Рабочая программа по литературе для 9 класса (УМК Меркина)
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Рабочая программа по литературе для 9 класса (УМК Меркина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_lit_9_merkin_16-17.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

 «Согласовано»

Руководитель МО

         /_____________/

Протокол  № 1    

от   «___» ___________   2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №9»

______    /________________/

«___»  сентября    2016г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №9»

___________  /С.Ф. Родионова/

Приказ №  ____

от  «___» ____________ 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

          

по учебному предмету «литература»

для учащихся 9 «В», 9«Д» классов

на 2016-2017 учебный год

Составитель:

Стрижко Вера Петровна,

учитель русского языка


Ожидаемые образовательные результаты.

Рабочая  программа по учебному предмету «литература» для 9 «В» и 9 «Д» классов на 2016-2017 учебный год создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы  по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы ( Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин . – М.: ООО  «Русское слово - учебник», 2012).  

            На обучение литературе в 9 «В» и 9 «Д» классах базисным учебным планом МБОУ «СОШ №9» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом  отводится        102 часа (3 часа в неделю).

           Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения: личностно-ориентированное обучение; ИКТ;           метод проектов; исследовательские работы обучающихся.

Элементы педагогических технологий: здоровьесберегающие, проблемное обучение, тест-технологии, сотрудничество.

       

                   Ожидаемые образовательные результаты в рамках ГОС:

            В результате изучения литературы ученик должен  знать:

  1.        1. образную природу словесного искусства;
    2. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2.            наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих
  3.            обязательному изучению (по выбору);
  4.        3  основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  5.        4  основные теоретико-литературные понятия.

           В результате изучения литературы ученик должен  уметь:

  1. работать с книгой
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. владеть различными видами пересказа;
    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
      писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
  4. выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
    выражать свое отношение к прочитанному;
  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  6. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  7. воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его  смысловые части;
  8. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
    - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

       Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей (коммуникативных,  культурологических, познавательных,  информационных).

Учебно-тематический план

по учебному предмету «литература» (3 ч. в неделю, всего 102)

УМК  Г.С.Меркина, С.А.Зинина

№ п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Разделы

1.

Введение

1 ч

2.

Древнерусская литература

3 ч

3

Литература 18 века

8 ч

4.

Литература 19 века

62 ч

5.

Литература 20 века

21 ч

6.

Зарубежная литература

4 ч

7.

Итоговые занятия

3 ч

Всего:

102 ч

Практическая часть

Развитие речи

10

Внеклассное чтение

10

Классные сочинения

3

Домашние сочинения

3

Контрольные сочинения

2

Контрольные тесты

3

Контрольные срезы по теории литературы

2

Наизусть

16

Количество уроков с использованием ИКТ

25 %

Количество проектов

2

Количество исследовательских работ

2

Количество социальных/учебных проб

1

Темы проектов,  исследовательских работ,

социальных/учебных проб учащихся

№ п/п

Тема проектов,  исследовательских работ, социальных/учебных проб

Сроки реализации

1

Информационно-исследовательский проект «Сквозные образы и мотивы в русской литературе» по теме «Итоговое обобщение»  (1 группа)

2

Творческий проект «Энциклопедия русской жизни» по теме «Евгений Онегин» А.С. Пушкина» (2 группа)

3

Исследовательская работа «Музеи поэтов Серебряного века» (1 группа)

4

Исследовательская работа  «Авторская песня. В. Высоцкий» (2 группа)

5

Социальная/учебная проба «По гоголевским местам Петербурга»


 

Календарно-тематический план

по  учебному предмету «литература» (3 ч. в неделю, всего 102)

УМК  Г.С.Меркина, С.А.Зинина

урока

Наименование тем  уроков

Дата проведения

План

Корректировка

1 триместр

Введение. Литература и история: этические и эстетические взгляды.

