Рабочая программа элективного курса по литературе 10 класс "Обучение сочинениям разных жанров"
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Программа элективного курса поможет подготовить учащихся к написанию итогового сочинения. Рассчитана на 34 урока в год.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение «Любачанская средняя общеобразовательная школа» Медвенского района Курской области | |
Утверждено на заседании педсовета Протокол №____ от _______2016 г. Председатель_______________ М.Н.Крюкова | Введено в действие приказом № ______ от ____________ 2016 г. Директор школы______________ С.В.Подколзина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА по литературе для 10 класса «ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯМ РАЗНЫХ ЖАНРОВ» Составлена Крюковой М.Н., учителем русского языка и литературы первой категории 2016 | |
2. Пояснительная записка
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем, самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и обучающегося.
Программа «Обучение сочинениям разных жанров» рассчитана на 34 часа в 10 классе (1 час в неделю). Данная программа может быть рекомендована для классов любого профиля. Обучающиеся должны будут все написать итоговое сочинение в декабре, поэтому этот курс поможет справиться с написанием. Чтобы не увеличивать нагрузку обучающихся в 10 классах целесообразно осуществлять преподавание элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» без домашнего задания.
Цели и задачи данной программы:
- помочь обучающимся обобщить знания по литературе,
- завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей,
- совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями,
- помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.
- совершенствование приобретенных учащимися знаний,
- формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции,
- развитие навыков логического мышления,
- расширение кругозора школьников,
- воспитание самостоятельности в работе.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся
Обучающиеся должны:
- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания, при анализе конкретных художественных произведений знать тему, художественное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы и конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи, особенности жанра;
- уметь оперировать при анализе следующими понятиями и терминами: роды художественной литературы, их основные жанры, литературные направления и течения, стихотворные размеры;
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.
3. Содержание программы
10 класс (34 часа)
1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике. 1 ч.
2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.6 ч.
3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по русскому языку и литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений. 4 ч.
4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа. 2 ч.
5. Своеобразие жанров сочинени. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. 8 ч.
6. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения. 6 ч.
7. Развёрнутый план работы рад сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение. 7 ч.
4. Тематическое планирование элективного курса
«Обучение сочинениям разных жанров»
(10 класс, 34 час.)
1. Сочинение как текст. Основные признаки текста | 1ч. |
2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению | 6ч. |
3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам
| 4 ч. |
4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам | 2 ч. |
5. Своеобразие жанров сочинений | 8 ч. |
6. Выбор темы сочинения. Структура сочинения | 6 ч. |
7. Сочинение-рассуждение | 7 ч. |
Итого: | 34 ч. |
5. Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Обучение сочинениям разных жанров».
(10 класс, 34 час.)
Сочинение как текст. Основные признаки текста (1час)
1. | Сочинение как текст. Основные признаки текста. | Дата по плану | Дата по факту | Примечания |
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению (6ч.)
2. | Отбор материала к сочинению. | |||
3. | Систематизация материала к сочинению. | |||
4. | Планирование будущего текста. | |||
5. | Практикум. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению (начало). | |||
6. | Практикум. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению (продолжение). | |||
7. | Практикум. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению (окончание). |
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам (4 часа)
8. | Литературоведческие термины и их роль в подготовке к экзаменам (начало). | |||
9. | Литературоведческие термины и их роль в подготовке к экзаменам (окончание). | |||
