Анализ рассказа В.М. Шукшина "Волки".
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Шевченко Наталья Петровна

Урок расчитан на два часа для учащихся 9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

В 9 классе по теме:

анализ рассказа Шукшина «Волки»

(Приглашаю к разговору)

Оформление: портреты В. Шукшина,

эпиграф, словарная работа,

литературоведческие термины.

Составила учитель

русского языка и литературы

Шевченко Н.П.

г. Советский

2016 уч. год

   Темой нашего урока стали слова одного из героев рассказа Шукшина «Волки» - «Чтобы ты человеком был...».

   Эпиграфом к уроку я взяла строчки из стихотворения нашего земляка, моего коллеги, учителя Анатолия Казанцева из посёлка Пионерский.

                                                                                              Я зеркало разбил на мелкие осколки,

Чтобы не видеть хищный свой оскал.

Ход урока.

  1. Слово учителя

   Сегодня нашим собеседником станет человек, обладающий удивительно чуткой душой, необыкновенным внутренним зрением, мастер видеть жизнь через увеличительное стекло и замечать в ней такие тонкости и штрихи человеческой сущности, которые мы не замечаем.

   Вглядимся в портрет Василия Макаровича Шукшина, в нём поражает искренность, внутреннее беспокойство, простота, удивительная человечность, доброта, связь с простым человеком, т.е. со мной, с тобой, с теми, кого он любит, с народом.

   Вникая в жизненные миниатюры Шукшинских сюжетов, видишь все свои недостатки. Совесть не может оставаться равнодушной. Неловко бывает за себя, за тебя, за поступки других людей.

   Мы уже познакомились с рассказом «Волки», впервые он был напечатан в журнале «Новый мир» в 1967 г. В его основу положен реальный случай, который рассказала автору мать. И мастерство Шукшина в том, что он сумел прервать услышанное в очень глубокое произведение, поднимающее до сиз пор актуальные  нравственные проблемы.

   А сегодня я приглашаю вас к разговору непростому, взрослому. Буду рада, если итогом урока будет то, что вы уйдёте с него чуточку чище, нравственно выше, добрее.

   Начать разговор я хочу со стихотворения Анатолия Казанцева, из которого взят эпиграф к нашему уроку.

   Нас приучают к мысли, что мы волки,

   Что надо волчий выучить вокал,

   Я зеркало разбил на мелкие осколки,

   Чтобы не видеть хищный свой оскал.

   Мой меньший брат, мой враг четвероногий,

   На время поселившийся во мне,

   Дремучий зверь, озлобленный, жестокий,

   Тень человека видит на стене.

  1. Беседа.
  • Объясните слова эпиграфа, какова его роль?

  (Эпиграф выражает основную мысль нашего урока, часто в душе человека борятся доброе и злое, живёт хищный зверь, который может изнутри разрушить человека. Человек должен избавляться от всего недоброго в себе, оставаться как бы ни была жестока жизнь, человеком).

  • Почему же рассказ назван «Волки»?

  (В рассказе неожиданно появляются волки, которые угрожают жизни человека, но здесь есть и другой смысл).

  Волки – это люди, способные предать, бросить в беде, спасающие только свою жизнь.

  • Что же превращает людей в волков?

Эгоизм                                    трусость                                                   через

Равнодушие                           разобщённость                                         эти негативные

Злоба                                      жестокость                                                качества

Малодушие                            потеря совести                                         происходит

Хищничество                        изворотливость                                         потеря всего

Зависть                                  лживость                                                    человеческого

  • Вспомним, каков сюжет рассказа?

  (Два человека, родственники, тесть и зять, между которыми сложились далеко не простые отношения, едут в лес за дровами, неожиданно появляются волки и начинают погоню за людьми. Тесть, вырвавшись вперёд, бросает зятя одного с пятью волками. Чудом удаётся спасти свою жизнь).

  • Композиция рассказа?

  (3 части, о чём в них рассказывается, как их можно озаглавить?)

1 часть. Ранний визит Наума

2 часть. Волки

3 часть. Чтобы ты человеком был

  Давайте проанализируем первую часть.

  Между кем и кем возникает конфликт? Как мы это видим? Как они относятся друг к другу?

  Автор говорит: «Иван не любит Наума, Наум, жалеючи дочь, терпел Ивана».

  Но ведь и речь героев является средством характеристики. Последним, как через разговор родственников можно увидеть их враждебность друг к другу?

  Наум считает зятя ленивым человеком, заходя в дом, он упрекает его: «Спишь? Эдак, Ванечка, всё царство небесное можно проспать». А уж потом здоровается. На слова зятя о комфортном жилье в городе (не надо заботиться о дровах, не надо носить воду) он язвительно отвечает: «С одной стороны, конечно, хорошо – водопровод, с другой беда, - ты б тогда совсем заспался».

