Главные вкладки

    Комплексный анализ рассказа В. Астафьева "Приветное слово". Урок по развитию речи в 8 классе
    методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

    Есина Ирина Юрьевна

    Автор материала подробно анализирует рассказ-миниатюру В.Астафьева, а также прилагает конспект урока по развитию речи

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Комплексный анализ рассказа В.Астафьева «Приветное слово»

    Приветное слово

    Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.

    Иду. Кашляю… Надо мной пустынно шумят берёзы, никак не разрождающиеся листом, серёжками лишь обвешанные и щепотками зелёных почек осенённые. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.

    Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трёхколёсном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.

    - Дляствуй, дядя! – сияя чёрнущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.

    «Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко моё!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.

    Мать в синем плащике, наглухо застёгнутом, поравнявшись со мной, устало улыбнулась:

    - Ей пока ещё все люди – братья!

    Оглянулся – мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всему радуется.

    Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче.

                                                                                       

     Самый ничтожный предмет может быть избран стихотворцем; критике нет нужды  разбирать, что стихотворец описывает, но как описывает. Пушкин

                         .

    Читаю рассказ Виктора Астафьева «Приветное слово». Рассказ маленький, на половину печатного листа – миниатюра. Для меня это значит, что в каждой клеточке текста я встречу сгусток эмоций, уплотненную, спрессованную мысль. Они задают ритмический рисунок текста, помогающий читателю пережить взлеты и падения настроения автора, понять  движение его мысли.

    Начинается текст с двух односоставных безличных нераспространенных предложений: «Холодно. Ветрено». Отсутствие второстепенных членов, использование в качестве сказуемых слов категории состояния приобщает читателя к  унылой   атмосфере рассказа, пробуждает узнавание поры в конце весны, когда по прихоти природы зима «засиделась», не хочет отдавать свои права весне. Описание берез в лесу дополняет картину. Они «пустынно шумят»: эпитет «пустынно», т.е. «глухо, отдаленно», напоминает о безжизненности пейзажа. Это дорисовывают и три однородных   причастных оборота, стоящих после определяемого слова «березы» (никак не разрождающиеся листом, сережками лишь обвешанные и  щепотками зеленых почек осененные): прием инверсии  помогает выразить главное – природа мертва.

    Сопричастен этому настроению природы и повествователь – человек немолодой и нездоровый. Прогулка явно не доставляет ему удовольствия. Скорее всего, он сосредоточен на своих физических ощущениях. Глагол движения «иду» (второй абзац также открывается односоставными нераспространенными предложениями: использован прием синтаксического параллелизма) «заторможен» глаголом «кашляю». Мрачное настроение порождает мысли о конце света. Это согласуется с началом текста, образует как бы кольцевую композицию.

    Во второй части рассказа говорится об обычной, повседневной, ничем внешне не привлекательной ситуации: встрече рассказчика с девочкой, катающейся на велосипеде, и ее мамой на лесной тропинке. Но как меняется тональность повествования! Оно наполняется живым, энергичным движением, яркими красками и светом. Девочка в красной куртке и в красной шапочке, сияет чернущими глазами, мать в синем плащике. Непогожий день сразу становится разноцветным, осененным  радостью. Это впечатление не портит  даже наглухо застегнутый плащ матери, ее усталая улыбка.

    Ключевые слова в этом отрывке – глаголы движения: чешет (разг.) – шурует (разг.) – мчится (нейтр.) Как разговорные, слова «чешет» и «шурует» употреблены в переносном значении. Глаголы образуют синонимический ряд, имеют разную стилистическую окраску. Это создает непринужденность речи, вносит в нее эмоциональность и оценочность. Герой заражается детской энергией, невольно втянут в развлечение девочки. В некотором смысле слово «иду» в первой части является контекстуальным антонимом к глаголам во второй части: медленное, затрудненное движение противопоставлено быстрому, стремительному, без остановки, без отдыха…

    Текст оживлен диалогом. Детская речь передается фонетически точно, это вызывает улыбку, чувствуется умиленное отношение писателя к ребенку. Девочка не выговаривает звук «р», но в словах автора, следующих за репликой, сделана аллитерация на «р» (чернущими, кричит, шурует). Этот звуковой повтор встречается часто до конца текста (здравствуй, поравнявшись, братья, распахнутой, красной и т.д.). В этом мне видится сознательная авторская установка: смена настроения подчеркнута на фонетическом уровне. Можно заметить, что ассонансы на «о, э, у» в первой части сменяются ассонансами на «а, и, у» во второй части рассказа.

