Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»).
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Фомина Елена Владимировна

Лингвостилистический анализ текста
(На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»).

Развитие ассоциативного мышления в процессе лингвостилистического анализа поэтического текста.
Цель урока: Провести лингвостилистический анализ поэтического текста, закрепить и обобщить знания учащихся по анализу текста.
Задачи урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
Постичь особенности восприятия пейзажной лирики Цветаевой на примере стихотворения «Август - астры».
РАЗВИВАЮЩАЯ: 
Развивать  ассоциативное (образное)  мышление детей как непременное условие в работе над текстом художественного стиля. Развивать воссоздающее воображение в восприятии произведения как явления искусства.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
Воспитывать уважение к поэтическому мастерству поэта, эстетические наклонности учащихся, способность понимать, видеть, воспринимать прекрасное, любовь и уважение к русскому слову и родному языку.
Ведущие методы: эвристический, исследовательский, метод творческого чтения.
Ведущие приемы: эвристическая беседа, выразительное чтение, устное словесное рисование, работа с иллюстративным материалом (концептуализирующая наглядность), музыкальные заставки, аналитическое чтение текста, слово учителя, самостоятельная работа учащихся.
Оборудование: Мультимедийный проектор для воспроизведения  иллюстративного видеоряда, музыкальный центр для воспроизведения музыкальных заставок.
Музыка : А.Вивальди «Времена года». Композиция «Лето»; П.И.Чайковский «Времена года». Пьеса «Август», «Жатва»; В-К.Глюк «Жалобы Эвридики» - фрагмент оперы «Орфей и Эвридика».
План урока.

I. Оргмомент.
II. Изложение и закрепление нового материала. Лингвостилистический анализ стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...».
1.    Формулировка задач урока.
2.    Комментарий эпиграфа урока.
3.    Слово учителя. Своеобразие поэтической строки Цветаевой.
4.    Формулировка главной проблемы урока (проблемного вопроса).
5.    Лингвостилистический анализ текста:
а) тема;
б) композиция – выделение микротем;
в) образы-ассоциации 1 микротемы;
г) образы-ассоциации  2 микротемы;
д) образы-ассоциации 3 микротемы;
е) лингвостилистический анализ композиционных частей текста.
6.   Работа с изобразительным материалом (репродукции с картин художников).
7.   Обращение к ассоциативным  рисункам детей на тему «Август».
8.   Прослушивание фрагмента композиции «Лето» из цикла «Времена года» Вивальди.
III. Обобщение по уроку.
IV. Домашнее задание.
V. Поурочный балл.
Литература к уроку.

1.В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. - Т.1. - М.:1999.
2.А.И.Тимофеев. Словарь литературоведческих терминов. - М.:2000.
3.А.Квятковский. Поэтический словарь. - М.:1998.
4.Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М.:1995.
5.Цветаева М.  Сочинения:  В 2 т. - М:1988.
6.Вольская Н.Н. О славянизмах в поэтическом  языке М.И.Цветаевой // РЯШ. - 2002. - №4. 
7.Гаспаров. М.Л. Слово между мелодией и ритмом (Об одной литературной встрече М.Цветаевой и А.Белого) //  Русская речь. - 1989. - №4.
8.Гурова И.А. «Обольщусь сутью...» (Тема родины в лирике Цветаевой) // РЯШ. - 1997. - №5
9.Валгина Н.С. Стилистическая роль знаков препинания  в поэзии М.И.Цветаевой. // Русская речь. - 1978. - №6.
10.Гольцова Н.Г. «Есть нечто в стихах, что важнее их смысла: их звучание...» (Авторская пунктуация в произведениях М.Цветаевой) //  РЯШ. - 2001.
11.Зубова Л.В. Поэзия Марины  Цветаевой :Лингвистический аспект.- Л.:1989.
12.Минералова.И.Г. О стиле Марины Цветаевой// Литература в школе. -2003. - №9.
13.Саакянц А. Только ли о Марине Цветаевой? Воспоминания. - М.:Аграф, 2002.
14.Саакянц А.  Марина Цветаева: Жизнь и творчество. -  М., 2000.
15.Чупрова Т.А. Читаем Цветаеву. // Литература в школе. - 2003. - №9.
16.Корчагина Л.М. Стихотворение М.Цветаевой «Август – астры...» //РЯШ. - 1998. - №3.
17.Ковтунов  И.И. Поэтика пунктуации (функция тире) // Язык как творчество. - М, 1996.
18.Фатеева Н.А. Поэтика противоречий Марины Цветаевой // РЯШ. - 2006. - 2006. - №4.
19.Орлов В.Н. Марина Цветаева. Судьба.  Характер. Поэзия. // Цветаева М. Избранное. - М.,1992.
20.Цветаева А. Воспоминания. - М.: Аграф, 2002.
21.Швейцер В.А. Быт и бытие Марины Цветаевой. - М.,1992.

