Урок-альманах в 9 классе " Белая эмиграция"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Коннова Наталья Борисовна

Урок проведен в нетрадиционной форме- урок-альманах.   Рассмотрена одна из самых трагических страниц  русской истории. Учащиеся   пытаются разобраться, понять причины и смысл эмиграции  деятелей науки и искусства,  ее влияние на развитие  русской и зарубежной  культуры.  Урок имеет хорошее музыкальное сопровождение, дети читают стихи  великих русских поэтов К. Бальмонта, В. Набокова, М. Цветаевой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_i_nauka_v_gody_emigratsii.docx36.24 КБ

Предварительный просмотр:

Русское зарубежье, урок литературы в 9 классе

Урок- альманах

Цели урока: познакомить учащихся с одной из самых драматических страниц истории Отечества. Помочь учащимся  разобраться, понять причины и смысл эмиграции  деятелей науки и искусства,  ее влияние на развитие  русской и зарубежной  культуры.

Развивать интеллект, формировать умение  логически и последовательно  излагать свои мысли.

Воспитывать у учащихся любовь к Родине,  формировать прекрасное.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска,  музыкальное сопровождение: романсы, "Полонез" М. Огинского, выставка книг, портреты  Ф.И. Шаляпина, И. Бунина, М. Цветаевой, С. Рахманинова, К. Бальмонта, Н. Рериха, К. Коровина,  А.  Глазунова, А. Павловой, А. Куприна, М. Шагала, В. Кандинского, Н.Бердяева, С.Булгакова.

                                                                    Ход  урока

  1. Звучит   Прощание с Родиной, а затем  встреча с Родиной ( музыка контраста). Какие чувства и мысли вызвало у вас это произведение?  Кто знает  его название?  Кто его автор?  Какие ассоциации оно вызывает у Вас? ( М. Огинский  "Полонез",  «Прощание с Родиной»).

Учитель: Сегодня на уроке  речь пойдет  о   русских эмигрантах, вынужденных по разным  причинам  покинуть  свою страну  - о  наших соотечественниках.

 Что же побуждало их к этому? Разные мотивы побуждали их к этому: политические, экономические, религиозные, социальные, идеологические  и т.д. Сегодня, когда мы переосмысливаем наше прошлое, мучительно избавляемся от привычных оценок, русское зарубежье предстает перед нами во всем его многообразии. Это наша  общая трагедия, не до конца осознанная и  раскрытая. Это часть русского сердца и разума, как злого, так и благородного.

Немало людей в разные эпохи бежало из России - князь  Курбский и писатель А. Герцен, духоборы, раскольники, старообрядцы, враги царизма - народовольцы и социал-демократы.  Однако переломным рубежом, изменившим смысл прежнего понятия "эмиграция", стали октябрь 1917 года и гражданская война.

 Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока - понять и  прочувствовать драматизм судеб представителей русского зарубежья, выявить истинные причины и смысл эмиграции. 

 К  этому уроку  вы самостоятельно подбирали и готовили  материал,  предлагаю  провести – урок– альманах.  Эпиграфом  у уроку я взяла строчки В. Набокова

Ты - в сердце, Россия!

Ты- цель и подножье,

Ты в ропоте крови, в смятенье мечты!

И мне ли плутать в этот век  бездорожья?

Мне светишь по-прежнему ты.  ( В. Набоков)

  Учитель: Итак,  1 страница   альманаха.  Белая эмиграция.  Кто входил в нее?  Белая эмиграция- это люди, не принявшие советскую власть и покинувшие  Россию после октября 1917 года, сразу же после установления диктатуры пролетариата и образования РСФСР..

