Конспект урока литературы "Дурное общество и дурные дела" ( по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Котлярова Наталия Васильевна

Учебный предмет: литература.

Класс: 5 класс.

Автор УМК  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.

Тема урока:  «Дурное общество» и дурные дела (по произведению В. К. Короленко  «В дурном обществе»).

Тип урока:  урок «открытия» новых знаний.

Деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель:  расширение понятийной   базы  за счет включения в нее новых элементов.

Цели урока:

Ι. Образовательные: проанализировать главы повести (образ Васи; образ Валека, Маруси, Сони; отношения Васи с отцом); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать  свои мысли, оценивать поступки героев,  делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;  развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

Задачи:

Ø обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

регулятивных УУД:  самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,

          умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

познавательных УУДформировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

 

коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

 

Ø обеспечить условия для формирования личностных УУД:

умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;  формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Ø создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение,  фронтальный опрос, художественный пересказ, кластер, синквейн.

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению,  аудиозаписи, наглядный  материал (иллюстрации, детские рисунки); плакат с изображением мальчика, держащего в руках планету.

 

Литература:

1.Повесть В.Г. Короленко « В дурном обществе».

2.Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.

3. О.А.Еремина «Уроки литературы в 5 классе» книга для учителя. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный предмет: литература.

Класс: 5 класс.

Автор УМК  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.

Тема урока:  «Дурное общество» и дурные дела (по произведению В. К. Короленко  «В дурном обществе»).

Тип урока:  урок «открытия» новых знаний.

Деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель:  расширение понятийной   базы  за счет включения в нее новых элементов.

Цели урока: 

Ι. Образовательные: проанализировать главы повести (образ Васи; образ Валека, Маруси, Сони; отношения Васи с отцом); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать  свои мысли, оценивать поступки героев,  делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;  развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

Задачи: 

  • обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

регулятивных УУД:  самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,

          умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

познавательных УУД:  формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

  • обеспечить условия для формирования личностных УУД:

умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;  формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

  • создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение,  фронтальный опрос, художественный пересказ, кластер, синквейн.

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению,  аудиозаписи, наглядный  материал (иллюстрации, детские рисунки); плакат с изображением мальчика, держащего в руках планету.

Литература:

1.Повесть В.Г. Короленко « В дурном обществе».

2.Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.

3. О.А.Еремина «Уроки литературы в 5 классе» книга для учителя.

ХОД УРОКА

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

СЛАЙД

- Весело звенит звонок

   И зовёт нас на урок.

- Желаю, чтобы сегодняшний урок принёс вам только радость. Давайте вместе произнесём нашу формулу удачи: улыбка – настроение, вера в себя – результат. Подарите друг другу улыбки,  и начнём занятие.

  1. Проверка домашнего задания

(проверка домашнего задания, актуализация и «выход» на объяснение нового материала)      СЛАЙД

(звучит музыка)

- Два мира есть у человека_

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

                                          (Н. Заболоцкий)

- Мы продолжаем с вами, ведомые человеком - легендой Владимиром Галактионовичем Короленко искать правду, истину и справедливость, в которую верил писатель. СЛАЙД

Вспомните: - О чём мечтал Короленко?

                    - Что не давало ему покоя до конца его дней?  

( Он мечтал, что со временем насилие всякого рода исчезнут, и народы, как и отдельные люди, станут братьями. Он считал, что только в дурном обществе дети и старики могут умирать  от голода, люди одной национальности унижаться и даже уничтожаться людьми другой национальности).

- Дома вы дочитали повесть «В дурном обществе». Работаем в парах. Восстановите последовательность эпизодов. Для более продуктивной работы в паре вам в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3».

Карточка

Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе». Поставьте номера 1-10

1.Жизнь в Княж-городке.

2.Знакомство с Валеком и Марусей.

3.Смерть матери.

4.История с куклой.

5.Пан Тыбурций и его дети.

6. Смерть Маруси.

7. Знакомство  Васи с Тыбурцием.

8. Болезнь Маруси.

9.Исчезновение Тыбурция и Валека.

10. Примирение отца с сыном.

Проверка. СЛАЙД

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Составление кластера

- От чьего имени ведётся рассказ?

- Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)

- Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет)

- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)

- Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…) СЛАЙД

Выстраивается схема

Образ литературного героя (портрет; внутренние переживания поступки героя, влияние на окружающих; жесты, мимика; отношение других действующих лиц к данному герою;  имя; обстановка)

        

IV.  Постановка учебной задачи.

- Ребята, чтобы определить тему нашего урока, я вам подготовила подсказки.

Прочитайте цитату. «Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни…»

- Сможете сформулировать тему урока?

Цитата  2. «Малый был в «дурном обществе», но не сделал «дурного дела».

- Выделите ключевые слова в цитате.

   (дурное общество, дурные дела)

- Как вы понимаете, что такое общество?

 (работа со словарём)

Общество. 1)это совокупность людей, объединённых социальными формами совместной жизни и деятельности.

                  2) та или иная среда людей.

- А что такое «дурное общество»?

(общество, в котором люди причиняют друг другу зло, обижают слабых, забывают о добрых поступках)

- А какие поступки мы считаем добрыми?

(совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой).

- А злыми?  (во вред другим, для достижения собственных целей)

-Как вы думаете, где существуют добро и зло- во внешнем  окружающем нас мире или в душе человека?

(в душе)

- Можно ли однозначно оценить человека, добрый он или злой?

(не можем. «В душе человека постоянно  происходит борьба добра и зла, человеку свойственны нравственные «взлёты» и «падения»)

-  А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.

( «Дурное общество» и дурные дела). СЛАЙД

-   Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?

-Чтобы достичь цели, что мы можем сегодня выполнить на уроке?

(работать с текстом, слушать учителя и одноклассников, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать поступки и т.д.)

- Какому   «малому» будет посвящен наш урок? (Васе).

-Работа с  кластером поможет  нам ответить на вопрос: как и почему изменился Вася за столь «небольшой промежуток времени»? (записывают проблемный вопрос в тетрадь) СЛАЙД

- Выберите в кластере признаки, которые помогут  нам увидеть  эти изменения.

V. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.

СЛАЙД

- Каким мы видим Васю в начале повести?

(чтение 1 абзаца)

(Герой Короленко мальчик, но у него есть свой жизненный опыт, свои мнения, свои этические принципы. Вася страдает, ребёнок потерял маму, а со смертью матери теряет и отца. Он чувствует себя обездоленным и покинутым, предоставленным самому себе).

«Я же рос, как дикое деревце в поле».

- А кто для вас самый близкий человек?

(Родители.  Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически и впитывают в себя всё, что сделает их хорошими, добрыми людьми).

- А как относятся к Васи дома?

«Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим убеждением».

- Какая пропасть разделяла отца и сына, самых близких людей?

« С шести лет я уже испытывал ужас одиночества».

- Из холодного семейного очага Вася попадает в «дурное общество», где впервые он почувствовал себя нужным, узнал тепло настоящей дружбы.

«Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни…»

- Мы попадаем в провинциальный городок Княжье Вено.

СЛАЙД

Работа в группах:

- На что обратит внимание впервые попавший туда человек?

- Какое настроение создаёт этот пейзаж?

- Неужели нет в этом городе ничего интересного?

- Какие эпитеты помогают создать этот образ?

 Работа с эпитетами

- Итак, обобщим наши наблюдения.

(Атмосфера мрака и разложения веет с этих страниц повести, но самое страшное – не умершие здания, а люди, которых писатель называет «могильными червями»)

2. Отношение Васи к «тёмным личностям».

СЛАЙД

- Как Вася относится к «тёмным личностям»?

(У Васи сердце сжимается от жалости к людям, оставшимся без крова. Перед нами мальчик с чуткой нежной душой, страдающий от непонимания близких, способный почувствовать боль другого. Но мир, в котором он существует, формирует его взгляды. Нищенствовать – плохо, воровать – нехорошо, бродяжничать – дурно. Он ведь считает себя дурным «сыном почтенных родителей, который не щадит семейного счастья»).

«Образ за образом, впечатление за впечатлением ложились на душу яркими пятнами, я узнал и увидел много такого, чего не видали дети старше меня».

3. Физминутка

СЛАЙД

- А сейчас мы немного отдохнём.

 Встанем, глубоко вздохнём.

 Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

И до пола дотянулись.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

Снова книгу открываем

И читать мы продолжаем.

СЛАЙД

4. Чтение по ролям

-С кем знакомится Вася в старой часовне?