Ход урока.

Звучит фрагмент мелодии из оперы Глюка «Орфей и Эвридика»   
     («Жалобы Эвридики»).     СЛАЙД№1.

 

       М.И.Цветаева сказала однажды: «Дайте мне покой и радость, дайте мне быть счастливой, и вы увидите, как я это умею». Радости, простой, человеческой, в судьбе этой женщины было мало, еще меньше покоя. Но была поэзия, без которой Цветаева не мыслила своего существования. «Вся моя жизнь, - говорила Марина Ивановна, - это роман с собственной душой». Точнее и не скажешь. Она жила и дышала поэзией, у нее были исключительные предпочтения и пристрастия: не любила театр за его искусственность, боготворила Пушкина и Ахматову, преклонялась перед Блоком и Маяковским, не любила звуки скрипки и обожала флейту и виолончель; любимое мужское имя – Георгий, любимые цветы – астры и хризантемы. Любимый цвет – зеленый, любимый пейзаж – пенные волны моря, не любила слова «поэтесса» применительно к женщине-поэту. Евгений Евтушенко сказал о Цветаевой: «Ее женская любящая душа – не хрупкая свечка, не прозрачный ручеек, созданный для того, чтобы в нем отражался мужчина, но пожар, перекидывающий  огонь с одного дома на другой». (Завершается мелодия Глюка). Вот эта ее «стихийность» во всем стала «стихией» ее стиха... Цветаева резка, порывиста, дисгармонична : повинуясь интонации, она разрывает строку на отдельные слова и даже слоги, разрезает стих цезурой и при помощи тире резко отбрасывает слово вниз. Она поступает как музыкант, записывающий звуки нотами. Часто ее стих становился неизящным, жестким, резким: словно в самом поэте ощущалась какая-то пугающая воинственность, дразнящая, задиристая агрессивность. Вот так женщина-поэт боролась за право иметь сильный характер. Стихотворение «Август – астры...» - самое цветаевское произведение. Послушайте, как оно звучит, и постарайтесь увидеть образы произведения и услышать особую музыку поэтических строк.
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Август – астры,
Август – звезды,
Август – грозди
Винограда и рябины
Ржавой – август!

Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! - Сердце!

Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звездных -
Август! - Месяц
Ливней звездных!

-Назовите ключевое слово стихотворения. (Август).(СЛАЙД№2)
 

- Да, это слово задает тему этого стихотворения. Сколько раз оно употребляется в стихотворении? (6 раз).
- Не слишком ли много для такого небольшого произведения? (Нет, первый слог этого слова будто останавливает наше внимание на самом важном).
-  Что означает слово «август»? (Восьмой месяц года).(СЛАЙД№3)

 