 В этот период за рубеж выехало более 2 млн. человек.  Куда же эмигрировали наши соотечественники?   (Учащимся на карте необходимо отметить те страны, в которые уехали эмигранты.)   Карта на доске, названия стран - на листочках, флажки красные - на магнитиках).  Итак, давайте посмотрим и сделаем вывод: Куда же  покинули Россию белые эмигранты?  В основном эмигрировали в Центральную Европу: ( в Берлин, Прагу, Белград, Софию,  Варшаву,  Швейцарию, а больше всего в  Париж), в Прибалтику (Ригу и Таллинн), на Восток (Харбин и Шанхай),  гораздо позже  в США, Канаду и Южную  Америку. Крупнейшим центром русской культуры многие годы была Франция, где к началу 30-х годов находилось около полумиллиона русских.  Очень разные были эти люди: и  трудно переживающие  разлуку с Родиной, и запутавшиеся в период революционного лихолетья, но мало кому известно, что русская эмиграция  организовывала различные научные общества: инженеров, химиков, общества музыкантов, художников, писателей. Большой вклад в науку внес  Сикорский Игорь Иванович  (краткая биографическая справка). Под музыку романса  Резников Вадик  рассказывает.

                                  И.И. Сикорский (1889-1972 гг.)

Русский  авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первого в мире  четырёхмоторного самолёта «Русский витязь», тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолета «Илья Муромец», трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы.

Игорь Иванович Сикорский родился 25 мая 1889 в Киеве. С 1903 по 1906 гг. учился в Петербургском морском училище, затем в Киевском политехническом институте. В 1908—1911 гг. построил свои первые два простейших вертолёта. В 1910 г. поднял в воздух первый самолёт своей конструкции С-2.Создал самолёты «Гранд», «Русский витязь»,  положившие начало многомоторной авиации. Сикорскому удалось установить мировой рекорд скорости: с двумя пассажирами на борту — 111 км/ч. В 1915 году Сикорский создал первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения  «Илья Муромец» .В 1919   эмигрировал в США, где  основал авиационную фирму.   Так, известно, что выдающийся русский композитор Сергей Рахманинов лично участвовал в работе  его предприятия, занимая должность вице-президента. Чтобы спасти фирму Сикорского от разорения, Рахманинов прислал чек на $5000 (около 80000$ в пересчёте на 2010 год).

И.И.  Сикорский создал около 15 типов самолётов, первым начал строить турбинные вертолёты, вертолёты-амфибии с убирающимися шасси. На его вертолётах были впервые совершены перелёты через Атлантический (S-61; 1967) и Тихий (S-65; 1970) океаны (с дозаправкой в воздухе). Машины Сикорского применялись как для военных, так и для гражданских целей. Награжден медалью  -высшей  наградoй Американскогo обществa инженеров-механиков. Скончался Игорь Иванович в 1972 году в  Истоне, штат Коннектикут.

Учитель: Вспомним  о  мировых событиях. Что произошло в мире в  1929-1933 гг.? Как сказался  МЭК  на русской эмиграции?  Многие эмигранты  отправились в поисках счастья в 30-е гг. в Южную Америку, пополнили армию нищих,  голодных, безработных и  бездомных. Очень трудно приходилось интеллигенции:  в поисках средств к существованию приходилось наниматься и  выполнять самую тяжелую физическую  работу: многие из них погибали на корчевке пней, рубке леса, тростниковых  плантациях.  (Звучит романс С. Рахманинова)

 Но самой яркой и впечатляющей страницей является русская  культура  за рубежом. Среди тех, кто составляет плеяду  деятелей мировой  культуры, наши соотечественники, жившие  вдали от  России:  певец Ф.И. Шаляпин, композиторы С. В. Рахманинов и          А. Глазунов, балерина А. Павлова,  писатели и поэты:  И. Бунин, А. Куприн, М. Цветаева, К. Бальмонт; художники: К. Коровин,   Н. Рерих, М. Шагал и многие другие.

