Урок по развитию речи, 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Федина Наталья Михайловна

Урок по развитию речи, 5 класс. "Я пишу тебе письмо".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока.

1.ФИО.  Федина Наталья Михайловна.

2. Место работы. МОУ «Кашинская ООШ»
3. Должность. Учитель русского языка и литературы.

4. Предмет. Русский язык.

5. класс.  5 класс.

6. Тема урока.  Я пишу тебе письмо.

7. Базовый учебник. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов,  Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В. Ладыженская. Русский язык: 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. 2 издание. – М.: Просвещение, 2013. – 191с.

Цели урока:

  • показать учащимся, что письмо имеет свою структуру и стилистические особенности;
  • доказать важность переписки в жизни людей;
  •  возрождать российские традиции эпистолярного жанра;
  •  развивать устную и письменную речь учащихся.

Задачи урока:

  • закрепить  правила постановки знаков препинания при обращениях;
  • научить писать письма родным и близким;
  • прививать культуру письменной речи;
  • развивать  мышление и кругозор;
  • воспитывать уважительное отношение  к окружающим людям;
  • проводить профориентацию и пропаганду почтового дела.

Предварительная работа учителя:

  • составить план урока;
  • провести экскурсию  в сельское почтовое отделение;
  • подобрать литературу по теме урока;
  • распределить между учащимися темы сообщений;
  • подготовить раздаточный материал;
  • подготовить наглядность (письма из различных стран, рисунки, фотографии).

Предварительная работа учеников:

  • приготовить к уроку два конверта, карточки, расчерченные как конверт, листочки почтовой бумаги, адреса родных и близких;
  • подготовить сообщение по теме, предложенной учителем;
  • оформить выставку литературы по тем урока;
  • оформить витрину  «музея на  один урок»  «География переписки»;
  • нарисовать рисунок на  тему «Письмо само никуда не пойдет»;
  • инсценировать отрывок рассказа А.П.Чехова «Ванька»;
  • подготовить мини-презентацию коллекции почтовых открыток.

Наглядность и ТСО

  • выставка рисунков «Письмо само никуда не пойдет»;
  • компьютер и DVD.

Литература к уроку:

  • А.Алексин  «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле»
  • С.Вангели «Почтальон»
  • Ж. Верн «Дети капитана Гранта»
  • Л.Давыдычев «Жизнь Ивана Семенова»
  • Конан Дойл «Пляшущие человечки»
  • Джек Лондон «Сердца трех»
  • К.Д.Ушинский «Сумка почтальона»
  • «Речь, речь, речь» Книга для учителя. Под редакцией Т.А.Ладыженской  
  • А.П.Чехов «Ванька»

                                                                   Ход урока:              

                                               Письмо само никуда не пойдет,

                              Но в ящик  его опусти,

                                                     Оно пробежит, пролетит, проплывет

                                                            Тысячи верст пути.

                                                                       С. Маршак

  1. Инсценирование отрывка из  рассказа А.П.Чехова «Ванька»
  2. Работа по карточке № 1

В рассказе А.П.Чехова «Ванька»  девятилетний мальчик, отданный в ученье к  сапожнику, написал письмо дедушке, вложил его в конверт и вывел на нем адрес: «На деревню дедушке».

Мог ли дедушка получить письмо? Почему?

3. Работа по карточке № 2

В повести Л.Давыдычева «Жизнь Ивана Семенова» высмеивается второклассник  Иван Семенов. Он не любит учиться и жизнь для него – сплошная мука. Однажды он решил бросить учебу и попроситься на пенсию. Весь вечер трудился Иван над заявлением. А заявление положил в конверт, на котором написал:

Столица Москва

Вминистерствонасчет

Пеньсии ат Ивана

Семенова сприветом

Квам заивление

Можно ли эту запись назвать  адресом? Что вы посоветуете Ивану?

4. Чтобы письмо дошло до адресата надо правильно подписать адрес

Что для этого нужно знать?

Подпишите правильно на макете конверта свой адрес, адрес друга и адрес родственника. Не забывайте имена собственные писать с большой буквы.

Учитель определяет кто красивее, аккуратнее и грамотнее подпишет адрес, победителю вручается почтовая  открытка.

5. Сообщение учащегося о  новгородской почте

Письма люди стали писать очень давно. В Новгороде археологи нашли письма на берёсте: их писали друг другу новгородцы еще в 10 веке. Такие письма ученые  называют берестяными грамотами.

6. Сообщение учащегося о космической почте

Первые письма  в космос были доставлены на борт космического корабля «Союз-4», космическими почтальонами стали летчики-космонавты Евгений  Хрунов и Алексей Елисеев, прилетевшие на космическом корабле «Союз-5». Министерство связи выпустило  к этому полету  специальный конверт. Место и время  вручения письма отметил  космонавт В.Шаталов: «Борт корабля «Союз-4» 16.01.69.» В настоящее время конверт находится  на выставке в Центральном музее  связи имени А.С.Попова в Петербурге.

7. Составляем  почтовый словарь

Адресат, отправитель, получатель, марка, конверт, штемпель, почтовый,  открытка, бандероль, сургуч, посылка, телеграмма,  почтальон.

Победителю конкурса словарей  вручается почтовая  открытка.

8. Экскурсия в «музей одного урока»

Ребята проводят экскурсию, рассказывают о самых интересных экспонатах.

