Анализ художественного текста и система подготовки к ЕГЭ по литературе (написание развернутых ответов С1, С2)
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Мешкова Светлана Александровна

Начиная работу по подготовке к ЕГЭ по литературе, испытывала сложности. Организовала в городе постоянно действующий семинар для учителей литературы, готовивших к экзамену выпускников, начала разрабатывать материалы. Это первый из них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Кузбасский  региональный институт

                   повышения квалификации  и переподготовки

                              работников образования    

      Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

               

Анализ художественного текста и система подготовки к ЕГЭ по литературе (написание развернутых ответов С1, С2)

                                                                        Исполнитель:

                                                                        Светлана Александровна

                                                                        МБОУ «Гимназия № 6 им. С. Ф.    

                                                                        Вензелева».          

                                                                               

   

                                       

                                         

Оглавление

                                                                                                                                Стр.

  1.  Введение.                                                                                                   3                  

II.    Основная  часть.                                    

  1. Теоретические материалы, необходимые для выполнения заданий

 по теме «Древнерусская литература» («Слово о полку Игореве»)              4-5

  1. Литература 18 века. Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».                    
  1. Особенности общественно-политической и культурной жизни

России.                                                                                                             5-6  

  1. Комедия «Недоросль». Главные темы.                                                   6          
  2. Драма. Основные термины.                                                                     7
  1. Литература 19 века. А.С. Грибоедов. Комедия   «Горе от ума».
  1. Краткая характеристика исторического периода.                                 8
  2. Комедия «Горе от ума». Основные проблемы, мотивы,                       8-9      

значение комедии.      

III   Приложение

Приложение №1 «Слово о полку Игореве»                                                             10-13

Приложение №2 Д.И. Фонвизин «Недоросль»                                                        13-15      

Приложение №3 А.С. Грибоедов «Горе от ума»                                                     15-16

                                                                                                     

IV. Список литературы                                                                                               17                                                                

        

        Введение

Подготовка к единому государственному экзамену  по литературе представляет немалую сложность как для обучающихся, так и для учителя. Совсем непросто научить выпускников писать грамотные развернутые ответы на вопросы С1 - С4.  Эта сложность обусловлена ещё и тем, что мир, представленный в художественном произведении, - отраженный мир, переданный через систему ценностей и нравственных убеждений его автора. Анализ литературного произведения (в целом или фрагмента) – средство, позволяющее проникнуть в художественный замысел автора, постичь его переживания, понять его мысли. Чтобы быть уверенным в том, что произведение понято, надо уметь сформулировать собственное мнение об авторской концепции и аргументировать свою точку зрения. Конечно же, необходимы сведения по теории литературы, которые помогут разобраться в идейном содержании произведения, особенностях его поэтики и тем самым помогут в написании развернутого ответа.

Но, на мой взгляд, очень важно научить работать с текстом, вникать в содержание и форму вопроса. Научиться этому возможно только в практической работе. Поэтому была предпринята попытка систематизировать основной теоретический материал, представить наиболее удачные развернутые ответы (С1 – С2) по темам: «Древнерусская литература» («Слово о полку Игореве»); «Литература 18 века. Драма. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»; «Литература 19 века. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».

            Огромная благодарность Драйцевой  Виолетте Николаевне, учителю МБОУ «СОШ №5»  г. Мыски за предоставленные развернутые ответы по предложенным темам, которые вы сможете увидеть в приложениях.

                         

  1. Основная часть

Теоретические материалы, необходимые для выполнения заданий по теме       «Древнерусская литература» («Слово о полку Игореве»)

«Слово о полку Игореве»

Краткая информация по изученной теме

  1. Древнерусская литература относится к XI – XVII в.в.   Основные жанры:

жанр

характеристика

примеры

СЛОВО

В светской литературе – историческая воинская  повесть или историческая поэма.

В духовной литературе – церковная проповедь.

«Слово о полку Игореве», «Слово о погибели земли русской»

«Слова»  Кирилла Туровского

ЛЕТОПИСЬ

Последовательное описание исторических событий их участником.

Ипатьевская, Лаврентьевская летописи.*

ЖИТИЕ

Жизнеописание духовных или светских лиц, канонизированных церковью.

Жития первых русских святых: Бориса и Глеба; Владимира I Святославовича и др.

ПОУЧЕНИЕ

Обличение пороков, наставления в христианской морали.

«Поучение детям Владимира Мономаха»

ХОЖДЕНИЕ

Описание путешествий паломников к святым местам.

Путешествия А. Никитина с коммерческими целями.

«Хождение игуменя Даниила в святую землю»

«Хождение за три моря»

*Ипатьевская и Лаврентьевская летописи дали автору «Слова…» сюжет.

  1. Жанровые особенности «Слова о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» - образец уникального жанрового синтеза. Автор называет свой текст и «словом» и «повестью»,  и «песней».

Д.С. Лихачев утверждает, что это произведение находится вне традиционной жанровой системы. Стихия устной речи объединяется с жанрами ораторского искусства. Литературовед отмечает два ведущих фольклорных жанра в художественной ткани «Слова о полку Игореве»: слава и плач. Слава провозглашается Игорю, Всеволоду, Владимиру, Святославу.  Мы «слышим» плачи Ярославны, жен русских воинов, павших в походе Игоря, матери Ростислава, стоны Киева, Чернигова, всей русской земли после поражения. Близко к жанру плача «золотое слово» Святослава.

  1. Основная идея произведения

Необходимость единства князей в борьбе со степняками, прекращения  войн между отдельными феодалами, в которые враждующие стороны втягивали и половцев. Этой идее подчинены и исторические экскурсы «Слова…»: автор осуждает Олега Гориславича (действительное отчество – Святославич!), «ковавшего крамолы». Он с гордостью вспоминает о времени Владимира Святославича – времени единения Руси.

  1. Композиция «Слова о полку Игореве»

вступление

центральная часть

эпилог

Автор определяет задачу – рассказать о реальных событиях.

- Выступление русских войск в поход.

- Затмение солнца.

- Первое столкновение с половцами. Победа.

- Вновь тема грозных предзнаменований.

- Поражение русских войск на Каяле. Скорбь автора в связи с поражением и его последствиями для всей Русской земли.

- Вещий сон киевского князя Святослава о поражении князя Игоря и его брата Всеволода (Киев в «Слове…» - символ единства русских земель).

- «Золотое слово» Святослава – упрек князьям в отсутствии единства.

- Плач Ярославны.

- Удачный побег Игоря из плена.        

Праздничное и торжественное вступление новгород-северского князя Игоря в Киев.

ТРИ ЗАВЕТА СПАСЕНИЯ РУСИ

1-й завет

2-й завет

3-й завет

Вера в светлые небесные силы

Светлое преображение души

Объединение князей и подчинение князю Киевскому

ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ – она ещё называется лейтенантская проза, т.к. её авторами чаще всего были те, кто начал войну молодыми лейтенантами из училищ. «В окопах Сталинграда» В. Некрасова,  «Горячий снег» Ю. Бондарева.

