К уроку литературы
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

Вершинина Наталья Васильевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«… и стоило жить, и работать стоило». Анализ стихотворения В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Слайд 2

Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930) Я люблю зверье. Увидишь собачонку - тут у булочной одна - сплошная плешь,- из себя и то готов достать печенку. Мне не жалко, дорогая, ешь!

Слайд 3

Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» История создания

Слайд 4

Били копыта, Пели будто: - Гриб. Грабь. Гроб. Груб.- Ветром опита, льдом обута улица скользила. Лошадь на круп грохнулась…

Слайд 5

Маяковский – мастер метафор Метафора (греч. metaphora – перенос) – троп, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства. (Чернец Л.В. Школьный словарь литературо - ведческих терминов: иносказательность в худож . речи. Тропы. Стиховедение/ Л.В. Чер-нец , В.Б. Семенов, В.А. Скиба. 2-е изд. – М.: Просвещение 2005. – 192 с.)

Слайд 6

Словарь Ветром опита – ветром подсушена; сырость «выпита» ветром. Льдом обута – улица обута льдом, улица (а не лошадь) скользит. Кузнецкий – Кузнецкий Мост, улица в центре Москвы. Клёшить – в то время были модны широкие брюки-клёш.

Слайд 7

О каком происшествии рассказано в стихотворении? Какова его тема ? Что необычного в начале стихотворения? Для чего автор использовал форму лесенки ? Какие ассоциации вызывает у вас звучание этих строк? Благодаря чему автору удаётся воспроизвести стук копыт по мостовой? Послушайте , как цокают копыта по мостовой. Били копыта, Пели будто: - Гриб. Грабь. Гроб. Груб.-

Слайд 8

Художник А.Г. Тышлер Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте – Чего вы думаете, что вы их плоше?

Слайд 9

Для чего зеваки пришли на Кузнецкий? Что значит « улица опрокинулась»? Что отличает лирического героя от толпы зевак? Что увидел он и не увидели другие? Почему? Почему слова, обращённые к лошади взяты в кавычки? Как их произносит герой: вслух или про себя?

Слайд 10

Прочитайте строки, подтверждающие мысль, что лошадь обрела силы, желание жить и работать. Пришла веселая, стала в стойло. И всё ей казалось - она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило Значит, лошадь стала как все другие, она уже не одна, она с другими лошадьми, она похожа на других, т.е. образ стойла – это включение себя в коллективную общую систему. Вот в чем автор видит, оказывается, внутреннюю гармонию, в стремлении быть со всеми


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Владимир Владимирович Маяковский Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче

Слайд 2

Историко-биографический комментарий. С октября 1919 года Маяковский с группой товарищей включился в работу над «Окнами РОСТА» – агитплакатами на самые актуальные темы. РОСТА – Российское Объединённое Советское Телеграфное Агентство.

Слайд 3

Дни и ночи РОСТА. Наступают всяческие Деникины . Пишу и рисую . Сделал тысячи три плакатов и тысяч шесть подписей .

Слайд 4

За 3 года создано около 1100 " окон "

Слайд 5

В то время Маяковский жил в подмосковной дачной Местности Пушкино, откуда ему приходилось ежедневно ездить в Москву, на работу в РОСТА. Летом 1920 года на даче, среди «дней и ночей РОСТА» было написано стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче…»

Слайд 6

Акулова гора. Фото

Слайд 7

7 Приемы создания образов реальность фантастика + Пушкино, 27 вёрст по Ярославской железной дороге - дачная местность, где жил поэт. Дача была расположена в возвышенной части посёлка, на так называемой Акуловой горе. Указана фамилия владельца дачи – Румянцев. Автор упоминает о своей перегруженности работой в РОСТА. фантастический сюжет

Слайд 8

- Какими приёмами пользуется автор в начале стихотворения? В сто сорок солнц закат пылал , в июль катилось лето А за деревнею - дыра, и в ту дыру, наверно, спускалось солнце каждый раз, медленно и верно. А завтра снова мир залить вставало солнце ало. Гипербола Метафора

Слайд 9

- Как характеризует лирического героя обращение к солнцу? Слазь! довольно шляться в пекло! "Дармоед! занежен в облака ты, "Погоди! послушай, златолобо … Грубость, фамильярность. Как он это объясняет? И день за днем ужасно злить меня вот это стало. а тут - не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты! Златолобо – неологизм.

Слайд 10

- На игре каких двух значений слова «заходить» построено это стихотворение? «Заходить» - опуститься за край горизонта («чем так без дела заходить…»); «зашло бы» - употреблено в прямом значении - прийти («ко мне на чай зашло бы»). Рассказывали, что Маяковский шутя говорил: «Заходит, заходит, а зашло бы ко мне».

Слайд 11

- Как автор создаёт портрет солнца? - Какими приёмами пользуется? само, раскинув луч-шаги , шагает солнце в поле. уже в саду его глаза валилась солнца масса, ввалилось заговорило басом Чаи гони, гони, поэт, варенье! Реакция поэта: ретируюсь задом. Метафора Олицетворение Неологизм ( луч-шаги ) Грубая манера обращения, перенятая от лирического героя

Слайд 12

Какие приёмы помогают понять изменения в отношениях героя и солнца? Черт дернул дерзости мои орать ему Но странная из солнца ясь струилась Про то, про это говорю, что-де заела Роста А мне, ты думаешь, светить легко. На " ты " мы с ним, совсем освоясь "Ты да я, нас, товарищ, двое! Сниженная лексика вначале Противительный союз+ неологизм ясь Разговорная лексика Переход на ты Чем отличается ты в начале стихотворения и в конце? Грубое- дружеское

Слайд 13

Какой фразеологизм подвергся авторской переделке? Какие ещё фразеологизмы использовал Маяковский? Какую роль они играют в тексте? А мне, ты думаешь, Светить легко? Поди, попробуй! – А вот идёшь - взялось идти, идёшь - и светишь в оба ! Фразеологизмы: «смотреть в оба», «сколько лет, сколько зим», «никаких гвоздей»; они придают беседе поэта с солнцем непринуждённость.

Слайд 14

Прокомментируйте иллюстрации к стихотворению.

Слайд 15

Обобщаем: Почему именно солнце? Символ торжества света, красоты, радости. Что за стена теней, ночей тюрьма? Мрак- враждебные силы. Почему образ двустволки? И лучи солнца, и поэзия- оружие в борьбе с мраком(враждебными силами)

Слайд 16

А за деревнею – дыра , и в ту дыру, наверно , спускалось солнце каждый раз , медленно и верно . А завтра Снова мир залить вставало солнце ало . И день за днем ужасно злить меня вот это стало. Определите стихотворный размер этого произведения. (Ямб) В чём особенность рифм у Маяковского ? (рифмуются не только последние слоги, но и слова из середины, середина и конец; иногда одно слово рифмуется со словосочетанием ).

Слайд 17

Маяковский считал стихотворение «Необычайное приключение…» программной вещью, своим литературным кредо (убеждением, мировоззрением). Поэт, по убеждению Маяковского, не имеет права на слабость. «Светить - и никаких гвоздей! Вот лозунг мой - и солнца!» – провозглашает Маяковский. Эти строчки можно отнести ко всему творчеству поэта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....