Литературная гостинная "В мире Чехова"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.А.П. Чехов.Эти слова замечательного русского писателя Антона Павловича Чехова можно с полным основанием отнести и к нему самому, к его жизни, судьбе, творчеству. И сегодня мы с вами собрались в нашей литературной гостиной, чтобы ещё раз окунуться в атмосферу тех далёких лет рубежа XIX-XX веков, когда жил и творил этот великий мастер слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chehov.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная «В мире Чехова»

Цель:

  • воспитывать у учащихся нравственные качества на примере жизни А.П.Чехова,
  • прививать навыки публичного выступления, актёрского мастерства.

Оборудование: фотографии, иллюстрации учащихся к рассказам Чехова, предметы быта для инсценирования произведений Чехова

В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П. Чехов

Учитель: Эти слова замечательного русского писателя Антона Павловича Чехова можно с полным основанием отнести и к нему самому, к его жизни, судьбе, творчеству. И сегодня мы с вами собрались в нашей литературной гостиной, чтобы ещё раз окунуться в атмосферу тех далёких лет рубежа XIX-XX веков, когда жил и творил этот великий мастер слова. "Хорошо вспоминать о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в неё ясный смысл",- писал о Чехове Максим Горький. Романс "На заре ты её не буди" в исполнении учащейся нашего класса поможет нам приблизить то время. Сегодня мы будем обращаться к воспоминаниям сестры Антона Павловича Чехова Марии Павловны.

Об этой замечательной женщине можно говорить бесконечно. Мы же скажем только, что всю свою жизнь (а прожила она 94 года) она посвятила своему брату. Пока он был жив, она всячески помогала ему, заботилась о нём, а после его смерти долгие годы была бессменным директором музея Чехова в Ялте, который сама основала и душой которого являлась. Мария Павловна отказалась от личного счастья, она не вышла замуж, целиком посвятив себя сохранению литературного наследия брата

Учащаяся: Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в Таганроге.

Из воспоминаний Марии Павловны Чеховой: 

У меня было пять братьев: Александр, Николай, Антон, Иван, Михаил. Нелегко было нашему отцу, занимавшемуся мелкой торговлей, содержать такую семью. Всем нам, детям, приходилось много работать. По существовавшему в те времена строгому укладу патриархальной семейной жизни отец наш был требовательным и взыскательным. Не обходилось и без наказания ремнём провинившихся братьев. Доставалось иногда от отца и Антоше. Впоследствии, уже взрослым, будучи исключительно деликатным и мягким по натуре, Антон Павлович порицал отца за его методы воспитания детей. Попытки отца дать детям религиозное воспитание, обязательное посещение ими церковных служб, пение в хоре, утомительные спевки дома, а также скучные обязанности по дежурству в лавке отца в качестве его помощников - всё это дало основание Антону Павловичу высказаться позднее в том смысле, что в детстве у него не было детства. Дед наш прошёл суровую школу жизни крепостного крестьянина у помещика, отец в юности своей до выкупа на волю тоже был крепостным. Поэтому, строгость, суровость семейного уклада нашей жизни были отголоском той жестокой подневольной жизни, какую испытал наш отец в детстве.

Но неверно думать, что Павел Егорович проявлял себя по отношению к детям лишь как жестокий деспот. Это был человек суровый, но незаурядный, талантливый. Не случайно все дети Чеховых проявляли талант в различных областях.

Учащийся: Будучи семнадцатилетним юношей, Антон Павлович писал в одном из писем: "Отец и мать для меня единственные люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни".

Из воспоминаний Марии Павловны Чеховой:

Брат с детских лет обладал необычайно острой наблюдательностью. Он мастерски, например, изображал и передавал какое-либо происшествие, виденное им в городе, в гимназии или в знакомых домах. Пародируя смешные чёрточки наших знакомых, он заставлял всех зрителей, и детей и взрослых, смеяться до упаду.

Учащаяся: Вскоре коммерческие дела отца пришли в упадок, скрываясь от долгов, он уезжает в Москву к своим сыновьям, получавшим там образование, со временем туда перебирается вся семья, и Антон остаётся в Таганроге один. Отец долго не мог найти работу в Москве, семья бедствовала, и заботы о ней в значительной мере легли на Антона. Чтобы послать родителям немного денег или скромную посылку, он продаёт жалкий скарб, ещё оставшийся в доме. Он занимается репетиторством, давать уроки ходит на самую окраину города, по непролазной грязи и, занимаясь с учениками, старается спрятать под стол рваные сапоги. Так продолжалось долгих три года, в это трудное время Чехов выдержал первое серьёзное испытание характера. Он не пал духом, оставался бодрым, деятельным юношей, умевшим в самых неприятных вещах находить комическую сторону.

