

Практическая работа № 12Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести.

1

Практическая работа № 13 И.А. Бунин. Проза 20-х годов. Тема Росии.

1

Практическая работа № 14.Набоков. Тестирование по творчеству.

1

Контрольная работа № 1"Творчество писателей первой волны эмиграции".

1

Самостоятельная работа обучающегося

1.Домашнее сочинение

2. Анализ рассказов: «Олеся»,«Поединок»

3.Внеклассное чтение произведений Бунина «Чистый понедельник»,Куприна «Белый пудель», В.В. Набокова «Лолита».

4.Рефераты.

12 (в том числе работа над рефератами 4 ч.)

Тема 2.2

Поэзия начала ХХ века

Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века.

11

2

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Модернизм.

2

Русский символизм и его истоки Творчество В.Я Брюсова, И.Ф. Анненского, К.Д. Бальмонта.

2

Русский символизм. Творчество Ф. Сологуба, А.Белого, И. Северянина.

2

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Н.С. Гумилев

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. В.Ф. Ходасевич, Г.В. Иванов.

2

М. Горький. Сведения из биографии.

Ранние рассказы. Пьеса «На дне».

2

М. Горький. «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл.

2

Горький в эмиграции.

2

А.А. Блок. Сведения из биографии. Стихотворения.

2

А.А. Блок. Поэма «Двенадцать».

2

Практическая работа № 15Г.Иванов, В. Ходасевич, И. Северянин, М.Кузмин и др.; общая характеристика творчества.

1

Практическая работа № 16 Презентация литературных течений поэзии русского модернизма: символизма, акмеизма, футуризма.

1

Практическая работа № 17 «На дне». Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького – драматурга.

1

Практическая работа № 18Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои.

1

Контрольная работа № 2.Тесты по теме «Поэзия начала ХХ века».

1

Самостоятельная работа обучающегося

Подготовить рефераты.

Анализ поэмы «Соловьиный сад», драматургии Блока.

10(в том числе на подготовку рефератов 4 ч.)

Тема 2. 3

Литература 20-х годов (обзор)

Новокрестьянская поэзия. Беспокойство за судьбу русской земли в произведениях Н.А. Клюева, С.А. Клычкова, П.В. Орешина

13

2

С.А.Есенин. Сведения из биографии. Художественное своеобразие творчества Есенина.

2

С.А. Есеин. Боль перестройки. Уроки Америки.

2

С.А.Есенин. Поэма «Анна Снегина»

2

В.В. Маяковский. Сведения из биографии. В.В. Маяковский и революция.

2

В.В. Маяковский. Стихотворения. Пьесы «Клоп», «Баня».

2

Литературный процесс 20-х годов.

Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей

2

Обзор творчества А.М. Ремизова, Д. А.Фурманова, А. С.Серафимовича

2

Фадеев,Бабель. И.Э. Бабель. Сведения из биографии. Рассказы: «Мой первый гусь», «Одесские рассказы».

2

Е.И. Замятин. Роман «МЫ»(обзор).

2

Е.И. Замятин. Проза и пьесы 20-х годов.

2

Б. Пильняк. Романы.

2

М.Зощенко. Зощенковский герой. Зощенко-моралист.

2

Практическая работа № 19Новаторство поэзии Маяковского. Тема поэта и поэзии. Образ поэта-гражданина.

1

Практическая работа № 20Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России.

1

Практическая работа № 21. Новаторство Е.И. Замятина в романе «Мы»

1

Практическая работа № 22. Литературные группировки 20-х годов..

1

Самостоятельная работа обучающегося

1.Крестьянская поэзия 20-х годов. Беспокойство за судьбу родной земли человека, живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева.

2.А. Фадеев. Сведения из биографии.

«Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров. Революционная романтика. Полемика вокруг романа.

Теория литературы: проблема положительного героя в литературе.

8

Тема 2. 4

Литература 30-х – начала 40-х

Литература 30-х годов. Социалистический реализм

28

2

Тема коллективизации в литературе.

2

А.П. Платонов. Сведения из биографии.

2

Творческий дебют Платонова в Москве: "Епифанские шлюзы", "Сокровенный человек".

2

А.П. Платонов. Повесть «Котлован».

2

А.Плптоов в конце 20-х годов. Рассказы "Фро", "Возвращение"

2

М.А. Булгаков. Сведения из биографии. "Записки юного врача".

