План-конспект урока по литературе на тему "Тихий подвиг любви" по произведениям В.Г. Короленко "В дурном обществе" и "Слепой музыкант".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Содержание урока направлено на формирование умения воспринимать мир чувств и переживаний  героев, а также на выявление художественного своеобразия творческой манеры писателя.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ярцева Лариса  Владимировна.  План-конспект урока литературы  в 6 классе

            План  - конспект  урока  по  литературе на тему

                                    «Тихий  подвиг  любви».

Тип  урока:  урок  внеклассного чтения  по произведениям  В.Г.Короленко

                     «В дурном  обществе»  и «Слепой музыкант».

Цель  урока: расширить знания  учащихся о творчестве  В.К.Короленко,

                      углубить  знания о теме  и идее художественного произведения.

Задачи: 

  • обучающая:  выявить  художественное своеобразие творческой манеры писателя (как автор передает  эмоционально – психологическое состояние  героев);
  • развивающая:   формировать  умение  воспринимать  мир чувств  и переживаний героя, формировать  эстетический вкус;
  • воспитывающая:  помочь учащимся увидеть  проблемы, связанные  с нравственным  взрослением  героев.

 Оборудование урока:

  1. Портрет  В.Г.Короленко.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Выставка  книг В.Г.Короленко.
  4. Рисунки- иллюстрации учащихся  к повестям.
  5. Отзывы  учащихся.
  6. Посадка  учащихся: по 4 человека  за столом. Всего 6 столов.

1. Оргмомент. Приветствие, выявление отсутствующих

                                  Ход  урока.

  1. Объявление  темы  и целей урока с использованием  мулитимедийного проектора.

Учитель:

    Ребята, давайте прочитаем  эпиграф  к уроку:

               «…Есть  натуры, будто  заранее предназначенные  для  тихого

                 подвига любви, соединенной  с печалью  и заботой.

                …Они идут  по грустному  пути  долга так же спокойно, как  и  

                по  пути самого яркого  личного счастья».

                                                        В. К. Короленко.

2. Слово учителя.

        Сегодня  у нас  не простой урок, а праздник, праздник  познания  чего-то нового, неизвестного, праздник  общения  друг  с другом, на котором  вы будете  делиться  своими мыслями. Чувствами, будете вместе  искать ответы  на  важные вопросы, которые ставит в своих произведениях  Владимир  Галактионович  Короленко, необыкновенный, чудесный писатель; чудесный  потому, что  с нами он творит  чудеса, да и не только с нами.

     Вот что писал  Алексей Максимович  Горький  о Короленко:

( на экране  в режиме  анимации  появляются  слова, которые  читает  ученик):

      «Мне лично  этот большой  и красивый  писатель  сказал  о русском народе  многое, что до него никто не умел  сказать».

      Действительно, после  знакомства  с рассказами, повестями, очерками остается  воспоминание  о художнике  светлом, возвышенном, научившем  нас чему-то очень важному, без чего  неполной  бывает и вся последующая жизнь. Таковы  мои чувства  к этому  писателю  с детства.

Вопрос  к учащимся:

Как  вы думаете, ребята, для  каких  читателей писал  свои  повести  Короленко? Для   взрослых  или для детей?  

Ответ:  для  детей,  для  детей и взрослых.

Учитель:

     Короленко  не писал  специально для детей. Но дети – герои многих его произведений. Да  и некоторые «взрослые»   герои  Короленко  тоже  «как дети», в чем-то им сродни.  Детскость, непосредственность  в восприятии мира,  открытость  привлекают  внимание писателя. Вероятно, потому, что и

 сам  писатель  был наделен  этими чертами.

      Об этих качествах  Короленко  писал  брат  Антона Павловича Чехова  

Михаил Павлович  Чехов.

(На экране  появляются   слова текста, которые читает ученик):

  «Он  очаровал  нас  своей простотой, искренностью, скромностью, умом».

 

Учитель:  

Почему  до сих пор  мы с увлечением  читаем  и будем читать  произведения  этого писателя?    

Ответы:  они  интересно  написаны,  в них  интересные сюжеты  и  необычные герои .

Учитель:

Вы правы, ребята, но сам Владимир Галактионович считал, что  (на эране появляются  слова)  «Литература  есть   великое общественное дело».

Ребята, как вы понимаете  эти слова?

Ответы:

Он   старался помочь  людям, особенном бедным, которым нужна была помощь. Он организовал  помощь голодающим Поволжья. И как адвокат  он тоже помогал  людям.

Учитель:

Да, он  никогда не стоял в стороне  от проблем  своего народа и старался  помочь  ему  и своим пером, и конкретным  делом.

А теперь поговорим о том, какое впечатление  на вас произвели  повести «Слепой музыкант»  и «Дети подземелья? Я знаю, что вы писали  в своих отзывах, но, думаю, вашим товарищам  будет интересно  самим узнать об этом  от вас.

Учащиеся читают  свои отзывы (3-4 человека).

Учитель:

 О чем  говорит  тот факт, что вам эти произведения понравились?

Ответы: талантливо, очень интересно написаны.

Учитель:

А этот  факт  о чем говорит? О знании автором жизни, сочувственном, добром отношении к людям.  Но  дело, вероятно, еще  в том, что перед нами

произведения  прекрасного мастера слова.  И  мы должны  вместе  это увидеть, доказать  и себе, и друг  другу.

Что можно сказать о теме  этих произведений?

Ответ:

О тяжелой  жизни  героев. О том, как они  росли, с кем дружили, кого любили и что с ними  стало.

Учитель:

Эти произведения объединяет  тема нравственного, духовного взросления человека.

А какой способ  раскрытия темы  использует писатель?

Ответ:  через взаимоотношения  между  персонажами, а также  их мысли и чувства.

Учитель:

А теперь поговорим  о наших героях.

Работа  с  книгой. На столах повести «Дети подземелья»  и «Слепой музыкант»(Учащиеся сами  определили, кто о каком  герое  будет рассказывать).

Что  рассказывает  о себе  Вася, герой повести  «Дети подземелья»?

Как автор  показывает, что мальчик  одинок?

Ответ:

Учащиеся  выразительно читают  фрагменты повести, где  Вася  думает  о матери  и об отце.

Учитель:

 Какой  Вася  на самом  деле?  

Учащиеся:  Вася  добрый, чувствительный, но отец его не понимает, не видит  страдания  сына за своим  горем. Он  поступает эгоистично, а ведь он  взрослый человек.

Учитель:

Кто, по-вашему,  лучше сможет  рассказать о Петре, главном герое повести «Слепой музыкант»?