2. Литература 18 века. Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»

  1. Особенности общественно-политической и культурной жизни России

   Русская литература 18 века развивается под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую и культурную жизнь страны реформы Петра I.

  1703 год – основан Санкт-Петербург. 1709 год – победа в Полтавской битве показала мощь России и укрепила её международное положение.

   В период перестройки страны требовались специалисты. Для их подготовки была создана целая сеть школ разного типа, доступ в них открывался не только дворянским детям, но и «ребятам изо всяких чинов людей», однако кроме крепостных крестьян.

   Требовались книги, следовательно, усиливается издание книг по математике, астрономии, технике, по истории, географии и т.д.

   В 1703 году в России впервые выпущена газета «Ведомости».

   Литература в этот период носит еще на себе отпечаток старины: литературные произведения чаще в рукописном виде; жанры унаследованы от 17 века – бытовые повести, драма, виршевая поэзия.

    Но герой произведений уже человек новых взглядов. Появляется любовная лирика.

    В этот период зарождаются единые, общие для всех идейно-художественные черты литературы. Таким литературным направлением был классицизм.

     Своеобразные черты русского классицизма:

  • связь с современной действительностью, которая в лучших произведениях освещается с точки зрения передовых идей;
  • обличительная сатира;
  • горячий патриотизм русских писателей, интерес к истории родины.
  • национальные, исторические темы; внимание к народной поэзии и народному языку.

М. В. Ломоносов (1711 – 1765):

  • «Учение о «трех штилях»
  • «О пользе книг церковных в российском языке»
  • Ода «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы» (1747)

Литература последней трети 18 века

     Россия заняла видное место в ряду европейских держав.

     Блестящие победы в двух войнах с Турцией (Румянцев, Суворов) дали России выход в Черное море: возникли города: Одесса, Николаев, Севастополь.

     Однако всеми победами русского народа пользовались дворяне, сильно укрепившие свою власть при Екатерине II (1762 – 1796) – время расцвета крепостничества и помещичьего произвола. В своих указах Екатерина II прямо заявляла: «Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном подчинении содержать».

    Крестьяне превратились в полную собственность помещиков, власть которого в его имении стала безграничной.

     В этот период выдающееся место принадлежит Д.И. Фонвизину (1745 – 1792).

Образованный и свободомыслящий человек, Фонвизин всю жизнь был врагом самодержавия (произвола), врагом придворных вельмож.

                                                                                                       

  1. Комедия «Недоросль».

Главные темы:

  1. Тема крепостного права и его растлевающего влияния на помещиков и дворовых.

С бытовой стороны показывая, как управляет своими крестьянами Простакова и Скотинин, автор указывает на то, что «угнетать рабством себе подобных беззаконно».

  1. Тема Отечества и службы ему. Данная тема звучит в речах Стародума и Милона. Фонвизин говорит только о служении Отечеству.
  2. Тема воспитания. Устами Стародума: «Воспитание и должно быть залогом благосостояния Государства. Мы видим все несчастья дурного воспитания. Что для Отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят ещё и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка поручают своему рабу-крепостному. Лет через 15 выходят из одного раба двое: старый дядька да молодой барин». Фонвизин считает, что надо воспитывать дворян как граждан, как передовых и просвещенных деятелей страны.
  3. Тема нравов придворного дворянства. Стародум в разговоре с Правдиным говорит о нравах придворного круга: «по прямой дороге почти никто не ездит… один другого сваливает… водятся мелкие души…» Исправить нравы двора Екатерины невозможно, по мнению Стародума. «Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится».                   

  1. Драма. Основные термины.

ДРАМА – 1) род художественной литературы (наряду с эпосом, лирикой). Драма предназначается для постановки на сцене. Средство обрисовки действующих лиц – их собственная речь (диалоги, монологи, реплики). РЕМАРКИ  содержат указания на место и время действия, движения, жесты, мимику, интонации героев.

 2) драматический жанр (наряду с комедией, трагедией) соединяет в себе трагическое и комическое начала.  («Гроза» А.Н. Островского,  «На дне» М. Горького)

КОМЕДИЯ – жанр драмы как рода литературы, изображающий жизненные положения и характеры, вызывающие смех.  («Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Ревизор» Н.В. Гоголя; комедиями называли свои пьесы А.С. Грибоедов («Горе от ума»), А.П. Чехов («Вишневый сад»).

АФОРИЗМ – изречение, выражающее какую-нибудь обобщенную мысль в лаконичной, художественно-заостренной форме. («Горе от ума»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Счастливые часов не наблюдают» и т.д.)

ПЕРСОНАЖ  - действующее лицо художественного произведения или сценического представления. В любом произведении персонажи делятся на центральные (главные), второстепенные и эпизодические. В драматургических произведениях выделяются  также внесценические  персонажи – те люди, которых нет на сцене, однако их упоминают в разговорах или репликах, о них говорят с одобрением или осуждением. В пьесе «Горе от ума» внесценическими персонажами являются племянник княгини Тугоуховской, брат Скалозуба, Княгиня Марья Алексеевна и т.д.

КЛАССИЦИЗМ – художественное направление в литературе, для которого характерна высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных норм и правил (например, правила «трех единств»: времени, места, действия), отражение жизни в идеальных образах. (комедия «Недоросль»)

РЕАЛИЗМ – художественное направление (и художественный метод), следуя которому писатель объективно, достоверно изображает жизнь, исследует социальные связи человека и общества.

РЕЗОНЕР – персонаж, склонный к постоянным декларациям (официальным или торжественным программным заявлениям). Правдин в «Недоросле», Чацкий в «Горе от ума».

ТИП -  художественный образ, наделенный обобщенными свойствами определенных социальных явлений. Литературный тип – яркий представитель какой-либо группы людей (сословия, класса, нации, эпохи).

ХАРАКТЕР – совокупность устойчивых психических особенностей, образующих личность литературного персонажа. Средствами раскрытия характера в художественном произведении выступают портрет, костюм, интерьер,  манера речи и т.д. В каждом литературном направлении (классицизме, романтизме, сентиментализме, реализме) обнаруживаются свои устойчивые типы характеров.

  1. Литература 19 века. А.С. Грибоедов. Комедия   «Горе от ума»

  1. Краткая характеристика исторического периода

      Начало 19 века в России – 1812 г. – Отечественная война – народная, освободительная. Подъем народного самосознания, патриотического духа.

      Реакционная политика Александра I получила решительное противодействие как со стороны угнетаемого крестьянства, так и в среде передового дворянства, дворянской интеллигенции.

      Глубокий идейный раскол произошел  в среде помещичьего класса. Наиболее  просвещенные и передовые дворяне начинают организовывать тайные общества, деятельность которых завершается восстанием декабристов 14 декабря 1825 года.

      Просвещение и культура. Открываются университеты в Казани, Харькове, других городах; в Петербурге  педагогический институт преобразуется в университет. В 1811 году открыт Царскосельский лицей. Произведения прогрессивной тематики, с революционно-политической направленностью не разрешалось печатать, они распространялись в рукописном виде. Переписывались вольнолюбивые стихотворения Пушкина, поэтов-декабристов, «Горе от ума» Грибоедова.