 (читают заранее подготовленные ученики)

- Почему встреча, грозившая закончиться дракой, переросла  в крепкую дружбу?

- Какие открытия сделал Вася в этот день?

(Он узнал, что «дети могут жить без дома». Но Васю не смущает, что новые друзья принадлежат к «дурному обществу», для него они – дети, с которыми ему  интересно, а всё остальное не имеет значения).

«Дети играют с детьми, а не с их родителями».

- Наблюдая за отношениями Тыбурция к Валеку и Марусе, Вася видит, что люди, лишённые самого необходимого в жизни, не утратили любовь друг к другу. 

СЛАЙД  (звучит музыка  П.И. Чайковский «Болезнь куклы»)

« Я не знал ещё, что такое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди, и я  посмотрел на своих друзей, точно увидел  их впервые…»

- К теме сиротства, одиночества добавляется тема умирания и это связано с образом Маруси. Впечатления обречённости Маруси усиливается сопоставлением девочки с сестрой Васи Соней.

5. Работа в группах.

Сравнительная характеристика Маруси и Сони.

Работа с термином «сравнение». 

СЛАЙД Что такое сравнение? (Сравнение - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.) Найдите сравнение в описании девочек.

6. Работа в паре. Анализ иллюстраций СЛАЙД.

- Рассмотрите иллюстрации художника Г. Фитингофа и подумайте, насколько близко подошёл художник к тому, о чём нам рассказал писатель. Аргументируйте свой ответ.

7. Работа с текстом. СЛАЙД

- Какую роль сыграла детская игрушка  в жизни Маруси и Васи?

Маруся  

«Действие этой нарядной барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания.  Маруся, которая увядала , как цветок осенью, казалось, опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой знакомой… Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку,   и по временам даже бегала, по –прежнему шлёпая по полу слабыми ногами».

Вася

«Зато мне эта кукла доставила очень много тревожных минут…»

(воспроизведение эпизодов)

- Родной отец считает сына вором. И это ещё больше разделяет отца и сына.

-Кто помогает разрушить стену непонимания между ними?

(Тыбурций.

  1.  Сначала он говорит Васе: «Храни тебя Бог подумать плохо об отце. У твоего отца есть сердце, он знает много… Он самый лучший человек в городе…»)
  2. Разговаривает  с отцом Васи в доме судьи.

«Малый был в «дурном обществе», но не сделал «дурного дела»».

СЛАЙД

-Мы не знаем, что Тыбурций говорил судье. Но можем предположить.  

(мнения ребят).

- Как вы понимаете слова Васи: «И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына»?

- Чем похож Вася на отца?

VI.  Итог урока. Включение нового  знания в систему. СЛАЙД

«Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу… »

-Как вы понимаете слова Тыбурция?

(отец и сын открыли для себя друг друга)

- Вспомним проблемный вопрос нашего урока:  как и почему изменился Вася за столь «небольшой промежуток времени»? Нашли  мы ответ на данный вопрос? Аргументируйте.

VII. Самостоятельная работа с проверкой.

 Составьте небольшую характеристику Васе, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна. Слайд.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

VIII. Информация о домашнем задании.

Составьте список человеческих качеств, которые проявляет Вася.

IX.Рефлексия деятельности. Слайд.

-Сегодня на уроке я научился….

-Своей работой на уроке я….

-Урок заставил меня задуматься….

- А особенно мне удалось…

- Мне показалось важным…

- Мне было интересно, потому что…

-Я понял, что…

- Для меня стало открытием, что…

СЛАЙД

- Два мира есть у человека_

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

                                          (Н. Заболоцкий)

- Каждый из нас творец своего мира. Чего в нашем мире больше: добра или зла? Я попрошу вас выбрать лучик солнца или дождинку и прикрепить их на изображение  земного шара.

Сейчас мы все вместе стали творцами нашего мира. Он,  я вижу, получился у нас  солнечным, радостным. ВМ. Шукшин говорил: «Не было бы на земле хороших людей, жизнь давно бы прекратила своё существование».

(звучит музыка)

Приложение

Оценочный лист учащегося

Фамилия, имя______________________________________________

Виды работ

Отметка

Комментарий  

Устная  работа

Работа  в группе

Парная  работа

Самостоятельная работа

Средний балл  за урок

Общее впечатление