    Сам диалог интересен тем, что в нем участвуют три лица, но только двое – девочка и её мать - произносят реплики вслух, герою миниатюры хочется крикнуть, но он не успевает. Есть в этом определенный художественный эффект, помогающий заглянуть в его душу, нарисовать его внутренний портрет («Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко моё!»). Это человек, открытый миру, приветливый, ласковый, готовый к отклику (ему хочется КРИКНУТЬ). Поэтому к нему обращается мать девочки: «Ей пока еще все люди – братья!».

    Не это ли связывает героев рассказа? Не это ли мечта самого автора, то, ради чего написан этот рассказ? Автор убежден, что детям присуще всему радоваться, распахивать свою душу миру и людям, приветствовать всех. Название рассказа – «Приветное слово» - оказывается неслучайным. Прилагательное «приветный», скорее всего, образовано от глагола «приветить», то есть отнестись к кому-то любезно, с вниманием, обогреть душевным теплом. Приветное слово облегчило душу, подарило ей радость, вселило надежду.

    Читая рассказ, ты не остаёшься в стороне. Сразу втягиваешься в ситуацию: о прошлом рассказывается так, будто это происходит сейчас - с этой целью автор использует глаголы настоящего времени (иду, думается, чешет….). Благодаря тонкой наблюдательности писателя,  активно работает образная память: «…березы, щепотками зелёных почек осененные». А главное – миниатюра написана таким образом, что невозможно не согласиться с мыслью В.Астафьева: человеку действительно не много надо.

    Урок развития речи в восьмом классе по рассказу В.Астафьева

     «Приветное слово»

    1.Рассказ об авторе и краткая беседа о заглавии рассказа (смысловая ориентировка при восприятии сообщения).

    Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) – прозаик, эссеист. Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Енисейской губернии. Рано остался без семьи, детство провел с бабушкой, а затем был направлен в детский дом. Воспоминания детства для писателя – самые яркие, незабываемые.

    В 1942 году добровольцем ушел на фронт. До конца войны был рядовым солдатом. Награжден за отвагу и мужество.

    После войны поселился в городе Чусовой Пермской области. Сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на мясокомбинате. Серьезно интересовался литературой, был членом литературного кружка.

    Первый рассказ «Гражданский человек» был напечатан в 1951 году. Четыре года работал в газете «Чусовской рабочий». В 1951 году вышла его первая книга – «До будущей весны».

    Автор романов «Тают снега», «Прокляты и убиты», повестей «Стародуб», «Последний поклон», «Так хочется жить», «Васюткино озеро», «Царь-рыба» и др. В них Астафьев затрагивает самые острые проблемы, поворачивает их к читателю в необычном ракурсе, дает смелые ответы на вопросы современной жизни.

    Жизнь писателя была непростой, но он не впал в отчаянье, не озлобился, не потерял веры в добро и правду, бескорыстие и справедливость. Заглавие рассказа – «Приветное слово» - отражает взгляд на мир В.Астафьева.

    2. Чтение рассказа учителем или подготовленным учеником.

    3. Анализ прочитанного текста:

    - Сколько в тексте частей?

    - Найдите в каждой части текста ключевые слова. Одинаковы ли они по эмоциональной окраске?

    - Дайте характеристику предложений, с которых начинается первый и второй абзацы текста? С какой целью использует их автор?

    - Найдите описание берёз? В чём авторская изюминка этого описания?

    - Определите роль союза «но» в третьем абзаце. Какие приемы помогают увидеть смену настроения?

    - Какие синонимы к глаголу «мчится» можно найти в тексте? Определите их стилистическую окраску. Зачем автор употребляет в тексте слова разной стилистической окраски?

    - Использует ли автор антонимы?

    - Какова роль диалога в тексте? Зачем речь девочки передается фонетически точно?

    - Найдите слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Как они вливаются в контекст? В каком слове нарушены нормы словообразования?