Среди биографий известных  соотечественников, которые жили за  рубежом, выделяется необычная  история жизни знаменитого  художника Н. Рериха   ( краткая биографическая справка, рассказывает  Жиналиева Айгуль).( портрет, репродукции его картин, в классе оформлена картинная галерея из работ выдающихся художников и портретная галерея из тех  деятелей культуры, которые выехали за границу)

Н. Рерих ( 1874-1947 )

Родился  Николай  Рерих 27 сентября 1874 года. Занимался в студии знаменитого художника А. И. Куинджи,  окончил Петербургскую Академию художеств. Его дипломная картина «Гонец» была  высоко оценена и приобретена П. М. Третьяковым в его картинную галерею.

Н. К. Рерих много работает в историческом жанре. Произведения раннего периода творчества на эту тему: «Утро и вечер богатырства Киевского» , «Сходятся старцы», «Идолы» (1901), «Строят ладьи»  и др. В этих работах проявляются самобытный талант художника и новаторский поиск в искусстве. В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 литературных трудов. Кавалер  многих российских и иностранных наград.

С 1917 года жил в эмиграции. Организовал и участвовал в Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедициях, много путешествовал. Основал Институт Гималайских исследований. С 1920-х годов в разных странах существуют общества и музеи Рериха.  В 1920 году известный художник, археолог, педагог и общественный деятель Н. К. Рерих вместе с семьей приехал в США для проведения выставочного турне, прожил там несколько лет. Его выставки прошли в 29 городах Америки. С 1936 года жил  и работал в Индии. Умер Н.К. Рерих 13 декабря 1947 в местечке Нагар в Индии.

 Учитель: Давайте  внимательно всмотримся в репродукции его картин. Что вы чувствуете, представляете?  Ответ учащихся: Картины художника построены на глубоком знании исторического материала, передают ощущение духа времени, детали исторической  эпохи и насыщены философским содержанием. Великое чудо гармонии  человеческой души и космоса.

 Итак, 2 страница альманаха.Гордостью России, воплощением  лучших черт   русского народа, его глубокого таланта является Ф.И. Шаляпин.( портрет, рассказ о певце Париновой Карины)

                                                    Ф.И. Шаляпин  (1873-1938)

Ф.И. Шаляпин  - великий русский певец, один из наиболее прославленных корифеев оперной сцены. Начинал трудовую деятельность в качестве ученика-сапожника. Затем учился токарному делу, работал грузчиком. Пел в церковном хоре, где и получил первые сведения о музыкальной грамоте. Более глубоко изучал музыкальное искусство в 90-е годы 19 века. Впервые стал  выступать как профессиональный оперный артист в Тифлисе в 1893 году. Затем был принят в Мариинский театр  ( в Санкт-Петербурге)и участвовал в  спектаклях Московской частной оперы, а в 1899 году поступил в Большой театр. В начале 20 века Ф.И. Шаляпин с большим успехом выступал на гастролях в Италии в знаменитом театре ЛА Скала", принимал участие в спектаклях "Русских сезонов" в Париже. В 1922 году навсегда уехал за границу.

Дарования Шаляпина ярко проявились в таких партиях баса, Владимир Галицкий  в опере А.П. Бородина "Князь Игорь", Иван Сусанин в операх М.И. Глинки "Жизнь за царя", Фарлаф в  опере "Руслан и Людмила", Борис Годунов в операх  М.П. Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина" и многие другие. Благодаря широкому диапазону Ф. Шаляпин был способен исполнять и  некоторые партии баритона, например Евгения Онегина в одноименной опере П.И. Чайковского. Его голос был необычайно гибким и богатым по тембру, что давало возможность передавать различные оттенки чувств и эмоций. Обладая талантом  драматического актера и необычайным искусством перевоплощения, великий певец  мог создавать яркие, запоминающиеся образы, представлять самые различные характеры героев. "На оперной сцене Ф,И. Шаляпин  превосходил  громадным дарованием и правдивостью всех своих оперных  предшественников и дал ряд фигур, характеров и сцен, с которыми никакие другие не могут сравниться... В этом  разнообразии, в постижении новых сторон  характера и души, никем прежде не замеченных и  не  воспроизведенных, кажется, никто не сможет его превзойти"-, писал о певце известный критик В.В. Стасов.