2

Булгаков в надежде покорить Москву. "Роковые яйца", "Собачье сердце"

2

М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа.

2

М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера.

2

Новаторство романа "Мастер и Маргарита". Философская концепция.

2

М.А. Шолохов. Сведения из биографии. Роман «Тихий Дон» (обзор).

2

«Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны

2

М.А. Шолохов. «Тихий Дон». Образ Г. Мелехова. Женские судьбы. Любовь на страницах романа.

2

Художественное своеобразие романа "Тихий Дон"

2

М.А. Шолохов."Поднятая целина"-суровая летопись коллективизации.

2

М.И. Цветаева. Сведения из биографии. Основные темы творчества Цветаевой.

2

Жизнь и творчество М.Цветаевой в годы эмиграции.

2

О.Э. Мальденштам. Сведения из биографии. Стихотворения.

2

А.Н. Толстой. Сведения из биографии."Хождение по мукам.

2

А.Н.Толстой. Роман "Пётр 1" и русская литература.

2

Особенности художественного мироощущения М.М. Пришвина.

2

А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Стихотворения.

2

Родина в лирике А.А. Ахматовой.

2

Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии. Стихотворения

2

Б.Л. Пастернак. Проза поэта: "Доктор Живаго".

2

Н.А. Заболоцкий. Сведения из биографии."Мысль-образ-музыка".

2

Практическая работа № 23Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы.

1

Практическая работа № 24 Анализ лирики А.Ахматовой и Б. Пастернака

1

Самостоятельная работа обучающегося

Советский исторический роман «Петр Первый» А. Толстого.

Сатирические романы и повести И. Ильфа и Е. Петрова

7

Тема 2.5

Литература русского Зарубежья

Русское литературное зарубежье 40–90-х годов (обзор). Традиции и новаторство.

1

2

Практическая работа № 25Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.

1

Тема 2. 6

Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Деятели литературы и искусства на защите Отечества.

8

2

Л.М. Леонов. Первые произведения. Романы "Соть", "Русский лес".

2

А.Т. Твардовский. Сведения из биографии. Стихотворения.

2

А.Т. Твардовский. Поэма «По праву памяти».

2

А.И. Солженицын. Сведения из биографии. Проблема ответственности поколений.

2

Малая проза Солженицына-рассказы.

2

"Архипелаг ГУЛАГ"- летопись страданий.

2

Новые тенденции в литературе 40-50-х годов.

2

Практическая работа № 26 Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.

1

Практическая работа № 27 Писатели и поэты о ВОВ. Жанры произведений военной тематики.

1

Самостоятельная работа обучающегося

1.Роман «Доктор Живаго».Домашнее сочинение.

2.Подготовить тезисы на тему: «Поэмы  «За далью – даль» и «По праву памяти» как художественное осмысление сложного пути родины

3.Рефераты

13 (в том числе работа над рефератами 6 ч.)

Тема 2. 7

Литература 50–80-х годов (обзор)

Поэзия 60-х годов. Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии.

12

2

Ситуация конца 80-х.Постмодернизм.

2

«Городская проза». Художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова и др.

2

«Деревенская проза» в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина,  В. Шукшина, и др.

2

В.М. Шукшин. Сведения из биографии. Рассказы.

2

В.Г. Распутин. Повести.  Поиск праведнических характеров.

2

В.Распутин. Повсти "Живи и помни", "Последний срок".

2

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина, А. Арбузова, В. Розова, А. Вампилова.

2

Публицистическая направленность художественных произведений 80-х годов. Фантасика городского и барачного быта в повестях Вл. Маканина.

2

Н.М. Рубцов. Сведения из биографии.Стихотворения.

2

Расул Гамзатов. Сведения из биографии.

Стихотворения.

2

А.В. Вампилов. Сведения из биографии.Пьеса«Провинциальные анекдоты»

2

Практическое занятие №28 Новые сюжеты для деревенской прозы в произведениях В.Г. Рспутина.

1

Практическая работа №29 Мастерство В.М. Шукшина

1

Практическая работа №30 Основные вопросы по литературе 20 века

1

Самостоятельная работа обучающегося

Подготовить рефераты

10 (работа над рефератами 10ч.)

Тема 2. 8

Русская литература последних лет (обзор)

Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями.

