Лингвостилистический анализ стихотворения Есенина "Ночь".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Цель урока: на основе лингвистического анализа раскрыть роль слова как важнейшего средства в системе языковых единиц, показать, как с его помощью передаются многообразные оттенки мыслей, чувств, многоцветье красок природы, как всё это даёт возможность услышать, почувствовать, как «русские слова излучают поэзию» (К,Паустовский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №69 им.С.Есенина
Кафедра словесности
И слог,
и кисть,
и звуков чудо!
(Лингвостилистический анализ стихотворения С.Есенина «Ночь»)
Учитель Мочёнова Т.В.
г. Липецк
Цель урока: на основе лингвистического анализа раскрыть роль слова как важнейшего средства в системе языковых единиц, показать, как с его помощью передаются многообразные оттенки мыслей, чувств, многоцветье красок природы, как всё это даёт возможность услышать, почувствовать, как «русские слова излучают поэзию» (К,Паустовский)
Оборудование: - текст стихотворения С.Есенина «Ночь» (у каждого ученика);
- опорный конспект (у каждого ученика);
- презентация:
- толковый «Словарь русского языка» под ред. С.И.Ожегова;
- «Краткий литературоведческий словарь»;
- фонограмма «Звуки природы»;
- оформленная доска.
Созвучья слова не случайны!
Пусть связь речений далека,
В ней неразгаданные тайны
Всегда живого языка.
Валерий Брюсов
Ход урока
- Обсуждение записанного на доске эпиграфа.
- Слайды 1-6. Что изображено на слайдах? (Пейзажи Н.Анохина «Старые дубы», В.Поленова «Золотая осень», К.Крижицкого «Осень», И.Шишкина «Ручей в лесу», А.Саврасова Распутица, И.Левитана «Берёзовая роща»)
- Как называются изображённые на полотнах картины природы? (Пейзаж)
- Может ли пейзаж быть создан с помощью слов в литературном произведении? Какова его функция в тексте?
(Пейзаж – картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым связано произведение)
- Пейзаж создаёт настроение. Какой род литературы объединяет произведения, передающие эмоциональное состояние человека? (Лирика).
- Какие жанры произведений объединяет лирика? (стихотворения, оды, поэмы)
Слайды 7-10 (Бела берёза в снегу, старый клён, красная рябина)
- В лирике какого поэта эти образы являются центральными? (С.Есенин)
Слайды 11-12. (Портрет С.А.Есенина. Памятник С.Есенину возле школы)
- Формулирование темы урока и его целей учениками. Слайд 13.
- Звучит фонограмма звуков природы (ночь на пруду).
- Какое время суток вам представляется? Почему вы так думаете?
- Давайте послушаем, как передаёт ночной пейзаж музыка. (Звучит фонограмма мелодии Генри Манчини «Лунная река»).
- Какое определение слову НОЧЬ даёт словарь С.Ожегова?
- Физкультминутка в форме прогулки по берегу реки.
- Чтение стихотворения С.Есенина «Ночь» учителем.
- Какие образы вам представляются?
- Что помогает их создавать?
Чудесным образом в лирическом тексте работают слова, создавая звуковую и визуальную картину, а главное, создавая НАСТРОЕНИЕ.
- Какое настроение создаёт стихотворение?
7. Лексический уровень лингвистического анализа стихотворения.
- Какое значение слов использует автор? (переносное)
- Какие приёмы выразительности художественной речи, основанные на переносном значении слова вы знаете? (Метафора, эпитет, олицетворение)
- Выпишите названные вами тропы из текста. (Работа в парах)
Метафоры: день склонился, затихла волна, погасло солнце, плывёт луна, песни соловья
Эпитеты: усталый день, шумная волна, плывёт задумчиво, мирный ручей, весёлый шелест, тёмный лес
Олицетворения: долина внимает, лес дремлет, ласкаясь, шепчется река.
- Синтаксический уровень лингвистического анализа стихотворения.
- Интересны и конструкции предложений автора. Какой раздел языкознания занимается изучением построения предложений? (Синтаксис)
Построение схем конструкций предложений по вариантам.
- Посмотрите на конструкции простых предложений. Какая фигура речи здесь используется? С какой целью? (Инверсия, чтобы сделать интонационный и смысловой акцент на наиболее важных для автора словах)
-Что важно подчеркнуть автору? Найдите ещё инверсии.
9. Фонетический уровень лингвистического анализа стихотворения.
- А теперь вслушаемся в звуки. Что такое ЗВУКОПИСЬ? В каком разделе языкознания изучаются звуки? (Фонетика)
- Наблюдаем за первой строфой. Какова широта возникающего образа? (Целый мир)
- Дело в том, что первая строфа наполнено гласными звуками, а именно гласные звуки «тянутся к песенке звонкой, могут заплакать и закричать, могут в кроватке баюкать ребёнка».
- Какой гласный звук встречается чаще других? (А)
- Ещё М.В.Ломоносов сказал, что этот звук может способствовать изображению великого. Именно на повторе гласных звуков основан один из приёмов звукописи – АССОНАНС. (Запись определения)
-Как меняется сила голоса после прочтения первого четверостищия? (Ослабевает)
- С чем это связано? (Появление конкретных образов: журчание ручья, шёпот реки, шелест тростника).
- Какие согласные звуки использует автор для создания образов? (Ж, С, Ш, Ч)
- Такой приём с использованием согласных звуков называется АЛЛИТЕРАЦИЯ. (Запись определения)
- В создании стихотворения большую роль играет организация ритма и рифмы. Что такое ритм? Рифма?
- Какая рифма используется в стихотворении? (Перекрёстная).
10. Коллективная творческая работа.
- Попробуем и мы создать образ, правда, несколько иной. Игровой, задорный, светлый, чудесный. Поиграем в БУРИМЕ.
Группам раздаются наборы слов.
Солнце-оконце, небеса-чудеса: река-пока, роса-чудеса; стоит-спит, голоса-чудеса; чудез-без, солнцем-оконцем; летит-спешит, оса-чудеса.
Рано утром солнце
Светит к нам в оконце.
Голубеют небеса,
Здравствуй, здравствуй, чудеса!
Просыпается река,
В дымке вся она пока.
На цветах лежит роса,
Ведь и это чудеса!
Тихим лес ещё стоит,
Но никто уже не спит.
Слышны птичьи голоса,
Вот уж точно чудеса!
Ветер по свету летит,
Песню спеть он нам спешит.
И жужжит, жужжит оса:
«Надо верить в чудеса!»
Полон, полон мир чудес,
С умом, хохотом и без,
С дождиком и ярким солнцем,
Что глядит к тебе в оконце!
11. Рефлексия. Подведение итогов.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/19/picture-35706-1387470797.jpg)
Проспект научно-исследовательской работы. Тема:"Лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка".
Школьный курс русского языка исторически сложился как формально-грамматический, описательно-квалифицированный курс, где в центре внимания оказываются вопросы, связанные с характеристикой языкового явл...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/07/picture-45587.jpg)
Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»).
Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»). Развитие ассоциативного мышления в процессе лингвостилистического анализа поэтического текста. Ц...
СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА1. Выразительно прочтите текст.Какие чувства, какое настроение вызывает у вас стихотворение? Какие картины рисует в...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/21/picture-170878-1574354117.jpg)
Лингвостилистический анализ стихотворения М.Цветаевой "Рябину рубили зорькою..."
Урок словесности по теме "Лингвостилистический анализ стихотворения М.Цветаевой «Рябину рубили зорькою…"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-372670-1387827661.jpg)
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/16/picture-43631-1534385038.jpg)
Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»).
Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»)...