Учитель: А сейчас давайте послушаем фрагмент романса  в исполнении величайшего  мастера оперной сцены  Ф.И. Шаляпина и насладимся его чудеснейшим пением, его  гениальным талантом.

Учитель: Среди  тех, кто входит в число деятелей мировой культуры, Корифеи музыкального мира, один из них наш соотечественник, живший  вдали от  России выдающийся великий  русский композитор, величайший пианист ХХ века  с мировым именем С.В. Рахманинов.  Симфония Рахманинова  звучит (портрет,  рассказ о нем Утигалиева Данияра)

С.В. Рахманинов ( 1873-1943 гг.)

Сергей Васильевич Рахманинов - великий русский композитор родился 20 марта 1873 года   под Новгородом. Вырос в музыкальной семье. Дед  был пианистом. Мать - его первым педагогом по фортепиано. К  4 годам он уже мог играть в четыре руки с дедом.  Одарённый необычайным музыкальным слухом и памятью,     награжден большой золотой медалью за выдающиеся исполнительские и композиторские успехи.  На выпускной экзамен Рахманинов представил  оперу «Алеко» (по поэме Пушкина «Цыганы»), которую написал всего за 17 дней! За неё, присутствовавший на экзамене Чайковский, поставил  пятёрку с тремя плюсами.  Расцвет карьеры пришелся на начало 20 века. Он постоянно концертировал в России и за ее пределами. В 1899 году он совершил гастроли во Францию, которые сопровождались оглушительным успехом,  выступал в

США. Современники признавали Рахманинова величайшим пианистом ХХ века.

 Фортепьянная музыка занимает особое место в творчестве Рахманинова. Лучшие произведения  написаны для своего любимого инструмента – фортепиано. Это 24 прелюдии, 15 этюдов-картин, 4 концерта для фортепиано с оркестром, «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром.  В эмиграции Сергей Рахманинов  написал  четыре концерта для фортепиано, «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром, три симфонии, «Симфонические танцы». В годы Второй Мировой войны Рахманинов дал в США несколько концертов и весь денежный сбор направил в фонд Советской Армии, оказал ей весьма существенную помощь. «Верю в полную победу», - писал он. Это повлияло на лояльное отношение советского правительства к памяти и наследию великого русского и всемирно известного композитора. Всего за шесть недель до смерти Рахманинов выступал с 1 концертом Бетховена и со своей «Рапсодией на тему Паганини». Приступ болезни (молниеносная форма рака) заставили прервать концертную поездку. Скончался Рахманинов 28 марта 1943 года. Перед смертью на его имя пришла телеграмма с 70-летием от советских композиторов. Великий русский композитор умер, а музыка его осталась с нами.  ( Еще раз звучит фрагмент  симфонии С.В. Рахманинова)

Учитель:  Третья страница альманаха.   Поэты-эмигранты. Трагична судьба писателя и поэта  И.  А. Бунина, жившего в эмиграции воспоминаниями о той России, которая была ему близка и понятна ( рассказ  о поэте ученика Ислямова Амира,  затем он  читает стих  "Родина")

И.А. Бунин ( 1870-1953 гг.)