1

2

Тема 2. 9

Зарубежная литература (обзор)

Зарубежная литература.И.-В.Гете. «Фауст».Э. Хемингуэй. «Старик и море».

2

2

Э.- М. Ремарк. «Три товарища».Г. Маркес. «Сто  лет одиночества».П. Коэльо. «Алхимик».

2

Контрольная работа № 3 Тесты по разделу «Литература 20 века»

1

Раздел №3 Стилистика. Морфемика.Фонетика.Морфология.

Раздел 3 реализуется через:

теоретическое обучение48

практические занятия 35

контрольные работы 2

Самостоятельная работа обучающегося32,

в том числе                            работа над проектом3

 работа над рефератом -

Тема 3.1. Язык и речь.

Функциональные стили речи

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

11

2

Язык и речь. Основные требования к речи.

2

Языковая норма. Основные виды норм современного русского литературного языка

2

Современные нормативные словари, справочники, пособия

2

Орфоэпические нормы современного русского языка

2

Лексические нормы современного русского литературного языка

2

Морфологические нормы современного русского литературного языка

2

Синтаксические нормы современного русского литературного языка

2

Функциональные стили речи: разговорный, научный стили.

2

Официально-деловой стиль речи, публицистический, художественный.

2

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

2

Практическая работа № 31Работа с речевыми ошибками.

1

Практическая работа № 32 Работа с жанрами официально-делового стиля.

1

Практическая работа № 33 Работа с жанрами публицистического стиля.

1

Практическая работа № 34 Лингвостилистический анализ текста.

1

Практическая работа № 35 Работа с нормативными справочниками, пособиями

1

Практическая работа № 36 Упражнения в правильной постановке ударения.

1

Самостоятельная работа обучающегося:

Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Выбор языковых средств в зависимости от сферы и ситуации общения (адресат, тема, содержание высказывания, цель, особенности стиля). Деловой стиль в системе русского языка как  государственного. Лингвостилистический анализ текста.

9

Тема 3.2. Лексика. Фразеология

Слово в лексической системе языка

6

2

Выразительные средства языка. Метафора, метонимия.

2

Выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

2

Русская лексика с точки зрения ее происхождения.

2

Лексика с точки зрения ее употребления.нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы).

2

Лексика с точки зрения ее употребления. Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы

2

Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи.

2

Практическая работа № 37 Работа со словарями антонимов, синонимов. Метафора, метонимия на примере художественных произведений.

1

Практическая работа № 38 Работа с толковым словарем, установление лексического значения слов.

1

Практическая работа № 39 Работа с фразеологическим словарем.

1

Практическая работа №40 Упражнение в разграничении лексики с точки зрения ее происхождения.

1

Практическая работа № 41 Работа с этимологическим словарем.

1

Самостоятельная работа обучающегося.

Выполнение микроисследований "Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов".

Подготовка проектов "Особенности русского речевого этикета", "Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта", "Русские пословицы и поговорки".

8( в том числе подготовка проектов 3ч.)

Тема 3.3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Фонетические единицы.

3

2

Фонетический разбор слова. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

2

Правописание О/Ё после шипящих и Ц, приставок на З - / С -, И – Ы после приставок.

2

Практическая работа № 42 Фонетический разбор слова

1

Практическая работа № 43 Фонетический и орфоэпический разбор слов

1

Практическая работа № 44 Упражнение в правописании О∕Ё после шипящих и Ц

1

Практическая работа № 45 Упражнение в правописании приставок на З - / С -, И – Ы после приставок.        

1

Контрольная работа № 1. Тестирование по теме «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография»

1

Самостоятельная работа обучающегося. Выполнение тестовых заданий с орфоэпическим словарем по темам: "Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения", "Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов", "Звукопись как изобразительное средство".

3

Тема 3.4. Морфемика.

Словообразование. Орфография

Понятие морфемы как значимой части слова. Морфемный анализ слова.

5

2

Словообразование. Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова.

2

Формообразование. Понятие парадигмы

2

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

2

Правописание приставок ПРИ- / - ПРЕ-, сложных слов.

2

Практическая работа№ 46 Упражнение в правописании чередующихся гласных в корнях слов

1

Практическая работа№ 47 Упражнение в правописании приставок ПРИ- / - ПРЕ-

1

Практическая работа№ 48 Упражнение в правописании сложных слов.