                                       

  1. Комедия «Горе от ума». Основные проблемы, мотивы,

значение комедии.      

     Комедия «Горе от ума»  отразила усиливающую борьбу декабристов и крепостников.      Эта борьба – основной двигатель действий пьесы. Но выступление Чацкого против       фамусовского общества осложняется его любовной драмой.

  Проблемы, которые остро поставлены в комедии:

  1. Проблема крепостного права и взаимоотношений дворян-помещиков и крепостного крестьянства.
  2. Проблема службы в феодально-крепостнической России.
  3. Проблема просвещения и культуры, связи интеллигенции с народом.
  4. Проблема ложного и истинного патриотизма.

    Эта проблематика придавала комедии острый политический характер, сделав её произведением, которое ещё не будучи напечатанным, разошлось в тысячах рукописных списков не только в столицах, но и в провинциальных городах.

          Но само название (заглавие) комедии указывает на ещё одну проблему: горе умного человека, который принужден жить в крепостническом обществе, где гибнут ум, любовь, стремление человека к творчеству, все лучшие человеческие качества.

       Причиной трагедии Чацкого являются его  передовые взгляды, ум и благородные стремления.

       В комедии дана широчайшая картина русской жизни 10-20х годов 19 века. Показана общественная борьба между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины – фамусовским обществом.

Основные мотивы комедии:

  1. Мотив молвы реализуется:
  • в речах Лизы: «Грех не беда, молва не хороша»;
  • в сплетнях, распускаемых о Чацком, в слухе о его безумии;
  • в речах Фамусова, в его озабоченности «общественным мненьем».
  1. Мотив обмана задается образом Софьи. Ему противоположен мотив истины, правды, связанный с образом Чацкого. Поиски истины определяют позицию героя.
  2. Мотив слепоты и прозрения. Софья выходит из комнаты со свечой, хотя уже рассвело. Эта свеча символизирует нравственную слепоту героини, ошибочность её суждений, её незнание.
  3. Мотив глухоты. Фамусов затыкает уши, не желая слушать вольностей Чацкого. На балу графине-бабушке «уши заложило», она же замечает, что «глухота – большой порок». На балу же присутствует князь Тугоуховский, который  « ничего не слышит». Один их гостей, Репетилов, затыкает себе  уши.
  4. Мотив падения. Чацкий падает к ногам Софьи. Молчалин падает с лошади, как бы предваряя моральное падение героя в финале пьесы. Сплетни о Чацком – резкое падение имиджа героя в глазах фамусовского общества. Падение нравов московского общества, с радостью объявляющего Чацкого сумасшедшим.
  5. Мотив отчего дома и мотив дороги, странствий.

Значение комедии «Горе от ума»:

  1. Реалистическая картина жизни России после войны 1812 года.
  2. Воспитательное значение.
  3. Огромное значение в развитии русской драмы. Реализм. Сохраняются черты классицизма: соблюдение трех единств, наличие монологов, «говорящие фамилии» некоторых действующих лиц.

       По построению комедия является реалистической. Каждый герой комедии не воплощение какого-то порока или добродетели, а живой человек, наделенный разными качествами.

      В комедии каждое лицо говорит свойственным ему живым разговорным языком, хотя комедия написана стихами. А.С. Пушкин: «О стихах не говорю – половина должна войти в пословицы».

Приложение №1

«Слово о полку Игореве»

...Гзак бежит серым волком,
Кончак ему путь указывает к Дону великому...
На другой день спозаранок
Кровавые зори свет возвещают,
Черные тучи с моря идут,
Хотят прикрыть четыре солнца,
а в тучах трепещут синие молнии.
Быть грому великому!
Идти дождю стрелами с Дону великого!
Тут копьям приломиться,
Тут саблям побиться
О шеломы половецкие
На реке на Каяле,
У дона великого!
...О русская земля! ты уже за холмом!
Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами
На храбрые полки Игоревы!
Земля гудит,
Реки мутно текут,
Пыль поля покрывает,
Стяги глаголют:
Половцы идут от Дона, и от моря,
И со всех сторон русские полки обступили. Дети бесовы кликом поля перегородили,
А храбрые русичи перегородили червлеными щитами.
Ярый тур Всеволод!
Стоишь ты в бою,
Сыплешь на воинов стрелами,
Гремишь о шлемы мечом булатным!
Куда ты, тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая,
Там лежат поганые головы половецкие.
Рассечены саблями калеными шеломы аварские тобою,
Ярый тур Всеволод!

С1  Какая тема является основной в данном фрагменте «Слова о полку Игореве»?

     Основная тема великого памятника древнерусской литературы – тема Родины. И в данном фрагменте все чувства автора подчинены одному высокому – любви к родной земле. Русская земля испытывает тяжелые времена: «Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает…»  С ненавистью говорит автор о половцах, с гордостью – о русских защитниках: «Дети бесовы кликом поля перегородили, а храбрые русичи перегородили червлеными щитами».

    В данном фрагменте чувствуется тревога автора за судьбу Руси, боль за русское войско, ненависть к врагам родины.

Тогда посмотрел Игорь на светлое солнце и увидел, что тьма от него все войско покрыла. И сказал Игорь дружине своей: "Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться. А сядем, братья, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон!" Запала князю дума Дона великого отведать и знамение небесное ему заслонила. "Хочу, - сказал, - копье преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону".

     Тогда вступил Игорь князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Солнце мраком путь ему загородило; тьма, грозу суля, громом птиц пробудила; свист звериный поднялся; Див забился, на вершине дерева кличет - велит послушать земле незнаемой. Волге, и Поморью, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, тмутараканский идолище! А половцы дорогами непроторенными побежали к Дону великому; скрипят телеги их в полуночи, словно лебеди кричат распуганные.

Игорь к Дону воинов ведет. Уже беду его стерегут птицы по дубам; волки грозу накликают по оврагам; орлы клектом на кости зверей сзывают; лисицы брешут на червленые щиты. О Русская земля, а ты уже скрылась за холмом!

Долго ночь меркнет. Но вот заря свет запалила, туман поля покрыл; уснул щекот соловьиный, говор галок пробудился. Русичи широкие поля червлеными щитами перегородили, себе ища чести, а князю славы.

С1 Каким в данном эпизоде предстает князь Игорь и меняется ли его образ на протяжении произведения?

      Несомненно, князь Игорь наделен качествами доблестного воина. Перед выступлением в поход он воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Смерть он предпочитает плену. Но Игорь идет в поход на половцев один, никого не слушая, не обращая внимания на тревожные знамения, предупреждающие об опасности. Князь любит родину, но желание личной славы правит им.

    После плена Игорь возвращается в Киев. К этому моменту в душе героя происходит переворот. Он осознает гибельность единоличных необдуманных походов, готов принять участие в совместной битве против половцев, а значит, эгоистические стремления Игоря оказываются побежденными разумом. Поэтому и завершается всё повествование радостным приветствием не только князю Игорю, но и всем князьям и дружинам, сражающимся за русскую землю. Этим автор ещё раз подчеркивает главную мысль о необходимости единения.