Учащиеся:  

Петрусь  -  беспомощный слепой  мальчик., поэтому  мать  его  пытается отгородить  сына  от всех неприятностей, считая, что ее сын и так страдает. Растет мальчик эгоистом, с болезненным восприятием  мира.

Лучше  всех понимает и знает  Петруся  его дядя  Максим.

Работа  с текстом. Зачитывается  фрагмент  повести: «Маленькое существо  с прекрасными  и незрячими глазами  стало  центром семьи, бессознательным деспотом, с малейшей прихотью  которого сообразовалось  все  в  доме.

Учитель:

  Приведите примеры  из текста, как писатель  показывает душевное состояние героев.      

Учащиеся:

В главе  «Я и мой  отец»  Вася говорит о себе: « я глухо  стонал», «мое сердце загоралось жалостью», « с шести лет  я уже испытывал ужас одиночества».

Писатель дает описание  действий  героя: «Я весь  сжимался, съеживался», «выдергивал руку, «хмуро выслушивал замечания  и поступал по-своему».

Автор   дает нам понять, что мальчик  понимает  неправильность  своих поступков( «Я был большой сорванец»).

Учитель:  

Как Короленко  передает  эмоциональное, душевное состояние Петруся?

Учащиеся:

Во время первой прогулки  -  обморок. Испытывая восторг , хватался  за платье матери. Был  очарован  звуками  свирели  Иохима: «  У койки  Иохима стоял  слепой  панич  и жадно  тянулся  к нему  своими ручонками».

Учитель:

Какой  прием использует  автор  для   передачи  душевного состояния  ребенка?

Учащиеся:

Описание  внешности, лица  Петруся.  Зачитывается фрагмент  повести:

«Лицо слепого, вместе  с напряженным  вниманием, выражало удовольствие;

Он, видимо, любовался  каждым  отдельным звуком…».

«…он подымал  оживленное лицо, будто провожая  кверху  эту звонкую  летучую  ноту».

Учитель:  (проблемный  вопрос):

Что общего  между  Васей  и Петром? ( чувствительны  ко всему окружающему).

А что  их отличает?   (Васе легче  судить о том, что его окружает, он видит, может оценить поступки людей .  Петрусь  все воспринимает  через звуки).

Какой  способ  познания  жизни  Петром  решил использовать  дядя  Максим? Помните  его слова?

Учащиеся (зачитывают фрагмент повести):

« Так  пусть  же станет  в жизни  тем, чем  может. Только  лучше  уж песня, которая даст образы, будит мысль в голове  и мужество  в сердце».

Учитель:

Какие события   изменили  жизнь  героев повестей?

Учащиеся:

     Вася  знакомится  с Валеком,  Марусей, ему интересно  с ними, его всегда они  ждали. Были рады ему. Общее  у них -  нет матери.

Вася чувствовал, что нужен  этим детям. Он   узнал правду  о жизни  бедных людей и от них узнал  о своем отце  то, чего сам  не увидел, не понял.

     Петрусь  познакомился  с девочкой  Эвелиной, которая   была  вначале  напугана странным поведением мальчика: «Чувство  жгучей боли  и обиды  подступило  к его горлу. Он упал  на траву  и заплакал».  

«Слеп – ой? – повторила  она (Эвелина) еще более дрогнувшим голосом и,

как будто  ища защиты  от охватившего всю ее неодолимого  чувства жалости, она вдруг  обвила  шею мальчика  руками и прислонилась  к нему лицом».

Учитель:

И Вася,  и Петр, и Эвелина  глубоко  чувствуют  беду  других  людей, умеют  понять другого человека. И не только понять!

Обратите внимание  на эпиграф  к  нашему  уроку. Кому  посвящены  строки эпиграфа?

Учащиеся:

Эвелине!

Учитель:

А только ли  к Эвелине  можно  отнести эти слова?

Учащиеся:

Нет!  И к Васе, и  к Тыбурцию, и к Валеку, и к Яну  Залусскому, и к автору.

Учитель:

Какие    испытания  пришлось пережить  героям  повестей и как они повлияли на их дальнейшую жизнь?.

Учащиеся:

Вася  принес куклу  умирающей Марусе, что обострило  его  конфликт  с отцом.

Петр, чувствуя  неудовлетворенность собой, жизнью, тайно покидает родной дом, отца, Эвелину.

 Учитель:  

И тут происходит чудо, совершаемое человеком :  Васе помогает Тыбурций

наладить  отношения  с отцом. Сын  и отец обретают друг друга.

Дядя Максим  дает Петрусю  возможность  узнать жизнь со всеми ее тяготами, и юноша, обогащенный  впечатлениями, которые дали  силу  его таланту, становится отличным музыкантом».

Какова же идея  повестей? Что хотел  сказать своим читателям, нам,  Короленко?

Учащиеся :

     В повести  «Дети подземелья»  автор  говорит нам, что нельзя быть равнодушными, надо стремиться  понять другого человека, помочь ему.

    В повести «Слепой музыкант»  автор говорит  нам,  о счастье, которое человек находит  в упорной борьбе со своим недугом, физическим  и душевным.

Учитель:

   Как композиция произведений помогает  в раскрытии главной мысли:

нельзя  быть счастливым, если  вокруг  тебя много страдания?.

   Сколько глав посвящено так называемому «Дурному обществу?

(ответ  - 7 глав). А кому посвящена  одна глава?  (Янушу  и жителям замка).Почему?

Учащиеся:

В замки живут  злые, жестокие люди, которые  ничего не хотят понимать, думают  только о себе.

А в компании пана Тыбурция   царит любовь, взаимопомощь, потому что это

люди с богатой  душой.  

Учитель:

В повести «Слепой музыкант  много сюжетов, рассказывающих о том, как взрослел  главный герой. Как вы понимаете слова:

«Да, он прозрел!.. он носит  в душе  ощущение жизни, он  чувствует  и людское горе, и людскую радость, он прозрел  и сумеет напомнить счастливым  о несчастных…».

Учащиеся:

Петрусь  не глазами, а душой  видит и понимает людей, жизнь и  всегда придет на помощь слабому, несчастному.

Учитель:

В чем  же сила и значение В.Г Короленко как писателя и как человека?

(Вопрос задан был  заранее и учащиеся  готовили ответы. На компьютере

дети  печатали следующее:

  1. Писатель говорил правду о жизни народа.
  2. Показал  добрые отношения  между людьми.
  3. Автор  верит  в человека.
  4. Писатель хорошо понимает проблемы взаимоотношений  детей и взрослых.
  5. Ставит вопросы о смысле жизни и о назначении человека.
  6. Автор  любит людей.

Учитель:

Какой подвиг  совершил Владимир  Галактионович  Короленко?  

Учащиеся:

 Тихий  подвиг  любви.

