урок по современной литературе "Сравнительный анализ рассказов И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Урок рассчитан для учащихся 10-11 класса, может быть использован на уроках внеклассного чтения, элективных курсах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_sovremennoy_literature_11_klass.doc19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

по рассказам И.Полянской «Мама» и Л.Петрушевской «Страна»

   

Задумина Елена Игоревна, учитель русского языка и литературы

МБОУ Северной СОШ Варнавинского района

Нижегородской области

221-638-523

       Цели урока:

- познакомить учащихся с творчеством современных авторов И.Полянской и Л.Петрушевской;

- развивать склонность к аналитическому мышлению, умение видеть за конкретными произведениями общие тенденции в литературном процессе;

- продолжить обучение анализу художественного текста.

Оборудование: тексты рассказов, портреты авторов, картины художников.

           Ход  урока:

          Сообщение темы, целей урока.

 

Вступительное слово учителя.  Кто учит ребенка делать первые шаги? Кто поет первую в его жизни колыбельную? Кто рассказывает сказку? Кто учит говорить? И какое слово чаще всего первым произносит ребенок?.. Да, именно мама открывает малышу дверь в большой мир, она неотступно находится с ним рядом, первой встает ночью на его плач…

 «Когда она родилась и ее впервые принесли ко мне покормить, я восторженно взяла ее на руки и вдруг встретилась с ее взглядом, это было так удивительно. Точно заиграла неожиданная музыка»…

Он слышит ласковые мамины слова, чувствует ее тепло, защиту. Вспомните, как неохотно малыши идут на руки к другим, как тянутся ручонками к маме. И даже когда люди становятся взрослыми и отрываются от родного дома, их связь с матерью не обрывается. И в минуту опасности, беды, отчаяния мы по-прежнему зовем на помощь прежде всего маму.

«Я держала мамину когда-то полную, упругую и теперь еще сильную руку, точно ее рука, только она могла вытащить меня из пучины отчаяния».

Вы узнали, должно быть, эти цитаты. Они взяты из рассказа Ирины Полянской «Мама». С него мы и начнем сегодняшний разговор.

Беседа по содержанию рассказа:

- Какой смысл вкладываете вы в определение «хорошая мать»? В чем, по-вашему, суть материнства?

- Какой же образ матери создает И.Полянская? Соответствует ли он понятию «хорошая мать»?

- А сколько матерей рисует автор? Что вы можете сказать о бабушке?

- Прочитайте первый абзац. Выделите в нем ключевое слово. Повторяется ли оно в дальнейшем? Какой символический смысл вложен в это слово?

- Сколько микротем в тексте? Как строится композиция рассказа?

Учитель. Сегодня мы познакомимся с еще одним автором - Л.Петрушевской и ее рассказом "Страна". 

- Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким заглавием?

Пофрагментное чтение и анализ текста.

1.От слов «Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком…» до слов «…бегут по морозу, в темноте в детский сад».

- Как же живет эта женщина - героиня рассказа?

- Найдите слова, относящиеся к ее внешности. Как вы думаете, как складывалась раньше жизнь женщины с такой внешностью?

- Какова внешность ее дочери? Как внешность девочки помогает раскрыть ее характер?

- Основная черта внешности блондина. Какое чувство вызывает мужчина с такой внешностью?

- Как мать относится к дочери?

- Какие самые яркие события происходят в жизни этой семьи? Каких событий они особенно ждут?

2. От слов «Несколько раз в году…» до слов «…а потом в детский сад за дочкой».

- Почему эти события так важны для женщины?

- Подчеркните слова, которые говорят о том, как ведет себя женщина в гостях. Что она хочет показать своим поведением? Действительно ли к ней относятся так же, как относились раньше?

- Найдите слова, характеризующие новую жену блондина. Можно ли сказать, что его первая жена - полная ее противоположность?

- Для чего писательница сравнивает женщин? На чьей стороне ее симпатии?

3. От слов «Раньше бывало так...» до слов «… ей самой не надо ничего».

- Кто или что виной тому, что мать с дочкой живут именно так?

- Действительно ли девочке все равно, что пьет ее мать?

- Как на самом деле живется девочке?

4. От слов «И они экономят…» до слов «… никогда не просыпаться».

- Какой отрывок при прочтении требует другой интонации? Почему?

- Найдите эпитет к слову «сны». Удивил ли он вас?

- О какой же стране идет речь?

- Какие чувства вызывают у вас мать и дочь? Кто достоин особого осуждения в рассказе?

- Как вы думаете, какие человеческие качества осуждает автор рассказа?

- Какую композицию имеет рассказ? Что хотел подчеркнуть автор таким построением рассказа?

- Как, по-вашему, сложится жизнь матери и дочери дальше?  

Аналитическая работа: сравнительная характеристика рассказов.

Попробуем ответить на предложенные вопросы (таблица на доске):

«Мама»

«Страна»

Какова тема рассказа?

Семья

Семья

Как устроен мир? Что им правит?

Любовь, справедливость, единство

Поколений

Бессмысленность и жестокость

Каково место человека в этом мире?

В гармонии с миром, людьми, Богом,

самим собой.

Одиночество

Какова роль автора по отношению к читателю?

Ав    Автор – наставник                                                   Автор

Автор самоустраняется

Итоги урока:

Литература  нашего времени сложна и многообразна, она вызывает много споров и сомнений. Но можно заметить в ней два направления: позитивное, основанное на традициях русской классической литературы, и направление, впитавшее в себя бесприютность и сиротство сегодняшнего дня. Сегодня мы попытались с вами пронаблюдать это на примере рассказов «Мама» и «Страна».

Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру на тему «Что бы я хотел(а) изменить в стране, в которой живут герои рассказов Петрушевской?»

Литература:

  1. Нефагина Г.Л. «Русская проза конца ХХ века. Учебное пособие: М Флинта, Наука, 2005.

  1. Петрушевская Л. «Страна» // Литература в школе, №3, 2008.

  1. Полянская И. «Мама» // Литература в школе, №3, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация урока литературы в рамках системно-деятельностного подхода: урок по теме "Эмоциоанально-образный анализ рассказа В.М.Шукшина "Дядя Ермолай"(с применением интернет-ресурсов)

Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода: определена деятельность ученика (учащиеся организованы в группы) и учителя на уроке, мотивация к целеполаганию, цели и задачи, рефлек...

Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.

Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу  Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА:  Тема праведничес...

Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

Конспект урока чтения в 5 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: О. Бондарчук Анализ рассказа «Слепой домик».

Конспект урока чтения по теме:  Анализ рассказа О. Бондарчука «Слепой домик» предназначен для учителя, работающего с учениками 5 класса коррекционной школы. Целями урока является: поз...