Древнерусская литература

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

Русская история в «Слове о полку Игореве». Художественные особенности произведения. Наизусть

Поэтическое искусство автора «Слова». Подготовка к домашнему сочинению

Русская литература 18 века

Особенности русского классицизма, сентиментализма

М.В. Ломоносов. Сведения о жизни и творчестве

«Вечернее размышление», «Ода 1747г.». Прославление родины, мира, науки и просвещения

Внеклассное чтение. Державин Г.Р. «Властителям и судиям…» Идеи просвещения и гуманизма

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник»

Радищев А.Н. «Путешествие из Петербурга в Москву». Значение и смысл эпиграфа

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение русской действительности  

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя

Русская литература 19 века

Общая характеристика русской литературы 19 века. Романтизм, реализм

К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, Е.А. Баратынский, Н.М. Языков. Краткие сведения о поэтах

Тематика и проблематика лирики К.Н. Батюшкова, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского, Н.М. Языкова

«Его стихов пленительная сладость». В.А. Жуковский. Жизнь и творчество

В.А. Жуковский. «Море», «Невыразимое», «Светлана». Возможности поэтического языка

А.С. Грибоедов. «Могучее проявление русского духа». Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова

«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия  комедии

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия  комедии. Наизусть  

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия  

«Не образумлюсь… виноват…» Анализ 4 действия

Обобщение. Фамусовская Москва. Чацкий в системе образов. Наизусть

Афористичность языка комедии. Статья Гончарова «Мильон терзаний»

Общественная и личная драма Чацкого. Тест по творчеству Грибоедова. Подготовка к домашнему сочинению  

А.С. Пушкин: «Вся жизнь – один чудесный миг», жизнь и творчество

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». Тема свободы. Наизусть  

Любовь как гармония души. «На холмах Грузии», «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье». Наизусть

Тема поэта и поэзии. «Пророк». «Я памятник себе воздвиг...». Наизусть

А.С. Пушкин «Собранье пестрых глав». Творческая история романа «Евгений Онегин». Онегинская строфа

«И жить торопится, и чувствовать спешит». Онегин и столичное дворянство. Понятие о литературном типе

«И в голос все решили, что он опаснейший чудак!». Онегин и поместное дворянство

«От делать нечего друзья». Онегин и Ленский. Наизусть

«Татьяна, русская душою…» Образ Татьяны в романе. Татьяна и Ольга

2 триместр

«Бегут, меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас» Татьяна и Онегин. Контрольный тест

Пушкинский роман в зеркале критики. Образ автора в романе. Подготовка к сочинению  

Развитие речи. Контрольное классное сочинение по творчеству Пушкина

Развитие речи. Контрольное классное сочинение по творчеству Пушкина

Внеклассное чтение. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма

Внеклассное чтение. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»

Контрольный срез по теории литературы за 1 полугодие

«Он хочет жить ценою муки». Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова

М.Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон». Мотивы вольности и одиночества. Образ поэта-пророка «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк». Наизусть

Любовная лирика «Нет, не тебя…», «Расстались мы»

Тема Родины в лирике Лермонтова. «Родина», «Прощай, немытая Россия». Наизусть

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова «Дума», «Предсказание»

«Герой нашего времени» как психологический роман

Печорин как представитель «портрета поколения». Наизусть

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера

Дружба и любовь в жизни Печорина

Художественные. особенности романа. Жанр и композиция. Контрольный тест

Споры о романтизме и реализме в романе. Роман в оценке Белинского

Развитие речи. Контрольное классное сочинение  по творчеству Лермонтова

Развитие речи. Контрольное классное сочинение  по творчеству Лермонтова

Внеклассное чтение. Лермонтов «Маскарад». Нравственная проблематика произведения

«На пользу Отечества, для счастья граждан». Жизненный и творческий путь Н. В. Гоголя

Гоголь «Мертвые души». Своеобразие жанра. «Неотразимо страшные идеалы огрубения  : Манилов и Коробочка»

Неотразимо страшные идеалы огрубения : Собакевич и Ноздрев

Неотразимо страшные идеалы огрубения : Чичиков у Плюшкина

«Город никак не уступал другим губернским городам»

«Кто же он? Стало быть, подлец?». Образ Чичикова в поэме

«Здесь ли не быть богатырю?» Образ России в поэме. Поэма в оценке Белинского. Наизусть

Развитие речи. Классное сочинение по поэме «Мертвые души»

Развитие речи. Классное сочинение по поэме «Мертвые души»

Внеклассное чтение. Гоголь «Шинель». Тема «маленького человека» в повести. Роль фантастики

