Материал для анализа худ-лит.приемов в романах Ч.Диккенса "Приключения Оливера Твиста" и "Дэвид Копперфильд"
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

Голубева Анастасия Владимировна

Различение видов комического;

Способ характеристики персонажей;

Говорящие фамилии (с отсылкой к оригиналу);

Выход на тему и идею романов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakanchivaem_dikkensa.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

С литературой всё немного труднее, но ты справишься. Вообрази, будто это я тебя спрашиваю, читай вопросы моим голосом. Не забывай похвалить себя моим голосом тоже!

Эта лестница вопросов должна привести тебя к определенным выводам.

Когда мы читали вслух первые главы историй про Оливера и Дэвида, мы обратили внимание на то, что Диккенс использует один и тот же прием – иронию. Именно иронию,  а не юмор, не сатиру, не сарказм. Посмотри на приведенные ниже определения и объясни – в чем разница?

Юмор — изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры, юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков. (всем весело)

Ирония — скрытая насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания. (может быть чуть-чуть неловко, но смешно)

Сатира — высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде. (стыдно)

Сарказм — язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто. (горько и обидно)

Что или кого иронически описывает Диккенс?

Помимо иронии, какой прием еще используется для характеристики героев? (Мы знаем, что можно понять персонажа через его портрет («Муму»), его быт, отношения с окружающими («Дубровский») Что является главным у Диккенса – каким образом читателю дано представление о чувствах и мыслях Оливера и Дэвида?

И еще один – маленький, но очень значимый у Диккенса момент.

В романе «Дэвид Копперфильд» бабушка Дэвида знакомится с его няней по фамилии Пэгготи и ужасается этой фамилии. Найди этот момент в книге и вспомни – почему эта фамилия так не нравится Бэтси Тротвуд?

А теперь посмотри на оригинальное написание фамилии отчима мальчика – Мэрдстона.

Мurdstone

Из каких английских слов она составлена? Не правда ли, она сразу говорит нам о характере персонажа?

Сделай вывод: как называется этот литературный прием?

В обеих историях  повествуется о жизни мальчиков. Значит ли это, что у романов общая тема?

А теперь об идее: посмотри на таблицу, которую мы начали рисовать в тетради на первом уроке, посвященном творчеству Диккенса. Идеи у романов несколько различаются. Сформулируй: какова основная мысль того романа, который прочел ты?

Истории об Оливере и Дэвиде – это, несомненно, романы. Вспомни определение жанра «роман» и аргументируй это утверждение.

Если ты ответил на все эти вопросы, ты большой молодец! Значит, ты не просто ознакомился с романами – ты их изучил.

А теперь вопросы задаешь ты: составь хороший, подробный вопросный план к этим темам сочинений.

 «Школы жизни Дэвида (Оливера)»

«Любимые люди и их роль в жизни Дэвида (Оливера)»

«Печальные и радостные дни и события в жизни Дэвида (Оливера)»

Готово? Отлично, теперь в твоем мозгу стало еще больше нейронных связей, а значит, ты прибавил себе несколько лет здоровой и осознанной жизни (Галина Юрьевна подтвердит).Ну и конечно ты сможешь получить заслуженные «5/5» за учебную тему «Романы Ч.Диккенса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя обществознания (произведения искусства как материал для анализа теоретических проблем курса)

Это статья, написаная на основе опыта работы. Я попытался проанализировать использование кинофрагментов в рамках реализации популярного сейчас проектного метода. Она уже...

Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...

Развитие навыков чтения по роману Ч.Диккенза"Оливер Твист"

Разработка открытого урока по творчеству Ч.Диккенза построенна по  УМК Афанасьевой О.В,Дж.Дулитл"Английский в фокусе",10 класс.Урок представляет интерес для тех, кто интересуется творчеством...

Чтение и анализ рассказа И.А. Бунина "Роман горбуна"

Учеников можно научить находить в тексте выразительные средства языка, отмечать элементы композиции, определять жанровое своеобразие и т.д., но гораздо важнее, как мне кажется, уметь «погрузить» учени...