Иван Алексеевич Бунин родился 23 октября 1870 года  в Воронеже.   Неоднократные путешествия по странам Европы и на Восток широко раздвинули миp пеpед его взором, столь жадным до новых впечатлений. А в литеpатуpе начинавшегося десятилетия с выходом новых книг он завоевал признание как один из лучших писателей своего вpемени. В начале 1901 года вышел сбоpник стихов «Листопад» И опять путешествия - в Константинополь, во Фpанцию и Италию, по Кавказу, и так всю жизнь его влекли различные города и стpаны.  Повесть «Деpевня», напечатанная в 1910 году явилась началом огpомной популяpности Бунина.   Об этом путешествии pассказы «Бpатья», «Город Цаpя Цаpей». В январе  1920 года  Бунин с женой отплыли в Константинополь,  пpибыли в Паpиж. Начались долгие годы эмигpации. Бунин признавался, что «он не может жить в новом миpе, что он пpинадлежит к стаpому миpу, к миpу Гончаpова, Толстого, Москвы, Петеpбуpга; что поэзия только там, а в новом миpе он не улавливает ее». Бунин как художник все вpемя pос.  Он написал  «Митину любовь», «Солнечный удаp», «Дело коpнета Елагина», а затем «Жизнь Аpсеньева»  и многие дpугие пpоизведения, которые знаменовали новые достижения в pусской пpозе. В 1933 году Бунину была пpисуждена Нобелевская пpемия. В 1936 году Бунин отпpавился в путешествие по Геpмании и  столкнулся с фашистскими поpядками: его аpестовали, подвеpгли бесцеpемонному и унизительному обыску. В октябpе 1939 года Бунин поселился в Гpассе, пpожил здесь всю войну.  Написал книгу «Темные аллеи». По словам И. Бунина,  это самое лучшее и самое оpигинальное, что  написал в жизни. Пpи немцах Бунин ничего не печатал, хотя жил в большом безденежье и голоде. К завоевателям относился с ненавистью, pадовался победам советских  войск. В 1945 году  возвpатился в Паpиж. Последние годы  много болел. Иван Алексеевич Бунин скончался в ночь на 8 ноябpя 1953 года в стpашной нищете. Похоpонен Бунин на кладбище  под  Паpижем, в склепе, в цинковом гpобу. (Послушайте стих "Родина", читает  Карина П.)

Учитель. Прожив большую часть своей жизни за границей,  вдали от своей Родины, своего отчего дома, многие поэты и писатели так  и не смогли найти в ней   мир,  покой и уединение.  Тоска по Отечеству преследовала их всю жизнь, Родина была всегда перед глазами.  Об этом говорят стихи, письма, воспоминания. Они писали только о России. Говорят, что если все время смотреть на раны – они не заживают. Такой незаживающей раной для них была память о покинутой  родине. Вот как писал об этом  К. Бальмонт. (стих  "Здесь и там" читает Алексушина Катя).  О чем это стихотворение?  Какие мысли и чувства вызывает  оно у вас?  Почему оно так называется?  А как бы вы назвали  данное стихотворение?

А теперь давайте вспомним  автора этих строк, этого великого  русского поэта Константина Бальмонта. ( портрет, рассказ о поэте Гетте Сергея)

                                                   К. Бальмонт ( 1867-1942 гг.)

Константин Бальмонт - великий русский поэт родился 3 июня 1867 года в селе Гумнищи  Владимирской губернии. В пять лет  научился читать, а в 10 лет сам начал писать стихи. Три его стихотворения были напечатаны в популярном  журнале «Живописное обозрение». Это был  его  литературный дебют. Во втором сборнике «В безбрежности» (1895) Бальмонт приступил к поискам «нового пространства, новой свободы», возможностей соединения поэтического слова с мелодикой.  В начале 1904 года Бальмонт вновь оказался в Европе,  обосновался в Париже, считая себя политическим эмигрантом. Почти сразу же он ощутил острую тоску по Родине. В 1913 году политическим эмигрантам по случаю 300-летия Дома Романовых была предоставлена амнистия, и  Бальмонт возвратился в Москву. В 1914 году была завершена публикация полного собрания стихов Бальмонта в десяти томах, продолжавшаяся  7 лет. Тогда же он опубликовал поэтический сборник «Белый зодчий. Таинство четырёх светильников». Бальмонт приветствовал Февральскую революцию, начал сотрудничать, но вскоре разочаровался в новой власти. В 1920 году навсегда покинул Россию, поселился в  Париже. В 1936 году парижские русские литераторы отметили пятидесятилетие писательской деятельности Бальмонта творческим вечером,  собрали средства в помощь больному поэту. В 1940—1942 годах Бальмонт не покидал  приют «Русский дом», он и скончался ночью 23 декабря 1942 года от воспаления лёгких. Его похоронили на местном католическом кладбище,  с надписью: «Константин Бальмонт, русский поэт».

