Интегрированный урок «Романсы М.И. Глинки на стихи А.С. Пушкина»
план-конспект по литературе на тему

Черкасова Людмила Валентиновна

О романсах М.И. Глинки на стихи А.С. Пушкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по теме: «Романсы М.И.Глинки на стихи А.С.Пушкина»

Цель: ознакомление учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина и

 романсамиМ.И.Глинки

Задачи: - обогащение активного словаря учащихся;

- коррекция слухового  восприятия музыки и вербальной памяти учеников;

- коррекция эмоциональной сферы школьников;

- мотивация познавательного интереса учащихся.

Оборудование: выставка книг, портреты Пушкина и Глинки, аудиозаписи,иллюстрации

Предварительная работа: - заучивание стихов, прослушивание романсов,изучение  творчества Пушкина и Глинки,экскурсии по городу и в музей Новоспасское,посещение филармонии.

Ход урока

I.Оргмомент.

Звучит «Вальс-фантазия»

  1. Актуализация знаний учащихся.

     Стих. Н. Рыленкова «Среди имен, что дороги нам с детства…»

III.Рассмотреть сравнительную таблицу  с данными о жизни и творчестве Пушкина

и Глинки: воспитание, обучение, общие знакомые.

IV.Рассказы о романсах  и их прослушивание:

    - чтение стихов А.С.Пушкина,

    - история их создания, кому они посвящены;

- история создания М.Глинкой романсов («Не пой, красавица, при мне…» на основе

       Грузинской народной песни, которую наиграл Глинке в 1828 году Грибоедов;

«К… - Я помню чудное мгновенье…», в 1840г., «Признание»,

      «В  крови горит огонь желанья», «Я здесь, Инезилья», «Адели», «Роза», «Заздравный кубок», «Мери»,

V.Итог урока:

     - назвать в городе памятные места,  связанные с именами Пушкина и Глинки;

     - какой романс понравился?

     - рассказ об опере «Руслан и Людмила», прослушивание марша Черномора.

     - зачитать стихотворение А. Мишина «Два гения»

Литература:

- А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 10 томах.- М.-Л.:АН СССР,1950

- Сборник «Смоляне Пушкину»- См.:Смядынь,1999

-  Сальников Г.Глинка в Смоленске.- М. Московский рабочий,1983

- Розанов А. Альбом. М.И.Глинка – М.:Музыка,1987

- Канн-Новикова Е., Новиков Н. «М.И.Глинка»- Смоленск,1954

 Пушкин                                                                                     Глинка

Александр Сергеевич                                                              Михаил Иванович

Родился 6.06.1799 г. В Москве                                      1.06.1804 г.вс.Новоспасское

Ельнинского уезда Смоленской

губернии

Учился  в Царскосельском лицее    в Благородном пансионе при

(Кюхельбекер, Дельвиг)                                С.-П.университете с братом

Пушкина – Львом,  воспитатель

В.К.Кюхельбекер

Знакомства: Н.В.Гоголь, А.С.Грибоедов, В.А.Жуковский, К. Ф. Рылеев, З .Волконская,

Керн А.П. – у Олениных  в 1819 г.                                  В 1826 г.

Литературоведческое  исследование

  1. Осипова Прасковья Александровна.

Помещица, соседка Пушкина,знакомы были еще до 1819 года, старше его на 18 лет

Опочка – уездный город Псковской губернии. В Опочецком уезде находились ихимения: Михайловское и Тригорское. Осипова похоронила двух мужей, Вульфа и Осипова. Дети от Вульфа – две дочери и сын Алексей,  от Осипова – две дочери ипадчерица А.И.Осипова (Алина).

  1. Керн Анна Петровна

Познакомилась с Пушкиным в 1819 году на балу в доме Олениных. Хозяин Алексей Николаевич, петербургский чиновник. Его дочь – Анна Алексеевна,Аннет. Оленин отказал Пушкину в руке своей дочери за «Гаврилиаду» (до сих пор

не уточнен  автор, приписывали  и Горчакову). Они жили в имении Пригожино за Охтой в С.- Петербурге.

Керн выдали замуж за стареющего офицера Керна. Летом 1825 г. она приехала вТригорское к своей тете Осиповой,где вновь встретилась с Пушкиным. Из Тригорского уехала в Ригу вместе с сыном Осиповой – Алексеем Вульфом.

Умерла в 1879 г. Ее похоронная процессия в Москве встретилась с подводой, на которой везли постамент для памятника Пушкину.

Информационная карта урока.

Класс 10

Учитель Черкасова Л.В.

Тема урока Романсы М.И. Глинки на слова А.С. Пушкина.

Целеполагание для ученика

Целеполагание для учителя

Понимать художественно-выразительное значение романсов М.И. Глинки на слова А.С. Пушкина.

