Открытый урок по теме: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» (на основе произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе»).
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Предмет: литература и обществознание
 

Тип урока: применение знаний и умений.
 

Цели урока:
1. Способствовать переосмыслению понятия «человек в ситуации нравственного выбора»;
2. Осознать и осмыслить идейное содержание повести;
3. Продолжить развитие устной речи, эмоционально­ образного и аналитического мышления учащихся;
4. Формировать нравственные основы жизни, воспитывать доброту, искренность, понимание;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_obshchestva_i_litry.docx38.1 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 6В классе по теме: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» (на основе произведения В.Г.  Короленко «В дурном обществе»).

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Крюкова Е.А., учитель обществознания и истории Лянкина А.Л.


Предмет: литература и обществознание

Тип урока: применение знаний и умений.

Цели урока:
1. Способствовать переосмыслению понятия «человек в ситуации нравственного выбора»;
2. Осознать и осмыслить идейное содержание повести;
3. Продолжить развитие устной речи, эмоционально образного и аналитического мышления учащихся;
4. Формировать нравственные основы жизни, воспитывать доброту, искренность, понимание;

обучающие: продолжить знакомство детей с творчеством В.Г. Короленко; научить анализировать поступки и характеры героев, отдельные эпизоды; 

развивающие: учить детей работать индивидуально, в командах, учить логически и абстрактно мыслить, анализировать;

воспитывающие: воспитывать в детях такие качества, как толерантность, сострадание, доброта.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.


Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и 
произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения. Самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к 
самооценке своих действий, поступков; проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и 
сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и 
обосновывать свою точку зрения. Участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг.момент

Здравствуйте, дорогие гости урока.

Здравствуйте, ученики.

Мы рады приветствовать вас. Садимся. Сегодня у нас интегрированный урок. Урок обществознания и литературы. Один и тот же вопрос мы будем рассматривать с точки зрения двух предметов.

(садятся)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Посмотрите, пожалуйста, следующий видеоролик (включается мультик «Лебедь, рак и щука»). «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет», - именно такая тема заявлена на нашем уроке. Скажите, что может произойти между героями, если они никак не найдут согласия?

Как в обществознании называется ссора?

Молодцы. В каких литературных произведениях, изучаемых в этом году, встречается конфликт?

Что в произведении Короленко «В дурном обществе» не пошло на лад?

Молодцы. Да, не пошли на лад взаимоотношения взрослого и ребенка. Нарушается самое главное – семейные узы. Отец и сын начинают жить как чужие люди. Лад нарушен.

Давайте суммируем наши высказывания. О чем пойдет речь на уроке?

Какие цели мы ставим на этом уроке? Что хотим узнать и чему хотим научиться?

Они смогут поссориться.

Конфликт.

(отвечают, называя и произведение «В дурном обществе»).

Между отцом и сыном нет понимания.

Мы будем говорить о конфликте, то есть об отсутствии согласия и понимания в произведении В.Короленко «В дурном обществе».

Узнать, что такое конфликт в межличностных отношениях.

Выявить стадии конфликта.

Рассмотреть эти стадии на основе произведения.

Актуализация знаний.

Ребята, когда у людей нет согласия, то это приводит к конфликту. Так что же такое конфликт?

Да, действительно, слово конфликт происходит от латинского «conflictus», что означает «столкновение».

Запишите в карточку определение.

Между кем может возникнуть конфликт?

Конфликт, происходящий между людьми, называется межличностным.

Каждый из нас в жизни хоть раз не находил согласия с кем-то и оказывался в конфликтной ситуации, поэтому вы знаете, что он (конфликт) имеет свое начало и конец, то есть состоит из определенных этапов, стадий. О них мы сегодня с вами и поговорим.

Но сначала выполните задания. У вас на партах лежит листочек, в котором этапы развития конфликта перемешаны, вам нужно расставить их в правильной последовательности.

Давайте проверим, что у вас получилось? (слайд с правильным ответом)

Кто справился с этим заданием? Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок.

Молодцы!

Как называется первый этап развития конфликта?

Как вы думаете, почему между людьми возникают конфликты?

Что является основанием для конфликта? Без чего не бывает конфликта?

Правильно! Таким образом, данный этап характеризуется появлением причины и условий, способных вызвать конфликт. Запишем это в карточку.

Как вы думаете, какие чувства испытывает человек после возникновения конфликтной ситуации?

То есть, другими словами можно сказать, что происходит осмысление участниками сложившейся ситуации?

Как же называется этот этап развития конфликта?

На данном этапе человек понимает, что конфликт начался?

