урок по современной литературе "Сравнительный анализ рассказов И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Урок рассчитан для учащихся 10-11 класса, может быть использован на уроках внеклассного чтения, элективных курсах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_sovremennoy_literature_11_klass.doc | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения
по рассказам И.Полянской «Мама» и Л.Петрушевской «Страна»
Задумина Елена Игоревна, учитель русского языка и литературы
МБОУ Северной СОШ Варнавинского района
Нижегородской области
221-638-523
Цели урока:
- познакомить учащихся с творчеством современных авторов И.Полянской и Л.Петрушевской;
- развивать склонность к аналитическому мышлению, умение видеть за конкретными произведениями общие тенденции в литературном процессе;
- продолжить обучение анализу художественного текста.
Оборудование: тексты рассказов, портреты авторов, картины художников.
Ход урока:
Сообщение темы, целей урока.
Вступительное слово учителя. Кто учит ребенка делать первые шаги? Кто поет первую в его жизни колыбельную? Кто рассказывает сказку? Кто учит говорить? И какое слово чаще всего первым произносит ребенок?.. Да, именно мама открывает малышу дверь в большой мир, она неотступно находится с ним рядом, первой встает ночью на его плач…
«Когда она родилась и ее впервые принесли ко мне покормить, я восторженно взяла ее на руки и вдруг встретилась с ее взглядом, это было так удивительно. Точно заиграла неожиданная музыка»…
Он слышит ласковые мамины слова, чувствует ее тепло, защиту. Вспомните, как неохотно малыши идут на руки к другим, как тянутся ручонками к маме. И даже когда люди становятся взрослыми и отрываются от родного дома, их связь с матерью не обрывается. И в минуту опасности, беды, отчаяния мы по-прежнему зовем на помощь прежде всего маму.
«Я держала мамину когда-то полную, упругую и теперь еще сильную руку, точно ее рука, только она могла вытащить меня из пучины отчаяния».
Вы узнали, должно быть, эти цитаты. Они взяты из рассказа Ирины Полянской «Мама». С него мы и начнем сегодняшний разговор.
Беседа по содержанию рассказа:
- Какой смысл вкладываете вы в определение «хорошая мать»? В чем, по-вашему, суть материнства?
- Какой же образ матери создает И.Полянская? Соответствует ли он понятию «хорошая мать»?
- А сколько матерей рисует автор? Что вы можете сказать о бабушке?
- Прочитайте первый абзац. Выделите в нем ключевое слово. Повторяется ли оно в дальнейшем? Какой символический смысл вложен в это слово?
- Сколько микротем в тексте? Как строится композиция рассказа?
Учитель. Сегодня мы познакомимся с еще одним автором - Л.Петрушевской и ее рассказом "Страна".
- Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким заглавием?
Пофрагментное чтение и анализ текста.
1.От слов «Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком…» до слов «…бегут по морозу, в темноте в детский сад».
- Как же живет эта женщина - героиня рассказа?
- Найдите слова, относящиеся к ее внешности. Как вы думаете, как складывалась раньше жизнь женщины с такой внешностью?
- Какова внешность ее дочери? Как внешность девочки помогает раскрыть ее характер?
- Основная черта внешности блондина. Какое чувство вызывает мужчина с такой внешностью?
- Как мать относится к дочери?
- Какие самые яркие события происходят в жизни этой семьи? Каких событий они особенно ждут?
2. От слов «Несколько раз в году…» до слов «…а потом в детский сад за дочкой».
- Почему эти события так важны для женщины?
- Подчеркните слова, которые говорят о том, как ведет себя женщина в гостях. Что она хочет показать своим поведением? Действительно ли к ней относятся так же, как относились раньше?
- Найдите слова, характеризующие новую жену блондина. Можно ли сказать, что его первая жена - полная ее противоположность?
- Для чего писательница сравнивает женщин? На чьей стороне ее симпатии?
3. От слов «Раньше бывало так...» до слов «… ей самой не надо ничего».
- Кто или что виной тому, что мать с дочкой живут именно так?
- Действительно ли девочке все равно, что пьет ее мать?
- Как на самом деле живется девочке?
4. От слов «И они экономят…» до слов «… никогда не просыпаться».
- Какой отрывок при прочтении требует другой интонации? Почему?
- Найдите эпитет к слову «сны». Удивил ли он вас?
- О какой же стране идет речь?
- Какие чувства вызывают у вас мать и дочь? Кто достоин особого осуждения в рассказе?
- Как вы думаете, какие человеческие качества осуждает автор рассказа?
- Какую композицию имеет рассказ? Что хотел подчеркнуть автор таким построением рассказа?
- Как, по-вашему, сложится жизнь матери и дочери дальше?
Аналитическая работа: сравнительная характеристика рассказов.
Попробуем ответить на предложенные вопросы (таблица на доске):
«Мама» | «Страна» | |||
Какова тема рассказа? | ||||
Семья | Семья | |||
Как устроен мир? Что им правит? | ||||
Любовь, справедливость, единство Поколений | Бессмысленность и жестокость | |||
Каково место человека в этом мире? | ||||
В гармонии с миром, людьми, Богом, самим собой. | Одиночество | |||
Какова роль автора по отношению к читателю? | ||||
Ав Автор – наставник Автор | Автор самоустраняется |
Итоги урока:
Литература нашего времени сложна и многообразна, она вызывает много споров и сомнений. Но можно заметить в ней два направления: позитивное, основанное на традициях русской классической литературы, и направление, впитавшее в себя бесприютность и сиротство сегодняшнего дня. Сегодня мы попытались с вами пронаблюдать это на примере рассказов «Мама» и «Страна».
Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру на тему «Что бы я хотел(а) изменить в стране, в которой живут герои рассказов Петрушевской?»
Литература:
- Нефагина Г.Л. «Русская проза конца ХХ века. Учебное пособие: М Флинта, Наука, 2005.
- Петрушевская Л. «Страна» // Литература в школе, №3, 2008.
- Полянская И. «Мама» // Литература в школе, №3, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе Лингвистический анализ рассказа М.А.Булгакова»Тьма египетская». Тип урока: урок –практикум
Лингвистический аназиз текста...
Организация урока литературы в рамках системно-деятельностного подхода: урок по теме "Эмоциоанально-образный анализ рассказа В.М.Шукшина "Дядя Ермолай"(с применением интернет-ресурсов)
Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода: определена деятельность ученика (учащиеся организованы в группы) и учителя на уроке, мотивация к целеполаганию, цели и задачи, рефлек...
Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.
Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА: Тема праведничес...
Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"
В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...
Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"
В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...
Конспект урока чтения в 5 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: О. Бондарчук Анализ рассказа «Слепой домик».
Конспект урока чтения по теме: Анализ рассказа О. Бондарчука «Слепой домик» предназначен для учителя, работающего с учениками 5 класса коррекционной школы. Целями урока является: поз...