Смысловое чтение поэтического текста и определение эмоционального характера текста.

Соотносить музыку с художественным текстом, сравнивать их.

Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Обобщать полученную информацию о творчестве М.И. Глинки и А.С. Пушкина

Создание способов решения проблем творческого и поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Этапы урока

Методический инструмент

Обратная связь

Организационный момент.

Тексты романсов, фото.

Актуализация оперных знаний.

М. Глинка «Марш Черномора» (кассета).

Называют поэму А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», автор музыки оперы.

Тема урока.

Романсы.

Школьная пушкиниана.

Романс.

Статья из литературной энциклопедии.

Вспоминают ранее известные романсы («Белеет парус одинокий»).

Новый материал.

1.А. Мишин «Два гения»

- О ком это стихотворение?

2. Сравнительная таблица

3.«Признание» (прослушивание на кассете)

4. «К…» («Я помню чудное мгновенье») кассета.

5. «Я здесь, Инезилья»

6. «Не пой, красавица, при мне»

Пушкин и Глинка.

Глинка – наш земляк, Новоспасское.

Познакомились 1817 г. совместные знакомые.

Александра Ивановна Осипова и её падчерица Алина

История создания. Почему «К…»? Посвящено А.П. Керн и её дочери Е.Е. Керн.

Природа Испании.

Грибоедов наиграл песню Глинке.

Физкультминутка.

Садимся, как в гостиной во времена Пушкина: дамы в кресле, мужчины стоят.

Самостоятельная работа.

1.Прослушиваем романс «Я здесь, Инезилья»

2. «Ночной зефир…», «В крови горит огонь желанья», «Адели»

3. Стих Н. Рыленкова «Среди имён, что дороги нам с детства»

Под балконом, романс, весело.

Зажжены свечи. Почувствовать дух романтического вечера..

Итог работы.

1.О, чём вы узнали?

2. Назвать прослушанные романсы.

3. Какой романс понравился?

4. Где можно послушать романсы?

Романс.

ТВ, кассеты, концерты в филармонии.

Оценка работы класса и отдельных учащихся.

Д/з.

1.Какая тема осталась нами незаконченной в Школьной пушкиниане?

2. Экскурсия  для 10-11 классов.

3. Фотоотчёт.

Улицы А.С. Пушкина и М.И. Глинки

Романс– (исп. romance, от поздне – латинсккогоromanice, букв. – по-романски, т.е.             на испанском, а не на латинском языке).

Это стихотворение, положенное на музыку или рассчитанное на такое переложение;

Обычно – небольшое лирическое произведение, строфическое, со стихами средней длины, с характерной напевной интонацией, без отчётливых жанровых признаков.

Восходит этот музыкальный жанр к средневековью и Возрождению, но расцвета достигает в конце 18 века, когда он оттесняет и более народную песню и более салонный мадригал.

В Западно-Европейской поэзии были популярны романсы Ш. Мильвуа, Э. Парни. Сборник П. Верлена «Романсы без слов».

Подзаголовок «Романс» имеют стихи В.А. Жуковского «Желание», А.С. Пушкина «Под вечер, осенью ненастной»; однако Е.А, Баратынский своё «Разуверение»

(муз.М.И. Глинки) назвал элегией.

Испанские романсы – этолиро-эпический жанр: любовный «чудесное», воинское стихотворение. Сложился с 14 века  в фольклоре на основе лиро-эпического осмысления реальных фактов и переработки материала рыцарских поэм («Песнь о моём Сиде»). Основные темы – героическая борьба с маврами за захваченные ими территории (Реконкиста), рыцарственная дружба с врагами, испанская история, подвиги рыцарей Карча Великого или короля Артура.

В 16 веке появились первые печатные издания романсов. В 1600-1605 г.г. – первый общий свод романсов испанских «Всеобщей романсеро» в 2 томах (Л. де Гонгара-и-Арготе, Л.Ф. де Вега Карпью, Ф. Кеведо-и-Вильегас и др).

Развивается рыцарский «мавританский», лирический, шуточный испанский романс. (А. де Сааведра, в 20 веке:А. Мачадо-и-Руис, Р. Альберти, Ф. Гарсия Лорка).

Близость к английским и шотландским балладам.

- А.С. Пушкин Канон в честь М.И. глинки «Пой в восторге, русский хор…»

- В 1826г. Глинка познакомился с Анной Петровной Керн; в 1829г. август он провёл вместе с А.П. Керн, четой Дельвисов в Финляндии.

- В 1828г. Глинка весь день провёл с А.С. Грибоедовым, который сообщил ему тогда мелодию грузинской народной песни. На её основе Глинка написал романс на слова А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне».