    - Почему герой рассказа произносит реплику мысленно?

    - Известно, что Астафьев придавал большое значение звучанию текста, обращал внимание на «слуховую реакцию» читателя, слушателя. Есть ли в рассказе приемы, заставляющие текст зазвучать?

    - Что связывает героев рассказа? (Реплика матери: «Ей пока еще все люди – братья» - христианская по своему происхождению – означает родство по духу, радушие, дружелюбие, сердечность, открытость. Это смысловой центр миниатюры)

    - Как вы понимаете значение слова «приветный»? Почему рассказ называется «Приветное слово»? (Стоит заметить, что слово «приветный» в Толковом словаре русского языка Ушакова дается с пометкой поэт., устар. Возникает своеобразный диалог между словами матери и этим словом. Его поэтическая окраска подтверждается примерами из стихотворений Пушкина и Лермонтова: «Мой внук услышит ваш приветный шум (о шуме сосен)» (Пушкин); «Приветный взгляд очей» (Лермонтов). Проблема, которую поднимает Астафьев, вне времени, она жизненно важная: это соблюдение норм нравственности, понимание доброты, гуманизма сегодня, когда все труднее и труднее сопротивляться современному миру, его морали, устоям, сохранять в себе детское чувство любви к миру и к людям. Есть близкий синоним этого слова – приветливый. Оно общеупотребительное, часто используется в речи (приветливая улыбка, приветливая хозяйка). Выбор слова «приветный» не случаен и с этой точки зрения).

    - Подберите как можно больше синонимов к слову «приветный». Добавьте в синонимический ряд слова витлявый (диалект.), вожеватый и уветливый (устар.). При наличии времени можно объяснить этимологию этих слов. Слово «витлявый» с пометкой «вологодское» в словаре Даля образовано от древнерусского «вет» - совет, слово – и имеет родственную связь со словом «вития». Одно из его значений – беседливый, убеждающий словом. «Вожеватый» (от водить) – тот, кто умеет водиться с людьми, обходительный, занимательный собеседник. «Уветливый» (от увещевать: усовещивать, наставлять, уговаривать к добру, поучать советами) – приветливый, ласково уговаривающий.

    - Какой тип речи использует автор? Назовите стилистическую принадлежность текста.

    После анализа содержания производится орфографический и пунктуационный разбор. Возможные вопросы и задания:

    - Объяснить выбор –н- и –нн- в словах: ветрено, пустынно, обвешанные, осененные, вытоптанной, по весеннему (березняку).

    - Объяснить правописание безударных личных окончаний глаголов, -тся- в глаголах.

    - Найти слова с приставкой при-. Можно ли объяснить выбор приставки в них?

    - Объяснить раздельное написание «не»: не разрождающиеся, не успеваю.

    - Найти слово с чередующейся гласной в корне, выбор которой объясняется лексическим значением корня.

    - Почему в предложении «Ей пока все люди – братья» стоит тире?

    - Объясните знаки препинания в диалоге.

    - Найти обращения. Объяснить постановку знаков препинания. Какова роль обращений?

    - Назовите предложения с обособленными определениями и обособленным обстоятельством. Назвать условия их обособления.

    - Найти предложения с однородными членами, составить их схемы.

    - Объяснить роль многоточия в предложении.

    4. После анализа текста можно предложить ученикам следующие задания:

    - Перескажите текст письменно, ответьте на вопрос: «Как вы понимаете финал рассказа: «Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе»? (В сильном классе можно пересказывать от третьего лица).

    - Выразите свое отношение к проблеме, которую затрагивает автор. Свою точку зрения аргументируйте.

                                                                                               Есина Ирина Юрьевна, школа № 1280


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок развития речи в восьмом классе по рассказу В.Астафьева «Приветное слово»

    Слайд 2

    (1924-2001) Виктор Петрович Астафьев

    Слайд 5

    Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) – прозаик, эссеист. Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Енисейской губернии. Рано остался без семьи, детство провел с бабушкой, а затем был направлен в детский дом. Воспоминания детства для писателя – самые яркие, незабываемые .

    Слайд 8

    В 1942 году добровольцем ушел на фронт. До конца войны был рядовым солдатом. Награжден за отвагу и мужество.

