Главные вкладки

    Анализ рассказа М.М.Пришвина "У ручья" на уроке в 6 классе
    методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

    Малинина Нина Владимировна

    1. "Золотой луг"

    2. Работа с текстом "У ручья"

    3. Приложение: о Пришвине, таблица "Изобразительно-выразительные средства", расшифровка метафор.

    Источник: Т. С. Петрова "Анализ художественного текста и творческие работы в школе", 5 кл, Московский Лицей, 2002 г,стр.92-93

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_r.r._v_6_kl..doc80.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по развитию речи в 6 классе для учителей- предметников

    (Малинина Н. В., 18 ноября 2009 года, МОУ Ривзаводская СОШ)

     Тема: Целостный анализ рассказа М.М.Пришвина «У ручья».

     Цель: Обучение анализу текста  для выявления  его сути.

     Оборудование: портрет М.М.Пришвина, текст рассказа писателя и таблица для работы на уроке.

    Словарная работа: эпиграф, описание, рассуждение, структура рассказа,  олицетворение, метафора.

    ХОД  УРОКА

    Эпиграф:

    Но я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю.

    М.Пришвин

    Вступление.  Учебник развития речи открыт на странице 87.

    1. Учитель:  Сегодня у нас урок развития устной речи.

                Мы с вами уже говорили, что почти все тексты и творческие задания, предложенные нам для работы по развитию речи в 6 классе, - об открытиях, важных для духовной жизни человека. Вспоминайте: К.Г.Паустовский «Шорох листьев в воздухе» (почему писатель стал следить за опадающими листьями),  М.М.Пришвин «Золотой луг». Интересный рассказ, но и трудный, потому что писатель заставляет думать, он не даёт готовых ответов, а хочет, чтобы читатель сам их нашёл, может быть, каждый свой, но нашёл.

    Сегодня мы проведём урок по анализу рассказа М.М. Пришвина «У ручья».

      2.Учитель:  

    -  О чём  рассказ «Золотой луг»?

    (О том, как мальчиком он сделал открытие, ощутил себя частью природы, одуванчик стал символом прекрасной поры детства, а он стал писателем. О формировании нравственного потенциала уже в раннем детстве и о сохранении этого потенциала уже в зрелом возрасте ).

    - В чём хочет убедить нас Пришвин?

     (  В том, что, всматриваясь в природу, человек делает открытия – мира, себя самого… Эти открытия остаются с человеком на всю жизнь ).

     

    3. Учитель.  

     

                Пришвин любил говорить читателям: «Но я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку.

    -Как вы думаете, почему я предлагаю именно такой эпиграф?

    ( Выслушать мнение ребят ).

     

    Правильно. Сегодня на уроке мы будем учиться делать анализ текста М.Пришвина «У ручья», чтобы выявить его смысл. Все наблюдения отразим в таблице.  

    1.Чтение текста учителем.

    2.Чтение учащимися.

    Коллективная работа с текстом.

    У ручья.

               Берёзки теперь давно оделись и утопают в высокой траве, а когда я снимал их, то была первая весна, и в снегу под этой берёзкой, темнея на голубом, начинался первый ручеёк. С тех пор, пока разоделись берёзки и выросли под ними разные травы с колосками,  и шишечками, и шейками разных цветов, много, много воды утекло из ручья, и сам ручей до того зарос в тёмно- зелёной густоте непроницаемой осокой, что не знаю, есть ли ещё в нём теперь хоть сколько-нибудь воды.

               И так точно было со мной в это время; сколько воды утекло с тех пор, как мы расстались, и по виду моему никому не узнать, что ручей души моей всё ещё жив.

    М.Пришвин

    Работа по тексту

    - Сколько частей в тексте? ( Две )

    - Найдите ту часть, которая представляет описание. ( Чтение )

    -  Работа по таблице. Описание состоит из 2-х частей: описание ранней весны и цветущей летней поры  (Показ в таблице)

    Работа с таблицей.

    -Прочитаем описание ранней весны со слов «…а когда…»

    -Посмотрим в таблице, какие предметы представлены, как и какими средствами создаётся  образ. Читаем по строчке под №1 и заполняем 4-ую графу.

    Номер

    Предметы

    Как представлены

    Какими средствами создаётся образ

     

    Ранняя весна

    Подчёркнуто значение начала,  истока,

    Эпитет «первая весна»

    1

    Снег

    Обозначен

    Слово, несущее цвет: «на голубом»

    2

    Берёзка

    Лишь названа

    1.Указательное местоимение с предлогом «под этой».

