Аналитическая работа с текстом критической статьи К.И. Чуковского "Анна Ахматова"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Сабирова Римма Александровна

План урока литературы в 11 гуманитарном классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ahmatova.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая работа с тестом критической статьи К.И. Чуковского «Анна Ахматова».

(план урока литературы в 11 гуманитарном классе)

Специфика преподавания литературы в профильных гуманитарных классах определена Стандартом среднего (общего ) образования по литературе (профильный уровень). В это документе определено, что одной из целей литературного образования в профильных классах является «совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.». Умение сопоставлять текст художественного произведения и его критической интерпретации необходимо старшекласснику-гуманитарию, но именно это умение часто оказывается сформированным недостаточно. Такая работа более, чем какая-либо иная, требует реализации деятельностного подхода к преподаванию литературы. Возможности организации такой работы можно показать на примере одного урока в 11 классе, посвященного творчеству А.А.Ахматовой. Данный урок – последний из уроков, посвященных поэзии А.А.Ахматовой, и его можно считать обобщающим. Школьники уже знакомы с основными особенностями творчества А.А.Ахматовой. Их домашним заданием было – выучить наизусть понравившееся стихотворение поэта.

        Для анализа выбран фрагмент критической статьи К.И.Чуковского «Анна Ахматова», так как в этой статье дан обзор творчества поэта, проанализированы основные темы ее лирики. Фрагмент статьи невелик, так как работа на уроке не предполагает знакомства с обширным текстом.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

Учащиеся формулируют, какие характерные особенности свойственны поэзии А. Ахматовой; выразительно читают выученные наизусть стихотворения.

2. Знакомство с фрагментом статьи К. И. Чуковского "Анна Ахматова". Создание тезисного плана.

Задание группам: прочитать фрагмент критической статьи, составить его тезисный план. Такое задание лучше сделать групповым, потому что самостоятельно справиться с задачей создания тезисного плана школьникам бывает тяжело. Этапы работы учеников могут быть такими:

  • Прочтение фрагмента статьи с обязательным выделением ключевых фрагментов.
  • Самостоятельное составление простого плана.
  • Обсуждение в группе полученных результатов, сравнение получившихся планов.
  • Сведение результатов воедино и создание простого плана, общего для всей группы.
  • Создание на основе простого плана тезисного плана фрагмента статьи.

При такой организации работы отрабатываются умения работать с текстом, выделять главное, навыки составления простых и тезисных планов. В то же время вырабатываются навыки группового взаимодействия.

К. И. Чуковский

АННА АХМАТОВА

II

Ее поэзия

От дома того – ни щепки,

Та вырублена аллея.

                                                        Анна Ахматова

Едва только вышли ее первые книги «Вечер», «Четки», «Белая стая», я сделал попытку дознаться, в чем первооснова ее лирики. И увидел, что даже тогда, в пору своего преуспеяния и громких литературных успехов, она в своей юной поэзии тяготела к темам бедности, сиротства и скитальчества. Любимыми ее эпитетами были: скудный, убогий и нищий.

Ее лирическая героиня так и говорила любимому:

                        Зачем ты к нищей грешнице стучишься?

Да и вещи, которыми насыщены ее молодые стихи, тоже тяготели к убожеству:

                        Убогий мост, скривившийся немного…

                        Тверская скудная земля…

«Потертый коврик», «ветхий колодец», «стоптанные башмаки», «разбитая, поваленная статуя» – наиболее сродни ее творчеству.

Даже Музу свою она изображала убогой:

                        И Муза в дырявом платке

                        Протяжно поет и уныло.

«Она поэт сиротства и вдовства, – писал я о ней в 1920 году. – Ее лирика питается чувствами необладания, разлуки, утраты. Безголосый соловей, у которого отнята песня; танцовщица, которую покинул любимый; «девушки, не знавшие любви»; женщина, теряющая сына; и та, у которой умер сероглазый король; и та, у которой умер царевич, –

                        Он никогда не придет за мною…

                        Умер сегодня мой царевич, –

и та, о которой у Ахматовой сказано: «вестей от него не получишь больше»; и та, которая не может найти дорогой для нее белый дом, хоть и знает, что он где-то здесь неподалеку, – все это осиротелые души, теряющие самое милое, и, полюбив эти осиротелые души, полюбив лирически переживать их сиротские потери, как свои, Ахматова из этих сиротских потерь создала свои лучшие песни.

        Эти песни так у нее и зовутся: «Песенка о вечере разлук», «Песня последней встречи», «Песнь прощальной боли»…

        Словно для того, чтобы доказать, что ее лирика и в самом деле питается чувством необладания, разлуки, утраты, она к концу жизни ввела в свой поэтический лексикон такие негативные слова, как «непосылка», «невстреча». В 1963 году она написала стихи, которые так и называются «При непосылке поэмы», а «невстреча» стала ее лирической темой в пятидесятых годах…

        Множество ее стихотворений написаны под знаком не и без: «нецелованные губы», «бесславная слава».