С2  Как автор «Слова…» относится к своему герою, и в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного авторского взгляда на героев и события?

   Автор «Слова…» относится к своему герою по-разному. С одной стороны, мы видим Игоря героем, сражающимся с половцами ради защиты русской Земли. С другой стороны, князь Игорь желает славы себе, не думая о последствиях: «Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону".

   Примером неоднозначного авторского взгляда на героев и события может служить повесть «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, где мы видим Е. Пугачева – предводителя крестьянского восстания, который жестоко расправлялся с дворянами, и в то же время был человеком, обладающим такими прекрасными качествами, как:  сочувствие, милосердие, умение помнить добро. Эти качества он открыто проявлял по отношению к дворянину Петру Гриневу.

   В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» мы также можем увидеть неоднозначное авторское отношение. Нигилистические взгляды Евгения Базарова явно не совпадали с либеральными авторскими. Но великий русский писатель сумел показать нам героя своего времени, живого молодого человека, который декларировал отрицание прекрасного в природе, культуре, в жизни в целом, но обладал значимыми личностными качествами: порядочностью, трудолюбием, умением понимать людей.* 

                              *Драйцева Виолетта Николаевна, учитель МБОУ «СОШ №5»,

                              г. Мыски

На Дунае
Ярославнин голос слышится,
кукушкой безвестной
рано кукует.
"Полечу, -  говорит, -  кукушкою по Дунаю,
омочу шелковый рукав в Каяле-реке,
оботру князю
кровавые его раны
на могучем его теле".
Ярославна рано плачет
в Путивле на забрале, приговаривая:
"О ветер, ветрило!
Зачем, господин, веешь ты наперекор?
Зачем мчишь половецкие  стрелочки
на своих лёгких крыльицах
на воинов моего лады?
Разве мало тебе было
под облаками веять,
лелея корабли на синем море?
Зачем, господин, моё веселье
по ковылю развеял?"

С1 Что является главной темой приведенного фрагмента и с какой целью Автор включает лирический фрагмент в  эпическое повествование о воинском походе?

   

    На мой взгляд, главной темой предложенного фрагмента является тема любви Ярославны к мужу-защитнику. Именно благодаря любви, Ярославна находит выход в обращении к силам природы: «О ветер, ветрило! Зачем мчишь половецкие стрелочки … на воинов моего лады?» Плач Ярославны похож на лирическую песню – жанр, который наилучшим образом позволяет выразить женские  чувства. Образы природы одухотворены. Обращение к ветру-господину – просьба о спасении мужа-защитника. Мы чувствуем единство Ярославны с силами природы, и создается ощущение собирательного образа женщины, верной, преданной, - хранительницы очага. А этот обобщенный образ является образом русской Земли. Возможно, Автор включает лирический фрагмент в эпическое повествование о воинском походе именно для того, чтобы показать состояние  всей  русской Земли*.

                                     

                              *Драйцева Виолетта Николаевна, учитель МБОУ «СОШ №5»,

                              г. Мыски

С2 Можно ли говорить о связи художественной системы «Слова» с народной поэзией, и в каких произведениях русской классики присутствуют элементы образности русского фольклора?

      В «Слове о полку Игореве»  ясно ощущается широкое и свободное дыхание устной  речи.    «Слово»  -  это не произведение народной поэзии, хотя связь его с произведениями русского фольклора ясно ощущается в двух жанрах: плачей и песенных прославлений – слав. «Слово о полку Игореве» - произведение книжное, но близкое к жанрам народной поэзии.

     Народная обрядовая поэзия широко входила в мир русской литературы. Это и известная баллада «Светлана»  В.А. Жуковского:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги бросали …

  Народные элементы естественно звучат в поэзии и прозе А.С. Пушкина. Фольклорные темы, мотивы и сюжеты выступают как средство характеристики народной жизни, психологии и эстетических представлений народа. Народный «разбойничий» фольклор входит в сюжет повести «Дубровский». Широко используется народное творчество в «Капитанской дочке». При помощи народных  пословиц, песен, сказок создаются характеристики Пугачева и пугачевцев. О «привычках милой старины» Пушкин пишет в романе «Евгений Онегин», рассказывая о деревенской жизни семьи Лариных:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод…

Приложение №2

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

Явление I

Стародум и  Правдин

Правдин. Это был тот пакет, о котором при вас сама здешняя хозяйка вчера меня уведомила.

Стародум. Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы?

Правдин. Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.

Стародум. Благодарение богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно... и что угнетать рабством себе подобных беззаконно.

Правдин. Я в этом согласен с вами; да как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!

Стародум. Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами.

Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать...

Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов...

Правдин. Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец.

Стародум. Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.

Правдин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми...

Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может вытти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, — тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.

Правдин. Справедливо. Великий государь дает...

Стародум. Милость и дружбу тем, кому изволит; моста и чины тем, кто достоин.

Правдин. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...

Стародум. Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин.

Правдин. Но особы высшего состояния просвещают детей своих...

Стародум. Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех пауках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.


С1 Как главная проблема данного отрывка соотносится с общей проблематикой пьесы?

   Роль воспитания, просвещения класса дворян была самой актуальной в 18 веке. Д.И. Фонвизин в своей пьесе «Недоросль» сам становится просветителем-публицистом, когда призывает дворян быть истинными служителями своего Отечества.

   В предложенном отрывке из диалога Правдина и Стародума мы понимаем, что главной заслугой  премудрого правителя  становится воспитание свободной души человека, потому что «угнетать рабством себе подобных беззаконно».  Если «всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится», значит,  истинная слава государя.

  Государь сам должен обладать великой душой, чтобы не позволить толпе «скаредных льстецов» растлевать душу человека.

   Для блага Отечества непозволительно, чтобы нравственное воспитание молодого дворянина поручали «рабу крепостному!»

   Таким образом, просвещение добродетельной души и станет залогом благосостояния государства.* 

                             

                                                             *Драйцева Виолетта Николаевна,                    

                                                             учитель МБОУ «СОШ №5»,

                                                             г. Мыски

                             

   

      В данном отрывке достаточно много рассуждений о «великом государе»: «…где государь мыслит, где он знает, в чем истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права». И,  на мой взгляд, проблема истинной мудрости государя неразрывно связана с проблемой воспитания: «Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания».

   Мы знаем, что проблемы служения Отечеству и воспитания дворян являются ведущими в пьесе. Таким образом, мы можем сказать, что Д.И. Фонвизин, показывая образ идеального правителя,  поднимает проблему воспитания на государственном уровне.

Приложение №3

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Фамусов 

Пожалуй, на меня всю суматоху сложит.

Не в пору голос мой наделал им тревог!

София

По смутном сне безделица тревожит.

Сказать вам сон: поймёте вы тогда.

Фамусов 

Что за история?

София

                Вам рассказать?

Фамусов

                           Ну да.

(Садится.)

София

Позвольте... видите ль... сначала

Цветистый луг; и я искала

           Траву

Какую-то, не вспомню наяву.

