Волшебный мир сказки
проект по литературе (5 класс) на тему

Тинчурина Диния Исхаковна

Урок литературы в 5 классе по проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_mir_skazki.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Автор проекта

Фамилия, имя отчество

Тинчурина Диния Исхаковна

Регион

Пензенская область

Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ

 Каменский район с.Кобылкино

Номер и/или название школы/ОУ

МОУ СОШ с.Кобылкино

Название темы вашего учебного проекта

Волшебный мир сказки

Краткое содержание проекта

   В последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы: зачастую книгу заменяет компьютер, а школьное сочинение уступает место ЕГЭ.

Чтение, особенно в школе, начинает восприниматься как принудительное и ненужное действие, отнимающее к тому же немало времени.

Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению.

В 5-м классе создание проектов не является самоцелью, учащиеся создают небольшие мультимедийные презентации-проекты к определенному уроку.

Волшебные сказки, включенные в программу 5-го класса, позволяют учителю показать при их изучении самое характерное для русской народной и литературной сказки.

Наш проект посвящен сказкам. Мы приглашаем  отправиться в удивительное путешествие по страницам сказок.

Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку, дороги так, как может быть дорога родина, народ и его история.

Проект выполняется в рамках государственного образовательного стандарта основного (общего) образования по литературе:

5 класс, разделы "Устное народное творчество" и "Литературные сказки". Исследовательский проект рассчитан на обучающихся 5 классов.

 Объект: народные и литературные сказки.

Гипотеза исследования: сказка - это отдельный литературный жанр, учит добру, справедливости. В сказке добро побеждает зло.

 Цели данной деятельности: 

способствовать формированию коммуникативных умений;

способствовать созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной коммуникации в различных формах и контекстах;

развивать межличностное взаимодействие и сотрудничество;

способствовать воспитанию высоких нравственных качеств личности,

рассмотреть категории добра и зла на примере  прочитанных сказок;

продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;

Задачи:

 1. Выявить у обучающихся знания о сказках.

2. Определить, чем отличаются народные сказки от литературных.

3. Способствовать формированию эмоционального, осознанного восприятия художественного текста, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Для реализации проекта предполагается определенный уровень подготовки обучающихся. Обучающиеся должны: знать понятие "сказка",определять жанр произведения, сравнивать народные и литературные сказки, иметь представление о правилах работы с компьютером, уметь работать со справочной литературой.

 Длительность работы по проекту - 3 недели. Работа на уроках составляет 10 часов.

Самостоятельная работа обучающихся составляет 5 часов. В результате проекта должна быть представлена совместная работа – презентация – защита проекта «Волшебный мир сказки» по группам на темы:

1 группа – «Добро побеждает зло»;

2группа – «Труд и взаимовыручка в сказках»;

3 группа – «Волшебные предметы в сказках».

Предмет(ы)

Литература, русский язык

Класс(-ы)

5 класс

Приблизительная продолжительность проекта

3 недели

Основа проекта

Образовательные стандарты

http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm 

                 Литература.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским  языком.

В школах с родным (нерусским) языком обучения учебный предмет «Литература», реализуя общие цели, способствует решению специфических задач:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличной от родной по своей образно-эстетической системе;
  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением родной, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литератур народов России;
  • формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литератур, находить в них сходные темы, проблемы, идеи; выявлять национально обусловленные различия;
  • развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным;
  • воспитание уважения к русской литературе и культуре.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литератур-ного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учебный предмет «Русский язык» в школе с русским (родным) языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых предметов в школе.

«Русский язык» в школе с родным (нерусским) языком обучения выполняет дополнительные цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа, обеспечивает их готовность к межнациональному общению.

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения 

После завершения проекта учащиеся смогут:

  • определять литературные жанры и виды сказок;
  • отличать литературную сказку от народной;
  • научатся работать с различной справочной литературой;
  • научатся различать критерии добра и  зла;
  • анализировать, обобщать, формулировать и аргументировать собственную точку зрения;
  • использовать информационные технологии для представления своей работы.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Влияние волшебства сказок на мировоззрение личности.

Проблемные вопросы учебной темы

Объяснить, в чем  заключается волшебство сказок: 

  • Добро побеждает зло
  • Труд и взаимовыручка в сказках
  • Волшебные предметы в сказках

Учебные вопросы

  • Что такое сказка?
  • Чем отличается литературная сказка от народной?
  • Какие виды сказок вы знаете?
  • Всегда ли в сказке добро побеждает зло?
  • Чему учат сказки?

         

         

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Фронтальный опрос;

Анкетирование.

Тестирование.

Памятка по организации исследования;

Критерии оценки исследования;

Консультации;

Список информационных источников.