1

Практическая работа№ 49 Упражнение в разборе слов по составу.

1

Тема 3.5. Морфология и орфография

Имя существительное.

19

2

Правописание имен существительных.

2

Имя прилагательное.

2

Правописание имен прилагательных

2

Имя числительное.

2

Правописание имен числительных

2

Местоимение.

2

Правописание местоимений

2

Глагол.

2

Правописание глаголов

2

Причастие как особая форма глагола.

2

Правописание причастий

2

Знаки препинания при причастном обороте.

2

Деепричастие как особая форма глагола

2

Правописание деепричастий

2

Знаки препинания при деепричастном обороте.

2

Наречие. Правописание наречий.

2

Морфологический разбор самостоятельных частей речи

2

Практическая работа № 50-51 Упражнение в правописании окончаний имен существительных, сложных существительных.

2

Практическая работа № 52-53 Закрепление изученных орфограмм. Наблюдение над особенностями образования степеней сравнения имени прилагательного.

2

Практическая работа № 54 Упражнение в правописании числительных

1

Практическая работа № 55 Упражнение в правописании местоимений

1

Практическая работа № 56 Упражнение в правописании суффиксов глагола.

1

Практическая работа № 57 Упражнение в правописании личных окончаний глагола.

1

Практическая работа № 58-59  Упражнение в правописании НЕ с причастиями, правописании -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных.

2

Практическая работа № 60 Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

1

Практическая работа № 61 Отличие слов категории состояния от слов-омонимов.

1

Контрольная работа № 2 по теме «Морфология и орфография»

1

Самостоятельная работа обучающегося.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Употребление форм имен существительных в речи. Употребление форм имен прилагательных в речи. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. Особенности построения предложений с деепричастиями. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

10

Тема 3.6. Служебные части речи

Служебные части речи.

4

2

Предлог как часть речи. Правописание предлогов.

2

Частица как часть речи. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.

2

Междометия и звукоподражательные слова. Знаки препинания при них.

2

Практическая работа № 62 Упражнение в правописании производных предлогов.        

1

Практическая работа № 63Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

1

Практическая работа № 64Упражнение в правописании частиц НЕ и НИ с разными частями речи.

1

Практическая работа № 65Упражнение в постановке знаков препинания в предложениях с междометиями.

1

Самостоятельная работаобучающегося. Выполнение домашнего тестового задания "Употребление слов служебных частей речи. Омонимия в системе служебных частей речи"

2

Раздел №4 Синтаксис

Раздел 4 реализуется через:

теоретическое обучение29

практические занятия15

контрольные работы 1

Самостоятельная работа обучающегося17

в том числе                            работа над проектом -

 работа над рефератом -

Тема 4.1.Словосочетание

Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании.

2

2

Синтаксический разбор словосочетаний.

2

Практическая работа № 66 Синтаксический разбор словосочетаний.

1

Тема 4.2.Простое предложение

Предложение.

12

2

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания.

2

Двусоставные предложения.

2

Второстепенные члены предложения.

2

Односоставные предложения.  

2

Неполные предложения

2

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.

2

Предложения с обособленными уточняющими членами.

2

Предложения с обращениями. Риторическое обращение.

2

Вводные слова и предложения. Знаки препинания при обращении, при междометии.

2

Способы передачи чужой речи.

2

Диалог. Цитирование.

2

Практическая работа № 67 Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Практическая работа № 68 Графическое обозначение второстепенных членов предложения.

1

Практическая работа № 69 Тест по теме «Односоставные и неполные предложения»

1

Практическая работа №  70 Упражнение в постановке знаков препинания в предложении с однородными членами.

1

Практическая работа № 71 Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств.

1

Практическая работа № 72 Упражнение в постановке знаков препинания при обращении, при междометии.

1

Практическая работа №  73 Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

1

Самостоятельная работа обучающегося. Работа с упражнениями по учебному пособию «Русский язык 10-11 классы»  А.Д. Дейкина , Т.М. Пахнова.

8

   Тема 4.3.Сложное предложение

Сложное предложение.        

7

2

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания.

2

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания.

2

        Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений.

2

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания.

2

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

2

Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ.

2

Практическая работа № 74 Упражнение в постановке знаков препинания в сложносочиненном предложении.