Ф.И. Тютчев. Основные вехи биографии. Темы и мотивы лирики

А.А. Фет. Основные вехи биографии. Любовь, природа и человек в лирике А.А. Фета

Н.А. Некрасов. Творческая биография. Отражение в лирике гражданской позиции. «Памяти Добролюбова». Наизусть

Ф.М. Достоевский. «Бедные люди». Тема «униженных и оскорбленных» в произведении

Внеклассное чтение. Ф.М. Достоевский. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» в повести

3 триместр

Внеклассное чтение. Л.Н. Толстой. Обзор содержания автобиографической трилогии «Юность»

А.П. Чехов. «Дуэль», «В овраге». Проблематика и герои произведений

Развитие речи. Классное сочинение «В чем особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?»

Развитие речи. Классное сочинение «В чем особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?»

Русская литература 20 века

Русская литература 20 века : многообразие жанров и направлений

М. Горький. Основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего Горького. Рассказ «Челкаш»

Основной конфликт в произведениях М. Горького: люди «дна» и проблема человеческого в человеке

А. Блок. Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике Блока. Покоряющая сила любви в лирике Блока. Наизусть

Сатира Маяковского. Новаторство Маяковского в стихосложении. Гуманистическое содержание стихотворений. Наизусть

С.А. Есенин. Родина и родная природа в лирике Есенина.

Повторение. Стихотворные размеры

Размышления о жизни, любви в лирике Есенина. Народная основа языка поэта. Наизусть.

 Повторение. Поэтический синтаксис.  

М.А. Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Поэтика Булгакова-сатирика.

Повторение. Роды и жанры литературы.

Шариков и «Шариковщина». Истоки «Шариковщины».

Повторение. Сюжет.

Внеклассное чтение. Булгаков и современный мир

М.И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Образ Родины в поэзии Цветаевой. Наизусть.

 Повторение. Художественно-выразительные средства поэтической речи.  

А.А. Ахматова. Трагизм любви. Ахматова о поэте и поэзии.

Повторение. Художественно-выразительные средства поэтической речи.  

Н.А. Заболоцкий. Тема гармонии с природой.

Повторение. Художественно-выразительные средства поэтической речи.  

М.А. Шолохов. «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Образ Андрея Соколова.

Повторение. Композиция.

Б.Л. Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и любви.

Повторение. Поэтическая фонетика.

А.Т. Твардовский. Раздумья о Родине. Военная тема. «Я убит подо Ржевом» - реквием о павших на войне. Наизусть.

Повторение. Лейтмотив и мотив лирического произведения.  

А.И. Солженицын. «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе.

 Повторение. Фабула и сюжет.

Трагедия судьбы Матрены. Нравственный смысл рассказа-притчи.

Повторение. Художественная деталь.

Развитие речи. Классное сочинение. Анализ стихотворения

Внеклассное чтение. Обзор современного литературного процесса

Контрольный тест по произведениям 2-й половины 19 и 20 в.

Зарубежная литература

Шекспир. «Гамлет». Трагизм любви.

Повторение. Жанры драматического произведения.

Ж.Б. Мольер. Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия» Ж.Б. Мольера (обзор).

Повторение. Жанры драматического произведения.

Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы.

Повторение. Система образов драматического произведения.

И-В. Гете «Фауст». «Фауст» как философская трагедия.

Повторение. Способы выражения авторской позиции в драматическом произведении.

Контрольный срез по теории литературы за 2 полугодие

Защита проектов «Сквозные образы и мотивы в русской литературе»

Защита проектов «Энциклопедия русской жизни»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 5 класс по Меркину Г.С.

Программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по литературе 5 класс.Авторы: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, 2008 год.Рабочая прогр...

Рабочая программа по литературе. 8 класс ( по программе Г.С. Меркина )

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литературе для 5-9 классов (автор Г.С. Меркин). ...

Рабочая программа по литературе 6 класс программа Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 6 класса по УМК Г.С.Меркина рассчитана на 105 часов в год...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...

Рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Меркин

Рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Меркин...

Рабочая программа по литературе ( 7 класс). УМК Меркин Г.С.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов ( 2 часа в неделю)...