Конспект урока по повести Н.В.Карамзина "Бедная Лиза"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Питеркина Татьяна Витальевна

План урока с применеием современных приемов и технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_bednoy_lize.docx298.04 КБ

Предварительный просмотр:

                         

                                                           Конспект урока

                                    по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

                     учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 24» г. Чебоксары

                                                   Питеркиной Татьяны Витальевны

                   «Бедная Лиза» - первая сентиментальная проза в русской литературе

              «Бедная Лиза» - первая   сентиментальная повесть в русской   литературе                      

 Цели урока:

Образовательные:

- помочь учащимся понять  нравственные проблемы, поднятые писателем в произведении,

- развивать умение отбирать и систематизировать материал, давать сравнительную характеристику главным героям;

 -  обобщить признаки сентиментализма как литературного направления на примере повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Развивающие:

- развивать умение рассуждать на поставленную проблему, опираясь на материал повести, на личный опыт;

-  развивать навык построения   связных  высказываний в устной и письменной форме.

 Воспитательные:

- воспитывать  внимательное  отношение к чувствам людей;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: портрет Н.М.Карамзина, репродукция картины О.А.Кипренского «Бедная Лиза», мультимедиа – проектор, презентация к уроку, толковый словарь Ожегова.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Класс распределяется на три группы.
  2. Инициация.

А) Игра «Кто больше».

- Ребята, сейчас мы устроим между вами небольшое соревнование: вы должны будете назвать произведения, в названии которых встречаются имена. Побеждают те, которые последними назовут такое произведение.

Б) Рубрика «Интересно знать».

- Ребята, вы интересовались когда-нибудь, откуда произошло ваше имя и что оно значит? А знаете ли вы, что имя Лиза по происхождению древнееврейское и означает «почитающая бога».

- Какие формы имени Елизавета вы знаете?

Вам, наверное, будет очень интересно узнать краткую форму имени Елизавета: Лиза, Лизочка, Лизонька, Лизуня, Лизаветка, Елизаветка, Вета, Лиля, Бетси, Элиза, Элли, Элис, Бесс, Лиззи, Лизетта, Лизела, Лизель, Лиса, Лисс, Эла, Бет.

В) Осмысление названия повести.

- Повесть названа «Бедная Лиза». Подумайте, пожалуйста, и ответьте, какое значение прилагательного БЕДНЫЙ реализуется в названии:

  • Неимущий.
  • Имеющий недостаток в чем-либо. Бедное воображение.
  • Несчастный. Жалкий.

      - Аргументируйте свой ответ.

  1. Погружение в тему.

А) Сравнение стихотворения «Выбор жениха» и повести «Бедная Лиза».

- Дан ли автором к повести «Бедная Лиза» эпиграф? Я предложу вам  стихотворение, автором которого является тоже Н. М. Карамзин. Можно ли его взять в качестве эпиграфа к произведению «Бедная Лиза»?

"Выбор жениха"

Лиза в городе жила,
Но невинною была;
Лиза, ангел красотою,
Ангел нравом и душою.
Время ей пришло любить...
Всем любиться в свете должно,
И в семнадцать лет не можно
Сердцу без другого жить.

Что же делать? где искать?
И кому люблю сказать?
Разве в свете появиться,
Всех пленить, одним плениться?
Так и сделала она.
Лизу люди окружили,
Лизе все одно твердили:
«Ты прельщать нас рождена!»

«Будь супругою моей! -
Говорит богатый ей. -
Всякий день тебе готовы
Драгоценные обновы;
Станешь в золоте ходить;
Ожерельями, серьгами,
Разноцветными парчами
Буду милую дарить».

Что ж красавица в ответ?
Что сказала? да иль нет?
Лиза только улыбнулась;
Прочь пошла, не оглянулась.
Гордый барин ей сказал:
«Будь супругою моею;
Будешь знатной госпожою:
Знай, я полный генерал!»

Что ж красавица в ответ?
Что сказала? да иль нет?
Генералу поклонилась,
Только чином не пленилась;
Лиза... далее идёт;
Ищет, долго не находит...
«Так она и век проходит!..»
Ошибаетесь - найдёт!

Лизе суженый сказал:
«Чином я не генерал
И богатства не имею,
Но любить тебя умею.
Лиза! будь навек моя!»
Тут прекрасная вздохнула,
На любезного взглянула
И сказала: «Я твоя!»

Ученики аргументируют свой ответ, находят сходства и различия между повестью и стихотворением.

- Может,  вы предложите свой вариант эпиграфа?  Вспомните пословицы.

Каждая группа предлагает свой вариант.

Б) Работа над текстом по группам.

- С чего начинается повесть? С описания окрестностей Симонова монастыря.

- Я предлагаю вам посмотреть несколько вариантов  изображения Симонова монастыря и его окрестностей. Ваша задача – выбрать тот вариант, который бы подошел в качестве иллюстрации к повести. Аргументируйте свой выбор. Можно работать с текстом.

http://www.biblio-globus.us/photos1/976/9767263.jpghttp://i.sprosus.com.ua/1006/462/803/4rkm0mjq6t0u3xtz/l--nabor_staryh_fotografij_i_gravyur_staroj_moskvy_herson_picN6462803.jpg

http://litfile.net/i/289000-290000/289477/200x200/_2020.jpghttp://www.art-catalog.ru/data_picture_2016/thumb/269/12470.jpg

http://www.domgogolya.ru/upload/iblock/9ac/9ac451c713f223c0c441c74a175d4b36.jpghttp://www.russinitalia.it/home2012/38.jpg

- Как вы думаете, почему люди после прочтения повести «Бедная Лиза» ходили в окрестности Симонова монастыря?

В) Проверка знания текста.

- Давайте вспомним историю Лизы.  Командам я сейчас раздам по одному листочку с пропусками отдельных слов. Вам  нужно восстановить важные элементы сюжета:

                                                    Карточка № 1.

Лиза жила возле -----------в семье----------------. Матери было ….. лет. Когда Лизе было ……..лет, умер их отец, и семья обеднела. Мать Лизы ослабла от горя, совсем не могла работать. Поэтому дочка трудилась день и ночь:-----------------,-----------------,-----------------, ----------------- и ------------ в Москве.

- Сделайте вывод, какой предстает здесь Лиза.

(Возможно, дети будут говорить о ее трудолюбии, любви к матери).

                                                     Карточка № 2.

Прошло ------ года со смерти отца. Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в ------------с -------------.  К ней подошел молодой человек и спросил, за сколько Лиза продает цветы. Лиза ответила: «--------------.»

Молодой человек предложил-----------.  Лиза отдала цветы и взяла--------------.

- Сделайте вывод, какой предстает здесь Лиза.

(Возможно, дети будут говорить о порядочности Лизы, ее скромности).

                                                      Карточка № 3.

Старуха выглянула в окно. Молодой человек поклонился ей и учтиво спросил: «-------------------.» Услужливая Лиза, не дождавшись ответа от матери, побежала-------------- и принесла-------------. Добродушная старушка успела рассказать ему о --------------,------------.

- Сделайте вывод, какой здесь предстают Лиза, ее мама. Случайно ли Эраст попал в их дом?

Г) Сравнение образов главных героев.

- Итак,  Эраст стал приезжать к Лизе каждый день. Давайте , ребята, проследим, как развиваются чувства между Лизой и Эрастом.

Эраст:

- Что мы знаем про Эраста: как он жил до встречи с Лизой?

- Что было для него вспыхнувшее чувство?

- Когда отношение к Лизе переменилось, почему?

-  Каково авторское отношение к нему, найдите в тексте. А вы согласны с ним?

Лиза:

-  Охарактеризуйте Лизу.  Какими эпитетами автор наделяет свою героиню? Что для нее чувство к Эрасту?

- Только ли социальное положение разделяет героев?

-Как, по- вашему, автор относится к самоубийству Лизы? А вы?

- Какова главная мысль произведения?

Д) Работа над осмыслением понятия сентиментализм, его основных черт.

- На прошлом уроке мы с вами говорили сентиментализме, его особенностях и о том, что родоначальником этого направления в России стал Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза», вышедшая в свет в 1792 году,  принесла настоящую славу 25 –летнему писателю. Чем же она была необычна для читателей? Попробуем найти ответ на этот вопрос. Для начала вспомним отличие сентиментализма от классицизма?

( по группам):1 группа выбирает термины, понятия, относящиеся к  классицизму, 2 группа – к сентиментализму,  3 группа проверяет ответы первых двух групп и комментирует.

            Классицизм

           Сентиментализм

Долг, повесть,  Д. В. Фонвизин, ода, комедия, трагедия, город, деревня, чувство, письмо, строгое соблюдение литературных норм, М. В. Ломоносов, пейзаж, культ природы, прямолинейность  в обрисовке характеров и их оценке, психологизм, полководец, разум, сельский поселянин, Н. Радищев, Н. М.Карамзин.

- Составьте рассказ об этих литературных  направлениях, используя данные термины. Может, в таблицу можно добавить и другие слова?

- Докажите, что «Бедная Лиза» - сентиментальное произведение.

- Проведем эксперимент: представьте себя редактором журнала, в котором печатаются произведения классицизма. Как бы вы отредактировали повесть «Бедная Лиза»?

(Заслушиваются ответы каждой группы).

  1. Рефлексия.

- Оцените, пожалуйста, в группе работу на уроке своих одноклассников. Аргументируйте ваши оценки.

     5. Домашнее задание. Заполнить таблицу « Роль пейзажа в повести»

Пример из текста

  Какую роль играет в тексте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по повести В. Распутина "Прощание с Матерой" в 8 классе.

В основе урока лежит беседа с учащимися по повести В. Распутина "Прощание с Матерой"....

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина

Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина...

Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"

Наглядный материал поможет ученикам погрузиться в атмосферу повести, визуализировать её. В ходе урока сочетаются чтение, наблюдение, анализ материала.Материал включает план урока, приложение, презента...

Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект урока  "Уроки доброты" (по повести В.Г. Распутина "Уроки французского")...

Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"...

Конспект урока по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза"

Заключительный урок в изучении повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза". В уроке применяется методы технологии критического мышления: синквейн и шесть шляп....