После окончания гимназии, выхлопотав себе стипендию Таганрогского самоуправления, которая была установлена для одного из уроженцев города, поступающих в университет, Антон Павлович Чехов приезжает в Москву. Он навсегда влюбился в этот город и пишет в одном из писем: "Я ужасно полюбил Москву. Кто привыкнет к ней, тот не уедет из неё. Я навсегда москвич".

В творчестве Чехова Москва займёт большое место. В 1879 году Антон Павлович Чехов поступает на медицинский факультет Московского университета.

А в 1884 году заканчивает его и получает звание лекаря и уездного врача.

Он заказал табличку: "Доктор Чехов" и прибил её на входной двери. Старики-родители были счастливы, они даже не сразу могли свыкнуться с мыслью, что их сын стал настоящим доктором. Они надеялись, что теперь он займётся лечением больных, будет много зарабатывать, и семья забудет о нужде и лишениях. Чехов действительно начал врачебную деятельность, но к этому времени его всё больше стала захватывать литературная работа.

Учитель: Чехов-писатель входит в нашу жизнь в раннем возрасте. Мы все помним, как волновала нас судьба маленькой собачки Каштанки, как мы до слёз сочувствовали Ваньке Жукову, сироте, отданному дедушке в город в ученики сапожнику. Не выдержав издевательств и побоев хозяина, мальчик пишет письмо дедушке в деревню. (Письмо Ваньки)

Впервые произведение Чехова было напечатано в журнале "Стрекоза" в 1880 году. Это рассказ "Письмо" к учёному соседу, написанный им ещё в студенческие годы. В 1884 году вышел в свет сборник рассказов "Сказки Мельпомены", а в 1886 году - сборник "Пёстрые рассказы". Уже в первый период литературной деятельности Чехов заявил о себе как о большом писателе-реалисте, умеющем не только тонко нарисовать картины быта и нравов русской жизни 80-х годов, но и дать ей глубокий социальный анализ. Вот некоторые из рассказов Чехова.

"Унтер Пришибеев" - в рассказе показан человек, который явился символом наглого, тупого самодовольства, невежества, грубого и высокомерного вмешательства в чужие дела, стремление пресечь всё живое. Этот образ может быть поставлен в один ряд с выдающимися сатирическими образами мировой литературы.

"Толстый и тонкий" - в этом рассказе рисуется случайная встреча на вокзале двух друзей детства. Ничтожный чиновник, тонкий Порфирий, как только узнаёт, что его старый гимназический друг Миша дослужился до тайного советника и имеет две звезды, вдруг побледнел, окаменел. Он начинает лебезить, униженно угодничать. И это добровольное самоунижение едко высмеивается писателем.

"Тоска". В центре рассказа - образ петербургского извозчика Ионы. Писатель очень тонко передал переживания старого Ионы, у которого умер сын. Извозчик пытается рассказать о своём горе седокам, но те не обращают на него внимания. И тогда убитый горем Иона рассказывает обо всём своей лошади. Этот рассказ был отнесён Толстым к первому сорту чеховских произведений.

Инсценирование рассказа "Лошадиная фамилия".

Учащийся: Огромное количество замечательных рассказов вышло из-под пера этого великого мастера слова. Во многих из них он едко высмеивает всё косное и пошлое в окружающей действительности. И смешное в них часто переплетается с грустным.

К началу 90-х годов Чехов острее почувствовал необходимость быть ближе к народу, знать его нужды, глубже изучать народные характеры. В феврале 1892 года Чехов купил небольшое полуразрушенное имение Мелихово под Москвой и прожил там до 1899 года. У Чехова установились хорошие отношения с крестьянами. На правах равного Чехов посещал крестьянский сход. Крестьяне постоянно шли к нему за советом. А один зажиточный крестьянин в беседе с писателем Телешовым о Чехове отозвался так:

- А:Антон Павлович! - весело улыбнулся старик, точно обрадовался чему-то. Но сейчас же нахмурился и сказал: Чудак-человек! И добавил уже вовсе строго и неодобрительно: Бестолковый!

- Кто бестолковый?