Доклады учащихся по группам.

Презентация учащихся.

Рисунки учащихся.

Описание методов оценивания

Работа над проектом начинается с того, что в ходе фронтального опроса и тестирования учителя выясняются знания (и верные, и ошибочные) учащихся по данной теме. 

Диагностика уровня комфортности учащихся проведена на основе анкетирования учащихся. Само- и взаимооценка осуществлена во время защиты проектов с помощью бланков контроля. Продуктами деятельности учеников явились доклады в группах и презентация. Кроме того, был создан буклет, отражающий информацию о проекте.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Знать: 

понятие "сказка",

определять жанр произведения,

сравнивать народные и литературные сказки,

иметь представление о правилах работы с компьютером,

уметь работать со справочной литературой.

Учебные мероприятия

До начала проекта нужно подготовить все необходимые ресурсы в соответствии с планом проведения проекта, а также провести родительское собрание с тем, чтобы обеспечить поддержку родителей, объяснить им смысл изменения формы учебного процесса.

Постановка задачи (1 урок)

 Во время фронтального опроса и тестирования учитель выясняет знания учащихся по данной теме. Учащиеся отвечают на вопросы, что позволит выяснить полноту и правильность их знаний. Тут же определяются  темы и содержание дальнейших исследований.  Учитель делит класс на  группы, каждая из которых будет исследовать один из вопросов.

Исследования школьников(3недели)  Учащиеся самостоятельно пытаются подобрать материал и ответить на поставленные вопросы. Учитель обеспечивает группы ресурсами, необходимыми для исследования.

Защита проектов (1 урок)  От каждой группы выступает представитель с докладом и представляется презентация. Учащиеся оценивают выступления групп в соответствии с критериями оценки исследований. Подводятся итоги, определяется группа, выполнившая самое полное и аргументированное исследование

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) 

Проектные группы формировались с учетом интересов и способностей учащихся. Каждый мог записаться в любую группу в соответствии со своим желанием и интересом к предмету.  Распределение обязанностей в группах осуществлялось по принципу добровольности (поиск информации и ее анализ, поиск иллюстраций, создание презентации).

Одаренный ученик

Сильные учащиеся готовят выступление и защиту проекта для группы.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии - цифровые устройства (Отметьте флажками необходимые элементы)

☐ Фотоаппарат 

☐ Компьютер(ы) 

☐Цифровой фотоаппарат 

☐ DVD плеер 

☒ Сеть Интернет 

☐ Лазерный диск 

☐ Принтер 

☐ Проектор 

☐ Сканер 

☐ Телевизор 

☐Видеомагнитофон 

☐ Видеокамера 

☐ Оборудование для видеоконференций 

Другое:

Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

☐ Базы данных, электронные таблицы 

☐ Издательские системы 

☐Программы для электронной почты

☐ Электронные энциклопедии

☐ Программы обработки изображений 

☐ Веб-браузер 

☐ Мультимедийные программы

☐ Программы редактирования веб-страниц 

☐ Текстовый редактор 

☐ Другое

Материалы на печатной основе

  1. Руденко Р.В. «Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и  семи богатырях» – М.: , ИД «Первое сентября»
  2. Даль В.И. Пословицы русского народа.

3.Брауде Л. Ю. К истории понятия "литературная сказка".— Известия АН СССР. Серия литературы и языка. — М., 1977.

.4. Расскажи мне сказку...: Лит. сказки для детей: Кн. для воспитателей детского сада, детей мл. шк. возраста, родителей. сост. Э. И. Иванова, - М., Просвещение, 1993

5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

Интернет-ресурсы

www.KM.ru, www.Vschool.ru, http://Allbest.ru, http://Alleng.ru

              Муниципальное общеобразовательное учреждение

                     средняя общеобразовательная школа

             с.Кобылкино Каменского района Пензенской области

            Урок-защита проекта

   по внеклассному чтению в 5 классе      

         «Волшебный мир сказки»

                                                Автор проекта:

                                               учитель русского языка и литературы

                                               Тинчурина Д.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ИЗО в 7 классе по теме: "Волшебный мир сказки"

Урок  ИЗО  в  7  классе   по  программе  Б.М. Неменского  в разделе  "Великие  темы  жизни" отведен  на  изучение  сказочно-былинн...

Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке".

Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке"....

Волшебный мир сказки

Разработка урока для 7 класса...

Волшебный мир сказки

Данный урок продолжает знакомство пятиклассников с волшебной сказкой, показать своеобразие сюжета, героев и событий волшебной сказки....

"Иван - крестьянский сын и чудо-юдо". Волшебная богатырская сказка героического содержания

Урок формирует умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст, выявлять в сказке характерные художэественные приемы. Указаны формируемые УУД...