9. Сообщение учащихся о видах писем и почтовых отправлений

      Узелковое письмо – для узелкового  письма брали толстую веревку и к ней привязывали, как бахрому, тоненькие разноцветные шнурки разной длины. На этих шнурках и завязывались узелки. Чем ближе к толстой веревке  располагался узелок, тем важнее  вещь, о которой он говорил. Цвет тоже имел значение. Черный – смерть, белый -  мир, красный – война, зеленый – хлеб. Если узел не был окрашен, он обозначал число. Простые узлы – десятки,  двойные – сотни, тройные – тысячи.  Прочитать такое письмо было нелегко. Нужно было обращать внимание на  толщину шнурков,  на то, как завязан узел,  какие узлы располагаются рядом. Перуанских детей, например, обучали узелковой грамоте в специальных школах.

 У  ирокезов узелковое письмо заменяли бусы  из морских разноцветных ракушек.

     Морские азбуки. Море – это целый особый мир. И поэтому и морские «письма» особые. Это, во-первых,  азбука Морзе, где буквы – это точки и тире.  Во флоте из цветных флажков тоже   составлена азбука. Флажки на мачте – это «письма», которыми обмениваются корабли. На море бытовал еще один вид «писем». Это письмо в бутылке.  Сигнал «SOS» вкладывали в бутылку, указывали координаты корабля и бросали в волны. Известны случаи, когда такую бутылку находили через десятилетия.

 

10. Зачем нужно писать письма

Письма играют очень большую роль в жизни людей. С их помощью люди общаются, хотя и живут очень далеко друг от друга. Письма многих писателей, художников, ученых, собранные в особые  книги  помогают лучше узнать, как они жили, как создавали  свои произведения, о чем думали, что их волновало.

Близкие люди узнают из писем домашние новости, ждут весточку от уехавших детей, пишут о своих чувствах, переживаниях, о значимых событиях.

11. Как правильно писать письмо

Письмо – это текст. Его нужно писать по особым правилам. Сейчас мы напишем письмо близкому человеку.  Для того  чтобы правильно выбрать  стиль письма посмотрите на карточку №3.  Какой текст предпочтет дедушка? Почему?

Кто лучше и правильнее ответил на вопрос, получает почтовую открытку.

Карточка №3

Дорогой дедушка!

Поздравляю тебя с днем рождения. Желаю тебе крепкого здоровья и успехов в работе. Твой внук Коля.

Мой дорогой-дорогой дедушка!

Поздравляю тебя с днем рождения. Я очень хочу, чтобы ты никогда не болел, чтобы почаще бывал у нас дома. И еще хочу, чтобы у тебя на работе все всегда получалось. А я постараюсь тебя не огорчать.

Целую и обнимаю тебя.

Твой внук Николай.

 

Если вы  давно хотели написать письмо или ответить на полученное  и до сих пор этого не сделали, возьмите ручку, чистый, аккуратный листок, приготовьте конверт  и сочините письмо по всем правилам. Не забудьте поставить дату и подпись.

Правила  написания  письма

  1. Для письма используйте чистый лист с ровными краями.
  2. На листе для письма оставляйте поля.
  3. Письмо  пишите разборчиво и аккуратно.
  4. Обращение в письме пишите в самом начале на отдельной строке.
  5. Дату и место, откуда отправлено письмо, пишите  сверху справа или внизу слева.
  6. Помните, что отвечать на письмо нужно как можно быстрее.

12. Практикум в написании писем (с использованием шаблонов)

У каждого на столе табличка с возможными частями текста.

Возможные части текста

Обращение

Мои дорогие…

Милые мои…

Уважаемый…

Родная…

Любимая…

Начальные фразы о состоянии переписки

Получил твоё письмо…

давно не было писем…

Сразу не ответил…

Основное содержание письма

Опишу вам, как идет жизнь…

Я хочу рассказать…

У меня много новостей, но  расскажу обо всём по-порядку…

Вопросы адресату

Как вы живете?

Как здоровье?

Что нового?

Благодарности

Спасибо за внимание…

Спасибо за то, что…

Просьба писать письма

Прошу вас писать письма

Прошу ответить  на мое письмо

С нетерпением буду ждать ответного письма…

Передача привета прощание дата, подпись

Передайте большой привет…

Крепко целую…

С уважением…

Ребята получают задание на дом дописать письмо на черновике, принести на проверку учителю или написать дома письмо другу и отослать его по почте.

В конце урока  проходит экскурсия  по личным коллекциям открыток.                        

 

Самоанализ урока

Предлагаемый урок является уроком развития речи. Он носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер. На мой взгляд, урок достиг поставленных целей , так как все этапы урока логически взаимосвязаны между собой.

Это урок усвоения новых знаний. Поэтому я думаю, что выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач.

Все задания контролировались и оценивались (самопроверка, взаимопроверка). Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения: словесные ( беседа, объяснение) , наглядные, практические ( самостоятельная работа), а также исследовательский метод изучения нового материала ( работа с учебником, со словарями, с научной литературой, экскурсия  по личным коллекциям открыток).

Прочному усвоению материала всей изучаемой темы способствовали задания на развитие памяти и  внимания (почтовый словарь, сообщения о видах письма, экскурсия в «музей одного урока»). Были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах),  дифференцированная (домашнее задание было предложено на выбор). На уроке применялись ТСО, развивались коммуникативные навыки, использовались технологии: ИКТ, личностно-ориентированная. Царила доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка (Проектирование уроков по развитию речи в 7 классе на примере анализа текстов газетной публицистики).

Проект- это особая философия образования, философия цели и деятельности, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой, потому что позволяет органично соединять несоед...

План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".

План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....

Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".

Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по  технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль

Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...