Учитель:

Спасибо  за  хорошую работу  на уроке. Оценки получили……

   

            План  - конспект  урока  по  литературе на тему

                                    «Тихий  подвиг  любви».

Тип  урока:  урок  внеклассного чтения  по произведениям  В.Г.Короленко

                     «В дурном  обществе»  и «Слепой музыкант».

Цель  урока: расширить знания  учащихся о творчестве  В.К.Короленко,

                      углубить  знания о теме  и идее художественного произведения.

Задачи: 

  • обучающая:  выявить  художественное своеобразие творческой манеры писателя (как автор передает  эмоционально – психологическое состояние  героев);
  • развивающая:   формировать  умение  воспринимать  мир чувств  и переживаний героя, формировать  эстетический вкус;
  • воспитывающая:  помочь учащимся увидеть  проблемы, связанные  с нравственным  взрослением  героев.

 Оборудование урока:

  1. Портрет  В.Г.Короленко.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Выставка  книг В.Г.Короленко.
  4. Рисунки- иллюстрации учащихся  к повестям.
  5. Отзывы  учащихся.
  6. Посадка  учащихся: по 4 человека  за столом. Всего 6 столов.

1. Оргмомент. Приветствие, выявление отсутствующих

                                  Ход  урока.

  1. Объявление  темы  и целей урока с использованием  мулитимедийного проектора.

Учитель:

    Ребята, давайте прочитаем  эпиграф  к уроку:

               «…Есть  натуры, будто  заранее предназначенные  для  тихого

                 подвига любви, соединенной  с печалью  и заботой.

                …Они идут  по грустному  пути  долга так же спокойно, как  и  

                по  пути самого яркого  личного счастья».

                                                        В. К. Короленко.

2. Слово учителя.

        Сегодня  у нас  не простой урок, а праздник, праздник  познания  чего-то нового, неизвестного, праздник  общения  друг  с другом, на котором  вы будете  делиться  своими мыслями. Чувствами, будете вместе  искать ответы  на  важные вопросы, которые ставит в своих произведениях  Владимир  Галактионович  Короленко, необыкновенный, чудесный писатель; чудесный  потому, что  с нами он творит  чудеса, да и не только с нами.

     Вот что писал  Алексей Максимович  Горький  о Короленко:

( на экране  в режиме  анимации  появляются  слова, которые  читает  ученик):

      «Мне лично  этот большой  и красивый  писатель  сказал  о русском народе  многое, что до него никто не умел  сказать».

      Действительно, после  знакомства  с рассказами, повестями, очерками остается  воспоминание  о художнике  светлом, возвышенном, научившем  нас чему-то очень важному, без чего  неполной  бывает и вся последующая жизнь. Таковы  мои чувства  к этому  писателю  с детства.

Вопрос  к учащимся:

Как  вы думаете, ребята, для  каких  читателей писал  свои  повести  Короленко? Для   взрослых  или для детей?  

Ответ:  для  детей,  для  детей и взрослых.

Учитель:

     Короленко  не писал  специально для детей. Но дети – герои многих его произведений. Да  и некоторые «взрослые»   герои  Короленко  тоже  «как дети», в чем-то им сродни.  Детскость, непосредственность  в восприятии мира,  открытость  привлекают  внимание писателя. Вероятно, потому, что и

 сам  писатель  был наделен  этими чертами.

      Об этих качествах  Короленко  писал  брат  Антона Павловича Чехова  

Михаил Павлович  Чехов.

(На экране  появляются   слова текста, которые читает ученик):

  «Он  очаровал  нас  своей простотой, искренностью, скромностью, умом».

 

Учитель:  

Почему  до сих пор  мы с увлечением  читаем  и будем читать  произведения  этого писателя?    

Ответы:  они  интересно  написаны,  в них  интересные сюжеты  и  необычные герои .

Учитель:

Вы правы, ребята, но сам Владимир Галактионович считал, что  (на эране появляются  слова)  «Литература  есть   великое общественное дело».

Ребята, как вы понимаете  эти слова?

Ответы:

Он   старался помочь  людям, особенном бедным, которым нужна была помощь. Он организовал  помощь голодающим Поволжья. И как адвокат  он тоже помогал  людям.

Учитель:

Да, он  никогда не стоял в стороне  от проблем  своего народа и старался  помочь  ему  и своим пером, и конкретным  делом.

А теперь поговорим о том, какое впечатление  на вас произвели  повести «Слепой музыкант»  и «Дети подземелья? Я знаю, что вы писали  в своих отзывах, но, думаю, вашим товарищам  будет интересно  самим узнать об этом  от вас.

Учащиеся читают  свои отзывы (3-4 человека).

Учитель:

 О чем  говорит  тот факт, что вам эти произведения понравились?

Ответы: талантливо, очень интересно написаны.

Учитель:

А этот  факт  о чем говорит? О знании автором жизни, сочувственном, добром отношении к людям.  Но  дело, вероятно, еще  в том, что перед нами

произведения  прекрасного мастера слова.  И  мы должны  вместе  это увидеть, доказать  и себе, и друг  другу.

Что можно сказать о теме  этих произведений?

Ответ:

О тяжелой  жизни  героев. О том, как они  росли, с кем дружили, кого любили и что с ними  стало.

Учитель:

Эти произведения объединяет  тема нравственного, духовного взросления человека.

А какой способ  раскрытия темы  использует писатель?

Ответ:  через взаимоотношения  между  персонажами, а также  их мысли и чувства.

Учитель:

А теперь поговорим  о наших героях.

Работа  с  книгой. На столах повести «Дети подземелья»  и «Слепой музыкант»(Учащиеся сами  определили, кто о каком  герое  будет рассказывать).

Что  рассказывает  о себе  Вася, герой повести  «Дети подземелья»?

Как автор  показывает, что мальчик  одинок?

Ответ:

Учащиеся  выразительно читают  фрагменты повести, где  Вася  думает  о матери  и об отце.

Учитель:

 Какой  Вася  на самом  деле?  

Учащиеся:  Вася  добрый, чувствительный, но отец его не понимает, не видит  страдания  сына за своим  горем. Он  поступает эгоистично, а ведь он  взрослый человек.

Учитель:

Кто, по-вашему,  лучше сможет  рассказать о Петре, главном герое повести «Слепой музыкант»?

Учащиеся:  

Петрусь  -  беспомощный слепой  мальчик., поэтому  мать  его  пытается отгородить  сына  от всех неприятностей, считая, что ее сын и так страдает. Растет мальчик эгоистом, с болезненным восприятием  мира.

Лучше  всех понимает и знает  Петруся  его дядя  Максим.