- 28 марта 1839г. у своей сестры М.И. Ступеевой Глинка познакомился с Екатериной Ермолаевной Керн, дочерью А.П. Керн. Ей он посвятил «Вальс-фантазию» и в 1840г. романс «Я помню чудное мгновенье» (на сл. А.С. Пушкина)

- 1.06.1885г. в газете Гатцука. О решении открыть в Смоленске музыкальную школу им. М.И. Глинки

- 18-20.05.1908г. О первой мужской школе им. М.И. Глинки в той же газете.

Первое представление «Ивана Сусанина» в Москве состоялось 7.09.1842г., незадолго до премьеры второй оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» в Петербурге.

На премьере «Ивана Сусанина» присутствовал А.С. Пушкин.через несколько дней на дружеском обеде у Александра Всеволодовича Всеволжского (1739-1864, знакомый М. Глинки) он принял участие в коллективном сочинении куплетов для шуточного канона, который тут же был исполнен на музыку В.Ф. Одоевского:

М.Ю. Виельгорский:

                                                           Пой в восторге,  русский хор!

                                               Вышла новая новинка.

Веселися, Русь! Наш Глинка

                                                   Уж не Глинка, а фарфор.

П.Я. Вяземский:

                                                           За прекрасную новинку

                                                               Славить будет глас молвы

                                                            Нашего Орфея – Глинку

                                                             От – Неглинной до Невы

В.А. Жуковский

                                                                       В честь столь славные новинки

                                                            Грянь, труба и барабан,

                                                                  Выпьем за здоровье Глинки

                                                          Мы глинтвейну стакан.

А.С. Пушкин

                                                         Слушая сию новинку,

                                                                 Зависть, злобой омрачась,

 Пусть скрежещет, но уж Глинку

Вотоптать не может в грязь.


Тексты    романсов.

«Признание» (1826)  

Я вас люблю, - хоть я бешусь,

Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь!

Мне не к лицу и не по летам…

Пора, пора мне быть умней!

Но узнаю по всем приметам

Болезнь любви в душе моей:

Без вас мне скучно, - я зеваю;

При вас не грустно, - я терплю;

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю!

Когда я слышу из гостиной

Ваш легкий шаг, иль платья шум,

Иль голос девственный, невинный,

Я вдруг теряю весь свой ум.

Вы улыбнетесь – мне отрада;

Вы отвернетесь – мне тоска;

За день мучения – награда

Мне ваша бледная рука.

Когда за пяльцами прилежно

Сидите вы, склоняясь небрежно,

Глаза и кудри опустя, -

Я в умиленье, молча, нежно

Любуюсь вами, как дитя!..

Сказать ли вам мое несчастье,

Мою ревнивую печаль,

Когда гулять, порой в ненастье,

Вы собираетеся вдаль?

И ваши слезы в одиночку,

И речи в уголку вдвоем,

И путешествия в Опочку,

И фортепьяно вечерком?..

Алина! сжальтесь надо мною.

Не смею требовать любви.

Быть может, за грехи мои,

Мой ангел, я любви не стою!

Но притворитесь! Этот взгляд

Все может выразить так чудно!

Ах, обмануть меня не трудно!..

Я сам обманываться рад!..

К***          (1825)

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

«  Ночной зефир…»   (1824)

Ночной зефир

Струит эфир.

Шумит,

Бежит

Гвадалквивир.

Вот взошла луна златая,

Тише…чу…гитары звон…

Вот испанка молодая

Оперлася на балкон

Ночной зефир…..

Скинь мантилью, ангел милый,

И явись как яркий день!

Сквозь чугунные перилы

Ножку дивную продень!

Ночной зефир….

«Не пой, красавица, при мне…»   (1827)

Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной:

Напоминают мне оне

Другую жизнь и берег дальный.

Увы! Напоминают мне

Твои жестокие напевы

И степь, и ночь – и при луне

Черты далекой, бедной девы.

Я призрак милый, роковой,

Тебя увидев, забываю;

Но ты поешь – и предо мной

Его я вновь воображаю.

Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной:

Напоминают мне оне

Другую жизнь и берег дальный.

 Адели (1822)                              В крови горит огонь желанья(1825)

Играй, Адель,                                         В крови горит огонь желанья,

Не знай печали;                                      Душа тобой уязвлена,

Хариты, Лель                                          Лобзай меня: твои лобзанья

Тебя венчали                                            Мне слаще мирра и вина.

И колыбель                                               Склонись ко мне главою нежной,

Твою качали;                                             И да почию безмятежный,

Твоя весна                                                  Пока дохнёт весёлый день

Тиха, ясна;                                                  И  двигнется ночная тень.

Для наслажденья

Ты рождена;

Час упоенья
Лови, лови!

Младые лета

Отдай любви,

И в шуме света

Люби, Адель,

Мою свирель.

  Роза (1815)

Где наша роза,

Друзья мои?

