Статья "значение изучения критических статей на уроках литературы"
статья по литературе на тему
статья гаправлена на привлечение внимания к изучению критики на уроках литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение литературно-критических статей в старших классах.
В старших классах наряду с изучением художественных произведений осуществляется знакомство обучающихся с отдельными литературно-критическими статьями и высказываниями, а также небольшими фрагментами литературоведческих трудов, которые посвящены интерпретации и анализу этих произведений. Методически правильно поставленная работа с критическими текстами на уроках и в процессе самостоятельной домашней работы может в значительной степени совершенствовать литературное образование школьников, их духовное, художественно-эстетическое развитие, речевую деятельность.
Отечественная методика преподавания литературы уделяла значительное внимание работе с литературно-критическими материалами в системе уроков по изучению литературного произведения. Сложности современного периода вызывают необходимость проявить усиленную заботу о совершенствовании данного направления в методике преподавания литературы при бережном сохранении положительных и оправдавших себя традиций. Требования к усилению работы по развитию творческой, самостоятельно мыслящей личности ученика, уважение к его внутреннему миру, происходящие изменения в содержании литературного образования-все это заставляет по-новому осмыслить задачи изучения материалов критики в старших классах современной школы, вносить в эту работу определенные коррективы.
Изучение литературно-критических статей способствует решению существенных для литературного образования школьников задач. Прежде всего - это углубление восприятия художественного произведения. Статьи критиков, литературоведческие высказывания служат для школьников в содержательном и методическом отношении образцом анализа художественного произведения. Знакомясь с критической статьей, сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельно, составляя ее конспект, ребята осваивают избранный автором путь разбора произведения; осмысливают его общественно-философские и эстетические позиции; оценки героев; поиски и решения актуальных проблем, поставленных в этом произведении; приемы сочетания в критическом тексте собственных размышлений автора с цитатным и вне текстовым материалом. Все это помогает создать ученику свое представление об анализе изучаемого произведения, выработать свою методику с художественной и учебной книгой.
Изучение литературно-критических статей повышает уровень литературной образованности школьников, формируя понятие о литературной критике как об одном из видов литературного творчества, целью которого является истолкование художественных произведений, а также явлений жизни, в них отраженных. У обучающихся в процессе работы над критикой складывается представление, что «не столько материал, сколько сам подход, продиктованный современными общественными задачами и живым восприятием читателя, отличает литературную критику даже в тех случаях, когда речь идет о классическом наследии прошлого, входящем в культурный обиход современности» (Краткая литературная энциклопедия. Т.4.-М., 1967.- с.254). Это очень важно знать и понимать старшеклассникам в связи с тем, что в работе над произведением используется не только современная писателю критика, но и статьи, которые были написаны критиками значительно позднего времени, содержащие те или иные интересные и часто продиктованные временем, в которое жил критик, оценки произведения, элементов его поэтики, главных образов.
В каждой литературно-критической статье анализируются не только проблемы, события, в художественной форме отраженные в произведении, но и явления самой действительности тех лет, споры, дискуссии, шедшие в интеллектуальных кругах и имевшие большое влияние на развитие русской литературы. Знакомство с этими явлениями, проблемами реальной жизни и дискуссионными позициями расширяют представление школьников об эпохе, воссоздают в их сознании картины духовной жизни общества.
Наша литературоведческая и методическая наука осмыслила художественные достижения прошлого и настоящего. Но результаты этого осмысления не становятся автоматически достоянием вступающего в жизнь каждого нового поколения. Решить эту задачу-почетная миссия учителя-словесника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Применение технологии критического мышления на уроке литературы"
В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/13/picture-280428-1376422265.jpg)
Статья для методического сборника. Технология развития критического мышления на уроках литературы - стадии и методические приёмы.
В статье рассматриваются стадии и методические приёмы для развития критического мышления на уроке литературы...
Статья "Лингвокультурологический подход к изучению художественного текста на уроках литературы"
Статья о лингвокультурологическом подходе к работе при изучении художественного текста на уроках литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/07/picture-682274-1444241483.jpg)
Применение технологии развития критического мышления на уроках литературы при изучении рассказа И.С.Тургенева «Муму»
В статье описываются приемы ТРКМ, применяемые на стадии осмысления при анализе рассказа И.С. Тургенева "Муму"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/07/picture-369972-1507403239.jpg)
Использование ТРКМ(технологии развития критического мышления) на уроках литературы. Статья
Перед современным учителем в условиях ФГОС стоит задача перестроить свою деятельность,чтобы добивать требуемых образовательных результатов. В этом поможет ТРКМ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/23/picture-246969-1529751073.jpg)
Статья "Развитие критического мышления на уроках литературы в условиях СПО"
Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие требования - умение ориентироваться в большом потоке информации, критически ее оценивать, осмысливать, применять. Для развития данных у...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/31/picture-210763-1522487555.jpg)
Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы "
Одна из задач учителя на уроках литературы - воспитать талантливого читателя, читателя-собеседника, со-автора. Перед нами всегда встает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над...