Работа  с текстом. Зачитывается  фрагмент  повести: «Маленькое существо  с прекрасными  и незрячими глазами  стало  центром семьи, бессознательным деспотом, с малейшей прихотью  которого сообразовалось  все  в  доме.

Учитель:

  Приведите примеры  из текста, как писатель  показывает душевное состояние героев.      

Учащиеся:

В главе  «Я и мой  отец»  Вася говорит о себе: « я глухо  стонал», «мое сердце загоралось жалостью», « с шести лет  я уже испытывал ужас одиночества».

Писатель дает описание  действий  героя: «Я весь  сжимался, съеживался», «выдергивал руку, «хмуро выслушивал замечания  и поступал по-своему».

Автор   дает нам понять, что мальчик  понимает  неправильность  своих поступков( «Я был большой сорванец»).

Учитель:  

Как Короленко  передает  эмоциональное, душевное состояние Петруся?

Учащиеся:

Во время первой прогулки  -  обморок. Испытывая восторг , хватался  за платье матери. Был  очарован  звуками  свирели  Иохима: «  У койки  Иохима стоял  слепой  панич  и жадно  тянулся  к нему  своими ручонками».

Учитель:

Какой  прием использует  автор  для   передачи  душевного состояния  ребенка?

Учащиеся:

Описание  внешности, лица  Петруся.  Зачитывается фрагмент  повести:

«Лицо слепого, вместе  с напряженным  вниманием, выражало удовольствие;

Он, видимо, любовался  каждым  отдельным звуком…».

«…он подымал  оживленное лицо, будто провожая  кверху  эту звонкую  летучую  ноту».

Учитель:  (проблемный  вопрос):

Что общего  между  Васей  и Петром? ( чувствительны  ко всему окружающему).

А что  их отличает?   (Васе легче  судить о том, что его окружает, он видит, может оценить поступки людей .  Петрусь  все воспринимает  через звуки).

Какой  способ  познания  жизни  Петром  решил использовать  дядя  Максим? Помните  его слова?

Учащиеся (зачитывают фрагмент повести):

« Так  пусть  же станет  в жизни  тем, чем  может. Только  лучше  уж песня, которая даст образы, будит мысль в голове  и мужество  в сердце».

Учитель:

Какие события   изменили  жизнь  героев повестей?

Учащиеся:

     Вася  знакомится  с Валеком,  Марусей, ему интересно  с ними, его всегда они  ждали. Были рады ему. Общее  у них -  нет матери.

Вася чувствовал, что нужен  этим детям. Он   узнал правду  о жизни  бедных людей и от них узнал  о своем отце  то, чего сам  не увидел, не понял.

     Петрусь  познакомился  с девочкой  Эвелиной, которая   была  вначале  напугана странным поведением мальчика: «Чувство  жгучей боли  и обиды  подступило  к его горлу. Он упал  на траву  и заплакал».  

«Слеп – ой? – повторила  она (Эвелина) еще более дрогнувшим голосом и,

как будто  ища защиты  от охватившего всю ее неодолимого  чувства жалости, она вдруг  обвила  шею мальчика  руками и прислонилась  к нему лицом».

Учитель:

И Вася,  и Петр, и Эвелина  глубоко  чувствуют  беду  других  людей, умеют  понять другого человека. И не только понять!

Обратите внимание  на эпиграф  к  нашему  уроку. Кому  посвящены  строки эпиграфа?

Учащиеся:

Эвелине!

Учитель:

А только ли  к Эвелине  можно  отнести эти слова?

Учащиеся:

Нет!  И к Васе, и  к Тыбурцию, и к Валеку, и к Яну  Залусскому, и к автору.

Учитель:

Какие    испытания  пришлось пережить  героям  повестей и как они повлияли на их дальнейшую жизнь?.

Учащиеся:

Вася  принес куклу  умирающей Марусе, что обострило  его  конфликт  с отцом.

Петр, чувствуя  неудовлетворенность собой, жизнью, тайно покидает родной дом, отца, Эвелину.

 Учитель:  

И тут происходит чудо, совершаемое человеком :  Васе помогает Тыбурций

наладить  отношения  с отцом. Сын  и отец обретают друг друга.

Дядя Максим  дает Петрусю  возможность  узнать жизнь со всеми ее тяготами, и юноша, обогащенный  впечатлениями, которые дали  силу  его таланту, становится отличным музыкантом».

Какова же идея  повестей? Что хотел  сказать своим читателям, нам,  Короленко?

Учащиеся :

     В повести  «Дети подземелья»  автор  говорит нам, что нельзя быть равнодушными, надо стремиться  понять другого человека, помочь ему.

    В повести «Слепой музыкант»  автор говорит  нам,  о счастье, которое человек находит  в упорной борьбе со своим недугом, физическим  и душевным.

Учитель:

   Как композиция произведений помогает  в раскрытии главной мысли:

нельзя  быть счастливым, если  вокруг  тебя много страдания?.

   Сколько глав посвящено так называемому «Дурному обществу?

(ответ  - 7 глав). А кому посвящена  одна глава?  (Янушу  и жителям замка).Почему?

Учащиеся:

В замки живут  злые, жестокие люди, которые  ничего не хотят понимать, думают  только о себе.

А в компании пана Тыбурция   царит любовь, взаимопомощь, потому что это

люди с богатой  душой.  

Учитель:

В повести «Слепой музыкант  много сюжетов, рассказывающих о том, как взрослел  главный герой. Как вы понимаете слова:

«Да, он прозрел!.. он носит  в душе  ощущение жизни, он  чувствует  и людское горе, и людскую радость, он прозрел  и сумеет напомнить счастливым  о несчастных…».

Учащиеся:

Петрусь  не глазами, а душой  видит и понимает людей, жизнь и  всегда придет на помощь слабому, несчастному.

Учитель:

В чем  же сила и значение В.Г Короленко как писателя и как человека?

(Вопрос задан был  заранее и учащиеся  готовили ответы. На компьютере

дети  печатали следующее:

  1. Писатель говорил правду о жизни народа.
  2. Показал  добрые отношения  между людьми.
  3. Автор  верит  в человека.
  4. Писатель хорошо понимает проблемы взаимоотношений  детей и взрослых.
  5. Ставит вопросы о смысле жизни и о назначении человека.
  6. Автор  любит людей.

Учитель:

Какой подвиг  совершил Владимир  Галактионович  Короленко?  

Учащиеся:

 Тихий  подвиг  любви.

Учитель:

Спасибо  за  хорошую работу  на уроке. Оценки получили……

   



Предварительный просмотр:

Ярцева Лариса  Владимировна.  План-конспект урока литературы  в 6 классе

            План  - конспект  урока  по  литературе на тему

                                    «Тихий  подвиг  любви».

