Рабочая программа элективного курса по литературе 10 класс "Обучение сочинениям разных жанров"
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Крюкова Мария Николаевна

Программа элективного курса поможет подготовить учащихся к написанию итогового сочинения. Рассчитана на 34 урока в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp._10_kl._liter.elekt_.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

«Любачанская средняя общеобразовательная школа»

Медвенского района Курской области

Утверждено на заседании педсовета

Протокол №____    от  _______2016 г.

Председатель_______________

М.Н.Крюкова

Введено в действие

приказом № ______

от ____________ 2016 г.

Директор школы______________

С.В.Подколзина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

по литературе

для  10    класса

«ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯМ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»

Составлена Крюковой М.Н.,

 учителем русского языка

и литературы первой  категории

2016

2. Пояснительная записка

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем, самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и обучающегося.

Программа «Обучение сочинениям разных жанров»  рассчитана на 34 часа в 10 классе (1 час в неделю). Данная программа может быть рекомендована для классов любого профиля. Обучающиеся должны будут все написать итоговое сочинение в декабре, поэтому этот курс поможет справиться с написанием. Чтобы не увеличивать нагрузку обучающихся в 10  классах целесообразно осуществлять преподавание элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» без домашнего задания.

Цели и задачи данной программы:

  • помочь обучающимся обобщить знания по литературе,
  • завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей,
  • совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями,
  • помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.
  • совершенствование приобретенных учащимися знаний,
  • формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции,
  • развитие навыков логического мышления,
  • расширение кругозора школьников,
  • воспитание самостоятельности в работе.

Основные требования к  знаниям, умениям, навыкам обучающихся

Обучающиеся должны:

- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;

- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его  формы и содержания, при анализе конкретных художественных произведений знать тему, художественное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы и конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи, особенности жанра;

- уметь оперировать при анализе следующими понятиями и терминами: роды художественной литературы, их основные жанры, литературные направления и течения, стихотворные размеры;

- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.

3. Содержание программы

10 класс (34 часа)

1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике. 1 ч.

2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.6 ч.

3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по русскому языку и литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений. 4 ч.

4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа. 2 ч.

5. Своеобразие жанров сочинени.   Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. 8 ч.

6. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения. 6 ч.

7. Развёрнутый план работы рад сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение. 7 ч.

4. Тематическое  планирование элективного курса

«Обучение сочинениям разных жанров»

(10 класс, 34 час.)

1. Сочинение как текст. Основные признаки текста  

1ч.

2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению                                                                                              

6ч.

3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам  

                                                                                                               

4 ч.

4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам    

2 ч.

5. Своеобразие жанров сочинений                                                            

8 ч.

6. Выбор темы сочинения. Структура сочинения                                  

6 ч.

7. Сочинение-рассуждение                                                                      

7 ч.

Итого:

34 ч.

5. Календарно-тематическое  планирование элективного курса

«Обучение сочинениям разных жанров».

(10 класс, 34 час.)

Сочинение как текст. Основные признаки текста (1час)

1.

Сочинение как текст. Основные признаки текста.

Дата по плану

Дата по факту

Примечания

Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению (6ч.)

2.

Отбор материала к сочинению.

3.

Систематизация материала к сочинению.

4.

Планирование будущего текста.

5.

Практикум. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению (начало).

6.

Практикум. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению (продолжение).

7.

Практикум. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению (окончание).

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам (4 часа)

8.

Литературоведческие термины и их роль в подготовке к экзаменам (начало).

9.

Литературоведческие термины и их роль в подготовке к экзаменам (окончание).

10.

Основные литературные понятия в формулировках тем сочинений.

11.

Практикум. Составление схем, таблиц литературоведческих понятий.

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам (2 часа).

12.

Своеобразие жанров: статья, рецензия, эссе, очерк, литературный портрет и др.

13.

Зависимость структуры сочинения от его типа.

Своеобразие жанров сочинений (8 часов)

14.

Выбор темы сочинения.

15.

Выбор эпиграфа к сочинению.

16.

Цитирование. Использование цитат в сочинении.

17.

Сочинение-рассуждение. Подготовка к этому виду работы.

18.

Рассуждение-доказательство.

19.

Рассуждение-опровержение.

20.

