«Дружба Васи, Валека и Маруси» (по произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе»)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Трабурова Мария Юрьевна

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему «Дружба Васи, Валека и Маруси» (по произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе») с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. 

Представлен конспект урока с презентацией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx32.67 КБ
Файл druzhba_vasi_valeka_i_marusi.pptx658 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Дружба Васи, Валека и Маруси» (по произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе»)

Предмет: Литература

Класс: 6

Цели урока:

1. Образовательные: проанализировать главы повести (образ Васи; образ Валека, Маруси, Сони; отношения Васи с отцом); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать  свои мысли, оценивать поступки героев,  делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;  развивать умения обобщать изученное.

3.Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

Планируемые результаты:

Предметные: умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы; умение вести диалог.  

Метапредметные УУД:

1. Познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтенияизлагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

2. Регулятивные: умение планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

3. Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

4. Личностные:  умение определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;  формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Тип урока: открытие «нового» знания.

Технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приемы: создание кластеров, сводная таблица, «толстые и тонкие вопросы».

Оборудование: доска, портрет В. Г. Короленко, презентация учителя, учащихся.  

Оформление доски: эпиграф на средней части доски - «Нет друга – ищи, а нашел – береги», на правом развороте – портрет писателя.  

Ход урока:

1. Организационный момент (стадия вызова)

Учитель: Наш сегодняшний урок пройдет под девизом «Нет друга – ищи, а нашел – береги». Запишите эту пословицу в тетрадь. Как вы ее понимаете?

Ученики: Если у нас нет друзей – то их надо найти, потому что человеку без друзей тяжело. А когда есть друзья – их надо беречь, не ссориться  с ними.

Учитель: Какие еще пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?

Ученики:

Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Не тот друг, кто медом мажет, а тот друг, кто правду скажет.  

Старый друг лучше новых двух.

Друг познается в беде.

Учитель: А что такое  «настоящая дружба»? Как вы это понимаете?  (записывает на доске словосочетание и ассоциации, предложенные учениками)

Ученики: Это помощь друг другу, уважение. Совместные прогулки, игры. Это общие увлечения. Радость. Счастье.

Учитель: В начальной школе вы изучали сказку про Лису и Журавля. Напомните ее содержание. Вспомните, какими словами начиналась сказка? (сообщение одного ученика)( Слайд 2)

Ученик: В сказке подружились лиса и журавль. Но когда журавль пришел в гости к лисе, то она налила кашу в тарелку. И журавль не смог ее съесть, потому что не  мог есть с тарелки клювом. А когда лиса пришла в гости к журавлю – то он налил похлебку в кувшин, из которого лиса не смогла поесть. А начиналась сказка словами «Лиса с журавлем подружились».

Учитель: Как вы думаете, была ли та дружба настоящей?

Ученики: Нет. Потому что они не уважали, не помогали друг другу, а еще мстили друг другу. Лиса же явно знала, что журавль не сможет съесть с тарелки. А журавль в отместку налил похлебку в кувшин, из которого лиса не могла есть.

Учитель: Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? 

Ученики: Настоящая дружба?

Учитель: Близко. Но свяжите теперь это с нашей повестью.

Ученики: Настоящая дружба между Васей, Валеком и Марусей.

Учитель: Верно. Но мы запишем тему чуть короче: «Дружба Васи, Валека и Маруси». (Слайд 3) Попробуйте сформулировать цели нашего урока.

Ученики: Мы должны рассмотреть, как появилась дружба между детьми, как развивалась; охарактеризовать каждого героя.

Учитель: А еще понять, почему возникла дружба между такими разными детьми, ведь они из разных слоев общества. И все мы должны подтвердить цитатами из текста. А в конце составим цитатный план развития дружбы между детьми.

Дома вы должны были найти описание внешности детей, их местожительство, отношение со взрослыми, занятия. И положить на этих страницах закладки. Есть ли вопросы? Что осталось непонятным?