        И в ее «Поэме без героя» – тот же пафос невоплощения, необладания, отсутствия:

                                Звук шагов, тех, которых нету,

                                По сияющему паркету…

        Когда перелистываешь книгу Ахматовой – вдруг среди скорбных страниц о разлуке, о сиротстве, о бездомности набредешь на такие стихи, которые убеждают нас, что в жизни и в поэзии этой «бездомной странницы» был Дом, который служил ей во все времена ее верным и спасительным прибежищем.

        Этот Дом – родина, родная русская земля. Этому Дому она с юных лет отдавала все свои самые светлые чувства, которые раскрылись вполне, когда он подвергся бесчеловечному нападению фашистов. В печати стали появляться ее грозные строки, глубоко созвучные народному мужеству и народному гневу. Голос ее из интимного, порою еле слышного шепота стал громким, витийственным, грозным голосом истекающего кровью, но непобедимого народа:

                                Мы детям клянемся, клянемся могилам,

                                Что нас покориться никто не заставит!

                                Час мужества пробил на наших часах,

                                И мужество нас не покинет.

         В статьях об Ахматовой мне случалось читать, будто эта боль и радость о русской земле появилась в ее поэзии нежданно-негаданно, – лишь во время последней войны. Это, конечно, неверно. В книге «Белая стая», созданной в годы первой войны(1914-1917), она высказала такие же чувства; в самом начале войны она сочувственно записала слова, услышанные ею в народе:

                                Только нашей земли не разделит

                                На потеху себе супостат:

                                Богородица белый расстелит

                                Над скорбями великими плат…

3. Аналитическая работа с фрагментом критической статьи.

Учащиеся получают задание найти в сборниках стихотворений и прочитать те стихотворения, цитаты из которых приводит К. Чуковский. Лучше, чтобы это задание тоже давалось группам учеников ( каждая группа работает с 3-4 цитатами), что существенно сокращает время на выполнение этого задания. (Такое задание может быть и опережающим: дома ученики должны выделить цитаты и найти стихотворения).

Читая стихотворения, школьники отвечают на вопрос:

  • подтверждает ли общее содержание стихотворений выводы К. Чуковского, добросовестен ли критик при цитировании?

Ответы должны быть аргументированы. Таким образом, ученики получают возможность не просто поверить либо не поверить исследователю, но самим провести мини-исследование, целью которого является выработка собственного взгляда на проблему. Как правило, когда одиннадцатиклассники в начале урока говорят об общих особенностях лирики А. Ахматовой, они не выделяют тему сиротства, вдовства и т.д. Критическая статья может стать для них одной из возможностей увидеть творчество поэта с другой позиции, оценить те аспекты ее лирики, о которых они не задумывались. Но они должны обязательно иметь возможность самим ознакомиться с процитированными стихотворениями и увидеть, прав ли К. Чуковский в своих выводах.

        Создавая план статьи, ученики одновременно формулируют выводы, к которым приходит исследователь. На данном этапе урока их задача --  аргументировать свое согласие или несогласие с ними. Как правило, школьники соглашаются с выводами К. Чуковского и могут доказать, почему, по их мнению, критик прав.

4. Эвристическая беседа.

Учитель предлагает учащимся подумать над тем, противоречат  ли друг другу в творчестве Анны Ахматовой выделенные К. И. Чуковским темы сиротства и вдовства и родины. Для этого необходимо еще раз обратиться к текстам стихотворений, причем не только процитированных в статье, но и других, в тои числе и выученных одиннадцатиклассниками наизусть.

        Домашнее задание: на основе анализа подобранных школьниками стихотворений аргументировать свои выводы о связанности или разобщенности этих двух тем в творчестве А. Ахматовой, написать тезисный план сочинения по проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критические статьи по роману "Обломов" 10 класс

Критические статьи по роману...

Изучение литературно-критических статей в школе как методическая проблема

В статье рассматривается методическая проблема обучения школьников работе с литературно-критическими статьями. Умение формулировать и аргументировать собственную точку зрения по прочитанному произведе...

Критические статьи по роману Гончарова "Обломов"

Подготовка к семинару по творчеству Гончарова...

Литературно-критическая статья «Контраст как основной художественный прием рассказа Н. А. Тэффи «Фея Карабос» и его роль в раскрытии основной идеи произведения».

Статья рассматривает прием контраста, на основе которого построено небольшое по объему произведение Н. А. Теффи из цикла рассказов "О любви". В работе раскрывается постижение образов персонажей, обозн...

Статья "значение изучения критических статей на уроках литературы"

статья гаправлена на привлечение внимания к изучению критики на уроках литературы...