Учитель: Одной из самых ярких и трагических фигур, так и не понятой  окружающими людьми,  была поэтесса Марина Цветаева. Давайте познакомимся с одной из страниц ее  драматической биографии. (портрет, рассказ  ученицы Рамазановой Залины,     стихотворение "Тоска по Родине", "Мне нравится".) Русская поэтесса, прозаик, переводчица, одна из крупнейших поэтов XX века.

М. Цветаева( 1892-1941гг.)

Родилась  Марина Ивановна 26 сентября 1892 года  в Москве, в день, когда православная церковь празднует память апостола Иоанна Богослова.         

Красною кистью   Рябина зажглась.  Падали листья,

Я родилась. Спорили сотни       Колоколов.      День был субботний:  Иоанн Богослов.

Марина начала писать стихи ещё в  6 летнем возрасте, не только на русском, но и на французском и немецком языках. Начальное образование получила в гимназии, в Москве. В 1910 году Марина опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом».   В  1912  году выходит второй сборник  стихов "Волшебный фонарь", через год - третий сборник — «Из двух книг». Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми Ее муж служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве. Появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. В 1918—1919 годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне».  В 1922 году Цветаева уезжает   за границу. М.И. Цветаева   жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца». В 1939 году Цветаева вернулась в СССР. В  1941 году ее муж Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке. В этот период Цветаева практически не писала стихов. Война застала Цветаеву за переводами. Работа была прервана. 8 августа  1941 года Цветаева уехала  в эвакуацию  в городок Елабугу на Каме, а 31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством. (Стих "Тоска по Родине")

Учитель: Что вы чувствуете, прослушав эти строчки? Как выражена тоска по Родине?

А сейчас давайте прослушаем  песню в исполнении А. Пугачевой "Мне нравится" на слова М. Цветаевой. Какие чувства переданы в песне?

Учитель: Скажите,  к каким же последствиям привела  эмиграция, изгнание и высылка группы интеллигенции, элиты русской культуры: выдающихся ученых, поэтов, писателей, композиторов,  художников, философов?

Учитель: Как себя  чувствовали эмигранты, оказавшись за границей?

Учитель: Русские деятели культуры, писатели-эмигранты не забывали своей Родины, всегда были обращены к России и работали ради неё. Мечтали вернуться в Россию, хотя бы в виде своих произведений: «Кончаю земное хожденье по мукам, хожденье по мукам, что видел во сне, с изгнаньем, любовью тебе и грехами, но я не забыл, что завещано мне - воскреснуть, вернуться в Россию - стихами» Георгий Иванов.

Учитель: После посещения парижского кладбища Сент-Женевьев де Буа, где похоронены многие российские эмигранты. Р.Рождественский написал такие стихи:

Я прикасаюсь ладонью к истории.  Я прохожу по гражданской войне

Как бы хотелось им в Первопрестольную   Въехать однажды на белом коне!..

…Как они после забытые, бывшие   Все проклиная и нынче и впредь,

Рвались взглянуть на неё, победившую, Пусть непонятную,

Пусть непростившую   Землю родимую! И – умереть!

Полдень;  Березовый отсвет покоя,  В небе – российские купола,

И облака, будто белые кони   Мчаться над сенью Сент-Женевьев де Буа.