     2. Суффикс «к» со значением «уменьшительности, малости»

    3

    Ручеёк

    Появляется, «темнея на голубом»

    1.Глагол «начинался» со значением «начала», «истока».

    2.Эпитет «первый ручеёк».

    3. Суффикс «ёк» со значением «уменьшительности, малости»

     

    Цветущая летняя пора

    пышность растительности, обилие, разнообразие её

    1. Повтор слова «разные». 2.Метафора: «выросли травы». 3.Цветовая характеристика непроницаемой осоки: «темно-зелёная густота». 4.Существительные с       уменьшительно-ласкательным суффиксом «-к-»:  «с колосками, и шишечками, и шейками разных цветов»

    4

    Берёзки

    Обозначены действия

    1.Олицетворения «берёзки оделись», «берёзки разоделись». 2.Метафора « берёзки утопают … в высокой траве»

    5

    Ручей

    Обозначены действия

    Метафоры:  1. «Много, много воды утекло из ручья»,                                2.«Ручей зарос в тёмно-зелёной густоте непроницаемой осокой», 3.Повтор слова «много, много»

    -Можно ли сказать, что Пришвин – внимательный наблюдатель мира природы и размышляющий повествователь?  (Да, он описывает природу вокруг ручья, рисует перемену, которая произошла в пейзаже. В описании ранней весны подчёркивается значение начала, истока: первая весна, первый ручеёк, глагол «начинался». Характерны суффиксы со значением малости. А в описании летней поры подчёркнута пышность растительности, её обилие, разнообразие. Опора на олицетворения и метафоры.)

     Текст называется «У ручья».

     - Какой образ он особо выделяет и почему?  (Образ ручья, потому что он из ручейка превратился в ручей, из которого «много, много воды утекло», автор даже не знает, есть ли там вода. Он смотрит, наверное, туда, где ручей и думает.)

    - А почему не видно ручья? ( А потому, что его скрывает пышная зелень, даже не видно, есть ли там вода ).

    - Но почему мы всё-таки уверены, что ручей жив?

    ( Он не иссяк, его просто не видно на поверхности. Но мы видим, что природа питается этим животворящим ручьём: кругом красота, зелень, пышное цветение. Можно и так жить, внешне себя не выказывая ).

    - Только ли о природе размышляет Пришвин?

    -Чтение 2-ой части.

             Пейзажный образ ручья становится метафорическим выражением жизни человеческой души.

     Это рассуждение, причём рассуждение на основе описания. Для смысла важнее 2-ая часть, хотя она совсем коротенькая. Прочитайте ещё раз эпиграф.

    - Как вторая часть подключается к первой? ( «И так точно было со мной в это время» ).

     –Как так точно было ему в это время? (Душа устала, как бы иссякла, как ручей, истомилась, кажется, нет сил больше жить, видимо, сейчас трудный период в жизни писателя…

     Но, несмотря ни на что, душа жива! Есть желание жить! В душе сохранилось живое чувство!)

    - Расшифруйте метафоры:

    Номер

                  Метафора

          (двуплановый образ)

              Расшифровка

    1

    «Сколько воды утекло с тех пор, как мы расстались»

    Прошло много времени, как автор расстался с ручьём ранней весной

    2

    «Много, много воды утекло из ручья»

    Много перемен произошло в жизни человека

    3

    «Сам ручей до того зарос в тёмно-зелёной густоте непроницаемой осокой, что не знаю, есть ли ещё в нём теперь хоть сколько-нибудь воды»

    Как не видна жизнь ручья средь густой зелени, но он жив, неиссякаем и безостановочен в своём движении,  так и «ручей души моей» (это жизнь души, живое чувство, сохранившееся в ней)  не виден внешне,  но он жив

    -В чём смысл этого рассказа?

      (1. Не судите по внешнему виду никого и ничто.  2. Душа- это источник жизни, не видный внешне. 3.Нужно уметь справляться с трудностями, чтоб никто и не догадался, что творится в твоей душе. 4. Что у тебя на душе – это никого не волнует, главное, чтобы ты сам знал, что  всё сможешь побороть, так как «ручей души моей всё ещё жив». 5.В том, чтобы мы  почаще всматривались в природу, – она поможет нам яснее увидеть, узнать, понять себя.)

    Учитель:  Согласимся со словами М.М.Пришвина: «Но я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».