Тип  урока:  урок  внеклассного чтения  по произведениям  В.Г.Короленко

                     «В дурном  обществе»  и «Слепой музыкант».

Цель  урока: расширить знания  учащихся о творчестве  В.К.Короленко,

                      углубить  знания о теме  и идее художественного произведения.

Задачи: 

  • обучающая:  выявить  художественное своеобразие творческой манеры писателя (как автор передает  эмоционально – психологическое состояние  героев);
  • развивающая:   формировать  умение  воспринимать  мир чувств  и переживаний героя, формировать  эстетический вкус;
  • воспитывающая:  помочь учащимся увидеть  проблемы, связанные  с нравственным  взрослением  героев.

 Оборудование урока:

  1. Портрет  В.Г.Короленко.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Выставка  книг В.Г.Короленко.
  4. Рисунки- иллюстрации учащихся  к повестям.
  5. Отзывы  учащихся.
  6. Посадка  учащихся: по 4 человека  за столом. Всего 6 столов.

1. Оргмомент. Приветствие, выявление отсутствующих

                                  Ход  урока.

  1. Объявление  темы  и целей урока с использованием  мулитимедийного проектора.

Учитель:

    Ребята, давайте прочитаем  эпиграф  к уроку:

               «…Есть  натуры, будто  заранее предназначенные  для  тихого

                 подвига любви, соединенной  с печалью  и заботой.

                …Они идут  по грустному  пути  долга так же спокойно, как  и  

                по  пути самого яркого  личного счастья».

                                                        В. К. Короленко.

2. Слово учителя.

        Сегодня  у нас  не простой урок, а праздник, праздник  познания  чего-то нового, неизвестного, праздник  общения  друг  с другом, на котором  вы будете  делиться  своими мыслями. Чувствами, будете вместе  искать ответы  на  важные вопросы, которые ставит в своих произведениях  Владимир  Галактионович  Короленко, необыкновенный, чудесный писатель; чудесный  потому, что  с нами он творит  чудеса, да и не только с нами.

     Вот что писал  Алексей Максимович  Горький  о Короленко:

( на экране  в режиме  анимации  появляются  слова, которые  читает  ученик):

      «Мне лично  этот большой  и красивый  писатель  сказал  о русском народе  многое, что до него никто не умел  сказать».

      Действительно, после  знакомства  с рассказами, повестями, очерками остается  воспоминание  о художнике  светлом, возвышенном, научившем  нас чему-то очень важному, без чего  неполной  бывает и вся последующая жизнь. Таковы  мои чувства  к этому  писателю  с детства.

Вопрос  к учащимся:

Как  вы думаете, ребята, для  каких  читателей писал  свои  повести  Короленко? Для   взрослых  или для детей?  

Ответ:  для  детей,  для  детей и взрослых.

Учитель:

     Короленко  не писал  специально для детей. Но дети – герои многих его произведений. Да  и некоторые «взрослые»   герои  Короленко  тоже  «как дети», в чем-то им сродни.  Детскость, непосредственность  в восприятии мира,  открытость  привлекают  внимание писателя. Вероятно, потому, что и

 сам  писатель  был наделен  этими чертами.

      Об этих качествах  Короленко  писал  брат  Антона Павловича Чехова  

Михаил Павлович  Чехов.

(На экране  появляются   слова текста, которые читает ученик):

  «Он  очаровал  нас  своей простотой, искренностью, скромностью, умом».

 

Учитель:  

Почему  до сих пор  мы с увлечением  читаем  и будем читать  произведения  этого писателя?    

Ответы:  они  интересно  написаны,  в них  интересные сюжеты  и  необычные герои .

Учитель:

Вы правы, ребята, но сам Владимир Галактионович считал, что  (на эране появляются  слова)  «Литература  есть   великое общественное дело».

Ребята, как вы понимаете  эти слова?

Ответы:

Он   старался помочь  людям, особенном бедным, которым нужна была помощь. Он организовал  помощь голодающим Поволжья. И как адвокат  он тоже помогал  людям.

Учитель:

Да, он  никогда не стоял в стороне  от проблем  своего народа и старался  помочь  ему  и своим пером, и конкретным  делом.

А теперь поговорим о том, какое впечатление  на вас произвели  повести «Слепой музыкант»  и «Дети подземелья? Я знаю, что вы писали  в своих отзывах, но, думаю, вашим товарищам  будет интересно  самим узнать об этом  от вас.

Учащиеся читают  свои отзывы (3-4 человека).

Учитель:

 О чем  говорит  тот факт, что вам эти произведения понравились?

Ответы: талантливо, очень интересно написаны.

Учитель:

А этот  факт  о чем говорит? О знании автором жизни, сочувственном, добром отношении к людям.  Но  дело, вероятно, еще  в том, что перед нами

произведения  прекрасного мастера слова.  И  мы должны  вместе  это увидеть, доказать  и себе, и друг  другу.

Что можно сказать о теме  этих произведений?

Ответ:

О тяжелой  жизни  героев. О том, как они  росли, с кем дружили, кого любили и что с ними  стало.

Учитель:

Эти произведения объединяет  тема нравственного, духовного взросления человека.

А какой способ  раскрытия темы  использует писатель?

Ответ:  через взаимоотношения  между  персонажами, а также  их мысли и чувства.

Учитель:

А теперь поговорим  о наших героях.

Работа  с  книгой. На столах повести «Дети подземелья»  и «Слепой музыкант»(Учащиеся сами  определили, кто о каком  герое  будет рассказывать).

Что  рассказывает  о себе  Вася, герой повести  «Дети подземелья»?

Как автор  показывает, что мальчик  одинок?

Ответ:

Учащиеся  выразительно читают  фрагменты повести, где  Вася  думает  о матери  и об отце.

Учитель:

 Какой  Вася  на самом  деле?  

Учащиеся:  Вася  добрый, чувствительный, но отец его не понимает, не видит  страдания  сына за своим  горем. Он  поступает эгоистично, а ведь он  взрослый человек.

Учитель:

Кто, по-вашему,  лучше сможет  рассказать о Петре, главном герое повести «Слепой музыкант»?

Учащиеся:  

Петрусь  -  беспомощный слепой  мальчик., поэтому  мать  его  пытается отгородить  сына  от всех неприятностей, считая, что ее сын и так страдает. Растет мальчик эгоистом, с болезненным восприятием  мира.

Лучше  всех понимает и знает  Петруся  его дядя  Максим.

Работа  с текстом. Зачитывается  фрагмент  повести: «Маленькое существо  с прекрасными  и незрячими глазами  стало  центром семьи, бессознательным деспотом, с малейшей прихотью  которого сообразовалось  все  в  доме.

Учитель:

  Приведите примеры  из текста, как писатель  показывает душевное состояние героев.      

