Главные вкладки

    Конспект урока литературы "Дурное общество и дурные дела" ( по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")
    план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

    Котлярова Наталия Васильевна

    Учебный предмет: литература.

    Класс: 5 класс.

    Автор УМК  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.

    Тема урока:  «Дурное общество» и дурные дела (по произведению В. К. Короленко  «В дурном обществе»).

    Тип урока:  урок «открытия» новых знаний.

    Деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

    Содержательная цель:  расширение понятийной   базы  за счет включения в нее новых элементов.

    Цели урока:

    Ι. Образовательные: проанализировать главы повести (образ Васи; образ Валека, Маруси, Сони; отношения Васи с отцом); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать  свои мысли, оценивать поступки героев,  делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

    ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;  развивать умения обобщать изученное.

    ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

    Задачи:

    Ø обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

    регулятивных УУД:  самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,

              умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

    познавательных УУДформировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

     

    коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

     

    Ø обеспечить условия для формирования личностных УУД:

    умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;  формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

    Ø создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

    Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

    Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение,  фронтальный опрос, художественный пересказ, кластер, синквейн.

    Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.

    Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению,  аудиозаписи, наглядный  материал (иллюстрации, детские рисунки); плакат с изображением мальчика, держащего в руках планету.

     

    Литература:

    1.Повесть В.Г. Короленко « В дурном обществе».

    2.Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.

    3. О.А.Еремина «Уроки литературы в 5 классе» книга для учителя. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Учебный предмет: литература.

    Класс: 5 класс.

    Автор УМК  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.

    Тема урока:  «Дурное общество» и дурные дела (по произведению В. К. Короленко  «В дурном обществе»).

    Тип урока:  урок «открытия» новых знаний.

    Деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

    Содержательная цель:  расширение понятийной   базы  за счет включения в нее новых элементов.

    Цели урока: 

    Ι. Образовательные: проанализировать главы повести (образ Васи; образ Валека, Маруси, Сони; отношения Васи с отцом); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать  свои мысли, оценивать поступки героев,  делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

    ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;  развивать умения обобщать изученное.

    ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

    Задачи: 

    • обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

    регулятивных УУД:  самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,

              умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

    познавательных УУД:  формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

    коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

    • обеспечить условия для формирования личностных УУД:

    умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;  формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

    • создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

    Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

    Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение,  фронтальный опрос, художественный пересказ, кластер, синквейн.

    Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.

    Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению,  аудиозаписи, наглядный  материал (иллюстрации, детские рисунки); плакат с изображением мальчика, держащего в руках планету.

    Литература:

    1.Повесть В.Г. Короленко « В дурном обществе».

    2.Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.

    3. О.А.Еремина «Уроки литературы в 5 классе» книга для учителя.

    ХОД УРОКА

    1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

    Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

    СЛАЙД

    - Весело звенит звонок

       И зовёт нас на урок.

    - Желаю, чтобы сегодняшний урок принёс вам только радость. Давайте вместе произнесём нашу формулу удачи: улыбка – настроение, вера в себя – результат. Подарите друг другу улыбки,  и начнём занятие.

    1. Проверка домашнего задания

    (проверка домашнего задания, актуализация и «выход» на объяснение нового материала)      СЛАЙД

    (звучит музыка)

    - Два мира есть у человека_

    Один, который нас творил.

    Другой, который мы от века

    Творим по мере наших сил.

                                              (Н. Заболоцкий)

    - Мы продолжаем с вами, ведомые человеком - легендой Владимиром Галактионовичем Короленко искать правду, истину и справедливость, в которую верил писатель. СЛАЙД

    Вспомните: - О чём мечтал Короленко?

                        - Что не давало ему покоя до конца его дней?  

    ( Он мечтал, что со временем насилие всякого рода исчезнут, и народы, как и отдельные люди, станут братьями. Он считал, что только в дурном обществе дети и старики могут умирать  от голода, люди одной национальности унижаться и даже уничтожаться людьми другой национальности).

    - Дома вы дочитали повесть «В дурном обществе». Работаем в парах. Восстановите последовательность эпизодов. Для более продуктивной работы в паре вам в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3».

    Карточка

    Восстановите последовательность эпизодов в повести «В дурном обществе». Поставьте номера 1-10

    1.Жизнь в Княж-городке.

    2.Знакомство с Валеком и Марусей.

    3.Смерть матери.

    4.История с куклой.

    5.Пан Тыбурций и его дети.

    6. Смерть Маруси.

    7. Знакомство  Васи с Тыбурцием.

    8. Болезнь Маруси.

    9.Исчезновение Тыбурция и Валека.

    10. Примирение отца с сыном.

    Проверка. СЛАЙД

    III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    1. Составление кластера

    - От чьего имени ведётся рассказ?

    - Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)

    - Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет)

    - На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)

    - Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…) СЛАЙД

    Выстраивается схема

    Образ литературного героя (портрет; внутренние переживания поступки героя, влияние на окружающих; жесты, мимика; отношение других действующих лиц к данному герою;  имя; обстановка)

            

    IV.  Постановка учебной задачи.

    - Ребята, чтобы определить тему нашего урока, я вам подготовила подсказки.

    Прочитайте цитату. «Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни…»

    - Сможете сформулировать тему урока?

    Цитата  2. «Малый был в «дурном обществе», но не сделал «дурного дела».

    - Выделите ключевые слова в цитате.

       (дурное общество, дурные дела)

    - Как вы понимаете, что такое общество?

     (работа со словарём)

    Общество. 1)это совокупность людей, объединённых социальными формами совместной жизни и деятельности.

                      2) та или иная среда людей.

    - А что такое «дурное общество»?

    (общество, в котором люди причиняют друг другу зло, обижают слабых, забывают о добрых поступках)

    - А какие поступки мы считаем добрыми?

    (совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой).

    - А злыми?  (во вред другим, для достижения собственных целей)

    -Как вы думаете, где существуют добро и зло- во внешнем  окружающем нас мире или в душе человека?

    (в душе)

    - Можно ли однозначно оценить человека, добрый он или злой?

    (не можем. «В душе человека постоянно  происходит борьба добра и зла, человеку свойственны нравственные «взлёты» и «падения»)

    -  А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.

    ( «Дурное общество» и дурные дела). СЛАЙД

    -   Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?

    -Чтобы достичь цели, что мы можем сегодня выполнить на уроке?

    (работать с текстом, слушать учителя и одноклассников, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать поступки и т.д.)

    - Какому   «малому» будет посвящен наш урок? (Васе).

    -Работа с  кластером поможет  нам ответить на вопрос: как и почему изменился Вася за столь «небольшой промежуток времени»? (записывают проблемный вопрос в тетрадь) СЛАЙД

    - Выберите в кластере признаки, которые помогут  нам увидеть  эти изменения.

    V. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

    1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.

    СЛАЙД

    - Каким мы видим Васю в начале повести?

    (чтение 1 абзаца)

    (Герой Короленко мальчик, но у него есть свой жизненный опыт, свои мнения, свои этические принципы. Вася страдает, ребёнок потерял маму, а со смертью матери теряет и отца. Он чувствует себя обездоленным и покинутым, предоставленным самому себе).

    «Я же рос, как дикое деревце в поле».

    - А кто для вас самый близкий человек?

    (Родители.  Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически и впитывают в себя всё, что сделает их хорошими, добрыми людьми).

    - А как относятся к Васи дома?

    «Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим убеждением».

    - Какая пропасть разделяла отца и сына, самых близких людей?

    « С шести лет я уже испытывал ужас одиночества».

    - Из холодного семейного очага Вася попадает в «дурное общество», где впервые он почувствовал себя нужным, узнал тепло настоящей дружбы.

    «Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни…»

    - Мы попадаем в провинциальный городок Княжье Вено.

    СЛАЙД

    Работа в группах:

    - На что обратит внимание впервые попавший туда человек?

    - Какое настроение создаёт этот пейзаж?

    - Неужели нет в этом городе ничего интересного?

    - Какие эпитеты помогают создать этот образ?

     Работа с эпитетами

    - Итак, обобщим наши наблюдения.

    (Атмосфера мрака и разложения веет с этих страниц повести, но самое страшное – не умершие здания, а люди, которых писатель называет «могильными червями»)

    2. Отношение Васи к «тёмным личностям».

    СЛАЙД

    - Как Вася относится к «тёмным личностям»?

    (У Васи сердце сжимается от жалости к людям, оставшимся без крова. Перед нами мальчик с чуткой нежной душой, страдающий от непонимания близких, способный почувствовать боль другого. Но мир, в котором он существует, формирует его взгляды. Нищенствовать – плохо, воровать – нехорошо, бродяжничать – дурно. Он ведь считает себя дурным «сыном почтенных родителей, который не щадит семейного счастья»).

    «Образ за образом, впечатление за впечатлением ложились на душу яркими пятнами, я узнал и увидел много такого, чего не видали дети старше меня».

    3. Физминутка

    СЛАЙД

    - А сейчас мы немного отдохнём.

     Встанем, глубоко вздохнём.

     Мы осанку исправляем,

    Спинки дружно прогибаем.

    Вправо, влево мы нагнулись,

    И до пола дотянулись.

    Вы друг другу улыбнитесь

    И тихонечко садитесь.

    Снова книгу открываем

    И читать мы продолжаем.

    СЛАЙД

    4. Чтение по ролям

    -С кем знакомится Вася в старой часовне?

     (читают заранее подготовленные ученики)

    - Почему встреча, грозившая закончиться дракой, переросла  в крепкую дружбу?

    - Какие открытия сделал Вася в этот день?

    (Он узнал, что «дети могут жить без дома». Но Васю не смущает, что новые друзья принадлежат к «дурному обществу», для него они – дети, с которыми ему  интересно, а всё остальное не имеет значения).

