Урок внеклассного чтения "Диво дивное" (по творчеству Н.Рубцова)
план-конспект урока по литературе на тему

Байрамгулова Динара Талгатовна

Разработка урока предназначена для уроков внеклассного чтения по циклу "Русские поэты о природе". Может быть использована и как сценарий для внеклассного мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bayramgulova_divo_divnoe.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Внеклассное чтение

                     Н.Рубцов

                     «Диво дивное»

Цели урока: 1) знакомство с биографией и творчеством поэта;

                  2) обучение выразительному чтению и идейно-художественному анализу стихотворений;

                       3) воспитание любви к поэзии, внимательного и бережного отношения к природе.

Оборудование:

Ход урока:

  1. Изучение новой темы
  1. Вступительное слово учителя.

Добрый день, ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения по стихотворениям Николя Рубцова. Цикл этих стихотворений называется «Диво дивное». Этот урок мы посвящаем дню рождения поэта, который отмечаем в эти дни. Мы познакомимся с биографией поэта, научимся выразительно читать и анализировать эти стихотворения.

У каждого поэта есть свой предмет поэзии. Поэту Николаю Рубцову, с творчеством которого мы сегодня познакомимся на уроке, роднее интерес к природе, к человеческой душе. Современному человеку часто оказывается не до этого: в вечной спешке и жаворонка ему не услышать, не увидеть, как почки на деревьях распускаются, а Рубцов открывает для всех тайны зеленого мира.

  1. Знакомство с биографией поэта.

А теперь познакомимся с поэтом Николаем Михайловичем Рубцовым. Всего несколько дней поэт не дожил до 35-летия. Как видите, Николай Рубцов прожил очень короткую жизнь. Родился он в 1936 году в поселке Емецк Архангельской области. Ранние свои годы будущий поэт провел в Вологодской области, в детском области, куда попал после ухода отца на фронт и смерти матери. Учился в школе, лесотехническом техникуме, четыре года служил на Северном фронте. Здесь, на военной службе, начал серьезно заниматься поэзией. После демобилизации работал в Ленинграде кочегаром, слесарем, затем учился в Москве в Литературном институте имени М.Горького. Последние годы жизни провел в Вологде, где общался с Виктором Астафьевым и другими писателями.

  1. Знакомство с фотовыставкой «Братья наши меньшие»

Сегодня на уроке мы побываем на двух выставках «Братья наши меньшие»:

Одна из них – обычная, составленная из обычных фотографий, а другая – литературная, созданная с помощью поэтического слова. Для восприятия первой выставки достаточно зрения, а вторая требует еще и фантазии, и умения почувствовать слова. Поэтому начнем мы с того, что проще, с выставки фотографий.

- Нравятся ли вам эти портреты животных и птиц?

- Как вы думаете, легко ли их было сделать?

А как называют фотографов, которые занимаются такой съемкой?

  1. Просмотр м/ф «Каникулы в Простоквашино»

        А теперь обратимся к вашему любимому мультфильму «Каникулы в Простоквашино». После его просмотра вы попробуете ответить на вопросы.

- Чем отличается фотоохотник от обычного охотника?

- Какими качествами должен обладать фотоохотник?

- Что он должен показать?

        Он должен быстро реагировать, для этого нужна специальная техника – фотоаппарат с длиннофокусным объективом, который позволяет снимать птиц и животных, не приближаясь к ним.

        К сожалению, у нас нет фоторужья, но зато у нас есть волшебное средство – слово, оно может заменить и музыку, и живопись, и даже кино. И с помощью слова мы можем слушать шум ветра, музыку дождя, увидеть разноцветные перышки лесной пташки, заглянуть добрые глаза коровы, почувствовать запах опавшей листвы, узнать, как живут насекомые и звери.

        Фоторужье для поэта – это его зоркий взгляд, память, фантазия, меткое слово, небольшие стихотворения похожие на моментальные снимки. Автором таких небольших стихотворений и является Николай Рубцов. У него и мы будем учиться словесной фотоохоте.

  1. Знакомство со стихотворениями Н.Рубцова.

Теперь мы отправимся на вторую выставку – литературную. А вместо фотографий мы познакомимся со стихотворениями Николая Рубцова из цикла «Диво дивное».

- Какие стихотворения Рубцова вы читали дома?

- Нравятся ли они вам?

- Чем они вам понравились?

- Каким человеком представляется автор?

Теперь вчитаемся в каждое стихотворение. Послушайте стихотворение «Ворона».

- Какую картину вы увидели?

- Какие слова помогают вам почувствовать сиротливость вороны, что ей холодно, голодно? – как вы понимаете выражение «пора непогоды»?