Увяла роза

Дитя зари.

Не говори:

Так вянет младость!

Не говори:

Вот жизни радость!

Цветку скажи:

Прости, жалею!

И на лилею

Нам укажи.

                                                       А. В. Мишин

                                     Два гения

И музыканта и поэта

Роднит святая чистота.

Два гения в начале века

Явились миру неспроста.

                                                           Они росли в счастливых муках

                                                           И эти муки знает Бог…

                                                           Один в земных купался звуках,

                                                           Другой – ловил изящный слог.

Не нарушая честных правил,

Отчизне будучи слугой, -

Один Михайловское славил,

И Новоспасское – другой.

                                                           И от того светлеют взгляды,

                                                           Как Сороть и Десна – река…

                                                           И мы, потомки, с ними рядом

                                                           Через века. И на века!

О них кукуют нам кукушки,

И полон звуков небосвод…

Прислушайтесь – то молвит Пушкин!

И нам аккорды Глинка шлет!

Н. Рыленков

Среди имен, что дороги нам с детства,

В чьих звуках гордость родины слышна,

Есть два особо дорогих для сердца –

То Пушкина и Глинки имена.

Их кровное родство, а не соседство

На вечные связало времена.

В том, что от них осталось нам в наследство,

Душа родной страны воплощена.

Душа страны, в которой так чудесно

Слились народа русского черты:

Спокойное величье простоты,

Открытость в дружбе, стойкость в битве честной

И вера в правду высшую мечты,

Что нам звучит, как музыка, как песня!

А. Мишин

И музыканта и поэта

Роднит святая чистота.

Два гения в начале века

Явились миру неспроста.

Они росли в счастливых муках.

И эти муки знает Бог …

Один в земных купался звуках,

Другой – ловил изящный слог.

Не нарушая честных правил,

Отчизне будучи слугой, -

Один Михайловское славил,

И Новоспасское другой.

И от того светлеют взгляды,

Как Сороть и Десна – река …

И мы, потомки, с ними рядом

Через века. И на века!

О них кукуют нам кукушки,

И полон звуков небосвод …

Прислушайтесь – то молвит Пушкин!

И нам аккорды Глинка шлёт!

Я здесь, Инезилья,

          Я здесь, Инезилья,

Я здесь под окном,

Объята Севилья

И мраком и сном.

Исполнен отвагой,

Окутан плащом,

С гитарой и шпагой

Я здесь под окном.

Ты спишь ли? Гитарой

Тебя разбужу.

Проснётся ли старый,

Мечом уложу.

Шелковые петли

К окошку привесь…

Что медлишь?...  уж нет ли

Соперника здесь?...

Я здесь, Инезилья,

Я здесь под окном,

Объята Севилья

И мраком и сном.

(1830)


Твоё здоровье, Мери (анг. из Барри Корнуола)

Пью за здоровье Мери,

Милой Мери моей!

Тихо запер я двери

И один без гостей

Пью за здравие Мери.

Можно краше быть Мери,

Краше Мери моей,

Этой маленькой пери;

Но нельзя быть милей

Резвой, ласковой Мери.

Будь же счастлива, Мери,

Солнце жизни моей!

Ни тоски, ни потери,

Ни ненастливых дней

Пусть не ведает Мери.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе, граждановедению, праву по повести А.С.Пушкина "Дубровский". Тема: "...Он рожден был для иного назначения..."

Урок-суд. Урок проходит в виде судебного заседания. Заранее распределяются роли, показания дают опираясь на тект произведения....

Полина Виардо - композитор. Романс "Заклинание" на стихи А. С. Пушкина. Обзор истории взаимоотношений писателя и певицы.

Муза Ивана Тургенева (а также: Шарля Гуно и Гектора Берлиоза, Фредерика Шопена, Камиля Сен-Санса и Джакомо Мейербера). Жорж Санд главную героиню своего романа "Консуэло" писала с Полины Виардо. В...

Разработка интегрированного урока по теме "Историческая тема в произведениях А.С. Пушкина".

Исторические моменты описанные в произведениях А.С. Пушкина...

«В чем сила музыки». Г.В. Свиридов – интонационно-образный анализ романса из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель».

Цель: Освоение учащимися вечных тем искусства и жизни, воплощённых в жанре инструментального романса, и осознание принципов музыкального развития. Задачи: Образовательные: Научить определять в звуч...

Методическая разработка урока по музыкальной литературе: «Романсы М.И. Глинки»

Знакомство учащихся с камерно-вокальной лирикой М.И.Глинки, жанровым многообразием романсов композитора, развитие слухового багажа учащихся...

Интегрированный урок "Русский романс"

На интегрированном занятии соединилась музыка и литература....

Технологическая карта интегрированного урока "Русский романс"

Технологическая карта интегрированного урока по литературе и музыки....