Вдруг милый человек, один из тех, кого мы

Увидим - будто век знакомы,

Явился тут со мной; и вкрадчив, и умён,

Но робок... Знаете, кто в бедности рождён...

Фамусов 

Ах! матушка, не довершай удара!

Кто беден, тот тебе не пара.

София

Потом пропало всё: луга и небеса. -

Мы в тёмной комнате. Для довершенья чуда

Раскрылся пол - и вы оттуда

Бледны, как смерть, и дыбом волоса!

Тут с громом распахнули двери

Какие-то не люди и не звери

Нас врознь - и мучили сидевшего со мной.

Он будто мне дороже всех сокровищ,

Хочу к нему - вы тащите с собой:

Нас провожают стон, рёв, хохот, свист чудовищ!

Он вслед кричит!..

Проснулась. - Кто-то говорит, -

Ваш голос был; что, думаю, так рано?

Бегу сюда - и вас обоих нахожу.

 

Фамусов 

Да, дурен сон; как погляжу.

Тут всё есть, коли нет обмана:

И черти, и любовь, и страхи, и цветы.

Ну, сударь мой, а ты?

Молчалин

Я слышал голос ваш.

Фамусов 

                    Забавно.

Дался им голос мой, и как себе исправно

Всем слышится, и всех сзывает до зари!

На голос мой спешил, зачем же? - говори.

Молчалин

С бумагами-с.

Фамусов 

              Да! их недоставало.

Помилуйте, что это вдруг припало

Усердье к письменным делам!

(Встаёт.)

Ну, Сонюшка, тебе покой я дам:

Бывают странны сны, а наяву страннее;

Искала ты себе травы,

На друга набрела скорее;

Повыкинь вздор из головы;

Где чудеса, там мало складу. -

Поди-ка, ляг, усни опять.

(Молчалину.)

Идём бумаги разбирать.

С1 Какова роль сна Софьи в раскрытии душевных  терзаний героини?

   Сон Софьи раскрывает её душевные переживания, подтверждает её влюбленность в Молчалина. Рассказывая отцу свой сон, она характеризует «милого» человека: «…и вкрадчив и умен, но робок… Знаете, кто в бедности рожден…» Софья боится, что отец и окружающие не позволят ей быть вместе с возлюбленным: «Раскрылся пол – и вы оттуда бледны, как смерть, и дыбом волоса!... какие-то не люди и не звери нас врозь – и мучили сидевшего со мной. Молчалин для Софьи «дороже всех сокровищ», а отец и фамусовское общество подобны чудовищам.

    Таким образом, мы понимаем душевные терзания героини, её страх связан с тем, что ей не позволят быть с возлюбленным.

   

   

 Список литературы.

  1. Амелина, Е. В. Литература: для выпускников и абитуриентов/Е.В. Амелина.  – М.:Эксмо, 2009. – 464с.
  2. Есин, А.Б Сквозные темы в русской литературе XIX – XX веков. Пособие по написанию сочинений для старшеклассников и абитуриентов: учебное пособие/ А.Б. Есин. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 445с.
  3. Литература: ЕГЭ: Учебно-справочные материалы (Серия «Итоговый контроль: ЕГЭ»)/ М.Б. Багге, М.Г. Белова, И.А. Шерстобитова. – М.; СПБ.: Просвещение, 2012. – 295с.
  4. Мазур, А.В. Четыре шедевра русской классики: самостоятельная работа с текстом литературного произведения: методическое пособие/А В. Мазур, И.Г. Вертилецкая. 2-е изд. стер. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. – 133с.
  5. Марьина О.Б., Попова Н.А. О- 80 Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий. 2-е издание, дополненное и расширенное/ ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 208с.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

        

Содержание программы

  1. Пояснительная записка с определением цели и задач                                    2                                                                                                                

  1. Ожидаемые результаты реализации программы,    механизмы их реализации и диагностики                                                                                 6

  1.  Список информационных источников, использованных при подготовке программы                                                                                                           9                                                                                                

  1. Приложения                                                                                                       11

               

                                                                                                                                                                                                                  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Актуальность программы внеурочной деятельности «Основы журналистики» определена переходом системы образования к Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

     Программа обеспечивает реализацию задач ФГОС ООО:

  • формирования образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности,
  • создания необходимых условий для её самореализации;

-  выявления и развития способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики;

— организации проектной  деятельности;

— участия обучающихся в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада.

В основе программы лежит системно-деятельностный подход,  который предполагает:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Системно-деятельностный подход позволит обеспечить:

 - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

 - проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе  образования;

 -  активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

 - построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Программа внеурочной деятельности  «Основы журналистики»  имеет тесную связь с предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования. В частности, в изучении предметных  областей  «Филология» и «Русский язык», лежащих  в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека.

  Программа «Основы журналистики»  будет способствовать:

 - осознанию взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

 - обогащению активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;

 - совершенствованию видов речевой деятельности, обеспечивающих эффективное владение разными учебными предметами и взаимодействие с другими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

- пониманию определяющей роли языка в развитии интеллектуальных  и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования.

   Данная программа создает условия для успешной социальной адаптации, так как её участники получают социально-значимый опыт, участвуют в практиках, способствующих формированию активной гражданской позиции и профессиональному самоопределению.

      Программа обеспечивает преемственность с основной образовательной программой начального общего образования, частью которой является междисциплинарная программа по формированию информационных компетентностей и навыков работы с текстом. Данное направление является ключевым в условиях  гимназии как гуманитарного,   языкового, образовательного учреждения.

Цели и задачи

Цель – формирование ключевых компетенций, составляющих основу умения учиться (информационная, коммуникативная), активной гражданской позиции.

Задачи:

  • создать условия для развития нравственных качеств личности обучающихся;
  • изучать основы журналистского мастерства;
  • повышать речевую грамотность;
  • обучать умениям  работы в команде;
  • развивать организаторские и лидерские способности.

    Таким образом, программу «Основы журналистики» можно отнести к следующим направлениям внеурочной  деятельности:

  • духовно-нравственному и общекультурному;
  • социальному;
  • общеинтеллектуальному.

      Программа  «Основы журналистики» разработана для разновозрастной группы обучающихся     6-9 классов.

      Содержание курса охватывает достаточно широкий круг вопросов и видов деятельности: от изучения основ журналистики, работы с образцами текстов до самостоятельных опросов, интервью, верстки и выпуска номеров школьной печатной газеты.

      Курс рассчитан на 9 часов в неделю, 306 часов в год.

      Два занятия в неделю проходят в кабинете русского языка и литературы, шесть часов отведены на посещение школьных и классных мероприятий, активный сбор информации.

      Содержание программы реализуется циклично. Результатом цикла является выпуск газеты один раз в месяц.

       Рабочий модуль представлен следующим содержанием учебно-тематического плана.

       Отличие по годам состоит в распределении ролей при подготовке номера между обучающимися, входящими в группу:

 - гимназисты 6-7 классов являются в основном исполнителями и помощниками;

 - восьмиклассники организуют работу микрогрупп:

 - обучающиеся 9-ых классов оказывают консультационную  помощь обучающимся первого года обучения, проектируют газету, определяют содержание разделов, организуют обсуждение необходимых материалов с членами всей         группы, распределяют ответственность, осуществляют контроль.