Соответственно человек не только переосмысливает сложившуюся ситуацию, но признает ее в качестве конфликтной. Запишите это в таблицу

Итак, мы осознаём, что конфликт неизбежен, и начинаем выбирать тактику, как поступить. И в этот момент мы поднимаемся на следующую ступень. Как называется эта ступень?

Как вы будете проявлять себя после того как осознаете, что конфликт в самом разгаре?

Да, бывает много вариантов проявления поведения в конфликтной ситуации. Таким образом, данная ступень характеризуется переходом участников к активным действиям, направленным на причинение ущерба противнику, открытое заявление о своих позициях и требованиях. Запишем это в таблицу.

Для того, чтобы разобрать, в чем заключается следующий этап конфликта, взгляните на картинку. (слайд)

Что здесь изображено? Что вы видим? Как ведут себя герои?

Можно ли сказать, что здесь используются наиболее активные действия?

На что они направлены?

Как будет называться данный этап развития конфликта?

Как мы можем его охарактеризовать?

Молодцы, записываем.

Итак, мы с вами выяснили, что любой конфликт имеет причину, кроме того, человек осознает, что вступил в конфликт, выражает свое недовольство в качестве проявления конфликтного поведения, что приводит к открытому заявлению о своих позициях и требованиях. Но рано или поздно любое явление заканчивается, люди находят оптимальные пути решения сложных ситуаций и в этом проявляется заключительная стадия проявления конфликтного поведения. Как она называется?

Как вы понимаете эту стадию?

Вы рассмотрели этапы конфликта с точки зрения обществознания. Давайте теперь попробуем рассмотреть эти этапы на основе произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе».

Конфликт – это ссора, разногласие, расхождение интересов, взглядов между людьми.

(Записывают)

Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, спор.

Между людьми, группами людей, между государствами.

(выполняют задание)

(проверяют)

(поднимают руки)

Возникновение конфликтной ситуации

Из –за непонимания

Без причины

(записывают)

Человек начинает переосмысливать свои действия, сказанное или сделанное им в этот момент

Да.

Осознание конфликтной ситуации.

Да

Записывают: «осмысление участниками сложившейся ситуации и признание ее в качестве конфликтной»

проявление конфликтного поведения

подеремся, не будут разговаривать и т.д.

(записывают)

Агрессивно, драка.

Да

На причинение ущерба противнику.

Углубление конфликта.

Переход участников к активным действиям, направленным на причинение ущерба противнику, открытое заявление о своих позициях и требованиях

(записывают)

Разрешение конфликта

происходит смягчение или полная ликвидация причины конфликта (записывают)

Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление

Рефлексия

Первичная проверка понимания.

Рефлексия.

Первичная проверка понимания.

Рефлексия.

(подведение итогов занятия)

Давайте посмотрим, почему возникла конфликтная ситуация в повести Короленко. Посмотрите на доску, здесь приведены цитаты из повести. Но в данных цитатах пропущены ключевые слова. Попробуйте догадаться, какие слова нужно вставить.

«…никто не окружал меня особенною заботливостью…»

«…А меня отец не любит,- сказал я грустно…»

«…мне хотелось, чтоб он обнял меня, посадил к себе на колени и приласкал».

«…я не встречал ни в ком привета и ласки»

Как вы думаете, что стало причиной возникновения конфликтной ситуации между отцом и Васей?

Давайте обобщим полученные знания и запишем в таблицу.

Понимают ли герои произведения «В дурном обществе», что между ними возникает конфликт?

И что происходит с Васей и отцом в этот момент?

В какой главе мы видим, что герои понимают, что между ними возник конфликт?

Подтвердите свои слова текстом.

Давайте обобщим полученные знания и запишем в таблицу.

Молодцы. У вас в классе есть настоящий художник, который изобразил этот этап жизни мальчика на бумаге. Вероника, расскажи, пожалуйста, что ты хотела показать своей иллюстрацией к произведению?

Что хотел сказать мальчик своим поступком (бродяжничеством)? Запишем это в таблицу

Мы с вами проговорили, что Вася начал бродяжничать. С кем подружился главный герой повести?

Какой образ жизни вели эти герои?

Что случилось с одним из жителей подземелья?

Как пытался помочь Вася Марусе? (желательно доказать текстом)

Молодцы! (достаю коробку)

Как вы думаете, какой предмет, спрятанный в коробке, иллюстрирует следующий этап развития конфликта?

(достаю куклу). Как эта кукла повлияла на отношения отца и сына?

Как отреагировал отец на пропажу куклы (на поступок сына)?