    Слайд 9

    После войны поселился в городе Чусовой Пермской области. Сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на мясокомбинате. Серьезно интересовался литературой, был членом литературного кружка. Первый рассказ «Гражданский человек» был напечатан в 1951 году. Четыре года работал в газете «Чусовской рабочий». В 1951 году вышла его первая книга – «До будущей весны ».

    Слайд 10

    Автор романов «Тают снега», «Прокляты и убиты», повестей «Стародуб», «Последний поклон», «Так хочется жить», « Васюткино озеро», «Царь-рыба» и др. В них Астафьев затрагивает самые острые проблемы, поворачивает их к читателю в необычном ракурсе, дает смелые ответы на вопросы современной жизни.

    Слайд 11

    Жизнь писателя была непростой, но он не впал в отчаянье, не озлобился, не потерял веры в добро и правду, бескорыстие и справедливость. Заглавие рассказа – «Приветное слово» - отражает взгляд на мир В.Астафьева . Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес. Иду. Кашляю… Надо мной пустынно шумят берёзы, никак не разрождающиеся листом, серёжками лишь обвешанные и щепотками зелёных почек осенённые. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света. Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трёхколёсном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом. - Дляствуй , дядя! – сияя чёрнущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.

    Слайд 13

    «Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко моё!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю. Мать в синем плащике, наглухо застёгнутом, поравнявшись со мной, устало улыбнулась: - Ей пока ещё все люди – братья! Оглянулся – мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всему радуется. Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе.

    Слайд 14

    Комплексный анализ рассказа В.Астафьева «Приветное слово» Самый ничтожный предмет может быть избран стихотворцем; критике нет нужды разбирать , что стихотворец описывает, но как описывает. А.Пушкин

    Слайд 15

    Читаю рассказ Виктора Астафьева «Приветное слово». Рассказ маленький, на половину печатного листа – миниатюра. Для меня это значит, что в каждой клеточке текста я встречу сгусток эмоций, уплотненную, спрессованную мысль. Они задают ритмический рисунок текста, помогающий читателю пережить взлеты и падения настроения автора, понять движение его мысли. Начинается текст с двух односоставных безличных нераспространенных предложений: «Холодно. Ветрено». Отсутствие второстепенных членов, использование в качестве сказуемых слов категории состояния приобщает читателя к унылой атмосфере рассказа, пробуждает узнавание поры в конце весны, когда по прихоти природы зима «засиделась», не хочет отдавать свои права весне. Описание берез в лесу дополняет картину. Они «пустынно шумят»: эпитет «пустынно», т.е. «глухо, отдаленно», напоминает о безжизненности пейзажа. Это дорисовывают и три однородных причастных оборота, стоящих после определяемого слова «березы» (никак не разрождающиеся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные): прием инверсии помогает выразить главное – природа мертва.

    Слайд 16

    Сопричастен этому настроению природы и повествователь – человек немолодой и нездоровый. Прогулка явно не доставляет ему удовольствия. Скорее всего, он сосредоточен на своих физических ощущениях. Глагол движения «иду» (второй абзац также открывается односоставными нераспространенными предложениями: использован прием синтаксического параллелизма) «заторможен» глаголом «кашляю». Мрачное настроение порождает мысли о конце света. Это согласуется с началом текста, образует как бы кольцевую композицию.

    Слайд 17

    Во второй части рассказа говорится об обычной, повседневной, ничем внешне не привлекательной ситуации: встрече рассказчика с девочкой, катающейся на велосипеде, и ее мамой на лесной тропинке. Но как меняется тональность повествования! Оно наполняется живым, энергичным движением, яркими красками и светом. Девочка в красной куртке и в красной шапочке, сияет чернущими глазами, мать в синем плащике. Непогожий день сразу становится разноцветным, осененным радостью. Это впечатление не портит даже наглухо застегнутый плащ матери, ее усталая улыбка.