- С какими понятиями ассоциируется это слово? (Финал лета, изобилие, щедрость).
- С какими словами-понятиями, образами ассоциируется это слово «август» у вас? (Конец каникул, жатва хлеба, фрукты, обильная роса на траве, на смену летним цветам распускаются осенние, прохладные вечера).
- Ваши ассоциации привычны, они словно лежат на поверхности вашего восприятия. Какие же образные ассоциации рождает поэтический взгляд Цветаевой? С чем ассоциируется август в первой строфе? (Это будет первая микротема текста). (С астрами, со звездами, с гроздьями винограда и рябины).
- Хорошо. Назовите ассоциативные  образы второй микротемы. (Ребенок, играющий яблоком, ласковый сердечный смысл).
- И, наконец, ассоциации третьей микротемы. (Поцелуи. Цветение роз, сверкание молний, звездопад).
- Правильно, а что особенного, необычного в таком расположении образов-ассоциаций в стихотворении? (Цветаева свой ассоциативный ряд начинает с предметных образов:  цветы, звезды, плоды винограда и рябины; во второй строфе появляется сравнение с живым существом – ребенком, императором; третья строфа сопряжена с действием, поступками, движением).
- Да, именно к такому выводу приводят нас первые наблюдения над текстом: стихи эти необыкновенно ассоциативны – образы, словно рябиновые бусинки, нанизываются на невидимую нить и создают необычную, удивительно оригинальную картину, которую не только видишь, но и слышишь, ощущаешь, осязаешь аромат красок, предметов, движений. Вот этими превосходными сближениями, ассоциациями и интересно стихотворение Цветаевой. 11 марта 1931 года  в одном из писем Цветаева признается: «Меня всю жизнь укоряют в безыдейности. Принимаю укор, ибо у меня взамен мировоззрения – мироощущение и очень твердое...» Постараемся и мы хоть на мгновение погрузиться  это мироощущение, путь к которому лежит через тайны мастерства поэта.
- Пять поэтических строк стихотворения начинаются со слова «август». Как в поэзии называется такой прием? (Анафора – единоначатие).
В чем композиционное назначение этого приема? (Заострить внимание читателя на самом главном, сообщить стиху плавность, музыкальность.)
- Верно, словесные повторы стихотворения – не единственные: семь раз Цветаева употребляет тире. Почему? ( Тире подчеркивает всеохватность предметов и образов). (СЛАЙД№4)
 


-    Многие лингвисты считают тире самым музыкальным знаком препинания- создается длительная пауза, чтобы звуки предыдущего слова запечатлевались в сознании читателя как мелодия. (СЛАЙД№5)

 

- В первой строке – образ осеннего цветка астры, в греческом языке слово это обозначало «звезда». И поскольку вся первая микротема связана с «растительными» образами природы, то второй стих должен был бы звучать как и первый. Почему «звезды»? (Вероятно, Цветаева стремится избежать неоправданного повтора). (СЛАЙД№6).
 
- Скорее всего, так. Но поэт мыслит образами. Астры – это цветы, по форме напоминающие ... звезды. Как называется прием скрытого сравнения? (Метафора).
- Да, метафора – основное образное средство в стихотворении Цветаевой.

- Словом «грозди» поэт объединяет два образа, символизирующих щедрость августа – виноград и рябина.
- В.И.Даль называл виноград ягодой избранных – им лакомились цари и боги, а в поэзии виноград символизирует недостижимость какой-то высокой цели. Загадочный, таящий в себе будущий напиток Диониса, волнующий и вожделенный, в тяжелых гроздьях, у Цветаевой он – символ уходящего лета. Цветаева не дает к этому слову эпитета, но во многих своих стихах ассоциирует его с античной и библейской темами, с божественным величием мира. Послушайте внимательно стихотворение Цветаевой «Ударило в виноградник». Читает ученица:
                                          Ударило в виноградник -
                                          Такое сквозь мглу седу -
                                          Что каждый кусток, как всадник,
                                          Копьем пригвожден к седлу.
                                         
                                          Из туч с золотым обрезом -
                                          Такое – на краснозем, 
                                          Что весь световым железом
                                          Пронизан – пробит – пронзен.