Давайте прочитаем их диалог по ролям. Кристина читает за мальчика. Арсен – за отца. Эмиль читает слова автора.

О чем свидетельствует данный эпизод?

Хорошо, запишем это в колонку.

Правильно ли поступил Вася, дав куклу Марусе?

Да, конечно, вы все правы. Но обратите внимание на то, что у мальчика, прежде всего, были добрые побуждения. Он хотел дать Марусе то, что ей так не хватало – положительные эмоции.

Понимает ли это отец, когда обвиняет сына в воровстве?

А кто помогает отцу понять, что его сын поступил, подчиняясь велению своего сердца?

Найдите этот фрагмент в тексте и зачитайте.

После разговора отца и Тыбурция что происходит между героями (Васей и отцом)?

Мы видим, что между отцом и сыном вновь возникает согласие, которого им так не хватало. И здесь очень ярко проявляется последний этап развития конфликта.

Молодцы! А в чем заключается этот этап? Давайте попробуем сформулировать ответ на этот вопрос и записать его.

Давайте вспомним, какие цели урока мы ставили?

Достигли ли мы этих целей?

Вставляют, отвечают

Отсутствие любви, заботы и ласки о мальчике после смерти матери.

Вася не чувствует любви с стороны отца. Недостаток внимания – главная причина возникновения конфликта.

Да.

Герои отдаляются друг от друга.

Мы видим в 3 главе «Я и мой отец», что Вася осознает, что между ним и отцом возник конфликт.

(зачитывают фрагмент со слов: «И он отворачивался от меня с досадой и болью…» и до конца абзаца.)

Мальчик пытается найти людей, с которыми он бы чувствовал себя комфортно, поэтому стал бродяжничать.

Таким образом он высказывает протест против отца, который его не замечает.

С Валеком и его сестрой Марусей.

Они жили в подземелье, иногда воровали, так как иного выбора у них не было. Они выживали в этих страшных условиях.

Маруся заболела.

Он начал носить свои игрушки в подземелье, чтобы хоть как-то развлечь девочку, но и они развлекали только на короткое время. (самое начало главы «Кукла»)

Это кукла.

Между ними произошло разногласие, в котором каждый отстаивал свою позицию и не желал отступать.

Отец посчитал сына вором. И начал с ним строгий разговор.

(выразительно читают по ролям)

Данный эпизод свидетельствует о том, что мальчик уже отчаялся и не видит в своем отце родного человека, он готов до конца стоять на своем, лишь бы не уступить в этой ссоре отцу.

(записывают)

Отец обвиняет мальчика в краже.

Кто-то считает, что прав, кто-то говорит, что воровство – это плохо, значит, мальчик был не прав.

Нет, не понимает.

Тыбурций приходит в дом к судье на разговор.

(находят и читают со слов: «Знаю только, что в эту критическую минуту раздался вдруг за открытым окном резкий голос Тыбурция».)

Они мирятся.

(формулируют и записывают: Тыбурций мирит отца и сына)

(вспоминают)

Подводят итоги урока.

Домашнее задание

Обществознание: составить памятку: «Как избежать конфликта»;

Литература: заполнить третью колонку в опорном конспекте.

Записывают домашнее задание


Приложение 1

Опорный конспект по теме:

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»

Конфликт – это _______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Стадия конфликта

Общая характеристика

Проявление в произведении

В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Возникновение конфликтной ситуации

Осознание конфликта

Проявление конфликтного поведения

Углубление конфликта

Разрешение конфликта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы "Дурное общество и дурные дела" ( по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")

Учебный предмет: литература.Класс: 5 класс.Автор УМК  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.Тема урока:  «...

Презентация "Своя игра" в 5 классе по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Урок литературы  в 5 классе по произведению В.Г.Короленко "В дурном обществе"...

План-конспект урока по литературе на тему "Тихий подвиг любви" по произведениям В.Г. Короленко "В дурном обществе" и "Слепой музыкант".

Содержание урока направлено на формирование умения воспринимать мир чувств и переживаний  героев, а также на выявление художественного своеобразия творческой манеры писателя....

«Дружба Васи, Валека и Маруси» (по произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе»)

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему «Дружба Васи, Валека и Маруси» (по произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе») с использованием технологии развития критического мышления чер...

Открытый урок по теме «Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (участие в сценке эпизода, обобщение, умозаключение) Содержательная цель:  расширение понятийной...

Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.

Открытый урок литературы в 5 классе  по  повести  В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....

Урок по литературе в 5 классе по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Урок по литературе в 5  классе  по произведению В.Г. Короленко «В дурном обществе»...