  Иван ведёт себя более сдержанно, мечтает о лёгкой жизни, об устроенном быте в городе, не торопится вставать, ему не хочется трудиться в воскресный день, он не отвечает на приветствие тестя, чем проявляет неуважение к человеку старше себя, иронично звучит его обращение к тестю: «ваше благородие». Итак, между зятем и тестем возникает конфликт. Они, хотя и родственники, но чужие друг другу люди.

  Положительное в характере Наума? Характеристику героев даёт автор: «не старый ещё, расторопный мужик, хитрый и обаятельный».

  Трудолюбив, энергичен (уже на ногах), ловкий, деловой, проявляет заботу о семье дочери, прожил жизнь в деревне, ему привычен деревенский быт, он любит деревню, воспитал хорошую дочь, она уважает отца и всегда держит его сторону.

  Наум – имя от слова «ум», «умный», есть основание, он в семье старший, опытный.

  И только слово «хитрый» заставляет нас насторожиться. Что же означает это слово? Заглядываем в толковый словарь:

  Хитрый – способный обмануть, извлечь для себя выгоду, вывернуться из любой ситуации.

  Отрицательное в характере Ивана:

  • Неуважителен по отношению к отцу жены
  • Не проявляет должной заботы о семье (а ведь он глава своей семьи)
  • С ленцой, не переработался

  (Иванушка – дурачок, лежит на печи да ест калачи, ассоциация с героем народной сказки).

  Возможно не только за то, что Иван «на всё готовое пришёл», но и за это невзлюбил тесть своего зятя. Трудно разобраться в характере этих людей. На чьей стороне ваши симпатии? Кажется, что Наум выигрывает в сравнении с Иваном.

  С чего начинается вторая часть? (с описания природы). Зачитайте.

  Какую роль играет пейзаж в рассказе? Что он подчеркивает? (в природе всё спокойно, тишина и красота, гармония, а в мире людей – неприязнь, враждебность, отчуждение)

  Какой композиционный приём использует автор? (антитезу).

                                 Мир природы – мир человека отношений

                                 Наум, Иван – волки

  Ребята, в жизни каждого человека наступает такой момент, когда он проходит проверку на прочность, на порядочность, на человечность. Это своего рода серьёзное испытание, и далеко не каждый способен пройти его достойно. Эту мысль подтверждает рассказ.

  • Какая экстремальная ситуация обнажила человеческую сущность героев?

           (встреча с волками)

  • Как же раскрылись герои, как они повели себя в этой ситуации?

  Прочитаем эпизод погони по ролям (Наум, Иван, автор)

  Наум – предал зятя, он спасал свою шкуру, бросил его одного в тяжелейшей ситуации,      

         оставил одного с пятерыми волками, струсил, отказал в помощи.

  Иван – пытается просить помощи, в этой ситуации забывается о своих антипатиях к

         тестю.

         «отец», «мы отобьёмся» (пытается с ним объясниться), не сразу осознаёт всю

         опасность, теряет время, ни разу не видел волка.

  • Когда Иван осознал всю меру опасности? (Когда рассмотрел вожака стаи).

  Зачитайте описание волка – вожатая. На протяжении всего рассказа меняется наше отношение к Науму, возникает лексика возрастающего негатива: «гад», «шкура», «сука», «председатель», «змей ползучий», «сволочь».

  Что является кульминацией? (поединок волка и человека).

  Как ведёт себя вожак? Зачитайте. (настороженно следит за человеком, чувствует опасность, готов в любую минуту защитить стаю, броситься на человека).

  А ведь Наум – тоже вожак, старший в семье и умудренный жизненным опытом.

  Как он ведёт себя? (бросает родственника, не хочет нести ответственности за жизнь человека)

        Антитеза

    Волк вожак – вожак семьи Наум

    Сила, единство – слабость, разобщённость.

    Кто оказался сильнее волки или люди?

    В чём проявилась сила волков и в чём слабость людей?

 Волки – единый лагерь, сплочённая, дружная стая

                Как показано единство хищников (через 3л., мн.ч. глаголы)

                Найдите подтверждение этой мысли

  Люди – разобщены, спасаются по одиночке, оказываются слабыми.

  Оказывается людям есть чему поучиться у природы (ведь волки – часть природы), они оказываются мудрее, чем люди.

  Ваша позиция? Как должен был повести себя Наум? (помочь, не бросать, перебороть свою трусость)

  Почему он, умудренный опытом, оставил человека?

  Что сделало из него волка, спасающего свою шкуру? (малодушие, трусость, «шкурничество», эгоизм)

  Как мог поступить Наум при встрече с Иваном? (признать свою вину, повиниться)

  Читая начало рассказа мы и подозревать не могли о том, какие негативные качества есть в характере Наума, и только здесь они проявились в полной мере.

  О чём говорит развязка? Посмотрим 3 часть.