       Инновационность программы  состоит в организационной структуре, которая обеспечивает ежемесячный выпуск печатной газеты гимназии.

     

Ожидаемые результаты реализации программы «Основы журналистики», механизмы их формирования  и диагностики

В результате реализации программы будет сформирован  активно действующий детский коллектив, члены которого

Будут иметь:

  • убеждения о значимости нравственной системы ценностей;
  • коммуникативные способности;
  • организаторские и лидерские навыки.

Будут знать:

  • основы журналистики;
  • жанры литературного творчества;
  • способы сбора информации и её обработки;
  • особенности выпуска школьной печатной газеты.

Будут уметь:

  • создавать материалы в различных жанрах;
  • оформлять материалы для печатной газеты;
  • выпускать школьную газету;
  • общаться с людьми разных возрастов;
  • выступать в роли консультантов по вопросам организации и выпуска классной и школьной газеты, быть помощниками организаторов общегимназических программ, проектов, круглых столов, конференций.

Будут понимать:

  • социальную значимость своей деятельности;
  • значение газеты в формировании положительных человеческих качеств.

Механизм формирования результата:

  • коммуникативные и организаторские способности формируются через специально организованную работу групп с последующим анализом личного вклада в решение поставленных задач;
  • на развитие организаторских и лидерских качеств рассчитаны занятия психолого-педагогического тренинга общения;
  • предметные знания на занятиях формируются  через организованные беседы, лекции, презентации, самостоятельную поисково-исследовательскую работу, выполнение индивидуальных творческих заданий, подбор и систематизацию информации из различных источников;
  • совершенствование навыков по созданию и выпуску номеров школьной печатной газеты происходит через тренинги практических умений.

Диагностика направлена на индивидуальное продвижение по уровням достижения результата  каждого участника творческого объединения.

Уровни достижения результатов в настоящий момент определены следующим образом:

I уровень:

  • знания по основам журналистики, видам речевой деятельности, жанровым особенностям журналистики, правилам сбора и обработки информации, работы с текстом, которые формируются на занятиях в творческом объединении;
  • умения через профессионально значимые пробы создавать творческий продукт для газеты.

II уровень:

  • знания, умения, опыт, полученные на первом уровне;
  • опыт переживания позитивного отношения к деятельности журналиста от общения с людьми разных возрастных групп, сфер деятельности;
  • формирование убеждения значимости нравственной системы ценностей в  деятельности человека.

III уровень:

  • знания, умения, опыт, убеждения, полученные и сформированные на первых уровнях;
  • опыт самостоятельных общественно-полезных действий по созданию печатной школьной газеты;
  • принятие ответственности за работу группы;
  • способность грамотно, профессионально слушать сторонников и оппонентов, отстаивать свою позицию, свои убеждения.

    Диагностика достижений первого уровня осуществляется методами наблюдения за  активностью при выполнении заданий, целеполаганием каждого участника творческого объединения. Отслеживается количество творческих работ каждого подростка.

      На втором уровне фиксируется количество проб  каждого члена творческого объединения в создании творческих работ, связанных со специальным общением с разными людьми.

      На третьем уровне  отслеживаются:

  • профессиональные навыки журналиста (написание статей, обзоров, интервью; новостей школьной жизни; способность работать с большим объемом информации; уверенность в пользовании ПК);
  • коммуникативные и организаторские способности (методика КОС (приложение №3);
  • педагогическая диагностика показателей воспитанности (приложение №4)

Список информационных источников, использованных при подготовке программы

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В.  Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор  [Текст]: пособие для учителя / Д.В.  Григорьев, П.В.   Степанов -   М.: Просвещение, 2010. – 223с.
  2. Игры – обучение, тренинг, досуг [Текст]: под редакцией В.В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994. – 368 с.
  3. Жанры журналистики. Теория и практика [Текст]: специальное приложение к журналу Лицейское и гимназическое образование, брошюры серии Педагогические советы №2, 2003. – 32 с.
  4. Культура русской речи [Текст]: учебник / отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. -  М.: Норма, 2008. – 560 с.
  5. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня  2002 г.  № 30-51-433/16
  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Текст]: под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1987. – 797 с.
  7. Океанские программы (выпуск третий) [Тест]: программы педагогов, победителей и призеров Всероссийских конкурсов / под общей ред. Э. В Марзоевой. -  Владивосток: Дальпресс, 2010. – 156 с.
  8. Организация внеурочной и воспитательной деятельности в образовательном учреждении в условиях ФГОС [Тест]: методические рекомендации / под общей ред. Т. П. Симаковой. -  Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2012. – 136 с.
  9. Основы языкознания для школьников. Методические рекомендации. 6-9 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / О. Е. Дроздова. – М.: Просвещение, 2009. – 207 с.
  10.  Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под редакцией В.А. Горского. -   М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
  11. Проектная деятельность школьников [Текст]: пособие для учителя / К.Н. Селиванова. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
  12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]: учебное пособие / Е. И. Рогов. – М.: Владос-пресс, 2001. – 384 с.
  13. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Д. Э. Розенталь; под ред. И. Б. Голуб. -  М.: Айрис Пресс, 2008. – 386 с.
  14. Скворцов Л.И. Культура русской речи [Текст]:  словарь-справочник: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.И. Скворцова. -  М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с.
  15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

                                                                                             Приложение №1

Учебно-тематический план к программе «Основы журналистики»

Тема. Содержание работы

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

2

3

Наблюдение

2.

Жанры журналистики

1

2

3

Творческие работы

3.

Новость (заметка, сообщение)

0,5

2,5

3

Наблюдение, творческие работы

4.

Моделирование школьной газеты

0,5

2,5

3

Модели газет

5.

Речь и текст

2

1

3

Тестовые задания

6.

Интервью

1

2

3

Практическая работа

7.

О чем пишут в школьной газете?

0,5

2,5

3

План номера газеты

8.

Сбор фактов и материалов

0,5

5,5

6

Материалы для номера

9.

Макетирование выпуска газеты

1

2

3

Макет газеты

10.

Верстка номера газеты

0,5

2,5

3

Печатный номер газеты

11.

Анализ работы над номером

-

3

3

Наблюдение

12.

Правила поведения юного корреспондента

1

2

3

«Кодекс чести»

13.

Посещение мероприятий. Сбор материалов

-

3

3

Материалы для выпуска газеты

14.

Сообщение. Средства передачи информации.

1

2

3

15.

Новости как жанр

1

2

3

Творческие работы

16.

Блок новостей. Структура и содержание. Оперативности. Лаконизм. Степень важности.

1

2

3

Наблюдение, творческие работы

17.

Сбор новостей из жизни гимназии.

0,5

5,5

6

Материалы для номера газеты

18.

Обработка материалов

-

3

3

Редактированный материал

19.

Макетирование выпуска газеты

-

3

3

Макет газеты

20.