- Да Антон Павлович! Ну, скажи, хорошо ли: жену мою, старуху, ездил-ездил лечить - вылечил. Потом я захворал - и меня лечил. Даю ему денег, а он не берет. Говорю: Антон Павлович, милый, что же ты это делаешь? Чем же ты жить будешь? Человек ты не глупый, дело своё понимаешь, а денег не берешь - чем тебе жить-то?

Бескорыстную помощь Чехов оказывал всем обращавшимся к нему. Ещё в 1884 году, когда Чехов оканчивал университет, у него появились первые симптомы болезни - туберкулёза. И когда в 1899 году болезнь обострилась, Чеховы продают Мелихово и переезжают в Ялту.

Учащийся: В 90-е годы Чехов уже зрелый писатель с европейской известностью. Он печатает такие шедевры, как "Палата №6", "Попрыгунья", "Чёрный монах", "Дама с собачкой", пьесы "Чайка", "Дядя Ваня" и другие замечательные произведения. В них Чехов откликается на самые насущные и острые вопросы современности.

О театре

Театр Чехов любил с гимназических лет. Впоследствии, став писателем, драматургом, Чехов подружился со многими знаменитыми актёрами, был лично знаком со Станиславским и Немировичем-Данченко, женой Чехова была театральная актриса Ольга Книппер-Чехова. Несколько пьес Чехов написал для Московского Художественного академического театра. Этому театру Чехов отдал много сил, проявив смелое новаторство. Он максимально приблизил театр к жизни. Пьесы Чехова захватывают своими простыми, но в то же время очень яркими образами, лиризмом и драматизмом. Эмблемой Московского Художественного театра и поныне является чеховская чайка. (Монолог Нины Заречной в исполнении учащейся))

Учащийся: Всю свою жизнь Чехов занимался благотворительностью. Очень многое успел он сделать для людей. Живя в Мелихове, он на свои средства строит школы, помогает учителям, строит новые медицинские пункты. В Ялте он развернул широкую деятельность по сбору пожертвований в пользу голодающих Самарской губернии, многое делал для строительства санаториев, в которых могли отдохнуть и поправить здоровье бедняки. А в 1890 году Чехов предпринимает беспрецедентную поездку на остров Сахалин с целью изучения быта и нравов каторжан. Больше двух месяцев уже больной писатель добирался до места назначения. Проезжая по Сибири, Чехов восклицал: "Как богата Россия хорошими людьми! Если бы не холод, отнимающий у Сибири лето, и если бы не чиновники, развращающие крестьян и ссыльных, то Сибирь была бы богатейшей и счастливейшей землёй". На Сахалине Чехов пробыл три месяца, заходил в каждую семью, помогал каторжанам и принёс немалую пользу Отечеству, сделав перепись населения Сахалина.

Учащаяся: Много добрых дел сделал этот замечательный писатель, оставаясь при этом скромным, не ждущим благодарности человеком. Будучи знаменитым, общаясь с такими выдающимися личностями, как Толстой, Горький, Короленко, Куприн, Чайковский, Левитан, Шаляпин и другие, Чехов никогда не кичился своей популярностью и даже тяготился ею.

Из воспоминаний М.П. Чеховой:

Однажды в Ялте произошёл такой случай. В те времена на львиной террасе Воронцовского дворца в Алупке иногда устраивались концерты. Как-то летом мы поехали туда втроём: я, Антон Павлович и Ольга Леонардовна. В ожидании начала мы сидели за столиком и пили чай. Народу было много. Вдруг из-за одного столика поднимается кто-то, неизвестный, и громко произносит высокопарное слово по поводу "присутствующего среди нас" писателя Чехова и т.п. Все повернулись в нашу сторону. Антон Павлович страшно покраснел, встал и вышел. Не дождавшись, мы пошли разыскивать его и нашли его в парке. Он был очень расстроен, отказался идти слушать концерт, и мы уехали домой, не послушав концерта.

Попутно расскажу ещё о таком эпизоде. Едем мы как-то с Антоном Павловичем в поезде, не помню уж куда. С нами в купе едут двое мужчин. Сначала шёл общий разговор о том и о сём. Коснулись литературной темы, и вдруг наши попутчики заговорили о писателе Чехове. Как раз перед этим на какой-то станции один из них купил журнал, в котором был опубликован рассказ Антона Павловича (теперь не помню какой).

- Читали ли вы что-нибудь из произведений Чехова? Вот хороший писатель, рекомендую почитать!- обратился один из них к Антону Павловичу.