Учитель: Мы перелистали с вами только лишь некоторые страницы   альманаха, в которой жизнь русского зарубежья. В свое время Л. Н. Толстой сравнил Россию с истрепанным бурями русским кораблем. Это сравнение, как ничто лучше отражает актуальность и глубину данной темы. Большинство эмигрантов, покинув Отечество и живя вдали от  него,   сохранили и пронесли  любовь и преданность Родине  на протяжении всей своей жизни. Наш альманах хочу завершить словами Игоря Северянина, которые многие бы из эмигрантов  по праву могли бы сказать :

Мне не в чем каяться, Россия, пред тобой:

Не предавал тебя ни мыслью, ни душой,

А если в чуждый край физически ушел,

Давно уж понял я, как то нехорошо...  По данным общества "Родина" в 2011 году численность наших соотечественников за рубежом составляла более 30 млн. человек. Только в США проживает 10 млн. русских.

4. Фотоколлаж.  Учитель: А сейчас я предлагаю разбиться на группы и   создать фотоколлаж на тему "Белая  эмиграция".    Звучит музыка С.В. Рахманинова, ребята разбившись на  3 группы, работают. Представляют свой получившийся фотоколлаж.

 5. Итог урока. Русские эмигранты, расселившись по  всей необъятной земле-матушке, не переставали ни на минуту  любить Родину.  Они  смогли привить  любовь к России  будущему поколению.  Урок хочу закончить словами  И. Шмелева, писателя-эмигранта,  обратиться к вам,  к молодому поколению, за которым будущее России, своей Родины. «Думайте о России, знайте о ней, познавайте …От вас зависит величайшее дело духовного возрождения нового поколения России»  (Иван  Шмелев)

5. Рефлексия. - Какие открытия сделали сегодня? -Что поразило больше всего?

- На какие размышления натолкнула тема урока?

-Что бы вы сегодня хотели сказать представителям русского зарубежья?

 6. Домашнее задание:  написать эссе о русской эмиграции  " Я русский им и остаюсь, и я на Родину молюсь" или письмо понравившемуся  герою урока-альманаха. "Потомки русскому зарубежью"  Здесь для вас приготовлена выставка картин художников-эмигрантов,  портретная галерея, выставка книг писателей и поэтов, вы можете к ней обратиться. На этом наш урок окончен, благодарю за внимание, спасибо за урок. Всего доброго, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Судьба русской литературной эмиграции"

Элективный курс «Судьба русской литературной эмиграции» предназначен для учащихся 11 класса гуманитарного профиля средней школы. Содержит, помимо программы, электронную презентацию и разработки учебны...

Разработка урока "Не будем проклинать изгнанье..." (русская эмиграция «первой волны»)

Цель данного урока:познакомиться с судьбами писателей – эмигрантов «первой волны»,осмыслить место эмиграции в потоке русской культуры и ее вклад в культурнеое наследие человечества.   ...

"Третья волна эмиграции"

Писатели "третьей волны" собрались в литературном кафе......

Реферат "Писатель христианского направления I волны русской эмиграции Иван Шмелёв"

Реферативная работа содержит интересный материал по анализу произведения Ивана Шмелёва "Лето Господне"...

Сценарий интегрированного проекта "Вернуться в Россию стихами", посвящённый творчеству русских поэтов в эмиграции.

"Вы вернётесь в Россию стихами,И о вас будут сложены песни.Знали вас и Париж, и Варшава,Мир ведь этот прекрасен и тесен.Но, в кривых переулках Харбина,И вдоль берега Сены печальной, Вам всегда вспомин...

Интегрированный театрализованный проект "Вернуться в Россию - стихами" (поэзия русской эмиграции)

Проект посвящён творчеству поэтов, покинувших Россию и навеки сохранивших в своей душе любовь к Родине. Как жили они в далёких от Родины странах, вернулись ли они на Родину? Об этом проект.Цель проект...

«Наш дом на чужбине случайной» - сценарий устного познавательного журнала о судьбах русской эмиграции для учащихся 10-11 классов.

Понимание причин отъезда российской интеллигенции из страны в XX веке; познакомить с известными русскимим эмигрантами....