Светила и преисподни
                                               Дитя: виноград! Смарагд!
                                               Твой каждый листок – Господня
                                               Величия – транспорант.
                                                  
                                               Хвалы виноградным соком
                                               Исполнясь, как царь Давид -
                                               Пред солнцем Массонским оком -
                                               Куст служит: боготворит.

-Посмотрите (СЛАЙД№7). как в бронзе запечатлел античный бог Дионис с виноградной лозой : ощущаешь тяжесть налитых соком плодов на фоне зеленого малахита.

 

- К словообразу «рябина» (СЛАЙД№8) Цветаева подбирает эпитет «ржавый». Возникает изумительная цветаевская метафора «ржавая рябина». Подберите синонимы к прилагательному «ржавый». ( Желто-бурый, рыже-бурый, оранжевый). Но почему «ржавый»? (Неспелой).
- Действительно, Цветаева этим эпитетом стремится сообщить образу не тлен и увядание, а расцвет и очарование своего любимого дерева. Постарайтесь подтвердить свои наблюдения  ассоциативными  явлениями жизни и поэзии Цветаевой. Почему РЯБИНА – любимый образ?
         

- Родилась в рябиновую пору. (Чтение стихотворения «Красною кистью...»).
       Красною кистью
      Рябина зажглась.
       Падали листья.
          Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
(СЛАЙД№9)
             
               
-Древние славяне считали, что в рябине кроются молнии, и сулит она плодородие и благополучие.Рябина обладает целебной силой, врачует многие болезни. Есть на Руси праздник Петра и Павла-рябинника: рябиновые гроздья развешивали в избах – защита от несчастья.В народной поэзии : тонкая, красная, кудрявая, у нее просят совета : «Ой,   
рябина-рябинушка, сердцу подскажи...»
- С чем ассоциируется образ рябины у Цветаевой ? (С русской судьбой, горькой женской долей). Послушайте стихотворение Цветаевой «Рябину».

                                                   Рябину
                                                   Рубили
                                                   Зорькою.
                                                    Рябина -
                                                    Судьбина
                                                    Горькая,
                                                    Рябина -
                                                    Седыми
                                                    Спусками.
                                                     Рябина -
                                                     Судьбина
                                                     Русская.

Итак, у Цветаевой рябина «ржавая». Приведите собственные зрительно-цветовые ассоциации. (Красная, яркая, бурая).(СЛАЙД№10)
 
- Приведите вкусовые ассоциации. (Горькая, терпкая, вяжущая).
- Осязательные . (Гладкие, холодные, круглые).
- Подумайте, почему Цветаева ставит рядом эти контрастные образы : царственный, сладкий виноград и горькая «ржавая рябина»? (Для полноты картины, подчеркнуть, что рябина для нее ближе и дороже).
- Чем можно объяснить употребление слова «грозди», а не «кисти», например? ( В слове «грозди» все согласные звуки звонкие: создается образ тяжелых, налитых соком плодов винограда и рябины).(СЛАЙД№11)
             
- Правильно, этот образ готовит нас к восприятию второй микротемы, которая представляет нам новые образы, новые ассоциации, а значит – новые чувства. Что особенного, на внешний взгляд, во второй строфе? (Более длинные строки и слова, главный знак препинания – запятая, много прямых сравнений, много прилагательных).- Верно, строфа открывается двумя прекрасными прилагательными-эпитетами. Произведите морфемный разбор этих слов: сколько в них корней? (В словах по два корня, сложные слова с соединительной гласной).
- Как вы понимаете значение слова «благосклонный»? (Расположенный, милостивый, снисходительный, доброжелательный, любвеобильный).(СЛАЙД№12)

       
- Да, это тоже все об августе: сложные слова относятся к слову «яблоко». Почему яблоко? (Яблоко -символ рая, молодильные яблоки – символ молодости, здоровья, красоты. Жар-птица похищает яблоки, в сказках яблоня укрывает детей от беды).
- А поэтическая традиция русской литературы?(СЛАЙД№13) Приведите литературные ассоции, связанные с образом яблока. (У Есенина: «Все мы яблоко радости носим». Яблоко – символ радости).
             