Второй пассажир поддержал его. Я была не в состоянии сдержать улыбки и исподтишка взглянула на брата. Он был невозмутим, и только прищуренные уголки его глаз говорили о том, что он сдерживает смех.

- Гм:да? Когда-то: - неопределённо отвечал Антон Павлович.

- Ну, и как находите? Это один из лучших современных писателей!

- Гм.:Не знаю.:Не разбираюсь: - опять отвечал Антон Павлович.

Те продолжали убеждать и рассказывать брату о достоинствах литературных произведений Чехова. Антон Павлович сидел, слушал и, покашливая, невнятно молчал: "Гм:гм:"

Меня страшно подмывало открыть им тайну.

- Антоша,- шепчу я ему тихо,- ну скажи им кто ты:

- Гм: - ответил он и покачал головой.

- Ну, Антоша!- приставала я к брату.

Но он как-будто не слышал меня. Я замолчала, но время от времени, слушая рассуждения попутчиков о творчестве Чехова, я легонько толкала брата в бок.

- Ну - у:

Скоро уже должно было кончиться наше совместное путешествие. Я сказала брату:

- Ну, позволь мне сказать им, что ты Чехов!

Он опять посмотрел на меня смеющимися глазами и отрицательно покачал головой. Я не посмела ослушаться. Мы расстались с нашими попутчиками. Они так и не узнали, что тогда в вагоне они пытались убедить самого Чехова в том, что в русской литературе есть хороший писатель Антон Павлович Чехов, произведения которого ему стоит почитать!

Учитель: Антон Павлович любил, чтобы в жизни и в литературном творчестве всё было просто и понятно. Спокойной и простой была его смерть. Умер Чехов в курортном городке Баденвейлере, в Германии. По свидетельству его врача, он сказал ему спокойно: "Скоро, доктор, умру". Он выпил предложенного ему врачом шампанского, тихо лёг на левый бок и вскоре умолкнул навсегда. Тело Чехова было перевезено в Москву, похоронен он на Новодевичьем кладбище.

Из воспоминаний М.П. Чеховой:

Более ста венков было принесено на могилу Чехова. Надписи на венках говорили о трогательной любви к Антону Павловичу во всех слоях русского народа. Вот некоторые из надписей:

"Дорогому, незабвенному Антону Павловичу Чехову. С великой скорбью Шаляпин".

"Горячо любимому, отзывчивому Антону Павловичу Чехову. Благодарный начинающий писатель".

"Так кончился жизненный путь русского писателя Антона Павловича Чехова, любимого моего брата и друга", - пишет Мария Павловна в своих воспоминаниях.

На территории Новодевичьего кладбища вокруг могилы Чехова разросся вишнёвый сад.

И закончить сегодняшний урок я хочу словами Максима Горького:

"Когда умрёт Чехов - умрёт один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый друг, любящий её, сострадающий ей во всём, и Россия вся дрогнет от горя и долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещённым грустной улыбкой любящего сердца".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная композиция по творчеству А.П. Чехова

Цели: расширить представление учеников 8-11 класса о личности писателя; формировать интерес к произведениям А.П. Чехова; развивать творческие способности учащихся. ...

Открытое мероприятие, посвящённое 150-летию А.П. Чехова "Чехов - враг мира пошлости и раболепия"

Мероприятие проходило в рамках проекта "Дружим школами, дружим классами" совместно с учениками 8 классов гимназий №5 и №3 г. Юбилейного. Изюминкой мероприятия явились две инсценировки по рассказам "Пе...

Литературная премия имени А.П.Чехова

В данной презентации автор знакомит с историей премии, с лауреатами премии имени Антона Павловича Чехова. Литературная премия имени А.П.Чехова имеет принципиальное отличие от других литературных...

Литературная гостиная «В мире Чехова».

Урок чтения и развития речи в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе- интернате VIII вида....

Литературная гостиная «В мире Чехова».

Урок чтения и развития речи в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIIIвида....

Литературная викторина по Чехову

1.    Кем по происхождению были дед и отец Чехова? (КРЕПОСТНЫМ)2.    Отец Чехова был человеком одарённым. Какими именно видами искусства он увлекался? (РИСОВАЛ, ИГРАЛ НА ...

материалы к литературному конкурсу "Творчество Чехова"

Материалы к литературному конкурсу "Творчество Чехова" содержат олимпиадные задания  по творчеству Чехова и творческую часть: Конкурс художников, грамотеев и вопросы к презентации "...