Учащиеся:

В главе  «Я и мой  отец»  Вася говорит о себе: « я глухо  стонал», «мое сердце загоралось жалостью», « с шести лет  я уже испытывал ужас одиночества».

Писатель дает описание  действий  героя: «Я весь  сжимался, съеживался», «выдергивал руку, «хмуро выслушивал замечания  и поступал по-своему».

Автор   дает нам понять, что мальчик  понимает  неправильность  своих поступков( «Я был большой сорванец»).

Учитель:  

Как Короленко  передает  эмоциональное, душевное состояние Петруся?

Учащиеся:

Во время первой прогулки  -  обморок. Испытывая восторг , хватался  за платье матери. Был  очарован  звуками  свирели  Иохима: «  У койки  Иохима стоял  слепой  панич  и жадно  тянулся  к нему  своими ручонками».

Учитель:

Какой  прием использует  автор  для   передачи  душевного состояния  ребенка?

Учащиеся:

Описание  внешности, лица  Петруся.  Зачитывается фрагмент  повести:

«Лицо слепого, вместе  с напряженным  вниманием, выражало удовольствие;

Он, видимо, любовался  каждым  отдельным звуком…».

«…он подымал  оживленное лицо, будто провожая  кверху  эту звонкую  летучую  ноту».

Учитель:  (проблемный  вопрос):

Что общего  между  Васей  и Петром? ( чувствительны  ко всему окружающему).

А что  их отличает?   (Васе легче  судить о том, что его окружает, он видит, может оценить поступки людей .  Петрусь  все воспринимает  через звуки).

Какой  способ  познания  жизни  Петром  решил использовать  дядя  Максим? Помните  его слова?

Учащиеся (зачитывают фрагмент повести):

« Так  пусть  же станет  в жизни  тем, чем  может. Только  лучше  уж песня, которая даст образы, будит мысль в голове  и мужество  в сердце».

Учитель:

Какие события   изменили  жизнь  героев повестей?

Учащиеся:

     Вася  знакомится  с Валеком,  Марусей, ему интересно  с ними, его всегда они  ждали. Были рады ему. Общее  у них -  нет матери.

Вася чувствовал, что нужен  этим детям. Он   узнал правду  о жизни  бедных людей и от них узнал  о своем отце  то, чего сам  не увидел, не понял.

     Петрусь  познакомился  с девочкой  Эвелиной, которая   была  вначале  напугана странным поведением мальчика: «Чувство  жгучей боли  и обиды  подступило  к его горлу. Он упал  на траву  и заплакал».  

«Слеп – ой? – повторила  она (Эвелина) еще более дрогнувшим голосом и,

как будто  ища защиты  от охватившего всю ее неодолимого  чувства жалости, она вдруг  обвила  шею мальчика  руками и прислонилась  к нему лицом».

Учитель:

И Вася,  и Петр, и Эвелина  глубоко  чувствуют  беду  других  людей, умеют  понять другого человека. И не только понять!

Обратите внимание  на эпиграф  к  нашему  уроку. Кому  посвящены  строки эпиграфа?

Учащиеся:

Эвелине!

Учитель:

А только ли  к Эвелине  можно  отнести эти слова?

Учащиеся:

Нет!  И к Васе, и  к Тыбурцию, и к Валеку, и к Яну  Залусскому, и к автору.

Учитель:

Какие    испытания  пришлось пережить  героям  повестей и как они повлияли на их дальнейшую жизнь?.

Учащиеся:

Вася  принес куклу  умирающей Марусе, что обострило  его  конфликт  с отцом.

Петр, чувствуя  неудовлетворенность собой, жизнью, тайно покидает родной дом, отца, Эвелину.

 Учитель:  

И тут происходит чудо, совершаемое человеком :  Васе помогает Тыбурций

наладить  отношения  с отцом. Сын  и отец обретают друг друга.

Дядя Максим  дает Петрусю  возможность  узнать жизнь со всеми ее тяготами, и юноша, обогащенный  впечатлениями, которые дали  силу  его таланту, становится отличным музыкантом».

Какова же идея  повестей? Что хотел  сказать своим читателям, нам,  Короленко?

Учащиеся :

     В повести  «Дети подземелья»  автор  говорит нам, что нельзя быть равнодушными, надо стремиться  понять другого человека, помочь ему.

    В повести «Слепой музыкант»  автор говорит  нам,  о счастье, которое человек находит  в упорной борьбе со своим недугом, физическим  и душевным.

Учитель:

   Как композиция произведений помогает  в раскрытии главной мысли:

нельзя  быть счастливым, если  вокруг  тебя много страдания?.

   Сколько глав посвящено так называемому «Дурному обществу?

(ответ  - 7 глав). А кому посвящена  одна глава?  (Янушу  и жителям замка).Почему?

Учащиеся:

В замки живут  злые, жестокие люди, которые  ничего не хотят понимать, думают  только о себе.

А в компании пана Тыбурция   царит любовь, взаимопомощь, потому что это

люди с богатой  душой.  

Учитель:

В повести «Слепой музыкант  много сюжетов, рассказывающих о том, как взрослел  главный герой. Как вы понимаете слова:

«Да, он прозрел!.. он носит  в душе  ощущение жизни, он  чувствует  и людское горе, и людскую радость, он прозрел  и сумеет напомнить счастливым  о несчастных…».

Учащиеся:

Петрусь  не глазами, а душой  видит и понимает людей, жизнь и  всегда придет на помощь слабому, несчастному.

Учитель:

В чем  же сила и значение В.Г Короленко как писателя и как человека?

(Вопрос задан был  заранее и учащиеся  готовили ответы. На компьютере

дети  печатали следующее:

  1. Писатель говорил правду о жизни народа.
  2. Показал  добрые отношения  между людьми.
  3. Автор  верит  в человека.
  4. Писатель хорошо понимает проблемы взаимоотношений  детей и взрослых.
  5. Ставит вопросы о смысле жизни и о назначении человека.
  6. Автор  любит людей.

Учитель:

Какой подвиг  совершил Владимир  Галактионович  Короленко?  

Учащиеся:

 Тихий  подвиг  любви.

Учитель:

Спасибо  за  хорошую работу  на уроке. Оценки получили……

   

            План  - конспект  урока  по  литературе на тему

                                    «Тихий  подвиг  любви».

Тип  урока:  урок  внеклассного чтения  по произведениям  В.Г.Короленко

                     «В дурном  обществе»  и «Слепой музыкант».

Цель  урока: расширить знания  учащихся о творчестве  В.К.Короленко,

                      углубить  знания о теме  и идее художественного произведения.