Ученики: Непонятно словосочетание «дурное общество».

2. Работа по теме урока (осмысление содержания)

Учитель: Давайте разберемся в значении этого сочетания слов.

«Дурное общество» - какое это общество? Какие там люди? (запись ассоциаций на доске)

Ученики: Необразованные люди. Безработные. Бедные. Нет жилья. Воруют еду. Дерутся. Ругаются.

Учитель: То есть общество, которое нарушает все общественные законы и порядки.

И в этом обществе живут дети – Валек и Маруся. Давайте сделаем сравнительную таблицу детей «дурного общества» и Васи (оформление в тетради) (Слайд 4)

Вася

Линия сравнения

Валек, Маруся

Местожительство

Внешность

Основные занятия

Социальное положение

Отношение со взрослыми

А заполнить таблицу нам поможет список вопросов, которые вы видите на слайде (Слайд 5)

Вопросы:

1. Где жил Вася?

2. Где жили Валек и Маруся?

3. Как выглядел Вася? Опишите его внешность.

4. Как выглядел Валек? Как выглядела Маруся?

Рассмотрим иллюстрации к этому произведению. Я просила вас подготовить  небольшую презентацию к произведению (презентация «В дурном обществе»)

5. Чем занимался Вася вне дома?

6. Чем занимались Валек и Маруся?

7. С кем живет Вася? (социальное положение)

8. С кем живут Валек и Маруся? (социальное положение)

9. Как относится отец к Васе?

10. Как относится Тыбурций к детям?

Вася

Линия сравнения

Валек, Маруся

Княж-городок, дом с садом над прудом, сирень в саду

Местожительство

За городом, подземелье часовни возле горы, все серое

8 лет

Внешность

Валек – мальчик лет  9, худощавый, тонкий, одет в грязную рубашонку и узкие, короткие штаны; Маруся –  девочка 4х лет, белокурые волосы, голубые глаза, бледная, плохо ходит, тонкие, прозрачные руки, болеет

Лазить по заброшенным местам, бродяжничать

Основные занятия

Валек – ворует еду.

Маруся – не любит играть, часто болеет, лежит

Сын судьи, живет в доме с отцом, сестрой Соней и нянькой Сони

Социальное положение

Воспитывает пан Тыбурций , родителей нет

Отец ведется себя отстраненно, не занимается воспитанием, не пытается наладить контакт с ребенком

Отношение со взрослыми

Пан Тыбурций любит детей, заботится о них, приносит им еду и сладости

Теперь, руководствуясь полученными знаниями и записями в таблице, ответим на вопросы (Слайд 6-7):

1. Сразу ли подружились ребята? Найдите сцену их первой встречи.  

Ученики:  Впервые ребята встретились в 4 главе, когда Вася спустился внутрь часовни. Валек отнесся с подозрением к Васе, потому что Вася – сын судьи. На приглашение Васи приходить в их сад за яблоками, Валек ответил: «Я тебе не компания. Твой отец – пан судья». Но Вася удивил мальчика, сказав: «Ведь ты будешь играть со мной, а не с отцом». И с этого момента началась дружба двух мальчиков. Перед прощанием они договорились никому не рассказывать о знакомстве и о новой встрече, когда взрослых не будет на горе.  

2. Почему Вася охотно приходил  к новым друзьям?

Ученики: Новые друзья стали для Васи семьей. Он относился к Марусе как к сестре, могли играть вместе. Ведь со своей родной сестрой Соней он не мог играть также. Как только Вася начинал играть с сестрой, «по-своему шумно и резво» – ее тут же уводила нянька. Васю в доме называли бродягой, негодным мальчишкой и укоряли в разных дурных наклонностях. Да и отец не занимался воспитанием мальчика.

3. Почему отец не занимался воспитанием Васи? Почему мальчик сбегал из дома? Найдите в тексте.