    «Дети играют с детьми, а не с их родителями».

    - Наблюдая за отношениями Тыбурция к Валеку и Марусе, Вася видит, что люди, лишённые самого необходимого в жизни, не утратили любовь друг к другу. 

    СЛАЙД  (звучит музыка  П.И. Чайковский «Болезнь куклы»)

    « Я не знал ещё, что такое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди, и я  посмотрел на своих друзей, точно увидел  их впервые…»

    - К теме сиротства, одиночества добавляется тема умирания и это связано с образом Маруси. Впечатления обречённости Маруси усиливается сопоставлением девочки с сестрой Васи Соней.

    5. Работа в группах.

    Сравнительная характеристика Маруси и Сони.

    Работа с термином «сравнение». 

    СЛАЙД Что такое сравнение? (Сравнение - это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.) Найдите сравнение в описании девочек.

    6. Работа в паре. Анализ иллюстраций СЛАЙД.

    - Рассмотрите иллюстрации художника Г. Фитингофа и подумайте, насколько близко подошёл художник к тому, о чём нам рассказал писатель. Аргументируйте свой ответ.

    7. Работа с текстом. СЛАЙД

    - Какую роль сыграла детская игрушка  в жизни Маруси и Васи?

    Маруся  

    «Действие этой нарядной барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания.  Маруся, которая увядала , как цветок осенью, казалось, опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой знакомой… Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку,   и по временам даже бегала, по –прежнему шлёпая по полу слабыми ногами».

    Вася

    «Зато мне эта кукла доставила очень много тревожных минут…»

    (воспроизведение эпизодов)

    - Родной отец считает сына вором. И это ещё больше разделяет отца и сына.

    -Кто помогает разрушить стену непонимания между ними?

    (Тыбурций.

    1.  Сначала он говорит Васе: «Храни тебя Бог подумать плохо об отце. У твоего отца есть сердце, он знает много… Он самый лучший человек в городе…»)
    2. Разговаривает  с отцом Васи в доме судьи.

    «Малый был в «дурном обществе», но не сделал «дурного дела»».

    СЛАЙД

    -Мы не знаем, что Тыбурций говорил судье. Но можем предположить.  

    (мнения ребят).

    - Как вы понимаете слова Васи: «И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына»?

    - Чем похож Вася на отца?

    VI.  Итог урока. Включение нового  знания в систему. СЛАЙД

    «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу… »

    -Как вы понимаете слова Тыбурция?

    (отец и сын открыли для себя друг друга)

    - Вспомним проблемный вопрос нашего урока:  как и почему изменился Вася за столь «небольшой промежуток времени»? Нашли  мы ответ на данный вопрос? Аргументируйте.

    VII. Самостоятельная работа с проверкой.

     Составьте небольшую характеристику Васе, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна. Слайд.

    Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

    1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

    2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

    3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

    4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

    5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

    VIII. Информация о домашнем задании.

    Составьте список человеческих качеств, которые проявляет Вася.

    IX.Рефлексия деятельности. Слайд.

    -Сегодня на уроке я научился….

    -Своей работой на уроке я….

    -Урок заставил меня задуматься….

    - А особенно мне удалось…

    - Мне показалось важным…

    - Мне было интересно, потому что…

    -Я понял, что…

    - Для меня стало открытием, что…

    СЛАЙД

    - Два мира есть у человека_

    Один, который нас творил.

    Другой, который мы от века

    Творим по мере наших сил.

                                              (Н. Заболоцкий)

    - Каждый из нас творец своего мира. Чего в нашем мире больше: добра или зла? Я попрошу вас выбрать лучик солнца или дождинку и прикрепить их на изображение  земного шара.

    Сейчас мы все вместе стали творцами нашего мира. Он,  я вижу, получился у нас  солнечным, радостным. ВМ. Шукшин говорил: «Не было бы на земле хороших людей, жизнь давно бы прекратила своё существование».

    (звучит музыка)

    Приложение

    Оценочный лист учащегося

    Фамилия, имя______________________________________________

    Виды работ

    Отметка

    Комментарий  

    Устная  работа

    Работа  в группе

    Парная  работа

    Самостоятельная работа

    Средний балл  за урок

    Общее впечатление


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературы в 7-ом классе по теме: «Спешите делать добрые дела»

    Урок литературы в 7-ом классе. Цель: формирование  ключевой проблемной   компетентности...

    Урок по чтению "Путь восхождения к свету" по повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант"

    Цель данного урока показать духовные обновление обиженного судьбой человека, нарисовать его горький путь к осознанию своего предназначения. Рассматривается проблема человеческого предназначения, опред...

    Конспект урока литературы в 11 классе "Трагическое решение проблемы «отцов и детей» в повести В.Распутина «Последний срок»". Раздумья над страницами повести.

    В данном материале представлен личностный подход к анализу повести Распутина "Последний срок.". Альтернативный подход в изучении повести позволяет учащимся проникнуть в художественный мир произведения...

    Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

    Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...