Задачи: 

  • обучающая:  выявить  художественное своеобразие творческой манеры писателя (как автор передает  эмоционально – психологическое состояние  героев);
  • развивающая:   формировать  умение  воспринимать  мир чувств  и переживаний героя, формировать  эстетический вкус;
  • воспитывающая:  помочь учащимся увидеть  проблемы, связанные  с нравственным  взрослением  героев.

 Оборудование урока:

  1. Портрет  В.Г.Короленко.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Выставка  книг В.Г.Короленко.
  4. Рисунки- иллюстрации учащихся  к повестям.
  5. Отзывы  учащихся.
  6. Посадка  учащихся: по 4 человека  за столом. Всего 6 столов.

1. Оргмомент. Приветствие, выявление отсутствующих

                                  Ход  урока.

  1. Объявление  темы  и целей урока с использованием  мулитимедийного проектора.

Учитель:

    Ребята, давайте прочитаем  эпиграф  к уроку:

               «…Есть  натуры, будто  заранее предназначенные  для  тихого

                 подвига любви, соединенной  с печалью  и заботой.

                …Они идут  по грустному  пути  долга так же спокойно, как  и  

                по  пути самого яркого  личного счастья».

                                                        В. К. Короленко.

2. Слово учителя.

        Сегодня  у нас  не простой урок, а праздник, праздник  познания  чего-то нового, неизвестного, праздник  общения  друг  с другом, на котором  вы будете  делиться  своими мыслями. Чувствами, будете вместе  искать ответы  на  важные вопросы, которые ставит в своих произведениях  Владимир  Галактионович  Короленко, необыкновенный, чудесный писатель; чудесный  потому, что  с нами он творит  чудеса, да и не только с нами.

     Вот что писал  Алексей Максимович  Горький  о Короленко:

( на экране  в режиме  анимации  появляются  слова, которые  читает  ученик):

      «Мне лично  этот большой  и красивый  писатель  сказал  о русском народе  многое, что до него никто не умел  сказать».

      Действительно, после  знакомства  с рассказами, повестями, очерками остается  воспоминание  о художнике  светлом, возвышенном, научившем  нас чему-то очень важному, без чего  неполной  бывает и вся последующая жизнь. Таковы  мои чувства  к этому  писателю  с детства.

Вопрос  к учащимся:

Как  вы думаете, ребята, для  каких  читателей писал  свои  повести  Короленко? Для   взрослых  или для детей?  

Ответ:  для  детей,  для  детей и взрослых.

Учитель:

     Короленко  не писал  специально для детей. Но дети – герои многих его произведений. Да  и некоторые «взрослые»   герои  Короленко  тоже  «как дети», в чем-то им сродни.  Детскость, непосредственность  в восприятии мира,  открытость  привлекают  внимание писателя. Вероятно, потому, что и

 сам  писатель  был наделен  этими чертами.

      Об этих качествах  Короленко  писал  брат  Антона Павловича Чехова  

Михаил Павлович  Чехов.

(На экране  появляются   слова текста, которые читает ученик):

  «Он  очаровал  нас  своей простотой, искренностью, скромностью, умом».

 

Учитель:  

Почему  до сих пор  мы с увлечением  читаем  и будем читать  произведения  этого писателя?    

Ответы:  они  интересно  написаны,  в них  интересные сюжеты  и  необычные герои .

Учитель:

Вы правы, ребята, но сам Владимир Галактионович считал, что  (на эране появляются  слова)  «Литература  есть   великое общественное дело».

Ребята, как вы понимаете  эти слова?

Ответы:

Он   старался помочь  людям, особенном бедным, которым нужна была помощь. Он организовал  помощь голодающим Поволжья. И как адвокат  он тоже помогал  людям.

Учитель:

Да, он  никогда не стоял в стороне  от проблем  своего народа и старался  помочь  ему  и своим пером, и конкретным  делом.

А теперь поговорим о том, какое впечатление  на вас произвели  повести «Слепой музыкант»  и «Дети подземелья? Я знаю, что вы писали  в своих отзывах, но, думаю, вашим товарищам  будет интересно  самим узнать об этом  от вас.

Учащиеся читают  свои отзывы (3-4 человека).

Учитель:

 О чем  говорит  тот факт, что вам эти произведения понравились?

Ответы: талантливо, очень интересно написаны.

Учитель:

А этот  факт  о чем говорит? О знании автором жизни, сочувственном, добром отношении к людям.  Но  дело, вероятно, еще  в том, что перед нами

произведения  прекрасного мастера слова.  И  мы должны  вместе  это увидеть, доказать  и себе, и друг  другу.

Что можно сказать о теме  этих произведений?

Ответ:

О тяжелой  жизни  героев. О том, как они  росли, с кем дружили, кого любили и что с ними  стало.

Учитель:

Эти произведения объединяет  тема нравственного, духовного взросления человека.

А какой способ  раскрытия темы  использует писатель?

Ответ:  через взаимоотношения  между  персонажами, а также  их мысли и чувства.

Учитель:

А теперь поговорим  о наших героях.

Работа  с  книгой. На столах повести «Дети подземелья»  и «Слепой музыкант»(Учащиеся сами  определили, кто о каком  герое  будет рассказывать).

Что  рассказывает  о себе  Вася, герой повести  «Дети подземелья»?

Как автор  показывает, что мальчик  одинок?

Ответ:

Учащиеся  выразительно читают  фрагменты повести, где  Вася  думает  о матери  и об отце.

Учитель:

 Какой  Вася  на самом  деле?  

Учащиеся:  Вася  добрый, чувствительный, но отец его не понимает, не видит  страдания  сына за своим  горем. Он  поступает эгоистично, а ведь он  взрослый человек.

Учитель:

Кто, по-вашему,  лучше сможет  рассказать о Петре, главном герое повести «Слепой музыкант»?

Учащиеся:  

Петрусь  -  беспомощный слепой  мальчик., поэтому  мать  его  пытается отгородить  сына  от всех неприятностей, считая, что ее сын и так страдает. Растет мальчик эгоистом, с болезненным восприятием  мира.

Лучше  всех понимает и знает  Петруся  его дядя  Максим.

Работа  с текстом. Зачитывается  фрагмент  повести: «Маленькое существо  с прекрасными  и незрячими глазами  стало  центром семьи, бессознательным деспотом, с малейшей прихотью  которого сообразовалось  все  в  доме.

Учитель:

  Приведите примеры  из текста, как писатель  показывает душевное состояние героев.      

Учащиеся:

В главе  «Я и мой  отец»  Вася говорит о себе: « я глухо  стонал», «мое сердце загоралось жалостью», « с шести лет  я уже испытывал ужас одиночества».

Писатель дает описание  действий  героя: «Я весь  сжимался, съеживался», «выдергивал руку, «хмуро выслушивал замечания  и поступал по-своему».

