Конспект урока по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Заключительный урок в изучении повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза". В уроке применяется методы технологии критического мышления: синквейн и шесть шляп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karamzin_n.m._urok_po_povesti_bednaya_liza.docx42.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока (9 класс)

Любовь и предательство в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Планируемые результаты:

Предметные УУД: умение работать с текстом произведения, анализировать поступки героев, сопоставлять их;

Метапредметные УУД: умение аргументировать собственную точку зрения;

Личностные УУД: совершенствование нравственных качеств личности; формирование устойчивой мотивации к активной деятельности в составе группы.

Используемые технологии: технология критического мышления, эвристическая беседа, групповое обучение.

Формы организации познавательной деятельности: самостоятельная, групповая (метод «Шесть шляп»);

Методы: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.

Оборудования: презентация.

  1. Приветствие. Организационный момент

       Здравствуйте!

  1. Актуализация знаний

О чём мы говорили на прошлом уроке?

Что вы узнали о главных героях повести «Бедная Лиза»?

Как вы понимаете последнюю фразу? Что значит «только время знает как важна в жизни любовь»? (Человек влюбляется, и это чувство остаётся с ним навсегда. К сожалению, некоторые люди понимают это лишь спустя какое-то время. Они сожалеют, что упустили своё счастье, потеряли любовь.)

Кто из героев повести «Бедная Лиза» влюблён? К чему привело Лизу и Эраста это чувство? 

Сформулируйте тему урока: Любовь и предательство в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Какие задачи будут стоять перед нами?

Задачи урока:

1.Понять, почему герои так поступили.

2.Доказать, что эта повесть является произведением сентиментализма.

3.Подготовиться к домашнему сочинению.

  1. Проверка домашнего задания: характеристика главных героев. Индивидуальное задание - создание кластеров-характеристик Лизы и Эраста.

А) характеристика Лизы (примерный ответ).   Крестьянская девушка. Дочь зажиточного поселянина, после смерти которого семья обеднела. Предана своей матери, горячо любит ее. Она любила Эраста, доверяла ему, но её беспокоило социальное неравенство. Лиза разочаровывается в своём возлюбленном, она считает его жестоким в отношении их любви. Она не могла смириться с его изменой, не могла жить без него, поэтому дальнейшая жизнь ей показалась бессмысленной.

Рассказчик сопереживает главной героине Лизе. Он подробно обрисовывает её характер. Автор радуется и надеется, грустит и плачет вместе со своей героиней. Он постоянно переживает за её судьбу, воспоминания о ней заставляют его «проливать слезы нежной скорби». Образ Лизы складывается из авторских описаний и комментариев её поступков и чувств.

Значение слова «бедная»-1) обладающий скудным достатком;

                                            2) несчастный, вызывающий жалость, сострадание

Б) характеристика Эраста (примерный ответ). Эраст – представитель дворянства «вёл рассеянную жизнь», «думал только о своем удовольствии». Эраст добрый молодой человек, но ветреный, не имеет сильных, глубоких чувств. Сначала он с Лизой был добр, оказывал ей внимание, называл «пастушкой», добродушно беседовал с матушкой Лизы. Но поступок его (обман, потом попытка откупиться) был жесток, безжалостен. Любовь к Лизе была слабее чем желание жить в достатке, не испытывать финансовых трудностей.

Отношение автора к Эрасту нельзя назвать полностью негативным. Автор его скорее жалеет, чем осуждает. Он считает, что Эраст не коварный злодей, а «вполне добрый и искренний человек, но слабый и ветреный», не способный понять и оценить глубокого чувства чистого сердца Лизы. Бросая её, Эраст не понимал, что без него она уже не сможет существовать. Узнав о печальной кончине Лизы, Эраст так и не простил себя. До самой смерти он страдает и «почитает себя убийцею».

Беседа с классом

Почему автор не стал проклинать Эраста? (Эраст любил Лизу. Но оказавшись в затруднительном положении, он женится на богатой вдове. Это супружество не принесло ему счастья. В конце повести он печален.)

Как можно охарактеризовать поступок Эраста? Это предательство, он бросил любимую ради богатой и красивой жизни. Он эгоист.

Кем был для Лизы Эраст? Эраст был смыслом её жизни. Потеря Эраста – это утрата жизни.

Кем была Лиза для Эраста? Девушкой с чистой наивной душой, которая любила его. Для Эраста это было что-то новое, необычное. Но любовь бедной крестьянки быстро надоела Эрасту. В конце их отношений Эраст хотел освободиться от наскучившей связи. Его чувство эгоистично.

Героев повести разделяют только сословные барьеры или что-то ещё? Разное воспитание и разные нравственные ценности. Деньги для Эраста очень важны, как и положение в обществе. У героев разные характеры. Эраст эгоистичный и ветреный, а Лиза трудолюбивая и верная.

Как вы понимаете фразу и кому она принадлежит: «Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви…»? Значение фразы: «Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви…»?  Эта фраза является предупреждением того, что не все желания могут исполниться. Лиза боялась, что любовь ей принесёт страдания. Она во глубине души чувствовала, что они с Эрастом не созданы друг для друга. А всему виной их социальное положение.

  1. Работа в группах. Используется метод «Шесть шляп». Класс делится на шесть групп, каждой по жребию достаётся шляпа определённого цвета.  Группы выполняют задания (не более 10 минут) и презентуют ответы классу.

А) Красная шляпа (эмоции). Что вы испытываете после прочтения повести? Какие эмоции у вас вызывают герои?

Б) Жёлтая шляпа (позитивное). Что положительного можно взять для себя прочитав «Бедную Лизу»?

В) Белая шляпа (факты). Какие факты из жизни главных героев известны?

Г) Чёрная шляпа (негативное, критика). Расскажите о трагических событиях повести. Кого осуждаете? Или жалеете? Почему?

Д) Зелёная шляпа (творчество).  Чем является любовь для Лизы, а чем для Эраста? Напишите синквейны.

 (Возможный ответ.

Любовь

Нежная. Сильная.

Воодушевляет, заставляет мечтать, толкает на риски.

Способна изменить жизнь человека.

Такая любовь у бедной Лизы.

Е) Синяя шляпа (обобщение). Чему вас научило это произведение? (Возможный ответ (можно оформить как кластер): нельзя быть наивными, нужно думать о последствиях своих поступков; богатство не всегда приносит счастье; нужно жить и поступать по совести.)

Почему повесть «Бедная Лиза» следует отнести к произведениям русского сентиментализма? Докажите свою точку зрения, опираясь на знания об этом направлении в литературе.

  1. Пейзаж не обычный фон, а средство психологической характеристики героев. История любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся и соответствующую стадиям развития любви героев.
  2. Чувства и переживания героев занимают центральной место в повести.
  3. Основная тематика повести – любовная; идейная основа- протест против испорченности аристократического общества.
  4. В повести выражен просветительский характер, резко противопоставляется деревня городу.

Возвращаемся к задачам урока. Всё ли у нас получилось? Да.

Рефлексия

Ответьте на вопросы:

1.Как вы относитесь к Эрасту?

2.Какую развязку повести могли бы вы предложить?

3.Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание: Какой может быть любовь по мнению автора? Любовь – это великая сила, она может созидать, но может и разрушать. На страницах повести автор говорит о разной любви: с одной стороны – любовь-дружба, с другой – любовь-страсть, тем самым показывая многоликость этого чувства и как бы давая понять, что оно может быть как прекрасно, так и опасно. Напишите сочинение на тему «Что такое любовь?»

Для второго аргумента в сочинении предлагаю ученикам вспомнить следующие произведения.

Произведения о любви для второго аргумента в сочинении:

1.В феерии А.Грина «Алые паруса» (Кто влюбляется в Ассоль? Что решает сделать Грей, когда узнаёт историю об алых парусах? Как его поступок меняет жизнь девушки?)

2.В трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта» (Кто в кого влюбился? Почему герои вынуждены скрывать свои чувства? На что решаются главные герои? Почему они погибают?)

3.В рассказе А.И. Куприна «Куст сирени» (В какую ситуацию попал Алмазов? Как Вера решила помочь своему мужу? Почему она так поступила?)

4.В романе А.С. Пушкина «Дубровский».  (Кто кого любит? На что решился каждый из супругов? Почему они это сделали?)

5. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Кто кого любит? На что решился каждый из супругов? Почему они это сделали?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по повести В. Распутина "Прощание с Матерой" в 8 классе.

В основе урока лежит беседа с учащимися по повести В. Распутина "Прощание с Матерой"....

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина

Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина...

Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"

Наглядный материал поможет ученикам погрузиться в атмосферу повести, визуализировать её. В ходе урока сочетаются чтение, наблюдение, анализ материала.Материал включает план урока, приложение, презента...

Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект урока  "Уроки доброты" (по повести В.Г. Распутина "Уроки французского")...

Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"...

Конспект урока по повести Н.В.Карамзина "Бедная Лиза"

План урока с применеием современных приемов и технологий...