- А вы догадались, что ей холодно, голодно? В каких строчках об этом сказано?

- А что вам напоминает слово «оборона»? (битву, сражение).

- О каком сражении вы подумали? (она сражается с зимой, морозом, холодом).

Обычно мы не обращаем внимания на эту птицу, а поэт жалеет ее.

- В каких строчках мы видим любовь поэта к этой птице? («горе ей, настоящее горе!») Правильно, в этих строчках мы увидели любовь ко всему живому.

А теперь прочитаем следующее стихотворение «Воробей».

- О чем говорится в этом стихотворении? Чем это стихотворение похоже на первое? – Какую картину мы представили, прочитав это стихотворение?

- Опишите этого замерзшего воробья. Какими они бывают? (они распушают перышки, становятся похожими на пушистые шарики и подолгу сидят на ветке неподвижно).

-Где мы видим героя стихотворения? (он забился под крышей, наверное, там чуточку теплее)

Но все же нам только кажется, что птичка совсем замерзла, потому что воробей как заметит подводу с поклажей, из-под крыши бросается к ней. Слово «бросается» подчеркивает его стремительность, вызванная голодом.  

- Велика добыча воробья?

- Чем нравится воробей поэту?

- Какие чувства вызвали эти стихотворения?

- Что хотел сказать нам автор?

- Как он относится к своим героям?

- Когда птицам приходится очень трудно?

- Как мы им можем помочь?

  1. Физминутка.
  2. Анализ стихотворений о животных.

А теперь мы обратимся к стихам о животных. Стихотворение «Медведь».

- Как вы думаете, что больше всего поразило Николая Рубцова в увиденной сцене? (полные слез глаза медведя, которые кажутся несовместимыми с фигурой лесного великана)

- А вы видели когда-нибудь, как плачут животные? Какое чувство это вызывает?

- Каково медведю в этот момент? (Больно и обидно, он понимает, за что его убить хотели)

- Опишите, каким вы представляете медведя?

- Вам жаль медведя? А автору?

- Какое чувство остается после прочтения этого стихотворения? Этот юмор дает нам загрустить окончательно. Все-таки медведь не убит, а отправился домой.

        Во многих стихотворениях Рубцова используется юмор.

Прочитаем стихотворение «Про зайца».

- Почему это стихотворение вызывает улыбку? Прочитайте самые веселые его строчки.

Зайца мы знаем как трусишку. Он испугался доброго человека, автор  и не думает обижать его, а просто решил подшутить и крикнуть, чтобы увидеть с какой скоростью убегает от него зайчик. Вечный страх и осторожность помешали зайчику увидеть в человеке друга.

Бедный зайчик с перепуга

                                                  Так и сел передо мной,

                                          Так и обмер, бестолковый…

- Долго сидел в таком положении зайчик? (Нет, только одно мгновение. Однако,

автор успел запечатлеть этот момент.)

- Попробуйте представить автора в лесу.

- С каким тоном говорит он, что заяц «бестолковый»?

С такой же улыбкой описывает он и козу.

- Какой характер у козы?

        Обратите внимание, как коза слушает упреки людей. (Коза опустила глаза, как человек). Но когда все разошлись, она принялась за старое, то есть побежала в огород.

- Какой ее изобразил автор?

2. Заключение

        Ну вот мы и прошли по маленькой литературной фотовыставке. Остались ли у вас  в памяти стихотворения, фотографии? Какие из них запомнились? Чьи стихи мы изучали сегодня на уроке? Назовите эти стихотворения. Чему нас учат стихотворения Н.Рубцова?

  1. Домашнее задание

Выучить стихотворение Н.Рубцова (по выбору)

 

                

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по творчеству Н.Рубцова

Пособие содержит методические рекомендации, дидактический и тестовый материал в формате ЕГЭ....

Презентация к уроку по творчеству Н.Рубцова "Тихая моя Родина"

Презентация подготовлена к уроку по чтению в коррекционной школе в 9 классе....

Урок-концерт по творчеству Николая Рубцова

«Поверьте мне, я чист душою»...

"Путник на краю поля". Презентация по творчеству Н. Рубцова.

Данная презентация предназначена для изучения творчества Н. Рубцова в 11 классе. Раскрывает основные этапы жизни и творчества поэта,...

Литературно –поэтическая композиция о жизни и творчестве Н. Рубцова "Россия, Русь! Храни себя, храни!"

Данная разработка предназначена для внеклассного занятия по творчеству Н. М. Рубцова. На литературном вечере наряду с произведениями автора должны прозвучать песни на его стихи в исполнении А. Гр...

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...