1

Практическая работа № 75-76 Упражнение в постановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении. Виды придаточных предложений.

2

Практическая работа № 77 Упражнение в постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении

1

Практическая работа №  78 Упражнение в постановке знаков препинания в сложном предложении с различными видами связи.

1

Практическая работа № 79 Составление схемы сложного предложения с различными видами связи

1

Самостоятельная работа обучающегося.Основные выразительные средства синтаксиса. Использование неполных предложений в речи.

Согласование сказуемого с подлежащим.

Использование сложноподчиненных, сложносочиненных, бессоюзных предложений в разных типах и стилях речи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ.

Трудные случаи пунктуации.

5

Тема 4.4 Текст.

Понятие о тексте. Текст как продукт речевой деятельности

8

2

Способы выражения темы

2

Синтаксис текста

2

Средства связи частей текста

2

Способы переработки текста

2

Основные аспекты культуры речи

2

Лингвистический анализ текста

2

Итоговая контрольная работа № 1 по русскому языку. Диктант с грамматическими заданиями.

1

Практическая работа№ 80.Анализ диктанта. Подготовка к экзамену.

1

Самостоятельная работа обучающегося.Работа с контрольными упражнениями по учебному пособию «Русский язык 10-11 классы» А.Д. Дейкина,Т.М. Пахнова, стр. 150-190

4


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Темы рефератов:

1. Южные поэмы А.С. Пушкина, их идейно-художественные особенности, отражение в поэмах черт характера «современного человека».

2. Трагедия «Борис Годунов» А.С. Пушкина. Историческая концепция поэта и ее отражение в 3конфликте и сюжете произведения.

3. Роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – первый русский реалистический роман, его социальная проблематика, система образов, особенности сюжета и композиции.

4.Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

5.В.Я. Брюсов. Сведения из биографии. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).

6.Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

7. К.Д. Бальмонт. Сведения из биографии. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).

8.Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

7. А. Белый. Сведения из биографии.Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).

Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

8. Н.С. Гумилев. Сведения из биографии.Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов.Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

9.«Лагерная» проза А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус».

10. Философские романы Ч. Айтматова: «Буранный полустанок», «И дольше века длится день», «Плаха».

11. Изображение сложного пути советской интеллигенции в романах Ю. Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра».

12. Философская фантастическая проза А. и Б. Стругацких.

13. Исторические романы Л. Бородина, В. Шукшина, В. Чивилихина, Б. Окуджавы.

14. Реалистическая сатира Ф. Искандера, В. Войновича, Б. Можаева, В. Белова, В. Крупина.

15. Неомодернистская и постмодернистская проза В. Ерофеева «Москва – Петушки».

16. Художественное освоение повседневного быта современного человека в «жестокой» прозе Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой и др.

17. Изображение человека труда в поэтических произведениях Я. Смелякова, Б. Ручьева, Л. Татьяничевой и др.

18. Духовный мир русского человека в лирических стихах и поэмах Н. Рубцова.

19. Лирика поэтов фронтового поколения М. Дудина, С. Орлова,   Б. Слуцкого и др.

20. Эпическое осмысление Отечественной войны в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба».

21. Философско-притчевое повествование о войне в повестях В. Быкова «Сотников», «Обелиск», «Знак беды».

22. Многообразие народных характеров творчестве В. Шукшина.

23. Н. Рубцов. Развитие есенинских традиций в книгах «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы» и др.

24. Нобелевская лекция И. Бродского – его поэтическое кредо.

25. Книги стихов И. Бродского «Часть речи», «Конец прекрасной эпохи», «Урания» и др.

26. Социально-психологические драмы А. Арбузова «Иркутская история», «Сказки старого Арбата», «Жестокие игры».

27. Театр А. Вампилова: «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске».

28. Условно-метафорические романы В. Пелевина «Жизнь насекомых» и «Чапаев и пустота».

29. Литературная критика середины 80–90 гг. ХХ в.

30. Развитие жанра детектива в конце ХХ в.

31.Русский язык в современном мире.

32.Язык и его функции.

33. Язык и культура.