Практикум. Коллективная работа над сочинением-рассуждением. Работа по материалам ЕГЭ(начало).

21.

Практикум. Коллективная работа над сочинением-рассуждением. Работа по материалам ЕГЭ(начало).

Выбор темы сочинения. Структура сочинения (6 часов)

22.

Вступительная часть сочинения.

23.

Виды вступлений (историческое, историко-литературное, проблемное, биографическое, публицистическое, лирическое и др.) (начало).

24.

Виды вступлений (историческое, историко-литературное, проблемное, биографическое, публицистическое, лирическое и др.) (окончание).

25.

Заключительная часть сочинения.

26.

Практикум. Выбор темы, его обоснование, подбор эпиграфа, составление плана (начало).

27.

Практикум. Выбор темы, его обоснование, подбор эпиграфа, составление плана (окончание).

Сочинение-рассуждение (7 часов)

28.

Структура сочинения-рассуждения.

29.

Тезис, доказательства, аргументы.

30.

Значимость фактического материала в работе над сочинением-рассуждением.

31.

Аргументы из жизненного опыта и из литературных произведений.

32.

Зачётное занятие. Работа с материалами ЕГЭ.

33.

Подведение итогов работы за год.

34.

Подведение итогов работы за год.

Итого:

34 ч.

6. Учебно-методический комплекс

1. Коган И.И., Козловская Н.В., Анализ эпизода и анализ стихотворения в школном сочинении, С.-П., 2003г.

2. Козловская Н.В., Искусство написания сочинения, С.-П., 2000г.

3. Озеров Ю.А., Раздумья над сочинением, М., 1998г.

4. Материалы подготовки к ЕГЭ

Программа. Г. М. Вялкова. Обучение сочинениям разных жанров. Волгоград, 2011.

Литература

1. Коган И. И., Козловская Н. В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении, С.-П.,2003.

2. Козловская Н. В. Искусство написания сочинений, С.-П.., 2000.

3.Озеров Ю. А. Раздумья над сочинением. М., 1998.

4. Материалы по ЕГЭ.

Интернетресурсы

Газета «Русский язык и сайт дляучителя «Я иду на урок русского языка»

http://rus.1september.ru

Коллекция «Диктанты – русский язык» Российского общеобразовательного портала

http://language.edu.ru

Культура письменной речи

http://www.gramma.ru

Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений

http//www.philolog/ru/dahl/

Икусство слова: авторская методика преподавания русского языка

http://www.gimn13.tl.ru/rus/

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)

http://www.mapryal.org

Мир слова русского

http://www/rusword.org

Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка

http://yamal.org/ook

Российскоеобщество преподавателей русскогоязыкаи литературы: портал «Русское слово»

http://www.ropryal.ru

Словесник: сайт для учителей Е. В. Архиповой

http://slovesnik-oka.narod.ru

Справочная служба русского языка

http://spravka.gramota.ru

Тесты по русскому языку

http://likbez.spb.ru

Центр развития русского языка

http://www.ruscenter/ru

Электронные пособия по русскому языку для школьников

http://learning-russian.gramota.ru

Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ»

http://slovari.gramota/ru

Еженедельная газета «Русский язык» Издательского дома «Первое сентября»

http://rus1september.ru

ЕГЭ по русскому языку: электронный репетитор

http://www/rus-ege.com

Кабинет русского языка и литературы

http://ruslit.ioso.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров». 34 часа. Пояснительная записка.   Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена д...

Рабочая программа элективного курса по литературе «Язык художественной литературы»

Настоящий курс предназначен для более подробного изучения  языкахудожественной литературы.    Показать выразительные возможности слова, особенности организации текста как динамичн...

Элективный курс "Теория и практика сочинений разных жанров"

Элективный курс для учащихся 9 классов...

Рабочая программа. Элективный курс«Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров» 9 класс

Рабочая программа включает: пояснительную записку, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, формы и средства контроля, перечен...

Рабочая программа элективного курса по литературе "Техника написания сочинения". 11 класс

Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного...

Программа факультативного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"

Актуальность данного факультативного курса заключается прежде всего в том,что полученные знания способствуют формированию умения грамотно выражатьсвои мысли и создавать собственные высказывания с учет...

Программа учебного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"

Программа учебного курса "Теория и практика сочинений разных жанров". 8 класс...