- Яблочный Спас, отмечаемый 19 августа.(«Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас...»).(СЛАЙД№14)
                
- Яблоки – символ прошлого родины, ее золотой век («Антоновские ябло -
ки» И.А.Бунина). ). - Делаем вывод : каким может быть ассоциативный ряд к образу «яблоко»?
- ЯБЛОКО – РАДОСТЬ – ДУША – СПАСИТЕЛЬ.(СЛАЙД№15)

                
- У Цветаевой яблоко в сочетании с эпитетом «полновесное и благосклонное» - это настоящий подарок, символ щедрого урожая богатейшего месяца. Но яблоко это имеет особый знак отличия. Какой? (Яблоко - «имперское» !)(СЛАЙД№16)
                  
- Ассоциации приводят Цветаеву к отождествлению слова «август» с именем римского императора Октавиана Августа – отсюда и «имперское» имя последнего месяца лета. Постройте ассоциативный синонимический ряд к слову «имперский». (Величавый, царственный, гордый, красивый).
- Замечательно! Эпитет «имперским» передает величавость, царственность
гордой красоты, столь свойственной этому месяцу.
- Сравнение «как дитя , играешь, август...» - не слишком ли резкий переход
от царской величавости к образу ребенка? (Нет, наоборот, образ ребенка подчеркивает характер месяца : своенравность, некое безрассудство (все - для меня!) - и как у детей – беззаботность, упоение радостью жизни).
- И уж совсем «странный», внезапный переход, образный оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий - «как ладонью, гладишь сердце именем своим имперским»... Что это? (Может быть, пала завеса величия, отчужденности, высокомерия, и владыка щедрый одарил своих подданных вниманием, лаской, любовью.)
- Верно, несочетаемость «гладишь ... имперским» становится близким, понятным, милым СЕРДЦУ. Почему Цветаева ставит двоеточие? (Этот знак буд-то открывает новую грань летнего месяца.) Послушайте стихотворение Цветаевой «Июнь. Июль». Среди всех летних месяцев Цветаева отдает предпочтение августу как раз в силу его царственности и даже способности изменять человеческие судьбы. (Звучит «Осенняя песня» из цикла «Времена года» Чайковского) :              

                                       Июнь. Июль. Часть соловьиной дрожи.
                                       И было что-то птичье в нас с тобой -
                                       Когда – ночь соловьиную тревожа -
                                       Мы обмирали – каждый над собой!

                                       А август – царь. Ему не до рулады,
                                       Ему – до канонады Октября.
                                       Да. Август – царь. - Тебе царей не надо, -
                                       А мне таких не надо – без царя!

Каких знаков препинания больше всего в третьей строфе? (Вопроситель -
ных).
Август, по мнению Цветаевой, это еще и СЕРДЦЕ! Как можно условно обозначить лирическое содержание , тему третьей строфы? (Жизнь сердца).
- Какие же образы раскрывают смысл «жизни сердца»? (СЛАЙД№17)

         
- (Поздние поцелуи). Почему поздние? (Торопись, лови каждое мгновение любви, ничто не повторяется!).
- Почему Цветаева вводит образ «роз», ведь в августе хозяйничают астры?(СЛАЙД№18)
     
(Роза – цветок любви, у Цветаевой и розы - «поздние», а все позднее – самое
красивое, волшебное, самое дорогое!)
- Что ж, убедительно. Розы у поэта – поздние, а какие у вас рождаются ассо-
циации к слову «роза»? (Алая,чайная. Благоухающая, нежная, трепетная).
- Осязательные? (Бархатистая, ласковая...).
- Отвлеченные? ( Загадочная, таинственная...).
- Можно ли сказать, что слово «поздний» - ключевое?(Да). У поэта и молнии
поздние. Почему? (Молнии – как озарение в жизни, просветление, рубеж)- С каким еще образом связан этот пленительный месяц август? (Со звездными ливнями). Можно ли этот образ назвать метафорой?(СЛАЙД№19) (Да). Почему звездопад назван «ливнем», а не дождем? (Ливень – в этом слове что-то грандиозное, большое).
  

