«О, муза пламенной сатиры…»
классный час по литературе на тему

Внеклассное мероприятие по литературе. Цель: знакомство с сатирическими произведениями разных эпох; отработка навыков выразительного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «О, муза пламенной сатиры…» 20.78 КБ

Предварительный просмотр:

 

Внеклассное мероприятие

  по литературе

О, муза пламенной сатиры…

 

Преподаватель: Корниенко Л.Н.

О муза пламенной сатиры…

Оборудование:  художественные тексты.

Цели:

1)образовательная — знакомство с сатирическими произведениями разных эпох;

                отработка навыков выразительного чтения.

  1. развивающая — развивать  умение анализировать исходный текст;

 осуществлять  речевой самоконтроль.

3) воспитательная — внимательное отношение к слову, любовь к литературе.

                                                               О муза пламенной сатиры!

Приди на мой призывный клич

Не нужно мне гремящей лиры,

                                                                 Вручи мне Ювеналов бич!

Эти строки стихотворения А.С. Пушкина можно считать девизом русской сатиры.

Сатира—это такой способ отражения действительности, главным оружием которого является гневное осмеяние пороков, обличение уходящего во имя грядущего.

Сатира “работает” на будущее, и все сатирические жанры—от фельетона и памфлета до басни и эпиграммы — создаются во имя того, чтобы человечество скорее избавилось от всего, что задерживает его движение по пути к прогрессу.

Сатира ХIХ и ХХ веков - это боль и ненависть, и одновременно — веселье и смех

—Как? Разве можно одновременно смяться и плакать?

 Вспомним Гоголя и его поэму «Мертвые души»:

“И долго еще будет определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!»

 Смех и слезы!

А «Ревизор»! Какие уж тут слезы, когда все там смешно?

«Мне хотелось заставить зрителя взглянуть на самого себя во все глаза и испугаться самого себя, потому что важно уметь посмеяться над собой, а не над другим, чтобы кинуло в трепет зрителя—и ужас от беспорядков пронял бы его насквозь всего.”

И еще Гоголь сказал о ”содроганье”, которое он хотел бы вызвать в зрителе своей комедией.

Смех и слезы!

Смех и содроганье!

Смех и революция—вот что такое сатира. Сатирический смех-это злой и веселый реквием по отмирающему прошлому, когда это прошлое еще притворяется настоящим и даже кажется всесильным. Осмеянный тиран уже не вызывает прежнего страха, ибо смешное и страшное не совпадают, Сатира—это форма протеста, но форма своеобразная. Это не жалобы. Сатира - это резкое и безоговорочное отрицание.

Русская сатира уходит корнями еще в далекое прошлое. Но история не донесла фамилии и  имена талантливых смехотворцев. Поэтому первым сатириком в русской литературе мы считаем Дмитрия Ивановича Фонвизина. И сегодня, спустя 2 столетия, мы смеемся и содрогаемся над невежеством, тупостью героев “Недоросля”.

 /сцена из “Недоросля”-  урок Митрофанушки/.

Басни Крылова - значительнейшие явление литературы первых десятилетий ХIХ века.

 «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»,— говорил Крылов.  Какие же пороки “пощипывал” Крылов? Глупость и невежество, жестокость и самодурство, хвастовство и угодничёство, и еще—неблагодарность.

/басня “Свинья под дубом”/

Да, в баснях Крылова главные герои-звери, но пороки-то человеческие. И бороться с ними — человеку. И поэтому, наверное, и через 200 лет герои Крылова перешли в басни Михалкова.

Гоголь в своей сатире показал «нового героя» - Чичикова. Кто такой Чичиков? Вот как Гоголь говорил о своем герое:

“Подлец? Почему же подлец? Теперь у нас подлецов не бывает… справедливее всего назвать его хозяином, приобретателем...“

/сцена из “Мертвых душ”-  в гостях у Ноздрева/

Этой и другими сценами из “Мертвых душ” Гоголь с горечью восклицает:

“И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться? И похоже это на правду? Все похоже на правду! Все может статься с человеком!”

Молодой Чехов как будто прямо принял из рук предшественников эстафету русской сатиры, которая в самое мрачное время вела свою могучую борьбу за правду и свободу, за лучшие качества человека. Как юморист и сатирик он обращается к маленькому рассказу.

Произведения Чехова учат многому. Они учат отличать правду от лжи, презирать и ненавидеть ложь. Они воспитывают отвращение к пошлости и мещанству, хамству и холопству, учат уважать человека — в себе и других.

Мудрость Чехова состоит в том, что он на острие сатиры поднимал такие человеческие пороки, с которыми бороться надо долго и победить их непросто. Чехов не уважал тех, кто не умеет осудить себя; кто не может победить в себе раба, кто не идет от слов к делу, кто не борется за свои идеалы, Таких людей он высмеивал, потому что считал: каждый человек, независимо от возраста и пола, должен заниматься самовоспитанием, т.е.  “выдавливанием из себя капля за каплей раба”,

Итак, действие происходит на вокзале.

/рассказ  Чехова «Тонкий и толстый»/

Вы увидели  бытовую сценку конца XIX века. Но как трудно признать, что этим событиям более сотни лет.

XX век. I921—I922 годы. НЭП.

В годы НЭПа вновь “выплыл” гоголевский герой, но в новом обличье. Ильф и Петров показали “великого комбинатора”, дельца и приобретателя, достойным преемником Чичикова.  А еще он показал малообразованную, ограниченную, глупую Эллочку.

/сцена из “12 стульев” с Эллочкой-людоедкой/

«Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно».

Далеко отстоит от нас время Фонвизина и Гоголя, Крылова и Чехова, Ильфа и Петрова. Но пороки, выведенные ими, как ни странно, живут и сегодня. Вот почему и сегодня мы обращаемся к произведениям этих великих писателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"А вместо сердца-пламенный мотор!"

Презентация посвящена выдающемуся конструктору авиационных двигателей- Александру Александровичу Микулину...

Классный час "Свеча ничего не теряет, если от её пламени зажглась другая свеча".

Цели:   Познакомить учащихся с понятием «счастье»;помочь осмыслить, каждому ученику в течение кл. часа понятие счастья применительно к самому себе; попытаться установить, что чело...

Мы у солнца и у ветра взяли пламенный задор

Текст экскурсии по одноименной экспозиции школьного музея, посвященного пионерской организации школы...

Мастер-класс "Одна,но пламенная страсть..."

МАСТЕР-КЛАСС"ОДНА, НО  ПЛАМЕННАЯ  СТРАСТЬ..."Цель –воспитание мировоззренческой позиции средствами литературы.Тема урока: Памяти И.С.Тургенева.«Надо ли учиться языку любви?Оборудование:- на ...

Межпредметный проект "Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень..."

Портфолио межпредметного проекта: визитка, реклама, стартовая презентация учителя...

Урок "Наблюдения за горящей свечой. Строение пламени"

Урок "Наблюдения за горящей свечой. Строение пламени"     Цель: формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении строения пламени свечи и явлений, протекающих ...

Урок литературы "М.А.Булгаков Жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров"

Цели:1. Познакомить с жизнью и творчеством М. Булгакова.2. Обзор повести М. Булгакова «Собачье сердце».3.Учить анализировать произведение, доказывать своё собственное мнение, создавать ист...