    Слайд 18

    Ключевые слова в этом отрывке – глаголы движения: чешет (разг.) – шурует (разг.) – мчится ( нейтр .) Как разговорные, слова «чешет» и «шурует» употреблены в переносном значении. Глаголы образуют синонимический ряд, имеют разную стилистическую окраску. Это создает непринужденность речи, вносит в нее эмоциональность и оценочность . Герой заражается детской энергией, невольно втянут в развлечение девочки. В некотором смысле слово «иду» в первой части является контекстуальным антонимом к глаголам во второй части: медленное, затрудненное движение противопоставлено быстрому, стремительному, без остановки, без отдыха…

    Слайд 19

    Текст оживлен диалогом. Детская речь передается фонетически точно, это вызывает улыбку, чувствуется умиленное отношение писателя к ребенку. Девочка не выговаривает звук «р», но в словах автора, следующих за репликой, сделана аллитерация на «р» ( чернущими , кричит, шурует). Этот звуковой повтор встречается часто до конца текста (здравствуй, поравнявшись, братья, распахнутой, красной и т.д.). В этом мне видится сознательная авторская установка: смена настроения подчеркнута на фонетическом уровне. Можно заметить, что ассонансы на «о, э, у» в первой части сменяются ассонансами на «а, и, у» во второй части рассказа.

    Слайд 20

    Сам диалог интересен тем, что в нем участвуют три лица, но только двое – девочка и её мать - произносят реплики вслух, герою миниатюры хочется крикнуть, но он не успевает. Есть в этом определенный художественный эффект, помогающий заглянуть в его душу, нарисовать его внутренний портрет («Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко моё!»). Это человек, открытый миру, приветливый, ласковый, готовый к отклику (ему хочется КРИКНУТЬ). Поэтому к нему обращается мать девочки: «Ей пока еще все люди – братья!».

    Слайд 21

    Не это ли связывает героев рассказа? Не это ли мечта самого автора, то, ради чего написан этот рассказ? Автор убежден, что детям присуще всему радоваться, распахивать свою душу миру и людям, приветствовать всех. Название рассказа – «Приветное слово» - оказывается неслучайным. Прилагательное «приветный», скорее всего, образовано от глагола «приветить», то есть отнестись к кому-то любезно, с вниманием, обогреть душевным теплом. Приветное слово облегчило душу, подарило ей радость, вселило надежду.

    Слайд 22

    Читая рассказ, ты не остаёшься в стороне. Сразу втягиваешься в ситуацию: о прошлом рассказывается так, будто это происходит сейчас - с этой целью автор использует глаголы настоящего времени (иду, думается, чешет….). Благодаря тонкой наблюдательности писателя, активно работает образная память: «…березы, щепотками зелёных почек осененные». А главное – миниатюра написана таким образом, что невозможно не согласиться с мыслью В.Астафьева : человеку действительно не много надо.

    Слайд 23

    Вопросы и задания к анализу прочитанного текста

    Слайд 24

    - Сколько в тексте частей ? - Найдите в каждой части текста ключевые слова. Одинаковы ли они по эмоциональной окраске?

    Слайд 25

    - Дайте характеристику предложений, с которых начинается первый и второй абзацы текста? С какой целью использует их автор? - Найдите описание берёз? В чём авторская изюминка этого описания? - Определите роль союза «но» в третьем абзаце. Какие приемы помогают увидеть смену настроения?

    Слайд 26

    - Какие синонимы к глаголу «мчится» можно найти в тексте? Определите их стилистическую окраску. Зачем автор употребляет в тексте слова разной стилистической окраски ? - Использует ли автор антонимы?

    Слайд 27

    - Какова роль диалога в тексте? Зачем речь девочки передается фонетически точно? - Найдите слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Как они вливаются в контекст? В каком слове нарушены нормы словообразования? - Почему герой рассказа произносит реплику мысленно?

    Слайд 28

    - Известно, что Астафьев придавал большое значение звучанию текста, обращал внимание на «слуховую реакцию» читателя, слушателя. Есть ли в рассказе приемы, заставляющие текст зазвучать?

    Слайд 29

    Что связывает героев рассказа? (Реплика матери: «Ей пока еще все люди – братья» - христианская по своему происхождению – означает родство по духу, радушие, дружелюбие, сердечность, открытость. Это смысловой центр миниатюры ) Как вы понимаете значение слова «приветный »? Подберите как можно больше синонимов к слову «приветный ».