- Почему Цветаева завершает стихотворение этой метафорой? (Звездные ливни не только живописуют чудесную картину высокого, недоступного неба, расшитого звездными узорами, но и указывает на народную примету: издавна считалось, что август – месяц обильного звездопада, когда можно загадать желание и оно исполнится).
- Правильно. А может быть, небо плачет звездным дождем, или это не звезды вовсе, а последний дар уходящего лета, остающийся в душе человека навсегда, как и стихи этого великого поэта. (Звучит стихотворение «Стихи растут...». )              

                                   Стихи растут, как звезды и как розы,
                                   Как красота – ненужная в семье,
                                   И на венцы и на апофеозы -
                                   Один ответ: - Откуда мне сие?

                                   Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты
                                   Небесный гость в четыре лепестка.
                                   О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты
                                   Закон звезды и формула цветка.

«Закон звезды и формула цветка»... А может быть ,– это закон поэзии вообще. Красота земная и божественная – вот что такое поэзия.
 - Стихотворение «Август – астры...» на первый взгляд лишено рифмы. Так ли это? (Нет, рифмы есть, но они неточные, приблизительные, продиктован-
ные музыкой стиха).
- А какие это рифмы – мужские или женские? Почему? (Женские рифмы более слабые и более плавные, мелодичные).
- Каков же размер стиха? (Анапест с чередованием дактилических строк).
- Сравните 1 и 2  строфы стихотворения : где больше резких, взрывных зву-
ков? Где больше плавных, сонорных? (Взрывных больше в первой, а сонорных – во второй строфе, ведь речь идет о добром, ласковом и милом).
- А в третьей - «звон» - н,з,д – выражение радости.
- Понять замысел поэта можно только внимательно всмотревшись, вслушав-
шись в его творение, и тогда образы его могут вызвать самые прекрасные ассоциации. Одно слово «август» в душе гениального поэта породило целый звездный «ливень» чувств. (СЛАЙД№20)
- О чем это стихотворение? (О щедрости земли и Бога по отношению к человеку; о радости открытия мира и восхищения им; о любви, пусть даже поздней; о
 
жизненных озарениях;  о том, что величие в доброте и великодушии; о любви к самому обыденному и самому высокому, небесному; о скоротечности времени, особенно его прекрасных мгновений).
- Верно, я бы еще добавила, что в стихах этих – вся жизнь самой Марины
Цветаевой, так хотевшей быть счастливой...
- Стихи эти – очень музыкальны. Как вы думаете, какой музыкальный инструмент мог бы полнее всего выразить образы этого стихотворения? (Звучит флейта).

      Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Ассоциации, рожденные
     стихотворением М.И.Цветаевой «Август – астры...»

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Лингвостилистический анализ текста"

Программа элективного курса " Лингвостилистический анализ текста" предназначена для изучения языковых явлений в произведениях писателей и поэтов 19-20 века. Предлагаемый курс  поможет обеспечить ...

Лингвостилистический анализ текста

Пособие для учителя и учащихся...

Тема Лингвостилистический анализ текста (на примере отрывка из рассказа Р.В.Белоглазовой «Праздник детства»)

Анализировать художественный текст, в отличие от публицистического, значительно сложнее, т.к. ученик должен не только сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором, но...

Ассоциативный анализ текста в школе. На примере стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры». 11 класс

Важным условием постижения стихотворного текста в школе является ассициативное мышление учащихся, способное проникнуть в идейный замысел поэта. Наш урок можно назвать уроком филологического прочтения ...

Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»).

Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»)...


 

Комментарии

Полянских Нина Николаевна

Спасибо Вам за такой осмысленный интерес к Цветаевой. Старшеклассникам этот поэт не только интересен, но и просто необходим!