Верстка номера газеты

0,5

2,5

3

Печатный номер газеты

21.

Анализ вышедшего номера

1

2

3

22.

Аналитические журналистские жанры (комментарий, обозрение, статья)

1

2

3

Творческие работы

23.

Посещение мероприятий. Сбор информации.

-

3

3

Материалы для выпуска газеты

24.

Обработка материалов, статей

-

3

3

Редактированный материал  

25.

Слово – помощник журналиста.

1

2

3

Творческие работы

26.

Как придумать заголовок к заметке.

1

2

3

Творческие работы

27.

Составление плана перед написанием заметки.

1

2

3

28.

Посещение мероприятий. Сбор информации.

-

3

3

Материалы для выпуска газеты

29.

Обработка материалов. Корректирование статей.

-

3

3

Редактированный материал  

30.

Макетирование выпуска газеты

-

3

3

Макет выпуска газеты

31.

Верстка номера газеты

0,5

2,5

3

Печатный номер газеты

32.

Анализ выпуска. Планирование работы над следующим выпуском

-

3

3

Аналитические материалы. План работы на декабрь.

33.

Художественная заметка

1

2

3

Творческие работы

34.

Газетный жанр – отзыв.

1

2

3

Творческие работы

35.

Письмо другу.

1

2

3

Творческие работы

36.

Подготовка к Новогоднему выпуску

1

2

3

Новогодние заметки, иллюстрации.

37.

Музыка зимы.

1

2

3

Творческие работы

38.

Посещение мероприятий. Сбор информации.

-

9

9

Материалы для выпуска газеты

39.

Обработка материалов

-

6

6

Редактированный материал  

40.

Макетирование выпуска газеты

-

3

3

Макет выпуска газеты

41.

Верстка номера газеты

-

3

3

Печатный номер газеты

42.

Анализ номера

-

3

3

43.

Журналистские жанры. Сатирические (фельетон, юмореска, памфлет)

1

2

3

Творческие работы

44.

«Голос общества» (анализ социальных проблем)

1

2

3

45.

Дискуссия «Может ли сердце слышать?»

1

2

3

Наблюдение

46.

Методы убеждения.

1

2

3

Наблюдение

47.

Приемы аргументации.

1

2

3

Наблюдение. Практическая работа

48.

Посещение мероприятий. Сбор информации.

-

9

9

Материалы для выпуска газеты

49.

Обработка материалов

-

6

6

Редактированный материал  

50.

Макетирование выпуска газеты

-

3

3

Макет выпуска газеты

51.

Верстка номера газеты

-

3

3

Печатный номер газеты

52.

Анализ номера

-

3

3

53.

Культура речи.

2

1

3

54.

Литературный язык. Словесные штампы.

2

1

3

55.

Умение слушать. Техники активного слушания.

1

2

3

Практическая работа

56.

Речевая культура. Публичное выступление.

1

2

3

Наблюдение

57.

Речевой этикет. Правила культуры речи.

2

1

3

58.

Планирование работы в рамках декадника русского языка и литературы

-

3

3

План работы

59.

Организация мероприятий, участие, сбор информации.

-

9

9

Материалы для выпуска

60.

Обработка материалов

-

6

6

Редактированный материал  

61.

Макетирование выпуска газеты

-

3

3

Макет выпуска газеты

62.

Верстка номера газеты

-

3

3

Печатный номер газеты

63.

Анализ номера, особенностей работы в рамках декадника. Планирование работы

-

3

3

64.

Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи

2

1

3

65.

История великого русского языка

2

1

3

66.

Проблемы современного русского языка

1

2

3

Практическая работа «Редактирование текстов»

67.

Стихи как жанр. Ритмика. Размер. Рифма. Стихи в газете. Стихи как эпиграф.

1

2

3

Творческие работы

68.

Стихотворная цитата как подтверждение мысли. Поэтический заголовок. Правила цитирования.

1

2

3

Практическая работа

69.

Посещение мероприятий. Сбор информации.

-

9

9

Материалы для выпуска газеты

70.

Обработка материалов

-

6

6

Редактированный материал  

71.

Макетирование выпуска газеты

-

3

3

Макет выпуска газеты

72.

Верстка номера газеты

-

3

3

Печатный номер газеты

73.

Анализ номера.

-

3

3

74.

Важнейшие даты в жизни страны. Историческая память

1

2

3

Творческие работы

75.

Анкетирование, опросы в школьной прессе. Мониторинг. Предмет мониторинга.

1

2

3

Опросники. Тесты. Анкеты.

75.

Построение текста. Связь предложений в тексте. Анализ публицистических текстов.

1

2

3

75.

Первичная правка текста: орфографическая, стилистическая, пунктуационная

1

2

3

76.

Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная

0,5

2,5

3

Практическая работа

77.

Посещение мероприятий. Сбор информации.

-

6

6

Материалы для выпуска газеты

78.

Обработка материалов

-

3

3

Редактированный материал  

79.

Макетирование выпуска газеты

-

3

3

Макет выпуска газеты

80.

Верстка номера газеты

-

3

3

Печатный номер газеты

81.

Анализ номера. Планирование работы.

-

3

3

82.

Опросы, анкетирование, интервью, беседы. Сбор информации для итогового выпуска и выпуска для одиннадцатиклассников

-

6

6

Материалы для итоговых выпусков

83.

Обработка материалов. Макетирование. Верстка номеров

-

6

6

Итоговые печатные номера газеты

Итого:

47,5 ч.

258,5ч.

306 ч.

                                                                                       

                                                                                                                  Приложение №2

        

        Содержание и структура  занятий программы

  1. Вводное занятие:
  • беседа:

- история школьной газеты «Универс»;

- основные разделы газетного листа;

  • определение микрогрупп, распределение обязанностей, определение ролей, интересов, ответственности;
  • коммуникативные игры.

  1. Жанры журналистики:
  • беседа:

- умение мыслить фактами;

- информационные жанры: информация, заметка, отчет, репортаж, интервью;

  • творческая работа «Репортаж».

  1. Новость (заметка, сообщение):
  • беседа:

 - сообщение, предмет сообщения;

 - средства передачи информации;

 - цель сообщения, адресат;

 - лаконизм художественных средств;

  • творческая работа «Заметка».

  1. Моделирование школьной газеты:
  • беседа:

- по какому принципу располагаются заметки на полосе;

- рубрики в школьной газете;

- единство оформления;

- постоянство, традиции в содержании и оформлении;

  • тренинг практических умений «Моделирование газетных полос».

  1. Речь и текст:
  • беседа:

 - структура текста;

 - особенности публицистического стиля;

  • анализ текстов;
  • тренинг практических умений.

  1. Интервью:
  • беседа:

 - причины, время и место беседы;

 - запись со слов интервьюированного;

 - особенности диалога;

  • тренинг практических умений:

 - постановка вопросов;

 - запись речи собеседника, её передача.

  1. О чем пишут в школьной газете?
  • практикум:

- определение системы рубрик;

- определение привлекательных тем;

- освещение общегимназических мероприятий, интересных классных дел.

