Главные вкладки

    урок по современной литературе "Сравнительный анализ рассказов И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна"
    методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

    Урок рассчитан для учащихся 10-11 класса, может быть использован на уроках внеклассного чтения, элективных курсах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_sovremennoy_literature_11_klass.doc19.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок внеклассного чтения

    по рассказам И.Полянской «Мама» и Л.Петрушевской «Страна»

       

    Задумина Елена Игоревна, учитель русского языка и литературы

    МБОУ Северной СОШ Варнавинского района

    Нижегородской области

    221-638-523

           Цели урока:

    - познакомить учащихся с творчеством современных авторов И.Полянской и Л.Петрушевской;

    - развивать склонность к аналитическому мышлению, умение видеть за конкретными произведениями общие тенденции в литературном процессе;

    - продолжить обучение анализу художественного текста.

    Оборудование: тексты рассказов, портреты авторов, картины художников.

               Ход  урока:

              Сообщение темы, целей урока.

     

    Вступительное слово учителя.  Кто учит ребенка делать первые шаги? Кто поет первую в его жизни колыбельную? Кто рассказывает сказку? Кто учит говорить? И какое слово чаще всего первым произносит ребенок?.. Да, именно мама открывает малышу дверь в большой мир, она неотступно находится с ним рядом, первой встает ночью на его плач…

     «Когда она родилась и ее впервые принесли ко мне покормить, я восторженно взяла ее на руки и вдруг встретилась с ее взглядом, это было так удивительно. Точно заиграла неожиданная музыка»…

    Он слышит ласковые мамины слова, чувствует ее тепло, защиту. Вспомните, как неохотно малыши идут на руки к другим, как тянутся ручонками к маме. И даже когда люди становятся взрослыми и отрываются от родного дома, их связь с матерью не обрывается. И в минуту опасности, беды, отчаяния мы по-прежнему зовем на помощь прежде всего маму.

    «Я держала мамину когда-то полную, упругую и теперь еще сильную руку, точно ее рука, только она могла вытащить меня из пучины отчаяния».

    Вы узнали, должно быть, эти цитаты. Они взяты из рассказа Ирины Полянской «Мама». С него мы и начнем сегодняшний разговор.

    Беседа по содержанию рассказа:

    - Какой смысл вкладываете вы в определение «хорошая мать»? В чем, по-вашему, суть материнства?

    - Какой же образ матери создает И.Полянская? Соответствует ли он понятию «хорошая мать»?

    - А сколько матерей рисует автор? Что вы можете сказать о бабушке?

    - Прочитайте первый абзац. Выделите в нем ключевое слово. Повторяется ли оно в дальнейшем? Какой символический смысл вложен в это слово?

    - Сколько микротем в тексте? Как строится композиция рассказа?

    Учитель. Сегодня мы познакомимся с еще одним автором - Л.Петрушевской и ее рассказом "Страна". 

    - Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким заглавием?

    Пофрагментное чтение и анализ текста.

    1.От слов «Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком…» до слов «…бегут по морозу, в темноте в детский сад».

    - Как же живет эта женщина - героиня рассказа?

    - Найдите слова, относящиеся к ее внешности. Как вы думаете, как складывалась раньше жизнь женщины с такой внешностью?

    - Какова внешность ее дочери? Как внешность девочки помогает раскрыть ее характер?

    - Основная черта внешности блондина. Какое чувство вызывает мужчина с такой внешностью?

    - Как мать относится к дочери?

    - Какие самые яркие события происходят в жизни этой семьи? Каких событий они особенно ждут?

    2. От слов «Несколько раз в году…» до слов «…а потом в детский сад за дочкой».

    - Почему эти события так важны для женщины?

    - Подчеркните слова, которые говорят о том, как ведет себя женщина в гостях. Что она хочет показать своим поведением? Действительно ли к ней относятся так же, как относились раньше?

    - Найдите слова, характеризующие новую жену блондина. Можно ли сказать, что его первая жена - полная ее противоположность?

    - Для чего писательница сравнивает женщин? На чьей стороне ее симпатии?

    3. От слов «Раньше бывало так...» до слов «… ей самой не надо ничего».

    - Кто или что виной тому, что мать с дочкой живут именно так?

    - Действительно ли девочке все равно, что пьет ее мать?

    - Как на самом деле живется девочке?

    4. От слов «И они экономят…» до слов «… никогда не просыпаться».

    - Какой отрывок при прочтении требует другой интонации? Почему?

    - Найдите эпитет к слову «сны». Удивил ли он вас?

    - О какой же стране идет речь?

    - Какие чувства вызывают у вас мать и дочь? Кто достоин особого осуждения в рассказе?

    - Как вы думаете, какие человеческие качества осуждает автор рассказа?

    - Какую композицию имеет рассказ? Что хотел подчеркнуть автор таким построением рассказа?

    - Как, по-вашему, сложится жизнь матери и дочери дальше?  

    Аналитическая работа: сравнительная характеристика рассказов.

    Попробуем ответить на предложенные вопросы (таблица на доске):

    «Мама»

    «Страна»

    Какова тема рассказа?

    Семья

    Семья

    Как устроен мир? Что им правит?

    Любовь, справедливость, единство

    Поколений

    Бессмысленность и жестокость

    Каково место человека в этом мире?

    В гармонии с миром, людьми, Богом,

    самим собой.

    Одиночество

    Какова роль автора по отношению к читателю?

    Ав    Автор – наставник                                                   Автор

    Автор самоустраняется

    Итоги урока:

    Литература  нашего времени сложна и многообразна, она вызывает много споров и сомнений. Но можно заметить в ней два направления: позитивное, основанное на традициях русской классической литературы, и направление, впитавшее в себя бесприютность и сиротство сегодняшнего дня. Сегодня мы попытались с вами пронаблюдать это на примере рассказов «Мама» и «Страна».

    Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру на тему «Что бы я хотел(а) изменить в стране, в которой живут герои рассказов Петрушевской?»

    Литература:

    1. Нефагина Г.Л. «Русская проза конца ХХ века. Учебное пособие: М Флинта, Наука, 2005.

    1. Петрушевская Л. «Страна» // Литература в школе, №3, 2008.

    1. Полянская И. «Мама» // Литература в школе, №3, 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анализ рассказа М.М.Пришвина "У ручья" на уроке в 6 классе

    1. "Золотой луг" 2. Работа с текстом "У ручья" 3. Приложение: о Пришвине, таблица "Изобразительно-выразительные средства", расшифровка метафор. Источник: Т. С. Петрова "Анализ художественного текст...

    Организация урока литературы в рамках системно-деятельностного подхода: урок по теме "Эмоциоанально-образный анализ рассказа В.М.Шукшина "Дядя Ермолай"(с применением интернет-ресурсов)

    Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода: определена деятельность ученика (учащиеся организованы в группы) и учителя на уроке, мотивация к целеполаганию, цели и задачи, рефлек...

    Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.

    Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу  Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА:  Тема праведничес...

    Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"

    В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

    Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"

    В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...