мотив красоты
статья по литературе (9 класс) на тему

Парванян Гаяне

Мотив красоты в рассказах В. М. Шукшина

                                         (методический аспект)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motiv_krasoty_v_rasskazah_v.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

                  Мотив красоты в рассказах В. М. Шукшина

                                         (методический аспект)

     Современное литературное образование ставит перед  учителем задачу воспитания творчески активного, думающего читателя, способного  понять авторский замысел, проникнуть   в  художественное слово, услышать и прочувствовать его. Реализации этой задачи  помогает обучение учащихся мотивному анализу художественного произведения.

      Мотив – это образ или мысль, или сюжетный поворот, который повторяется хотя бы дважды в художественных произведениях и творчестве автора. Мотивный анализ дает свободу  понимания  художественного произведения, способствует развитию образного мышления учеников и более внимательному прочтению текста.

        В рамках реализации данной  проблемы была разработана тема  «Мотив красоты в  рассказах  В. М. Шукшина». «Красота – одно из универсальных форм бытия материалистического мира  в человеческом сознании, раскрывающая эстетический смысл явлений, внешние и внутренние качества, которые вызывают наслаждение, моральное удовлетворение. Без способности переживания красоты природы и искусственно созданного, а также суждений о красоте оценки ее проявлений невозможно полноценное существование человека как личности. Человек в своей жизнедеятельности, в труде  творит как по законам потребностей пользы, так и по законам красоты, которая наряду с добротой, благородством, достоинством, – вечная, философская и нравственная категория». (Словарь эстетики: 163)

        С этих позиций   мы воспринимаем человека  вообще, с этих позиций автор создает произведение и художественный образ в нем. После работы над этим понятием учащиеся прослеживали, в каких образах, через какие художественные приемы и детали В. М. Шукшин раскрывает это понятие.

         В литературной критике прочно утвердился термин «чудики»

 В. М. Шукшина. Это люди, которые своим поведением, поступками, словами  утверждают духовные ценности, свое понимание разумной, красивой, «по правде»  жизн

       Герой рассказа «Даешь сердце!», узнав  о победе разума и рук человека по пересадке сердца в далекой  Африке неведомым доктором Бернардом, безмерно счастлив и салютует из охотничьего ружья.  Другой герой, желая украсить жизнь ближних, разрисовывает детскую колясочку: нарисовал травку-муравку, петушков, цыпляток: «Не колясочка, игрушка – прямо загляденье». Но, увы, благих намерений  и переживаний «чудиков» окружающие не понимают.

       Наиболее ярко мотив красоты раскрывается в рассказах «Алеша Бесконвойный», «Мастер» и киноповести  «Калина красная». Сюжет рассказа «Алеша Бесконвойный» прост и понятен: герой рассказа, несмотря ни на что, каждую субботу топит баню.  Автор  через образ главного героя, художественные детали, цвет, лексику рассказа заставляет читателя почувствовать, ощутить радость в обычном, привычном  деле. В. М. Шукшин описывает один субботний день из жизни героя, который «просыпался и вспоминал, что сегодня баня – и сразу в душе распускалась тихая радосствать, он даже лицом светлел». Синонимами слова красота  в рассказе становятся слова: радость ,чистота, праздник, любовь и восторг, покой на душе.

        В. М. Шукшин, описывая действия героя, использует много глаголов действия, но это лексика не торопливая, а торжественно-величественная в сочетании с существительными  душа, жизнь, радость. От героя, его действий, песен и светлых мыслей  рассказ  становится  необычайно светлым, добрым, мелодичным, несущим покой и умиротворенность.

        Мотив красоты четко и ярко прослеживается  и в рассказе «Мастер» через раскрытие образа  главного героя  Семки Рысь, его способности  видеть, чувствовать и спасать красоту в образе церковки  деревни Талица. Трогательно и в то же время торжественно  В. М. Шукшин описывает мысли и чувства  Семки, пришедшего в воскресный день к церкви: «Тишина и покой кругом. И стоит белая красавица, стоит и молчит. Кому на радость оставил неведомый мастер эту светлую каменную сказку? Его, верно, заботило что-то, красота, что ли? Как песню спел, и спел хорошо! Зачем? Так просила душа!»