Ученики: «Он слишком любил ее, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжелое горе. И мало-помалу пропасть, нас разделявшая, становилась все шире и глубже…».

Отец не занимался сыном ни до смерти матери, ни после. И уже с 6 лет мальчик испытывал ужас одиночества в родном доме. Потому он и искал утешение в играх с друзьями, искал родную душу, сбегал из дома.

4. Были ли испытания дружбы? Ведь как вы помните, лиса и журавль из сказки не прошли испытания.

Ученики: Испытания были. Первое испытание касалось друзей Васи, с которыми он исследовал развалины. Тогда друзья его бросили в беде, испугавшись темного предмета внутри часовни.  Второе испытание дружбы касалось уже Васи и Валека, когда Вася узнал, что Валек – из нищих и ворует еду.

«Я уходил потому, что не мог уже в этот день играть с моими друзьями по-прежнему, безмятежно. Хотя любовь моя к Валеку и Марусе не стала слабее, но к ней примешалась острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли…»

5. Почему Вася испытал такие чувства?

Ученики: Он увидел, как трудно им жить, что у них нет беззаботного детства. Им нужно воровать еду, чтобы не быть голодными, ведь денег у них на покупку нет.

«Я не знал еще, что такое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди, и я посмотрел на своих друзей, точно увидел их впервые».

6. Повлияла ли дружба мальчиков на отношения Васи с отцом? И как?

Ученики: Дружба сильно повлияла на отношения Васи и отца. Валек помог Васе увидеть отца с другой стороны, не угрюмого и молчаливого, а честного и справедливого человека.

« … - И Тыбурций говорит, что он не побоится прогнать богатого, а когда к нему пришла старая Иваниха, с костылем, он велел принести ей стул. Вон он какой!

Все это заставило меня глубоко задуматься. Валек указал мне моего отца с такой стороны, с какой мне никогда не приходило в голову взглянуть на него: слова Валека задели в моем сердце струну сыновней гордости; мне было приятно слушать похвалы моему отцу, да еще от имени Тыбурция, который «все знает»…»

А в конце повести, когда отец узнал от Тыбурция, зачем Вася взял куклу Сони, отношения между отцом и сыном изменились навсегда.

«Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашел что-то родное, чего тщетно искал в нем прежде…»

«Я знал, что теперь никогда уже он не будет смотреть на меня теми страшными глазами, какими смотрел за несколько минут перед тем, и долго сдерживаемая любовь хлынула целым потоком в мое сердце. Теперь я его уже не боялся».

7. Чем закончилась дружба детей?

Ученики: После смерти Маруси Тыбурций и Валек исчезли. А Вася смог наконец-то нормально играть с сестрой.

3. Итог урока (рефлексия).  

Учитель: Теперь на основании нашей работы определим этапы становления и развития дружбы между Валеком и Васей. Подтвердим цитатами из текста (выполняют вместе с учителем)

(Слайд 8 – как заставка; причина двойного названия повести обсуждалась на предыдущем уроке)

1. Я отправился к часовне, наполнив карманы яблоками и лакомствами, которые сберегал всегда для своих новых друзей.

2. Она не любит играть… серый камень высосал из нее жизнь… я тоже присмирел… умерил свою резвость…

Мы собирали цветы, ловили бабочек, смотрели в небо, рассказывали Марусе сказки или беседовали друг с другом.

3. Эти беседы закрепляли нашу дружбу, которая росла…

4. Я совсем соскучился … Не видеть Валека и Марусю стало для меня большим лишением… Я горько плакал…

5. Я дрожал при мысли, что отец узнает о моем знакомстве с дурным обществом, но изменить Валеку и Марусе я был не в состоянии

6. Тут я был нужен… Валек обнимал меня, как брата… В моей груди подымалась жгучая любовь к тем, кто меня пригрел в старой часовне…

Вернемся снова к сказке о лисе и журавле. Журавль не предпринял ничего, чтобы дружба с лисой состоялась. Их дружба не выдержала испытания и «с тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь». А дружба наших героев после испытаний стала настоящей, верной… Дружба помогла Васе наладить отношения со своим отцом. Даже став взрослыми, Соня и Вася, а иногда и отец, посещают могилу Маруси. Маруся сплотила их.