  1. Сбор фактов и материалов:
  • практикум:

- посещение мероприятий;

-  обсуждение, написание статей;

- составление фоторепортажей.

  1. Макетирование выпуска газеты:
  • практическая работа:

- обработка материалов;

- создание макета печатного номера газеты.

  1. Верстка номера газеты:
  • практическая работа «Верстка номера»:

- основы оформления газеты;

- титул, колонтитулы;

- принципы расположения заметки на полосе;

  1. Анализ работы над номером:
  • специально организованная работа, в ходе которой происходит

обсуждение работы команды,  определение личной  ответственности, учет  интересов  и пожеланий.

  1. Правила поведения юного корреспондента:
  • беседа:

- профессиональные качества журналиста – внимание к людям, способность выделять главное, доступно излагать материал, мобильность и т.д.

  • обсуждение:

- имидж журналиста (простота, доверительность в общении, коммуникабельность)

  • практическая работа по созданию «Кодекса чести»  корреспондентов нашей газеты.

  1. Сообщение. Средства передачи информации:
  • лекция, презентации

- как фиксировать информацию;

- точность информации;

- что такое «подача»?

  • ролевые коммуникативные игры.

  1. Новости как жанр:
  • работа со словарями:

- обсуждение определений и словарных статей;

  • анализ публицистических текстов;
  • практическая работа «Новости в публицистическом жанре».

  1. Блок новостей:
  • просмотр и анализ новостей городской газеты «Контакт»:

- структура и содержание;

- оперативность, лаконизм, степень важности;

  • творческая работа «Блок новостей»

  1. Аналитические журналистские жанры:
  • анализ статей газет «Аргументы и факты»;
  • беседа по определению жанров:

- комментарий;

- обозрение;

- статья;

  • создание собственных творческих работ в указанных жанрах.

  1. Слово – помощник журналиста:
  • беседа, презентации, встреча с журналистами, обсуждение тем и понятий:

- точность слова;

- средства художественной выразительности;

- значение СМИ и их влияние на человека;

  1. Как придумать заголовок к заметке?
  • беседа:

- что такое удачный заголовок и как его придумать;

- заголовок-цитата;

- заголовок-обращение;

  • тренинг практических умений.

  1. Художественная заметка:
  • беседа:

 - примеры художественных заметок;

 - отличительные особенности;

  • анализ художественных заметок из сборника творческих работ городского конкурса «Любимый город»;
  • творческая работа «Художественная заметка»

  1. Газетный жанр – отзыв:
  • защита рефератов «Отзыв и рецензия»
  • анализ текстов;
  • творческая работа.

  1. Письмо другу:
  • беседа:

- письма на морально-этические темы;

- письма в редакцию, их роль на газетной полосе;

- правила написания письма;

  • тренинг практических умений.

  1. Подготовка к новогоднему выпуску:
  • практическая работа:

- составление плана написания заметки;

- праздничное оформление, иллюстрирование;

- написание новогодних заметок.

  1. Журналистские жанры:
  • презентация сообщений, выступления по темам:

- сатирические (фельетон, юмореска, памфлет);

- элементы и разновидности фельетона;

- фельетоны М. Зощенко;

- фельетон в современной прессе;

  • тренинг практических умений «Фельетон о школьной жизни»

  1. «Голос общества»:
  • беседа:

- социальные проблемы;

- проблемы подростков;

  • обсуждение актуальных проблем, определение тематики возможных социальных проектов.

  1. Занятие тренинга общения «Дискуссия»:
  • беседа:

- правила ведения дискуссия;

  • обсуждение актуальных вопросов;
  • тренинг практических умений.

  1. Методы убеждения:
  • беседа:

- неопровержимые факты;

- метод противоречия;

- метод сравнения;

- метод «бумеранга»;

  • тренинг практических умений.

  1. Приемы аргументации:
  • беседа:

- использование сильных аргументов (ссылка на авторитет, неопровержимые факты);

- критерии эффективного общения;

- частичное согласие «Да, но…»

  • тренинг практических умений.

  1. Культура речи:
  • беседа:

- культура разговорной, ораторской, дискутивно-полемической речи;

- средства массовой информации и культура речи

        

29. Литературный язык: 

беседа:

- признаки литературного языка;

- нормы литературного языка;

- словесные штампы;

- засорение русского литературного языка.

  1. Занятие тренинга общения «Умение слушать»:

- техники активного слушания;

  1. Речевая культура:
  • беседа:

- основные признаки культуры речи;

- коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы;

- занятие тренинга общения.

  1. Речевой этикет:
  • беседа:

 - этика речевого общения;

 - структура ораторской речи;

  • практическая работа «Публичное выступление».

  1. История великого русского языка:
  • беседа, сообщения, презентации:

- откуда родом русский язык;

- эпоха письменности;

- южнославянское влияние;

- начало древнерусской книжности.

  1.  Круглый стол «Проблемы современного русского языка»:

- засорение русского языка иностранными словами;

- сквернословие, использование нецензурной лексики;

- язык СМИ как модель национального языка, его воздействие на литературную норму;

- анализ текстов, рецензирование.

  1. Стихи как жанр:
  • лекция, сообщения, презентации:

- ритмика;

- размер;

- рифма;

- стихи в газете;

- стихи как эпиграф;

  • творческая работа «Мое стихотворение»

  1. Стихотворная цитата:
  • беседа:

-  стихотворная цитата как подтверждение мысли;

- поэтический заголовок;

- правила цитирования;

  • практическая работа «Стихотворная цитата».

  1. Историческая память:
  • беседа:

- культурная память;

- коллективная память, историческое сознание;

- «идентификационная» функция исторической памяти;

  • поисковая работа «Знаменательные даты текущего года в истории России»

  1. Мониторинг в СМИ:
  • лекция, презентации, сообщения:

- история мониторинга СМИ;

- инструментарий, предмет мониторинга;

- анкетирование, опросы в школьной газете;

  • практическая работа «Составление анкеты на изучение общественного мнения о школьном обучении, школьной форме, питании и пр.»

  1. Построение текста:
  • тренинг практических умений:

- связь предложений в тексте;

- анализ публицистических текстов.

  1. Первичная правка текста:
  • тренинг практических умений:

- орфографическая, пунктуационная, стилистическая, авторская, редакционная;

- практическая работа.

                                                                                                   Приложение №3

МЕТОДИКА КОС

( Цель: изучение коммуникативных и организаторских способностей)

При положительном ответе на вопрос ставьте знак «+», при отрицательном «-».

При  затруднениях представляйте типичную для вас ситуацию и не задумывайтесь над     деталями.

  1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли вам удается склонить большинство ваших товарищей к принятию вашего решения?
  3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших друзей?
  4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся трудной ситуации?
  5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
  6. Нравится ли вам заниматься общественной     работой?
  7. Верно ли, что приятнее проводить время с книгами, чем с людьми?
  8. Если возникают некоторые помехи в осуществлении некоторых намерений, то легко ли вы отступаете от них?
  9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
  10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли вам включатся в новую для вас компанию?
  12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно совершить сегодня?
  13. Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
  15. