Развернутый ответ по литературе (ОГЭ)
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс) на тему

Утина Любовь Ивановна

Для подготовки к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvernutyy_otvet.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся краткому ответу на вопрос по литературе

Фрагмент повести А.С.Пушкина «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» 

Береги честь смолоду.

Пословица.

ГЛАВА II 

ВОЖАТЫЙ 

…Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помочь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился. "Полтину на водку! -- сказал он,-- за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать". Я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по моему обещанию, находились в полном его распоряжении. Мне было досадно однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения. "Хорошо,-- сказал я хладнокровно;-- если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп".

-- Помилуй, батюшка Петр Андреич! -- сказал Савельич.-- Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке.

-- Это, старинушка, уж не твоя печаль,-- сказал мой бродяга,-- пропью ли я или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.

-- Бога ты не боишься, разбойник!-- отвечал ему Савельич сердитым голосом.-- Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища.

-- Прошу не умничать,-- сказал я своему дядьке;-- сейчас неси сюда тулуп.

-- Господи владыко! -- простонал мой Савельич.-- Заячий тулуп почти новешенький! и добро бы кому, а то пьянице оголелому!

Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле, тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей".-- Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе…

С1. В данном эпизоде получают свое развитие темы, важные для всего произведения. Какая из них представляется вам наиболее значимой и почему? (дать краткий ответ 5-10 предложений)

Краткий ответ на вопрос – один из речевых жанров. Это набор суждений (мыслей) по каждому из ключевых слов формулировке задания. Каждая мысль при этом обосновывается. Нет вступления. Нет никаких отступлений от задания.

Как выполнять?

  1. Внимательно читай задание
  2. выделяй в формулировке ключевые слова
  3. находи все подсказки
  4. проверяй себя текстом фрагмента
  5. помни определение литературоведческого понятия

Образец выполнения.

  1. Какое слово выделили в задании?

(Тема – изображение автором разных аспектов действительности: событий, взаимоотношений, идей и ценностей)

  1. О чем эпизод? Выдели среди ответов самые важные.
  • О спокойном утре
  • О желании отблагодарить вожатого
  • О чести
  • О споре с Савельичем
  • О заячьем тулупе
  • Об упрямстве Савельича
  • О чувстве долга

(Гринев воспитан по законам чести и долга, и поэтому не может не отблагодарить вожатого за доброе дело.)

  1. Найди в тексте самое важное высказывание Гринева.

  (Мне было досадно однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения.)  

  1. Вспомни важные темы романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

(Эпиграф к роману – «Береги честь смолоду».)    

  1.  Как ведет себя Гринев в сложных и опасных для него ситуациях?

(штурм Белогорской крепости, присяга новому «государю» Пугачеву – во всех случаях он верен дворянскому долгу.)

  1. Помимо темы чести и долга есть тема милосердия. Она выражена в короткой фразе «вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко».
  2. Развивается ли она в дальнейшем?

 (помилование Гринева; разговор императрицы с Машей Мироновой) Тема милосердия важна в романе, потому что выражает авторскую позицию – гуманное отношение к человеку вне зависимости от его сословной принадлежности.

В этом эпизоде получают свое развитие тема долга и чести, тема милосердия.

Тезис 1

Наиболее значима тема долга и чести.

Тезис 2

Во всех жизненных ситуациях Гринев остается верен дворянскому долгу и честен в поступках:

Аргумент

он отказывается присягнуть «государю» Пугачеву, осуждает предательство Швабрина, верен царю и отечеству.

Примеры

Пугачев также верен своему слову:

Аргумент

он помнит подарок Гринева –

Пример

знак добрых человеческих отношений

Вывод

Оцени сочинение-ответ

Мне кажется, что самая важная тема этой главы – начало хороших отношений между Пугачевым и Гриневым.

Неизвестно, как сложилась бы жизнь Гринева, не подари он заячий тулуп. Также этот эпизод показывает то, что Пугачев держит свое  обещание : «Век не забуду ваших милостей». Когда Пугачев вошел в Белогорскую крепость, он хорошо отплатил: он даровал Гриневу жизнь, а позже становится его покровителем. Затем он по просьбе Гринева освобождает Машу из-под власти Швабрина и потом предлагает: «Пожалуй, я буду посажёным отцом. Дай вам Бог любовь да совет!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания с развернутым ответом повышенного уровня сложности С5. Подготовка к ЕГЭ. Презентация.

Для того чтобы рассчитывать на высокие баллы ЕГЭ по математике необходимо постоянно изучать приемы решения и решать конкретные задания части С. Задания раздела С5 проверяют умение решать уравнения и н...

Подготовка к сочинению-рассуждению с учетом требований к заданию с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку по тексту Л.Мигдала «Что такое красота?» в 11 классе

Тема  урока актуальна для каждого из нас. На ЕГЭ по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту. Каждый из вас должен помнить: знание-это сила. Именно это вам необходимо дл...

Работа по составлению плана развернутого ответа к экзаменационному заданию по литературе в формате С5

Презентация с планом ответа на экзаменационное задание по литературе в формате С5....

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть  В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...

Анализ художественного текста и система подготовки к ЕГЭ по литературе (написание развернутых ответов С1, С2)

Начиная работу по подготовке к ЕГЭ по литературе, испытывала сложности. Организовала в городе постоянно действующий семинар для учителей литературы, готовивших к экзамену выпускников, начала разрабаты...

Развернутые ответы по литературе

Документы содержат развернутые ответы по следующим темам: Примудрый пискарь, Пущину, Маяковский. Летом на даче, Судьба человека, Цветаева. Мне нравится, что вы больны не мной, Зимняя песня Рубцов....