10. | Основные литературные понятия в формулировках тем сочинений. | |||
11. | Практикум. Составление схем, таблиц литературоведческих понятий. |
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам (2 часа).
12. | Своеобразие жанров: статья, рецензия, эссе, очерк, литературный портрет и др. | |||
13. | Зависимость структуры сочинения от его типа. |
Своеобразие жанров сочинений (8 часов)
14. | Выбор темы сочинения. | |||
15. | Выбор эпиграфа к сочинению. | |||
16. | Цитирование. Использование цитат в сочинении. | |||
17. | Сочинение-рассуждение. Подготовка к этому виду работы. | |||
18. | Рассуждение-доказательство. | |||
19. | Рассуждение-опровержение. | |||
20. | Практикум. Коллективная работа над сочинением-рассуждением. Работа по материалам ЕГЭ(начало). | |||
21. | Практикум. Коллективная работа над сочинением-рассуждением. Работа по материалам ЕГЭ(начало). |
Выбор темы сочинения. Структура сочинения (6 часов)
22. | Вступительная часть сочинения. | |||
23. | Виды вступлений (историческое, историко-литературное, проблемное, биографическое, публицистическое, лирическое и др.) (начало). | |||
24. | Виды вступлений (историческое, историко-литературное, проблемное, биографическое, публицистическое, лирическое и др.) (окончание). |
25. | Заключительная часть сочинения. | |||
26. | Практикум. Выбор темы, его обоснование, подбор эпиграфа, составление плана (начало). | |||
27. | Практикум. Выбор темы, его обоснование, подбор эпиграфа, составление плана (окончание). |
Сочинение-рассуждение (7 часов)
28. | Структура сочинения-рассуждения. | |||
29. | Тезис, доказательства, аргументы. | |||
30. | Значимость фактического материала в работе над сочинением-рассуждением. | |||
31. | Аргументы из жизненного опыта и из литературных произведений. | |||
32. | Зачётное занятие. Работа с материалами ЕГЭ. | |||
33. | Подведение итогов работы за год. | |||
34. | Подведение итогов работы за год. | |||
Итого: | 34 ч. | |||
6. Учебно-методический комплекс
1. Коган И.И., Козловская Н.В., Анализ эпизода и анализ стихотворения в школном сочинении, С.-П., 2003г.
2. Козловская Н.В., Искусство написания сочинения, С.-П., 2000г.
3. Озеров Ю.А., Раздумья над сочинением, М., 1998г.
4. Материалы подготовки к ЕГЭ
Программа. Г. М. Вялкова. Обучение сочинениям разных жанров. Волгоград, 2011.
Литература
1. Коган И. И., Козловская Н. В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении, С.-П.,2003.
2. Козловская Н. В. Искусство написания сочинений, С.-П.., 2000.
3.Озеров Ю. А. Раздумья над сочинением. М., 1998.
4. Материалы по ЕГЭ.
Интернетресурсы
Газета «Русский язык и сайт дляучителя «Я иду на урок русского языка»
Коллекция «Диктанты – русский язык» Российского общеобразовательного портала
Культура письменной речи
Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений
http//www.philolog/ru/dahl/
Икусство слова: авторская методика преподавания русского языка
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)
Мир слова русского
Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка
Российскоеобщество преподавателей русскогоязыкаи литературы: портал «Русское слово»
Словесник: сайт для учителей Е. В. Архиповой
Справочная служба русского языка
Тесты по русскому языку
Центр развития русского языка
Электронные пособия по русскому языку для школьников
http://learning-russian.gramota.ru
Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ»
Еженедельная газета «Русский язык» Издательского дома «Первое сентября»
ЕГЭ по русскому языку: электронный репетитор
Кабинет русского языка и литературы
http://ruslit.ioso.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"
Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров». 34 часа. Пояснительная записка. Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена д...

Элективный курс "Теория и практика сочинений разных жанров"
Элективный курс для учащихся 9 классов...

Рабочая программа. Элективный курс«Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров» 9 класс
Рабочая программа включает: пояснительную записку, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, формы и средства контроля, перечен...

Рабочая программа элективного курса по литературе "Техника написания сочинения". 11 класс
Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного...

Программа факультативного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"
Актуальность данного факультативного курса заключается прежде всего в том,что полученные знания способствуют формированию умения грамотно выражатьсвои мысли и создавать собственные высказывания с учет...

Программа учебного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"
Программа учебного курса "Теория и практика сочинений разных жанров". 8 класс...