Домашнее задание (Слайд 9): 

Выберите одно из заданий:

1. Перепишите сказку о лисе и журавле так, чтобы герои обрели настоящую дружбу.

2. Сочините продолжение повести о встрече повзрослевших Валека и Васи. Что они могли бы рассказать друг другу?  

3. Ответьте на вопрос: «Какую роль сыграла кукла в жизни Маруси?»

4. Расскажите о своем друге.

Учитель: Всем спасибо за урок. С вами было очень интересно сегодня работать. До свидания!

(выставление оценок)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дружба Васи, Валека и Маруси». Презентация к уроку литературы в 6 классе Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ « Болтутинская СШ» Трабурова Мария Юрьевна

Слайд 3

«Дружба Васи, Валека и Маруси»

Слайд 4

Вася Линия сравнения Валек, Маруся Местожительство Внешность Основные занятия Социальное положение Отношение со взрослыми

Слайд 5

Вопросы: 1. Где жил Вася? 2. Где жили Валек и Маруся? 3. Как выглядел Вася? Опишите его внешность. 4. Как выглядел Валек? Как выглядела Маруся? 5. Чем занимался Вася вне дома? 6. Чем занимались Валек и Маруся? 7. С кем живет Вася? (социальное положение) 8. С кем живут Валек и Маруся? (социальное положение) 9. Как относится отец к Васе? 10. Как относится Тыбурций к детям?

Слайд 6

Ответьте устно на вопросы. Подкрепите ответ цитатой из текста Сразу ли подружились ребята? Найдите сцену их первой встречи. Почему Вася охотно приходил к новым друзьям? Почему отец не занимался воспитанием Васи? Почему мальчик сбегал из дома? Найдите в тексте

Слайд 7

Ответьте устно на вопросы. Подкрепите ответ цитатой из текста 4. Были ли испытания дружбы? 5. Почему Вася испытал такие чувства? 6. Повлияла ли дружба мальчиков на отношения Васи с отцом? И как? 7. Чем закончилась дружба детей?

Слайд 9

Домашнее задание: Выберите одно задание: 1. Перепишите сказку о лисе и журавле так, чтобы герои обрели настоящую дружбу. 2. Сочините продолжение повести о встрече повзрослевших Валека и Васи. Что они могли бы рассказать друг другу? 3. Ответьте на вопрос: «Какую роль сыграла кукла в жизни Маруси?» 4. Расскажите о своем друге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока на тему "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")"

Фрагмент урока по литературе для 5 класса "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")". Используются кейс-технологии. Раздел – «Русская литература XXвека...

Презентация "Своя игра" в 5 классе по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Урок литературы  в 5 классе по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе"...

План-конспект урока по литературе на тему "Тихий подвиг любви" по произведениям В.Г. Короленко "В дурном обществе" и "Слепой музыкант".

Содержание урока направлено на формирование умения воспринимать мир чувств и переживаний  героев, а также на выявление художественного своеобразия творческой манеры писателя....

Открытый урок по теме: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» (на основе произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе»).

Предмет: литература и обществознание Тип урока: применение знаний и умений. Цели урока:1. Способствовать переосмыслению понятия «человек в ситуации нравственного выбора»;2. Осозн...

Разработка урока литературы. 5 класс. "Дружба Васи, Валека и Маруси" ( по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе").

Разработка урока по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе". Тема урока "Дружба Васи, Валека и Маруси". Представлен интересный материал для аналитической беседы по повести (слова...

Урок по литературе в 5 классе по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Урок по литературе в 5  классе  по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе»...