    Слайд 30

    Стоит заметить, что слово «приветный» в Толковом словаре русского языка Ушакова дается с пометкой поэт., устар. Возникает своеобразный диалог между словами матери и этим словом. Его поэтическая окраска подтверждается примерами из стихотворений Пушкина и Лермонтова: «Мой внук услышит ваш приветный шум (о шуме сосен)» (Пушкин); «Приветный взгляд очей» (Лермонтов). Проблема, которую поднимает Астафьев, вне времени, она жизненно важная: это соблюдение норм нравственности, понимание доброты, гуманизма сегодня, когда все труднее и труднее сопротивляться современному миру, его морали, устоям, сохранять в себе детское чувство любви к миру и к людям. Есть близкий синоним этого слова – приветливый. Оно общеупотребительное, часто используется в речи (приветливая улыбка, приветливая хозяйка). Выбор слова «приветный» не случаен и с этой точки зрения.

    Слайд 31

    Добавьте в синонимический ряд слова витлявый (диалект.), вожеватый и уветливый (устар.). При наличии времени можно объяснить этимологию этих слов. Слово « витлявый » с пометкой «вологодское» в словаре Даля образовано от древнерусского « вет » - совет, слово – и имеет родственную связь со словом «вития». Одно из его значений – беседливый , убеждающий словом. « Вожеватый » (от водить) – тот, кто умеет водиться с людьми, обходительный, занимательный собеседник. «Уветливый» (от увещевать: усовещивать, наставлять, уговаривать к добру, поучать советами) – приветливый, ласково уговаривающий.

    Слайд 32

    - Какой тип речи использует автор? Назовите стилистическую принадлежность текста . Обоснуйте свой выбор.

    Слайд 33

    Орфографический и пунктуационный разбор текста

    Слайд 34

    - Объяснить выбор –н- и – нн - в словах: ветрено, пустынно, обвешанные, осененные, вытоптанной, по весеннему (березняку). - Объяснить правописание безударных личных окончаний глаголов, - тся - в глаголах. - Найти слова с приставкой при-. Можно ли объяснить выбор приставки в них? - Объяснить раздельное написание «не»: не разрождающиеся, не успеваю. - Найти слово с чередующейся гласной в корне, выбор которой объясняется лексическим значением корня.

    Слайд 35

    - Почему в предложении «Ей пока все люди – братья» стоит тире? - Объясните знаки препинания в диалоге. - Найти обращения. Объяснить постановку знаков препинания. Какова роль обращений? - Назовите предложения с обособленными определениями и обособленным обстоятельством. Назвать условия их обособления. - Найти предложения с однородными членами, составить их схемы. - Объяснить роль многоточия в предложении.

    Слайд 36

    Задания к тексту - Перескажите текст письменно, ответьте на вопрос: «Как вы понимаете финал рассказа: «Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе»? (В сильном классе можно пересказывать от третьего лица). - Выразите свое отношение к проблеме, которую затрагивает автор. Свою точку зрения аргументируйте.

    Слайд 37

    Разработка урока сделана учителем русского языка и литературы Есиной И.Ю.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку по развитию речи. 6 класс

    Презентация иллюстрирует подготовку учащихся 6 класса к написанию сочинения - описания с использованием языковых художественных средств...

    Урок по развитию речи, 8 класс

    Изложение с элементами сочинения для 8 класса...

    Урок по развитию речи, 5 класс.

    Урок по развитию речи, 5 класс. "Я пишу тебе письмо"....

    Конспект урока по развитию речи. 4 класс ."Петя и волки".

    формировать умение составлять связный рассказ из деформированного текста...

    конспект урока по развитию речи 3 класс: Дикие дивотные: ёж

    На  уроке необходимо  пополнить знания детей   о внешнем виде  ежа, его повадках;   развивать словарный запас детей через многозначность слова "иголка"...

    Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)

    Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...

    Конспект урока по развитию речи 3 класс II отделение Составление рассказа по картинкам

    УРОК: Развитие речиУЧИТЕЛЬ: Сивохо А.С.КЛАСС:  3 «Б» 2 отделениеДАТА: 14 марта 2018 гУЧЕБНИК:  ТЕМА: Составление рассказа  по картинкамТИП УРОКА: урок усвоения новых з...