       Учащиеся отметили, что слово «красота» в этом рассказе употребляется автором более 10 раз, тем самым  подчеркивая идею произведения.

    Еще один образ – мотив – олицетворение красоты в рассказах В. Шукшина-

образ березы, которая испокон веков на Руси является символом красоты, чистоты.

     Алеша Бесконвойный растапливает баню березовыми поленьями, от которых «белизна, сочность, чистота сокровенная».  Дочка, будучи маленькой, сочинила  стишок про березку.  Егор  Прокудин, возвращаясь из мест заключения, видит березовую рощу и не может проехать мимо. «Останови, браток, я старых знакомых увидел». А х, вы мои красавицы, ах, вы мои невестушки», при этом нежно гладит березовый ствол». Береза в рассказах В. М. Шукшина – это и утверждение жизни и чистоты (белый –зеленый цвет), и мир ребенка (детский стишок – воспоминания Егора), и духовное здоровье, и духовная красота героев.

      В раскрытии  мотива красоты помогает еще один – мотив  имени героев: Алексей – защитник, Константин – постоянный, защищает и верен тому, что считает важным в жизни. Семка – Семен – человек, наделенный способностью, с задатками талантливой личности, поэтому он так уверен в постижении тайны красоты и готов ее защищать. Егор –Георгий  -земледелец. Что бы ни случилось, где бы он ни был, он возвращается на землю, трудится и умирает, «прислонясь к ней щекой».

       Время, которое описывается в рассказах, является важной художественной  деталью в раскрытии мотива красоты. Алеша Бесконвойный ходит в баню  в  субботу: согласно библейской легенде, Бог создал первых людей именно в субботу.  В .Шукшин показывает героя заново рожденным, потому что появление человека на свет воспринимается как великое благо.  Семка Рысь идет в церковь именно в воскресенье, и открыв тайну неведомого мастера, освещенный лучом солнца, он, действительно воскресает.

      Все герои  В. М. Шукшина  стремятся и умеют одухотворить каждый миг существования, что делает их жизнь богатой, полной и по-своему красивой. Любовь к противоречивому миру, детям, труду, тесно связанному  с природой, бережное отношение к  духовной стороне жизни – основа их   внутреннего мира, мира поистине красивого

      Таким образом, мотивный анализ способствует развитию образного мышления учащихся, навыков сопоставления, сравнения образов, внимательного отношения к художественному слову.

(Из опыта работы по проблеме –обучение  анализу художественного пизедения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы. 7 класс . Тема: «От красоты окружающего мира к красоте души»

Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения...

ПРОЕКТ ВОСПИТАНИЕ КРАСОТОЙ (КРАСОТА РОЖДАЕТ ДОБРОТУ)

Актуальность проблемы Прекрасное!.. Оно везде - в окружающей нас природе, наших поступках, в творениях человека, в искусстве. Только всегда ли мы замечаем эту красоту? Особенно сейчас, когд...

"Красота жизни, красота человеческой души в единении народного и композиторского творчества"

Урок музыки в 6 классе по программе Д.Кабалевского, четвертая четверть ("В чем сила музыки")....

"Целый мир от красоты". Любовь и красота в лирике А.Фета

Урок посвящен теме красоты в творчестве Фета. Сторонник "чистого искусства", Фет никогда не писал стихи на злобу дня, вся его поэзия о вечном.....

Урок развития речи в 8 классе "Красота истинная и красота ложная"

Урок развития речи (сочинение в жанре эссе)...

Конспект урока литературы в 6 классе «Единство красоты человека, красоты природы, красоты жизни в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Цель урока:  знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»,  комплексный анализ стихотворения...