Направления для проектной деятельности:        

  1. Особенности русского речевого этикета.
  2. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта
  3. Русские пословицы и поговорки.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по русскому языку;

- лингвистические словари.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Русский язык. 10-11-й классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни: В 2 ч. Ч. 1/А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 255, [1]с.
  2. Русский язык. 10-11-й классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни: В 2 ч. Ч. 2/А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 189, [3]с.
  3. Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1 / Ю.В.Лебедев. – М. :Просвещение,  2014. – 367 с. : ил.
  4. Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.2 / Ю.В.Лебедев. – М. :Просвещение,  2014. – 368 с. : ил.
  5. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ [Л.А.Смирнов, О.Н.Михайлов, А.М.Турков и др.; сост. Е.П.Пронина]; под ред. В.П.Журавлева. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 399с.: ил.
  6. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2/ [В.А.Чалмаев, О.Н.Михайлов, А.И.Павловский и др.; сост. Е.П.Пронина]; под ред. В.П.Журавлева. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 445 с.: ил.

Дополнительные источники:

Интернет ресурсы:

1. Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа: www. gramota. ru

2. Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Русский язык». Форма доступа: rus.1september.ru

3. Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: www. alleng. ru

4. Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: ruslit. ioso. ru

5. Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: www. gramma. ru

6. Электронный ресурс «Русские словари». Форма доступа: www.slovari. Ru

7.www.eor.it.ru/eor(учебный портал по использованию ЭОР).

8.www.ruscorpora.ru(Национальный корпус русского языка— информационно-справочная

система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).

9.www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).

10.www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).

11.www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей

«Я иду на урок русского языка».

12.www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты,

компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).

13.www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru)

14.www.metodiki.ru (Методики).

15.www.posobie.ru (Пособия).

16.www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Ин-

формационные технологии на уроках русского языка и литературы).

17.www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учи-

тель— учителю» издательства «Просвещение»).

18.www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка).

19.www.slovari.ru/dictsearch (Словари. ру).

www.gramota.ru/class/coach/tbgramota(Учебник грамоты).

www.gramota.ru (Справочная служба).

www.gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

осуществлять речевой самоконтроль

тест

оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

домашние работы

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления

микроисследования, домашние задания

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей

домашние задания, творческие работы

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно- научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях

микроисследования, творческие проекты

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной и социально-деловой речи

домашние задания, творческие работы, исследования

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

контрольная работа, домашняя работа

воспроизводить содержание литературного произведения;

тесты

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

творческая работа, исследовательские работы

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

исследовательские работы

определять род и жанр произведения;

тесты

сопоставлять литературные произведения;

творческие работы (сочинение)

выявлять авторскую позицию;

литературная дискуссия

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

выразительное чтение стихов

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

творческие работы (сочинение), отзывы, рецензии, сочинения-миниатюры

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

творческие работы, тестирование

Знания:

связь языка и истории, культуры русского и других народов

реферат

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь

домашние задания,

тест

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

домашние задания,, творческие работы

нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно- научной, официально-деловой сферах общения

тест,

творческие работы

образную природу словесного искусства;

контрольная работа

содержание изученных литературных произведений;

домашняя работа

основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

хронологические таблицы

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

словарь терминов, презентации

основные теоретико-литературные понятия.

словарь терминов



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 2013-2014.Русский язык и литература

Рабочие программы по русскому языку и литературе. 2013-2014...

Рабочая программа по родному(русскому) языку и литературе для 6 класса общеобразовательной школы

Данная учебная программа составлена на основе учебников : Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5 - 7 кл. общеобразоват. учреждений / Науч. ред. В.В.Бабайцева.; Альб...

Рабочая программа по родному( башкирскому) языку и литературе

Уҡытыу рус телендә алып барылған мәктәптәрҙең  2–се класы өсөн туған (башҡорт) телдән  эш программаһы. Эш программаһы Башҡортостан Республикаһы Мәғариф министрлығы тарафынан раҫланған “...

Рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе в 1 классе (ФГОС)

Рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе в 1 классе по учебнику Тулумбаева Х.А....

Рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе во 2 классе (ФГОС)

Рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе во 2 классе по учебнику Тулумбаева Х.А....

Рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе в 3 классе (ФГОС)

Рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе в 3 классе по учебнику Тулумбаева Х.А....

Рабочая программа по (родному) башкирскому языку и литературе в 4 классе (ФГОС)

Рабочая программа по (родному) башкирскому языку и литературе в 4 классе по учебнику Тулумбаева Х.А....