Автор   дает нам понять, что мальчик  понимает  неправильность  своих поступков( «Я был большой сорванец»).

Учитель:  

Как Короленко  передает  эмоциональное, душевное состояние Петруся?

Учащиеся:

Во время первой прогулки  -  обморок. Испытывая восторг , хватался  за платье матери. Был  очарован  звуками  свирели  Иохима: «  У койки  Иохима стоял  слепой  панич  и жадно  тянулся  к нему  своими ручонками».

Учитель:

Какой  прием использует  автор  для   передачи  душевного состояния  ребенка?

Учащиеся:

Описание  внешности, лица  Петруся.  Зачитывается фрагмент  повести:

«Лицо слепого, вместе  с напряженным  вниманием, выражало удовольствие;

Он, видимо, любовался  каждым  отдельным звуком…».

«…он подымал  оживленное лицо, будто провожая  кверху  эту звонкую  летучую  ноту».

Учитель:  (проблемный  вопрос):

Что общего  между  Васей  и Петром? ( чувствительны  ко всему окружающему).

А что  их отличает?   (Васе легче  судить о том, что его окружает, он видит, может оценить поступки людей .  Петрусь  все воспринимает  через звуки).

Какой  способ  познания  жизни  Петром  решил использовать  дядя  Максим? Помните  его слова?

Учащиеся (зачитывают фрагмент повести):

« Так  пусть  же станет  в жизни  тем, чем  может. Только  лучше  уж песня, которая даст образы, будит мысль в голове  и мужество  в сердце».

Учитель:

Какие события   изменили  жизнь  героев повестей?

Учащиеся:

     Вася  знакомится  с Валеком,  Марусей, ему интересно  с ними, его всегда они  ждали. Были рады ему. Общее  у них -  нет матери.

Вася чувствовал, что нужен  этим детям. Он   узнал правду  о жизни  бедных людей и от них узнал  о своем отце  то, чего сам  не увидел, не понял.

     Петрусь  познакомился  с девочкой  Эвелиной, которая   была  вначале  напугана странным поведением мальчика: «Чувство  жгучей боли  и обиды  подступило  к его горлу. Он упал  на траву  и заплакал».  

«Слеп – ой? – повторила  она (Эвелина) еще более дрогнувшим голосом и,

как будто  ища защиты  от охватившего всю ее неодолимого  чувства жалости, она вдруг  обвила  шею мальчика  руками и прислонилась  к нему лицом».

Учитель:

И Вася,  и Петр, и Эвелина  глубоко  чувствуют  беду  других  людей, умеют  понять другого человека. И не только понять!

Обратите внимание  на эпиграф  к  нашему  уроку. Кому  посвящены  строки эпиграфа?

Учащиеся:

Эвелине!

Учитель:

А только ли  к Эвелине  можно  отнести эти слова?

Учащиеся:

Нет!  И к Васе, и  к Тыбурцию, и к Валеку, и к Яну  Залусскому, и к автору.

Учитель:

Какие    испытания  пришлось пережить  героям  повестей и как они повлияли на их дальнейшую жизнь?.

Учащиеся:

Вася  принес куклу  умирающей Марусе, что обострило  его  конфликт  с отцом.

Петр, чувствуя  неудовлетворенность собой, жизнью, тайно покидает родной дом, отца, Эвелину.

 Учитель:  

И тут происходит чудо, совершаемое человеком :  Васе помогает Тыбурций

наладить  отношения  с отцом. Сын  и отец обретают друг друга.

Дядя Максим  дает Петрусю  возможность  узнать жизнь со всеми ее тяготами, и юноша, обогащенный  впечатлениями, которые дали  силу  его таланту, становится отличным музыкантом».

Какова же идея  повестей? Что хотел  сказать своим читателям, нам,  Короленко?

Учащиеся :

     В повести  «Дети подземелья»  автор  говорит нам, что нельзя быть равнодушными, надо стремиться  понять другого человека, помочь ему.

    В повести «Слепой музыкант»  автор говорит  нам,  о счастье, которое человек находит  в упорной борьбе со своим недугом, физическим  и душевным.

Учитель:

   Как композиция произведений помогает  в раскрытии главной мысли:

нельзя  быть счастливым, если  вокруг  тебя много страдания?.

   Сколько глав посвящено так называемому «Дурному обществу?

(ответ  - 7 глав). А кому посвящена  одна глава?  (Янушу  и жителям замка).Почему?

Учащиеся:

В замки живут  злые, жестокие люди, которые  ничего не хотят понимать, думают  только о себе.

А в компании пана Тыбурция   царит любовь, взаимопомощь, потому что это

люди с богатой  душой.  

Учитель:

В повести «Слепой музыкант  много сюжетов, рассказывающих о том, как взрослел  главный герой. Как вы понимаете слова:

«Да, он прозрел!.. он носит  в душе  ощущение жизни, он  чувствует  и людское горе, и людскую радость, он прозрел  и сумеет напомнить счастливым  о несчастных…».

Учащиеся:

Петрусь  не глазами, а душой  видит и понимает людей, жизнь и  всегда придет на помощь слабому, несчастному.

Учитель:

В чем  же сила и значение В.Г Короленко как писателя и как человека?

(Вопрос задан был  заранее и учащиеся  готовили ответы. На компьютере

дети  печатали следующее:

  1. Писатель говорил правду о жизни народа.
  2. Показал  добрые отношения  между людьми.
  3. Автор  верит  в человека.
  4. Писатель хорошо понимает проблемы взаимоотношений  детей и взрослых.
  5. Ставит вопросы о смысле жизни и о назначении человека.
  6. Автор  любит людей.

Учитель:

Какой подвиг  совершил Владимир  Галактионович  Короленко?  

Учащиеся:

 Тихий  подвиг  любви.

Учитель:

Спасибо  за  хорошую работу  на уроке. Оценки получили……

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Своя игра" в 5 классе по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Урок литературы  в 5 классе по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе"...

«Дружба Васи, Валека и Маруси» (по произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе»)

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему «Дружба Васи, Валека и Маруси» (по произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе») с использованием технологии развития критического мышления чер...

Тест по литературному чтению 8 класс (VIII вид) по произведению В. Г. Короленко "Слепой музыкант"

Данный тест позволяет проверить знания текста произведения  у учащихся  8 класса (VIII вида)...

Открытый урок по теме: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» (на основе произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе»).

Предмет: литература и обществознание Тип урока: применение знаний и умений. Цели урока:1. Способствовать переосмыслению понятия «человек в ситуации нравственного выбора»;2. Осозн...

Урок по литературе в 5 классе по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Урок по литературе в 5  классе  по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе»...