  Автор не устаёт удивлять читателя характерами своих героев.

  Какой новый герой возникает в рассказе? (в последней части в доме Наума появляется милиционер)

  На чьей стороне автор?

  (Милиционер, посторонний человек. Автор показывает, как к этой истории отнесся человек со стороны).

  С одной стороны – он на стороне Наума, т.к. ему грозит расправа зятя и он обязан защитить по закону тестя.

  С другой стороны – по – человечески он на стороне Ивана.

  • Как это видно? Зачитайте эти эпизоды.
  • Был момент, когда милиционер пытался примирить героев.
  • А как вы думаете, возможно ли примирение? (нет, предательство просить нельзя. Иван мог погибнуть, такое вряд ли можно просить)

  Какова тема рассказа? Сложные взаимоотношения между людьми, посредством которых перед нами раскрываются их несовместимые нравственные ценности. Т.о. автор помогает понять такую мысль: первое впечатление о человеке бывает обманчиво, но сама жизнь может сорвать маску с любого человека и обнажить его волчью сущность. За внешним обаянием скрывалась чёрная душа.

  • Какой урок хотел преподать тестю Иван. Зачем?

(побить, проучить чтоб он стал человеком, и в подобной ситуации уже повёл себя по другому). Слова Ивана: «Чтобы человеком был...» К кому обращены эти слова? (не только Науму, автор через эти слова обращается и каждому из нас)

  • А какой урок преподаёт нам автор рассказа, в каких словах он выражен?

«Чтобы ты человеком был...»

                           

             ко всем

  А что по вашему человек должен воспитывать в себе, чтобы быть им:

Через                                                                                    Милосердие

эти положительные                                                            Доброту

качества                                                                               Отзывчивость

формируется                                                                       Ответственность за судьбу другого

нравственность                                                                   Гуманность

человека                                                                               Честность

                                                                                              Способность проявить мужество

                                                                                              и постоять за слабого

  Из всего этого следует, что человек должен воспитывать свою душу, избавляться от волчьего, хищного, негативного через миссию доброты и понимания, уважения и порядочности, человечности и милосердия, иначе он превратиться в тень человека.

  1. Вывод. Слово учителя.

  Душа каждого из нас душа человека подобна саду, и от человека зависит, какой сад вырастит он в своей душе, сад красивый, ухоженный, приносящий радость и счастье не только самому хозяину, но и другим людям, или же этот сад будет заброшенным, заросшим сорняками и бурьянам, который не плодоносит, не радует других людей, вызывает лишь уныние и сожаление. Рассказ Шукшина учит, как быть человеком.

  1. Домашнее задание.

 

    Творческая работа.

  Попробуйте написать продолжение рассказа (возьмите такой заголовок: «Продолжение напишет жизнь»)

_______________________________________________________________________________

Оформление на доске

Словарная работа

Термины

Обаятельный – полный обаяния, очарования.

Хитрый – скрывающий свои истинные намерения, идущий обманными путями к достижению чего – либо.

Шкура – (глубокое, просторечное), продажный человек, корыстный, преследующий только личную выгоду.

Шкурник – тот, кто заботиться о своём благополучии, о своих личных выгодах в ущерб другим.

Шкурничество.

Вожак – тот, кто ведёт за собой (здесь применительно к человеку).

Нравственность – 1) совокупность норм поведения человека в каком либо обществе.

2) моральные качества человека.

Сюжет,

композиция,

антитеза,

пейзаж,

кульминация,

завязка,

развязка,

тема произведения,

идея,

конфликт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ рассказа В.Астафьева "Приветное слово"

Предложенный урок соответствует программным требованиям. Данный подход позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ предложенного художеств...

Анализ рассказа М.М.Пришвина "У ручья" на уроке в 6 классе

1. "Золотой луг" 2. Работа с текстом "У ручья" 3. Приложение: о Пришвине, таблица "Изобразительно-выразительные средства", расшифровка метафор. Источник: Т. С. Петрова "Анализ художественного текст...

урок по современной литературе "Сравнительный анализ рассказов И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна"

Урок рассчитан для учащихся 10-11 класса, может быть использован на уроках внеклассного чтения, элективных курсах....

Анализ рассказа И.А.Бунина "Антоновские яблоки"

Анализ эпического произведения. Знание и умение применять основные литературоведческие понятия....

Учимся читать и понимать А. Платонова. Анализ рассказа "Юшка".

Анализ рассказа " Юшка".   Размышления над страницами рассказа А. Платонова....

Жизнь и творчество писателя А.С. Грина/ Анализ рассказа А.С. Грина «Зелёная лампа»

Урок литературы с элементами мастерской "Путь к Александру Грину".Цель: обращать внимание учащихся на многозначность отдельных слов, словосочетаний, предложений, содержащихся в тексте, подве...