    4. Домашнее задание:  Сочинение « Как я понял (а) рассказ М.М.Пришвина «У ручья»: передать впечатление от рассказа и представить его осмысление, опираясь на художественно-образную основу.                      

    Спасибо всем!

                                                   Источник:

    Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 5 класс. 2-е издание.- М.: Московский Лицей, 2002., стр.92-93.

    Приложения к уроку

                                           1.  Сообщение о М.М.Пришвине

            Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января 1873 года недалеко от города Ельца Орловской губернии в купеческой семье. Как водилось тогда – сначала была учёба в гимназии, затем в реальном училище в Тюмени, потом в политехникуме в Риге, учился и за границей – в Германии на агрономическом факультете.  

          … Ходил на службу.  Как агроном написал книгу о картофеле. Но… прославился как писатель. Перечислю только некоторые книги писателя: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком», «Лесная капель», «Жень-шень», «Глаза земли»  и др. Пришвин оставил нам ещё дневниковые записи.

           Умер М.Пришвин 16 января 1954года. А его произведения до сих пор учат нас пониманию природы, делая нас чище и лучше.

    2.Своеобразие поэтической манеры М.М.Пришвина.

    1. Целый ряд рассказов Пришвина представляет художественный образ на основе описания.  Поэтому, чтобы понять суть рассказа, необходимо внимание к описанию.
    2. Он всегда достоверен. Если он написал, что на лесной опушке пахло мятой, - значит, там действительно пахло мятой.
    3. 3.В то же время его видение природы поэтично. Даже в шутку называл свои короткие зарисовки природы поэмами.  Значит,  это высокая поэзия.
    4. Он мастер не бросающихся в глаза деталей и подробностей. Это говорит о внимательном разглядывании природы.

    3.Таблица для учащихся

    Номер

    Предметы

    Как представлены

       Какими средствами создаётся образ

     

    Ранняя весна

    Подчёркнуто значение начала, истока

    Эпитет «                                       ».

    1

    Снег

    Обозначен

    Слово, несущее цвет: «            

                       ».                                                                                    

    2

    Берёзка

    Лишь названа

    1.Указательное местоимение с предлогом «                               ». 2.Суффикс «      »  со значением  «уменьшительности,   малости».          

    3

    Ручеёк

    Появляется, «темнея на голубом»

    1.Глагол  «                                  » со значением «начала, истока» .  2.Эпитет «                                   ».                                     3.Суффикс «       » со значением «уменьшительности, малости».

     

    Цветущая летняя пора

    Пышность растительности, обилие, разнообразие её

    1.Повтор слова «                           » .     2. Метафора «                                ». 3.Цветовая характеристика непроницаемой осоки: «                

                                                        ».

    4.Существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом «к» : «                          

                                     

                                                            ».

                                                                                                                                   

    4

    Берёзки

    Обозначены действия

    1.Олицетворения: «                                      

     

                                                         ».

    2.Метафора: «                                

                                                         

                                                           ».

    5

    Ручей

    Обозначены действия

    Метафоры:  1.«Много, много          

                                                         », 2. «Ручей                                          

                                                          », 3. Повтор слова «                            

                       ».

    4. Расшифруйте метафоры (для учащихся)

    Номер

                  Метафора

          (двуплановый образ)

              Расшифровка

    1

    «Сколько воды утекло с тех пор, как мы расстались»

    2

    «Много, много воды утекло из ручья»

    3

    «Сам ручей до того зарос в тёмно-зелёной густоте непроницаемой осокой, что не знаю, есть ли ещё в нём теперь хоть сколько-нибудь воды»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок чтения в 5 классе на тему "Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука «Слепой домик»

    Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

    Урок-исследование по литературе в 11 классе. Изучение литературы XXI века в 11 классе. Анализ рассказа Л.Петрушевской «Гигиена».

    К началу ХХI века споры о постмодернизме завершились. Постмодернизм вступил в свои права, потому что это не только литература, но и философия, и окружающая действительность. Общество вступило в постин...

    Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.

    Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу  Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА:  Тема праведничес...

    Комплексный анализ рассказа В. Астафьева "Приветное слово". Урок по развитию речи в 8 классе

    Автор материала подробно анализирует рассказ-миниатюру В.Астафьева, а также прилагает конспект урока по развитию речи...

    Технологическая карта открытого урока по рассказу С. Василенко «Суслик». Конспект урока.11 класс.

    Класс: 11Предмет: ЛитератураТема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).Время проведения: 1 урокТип урока: комби...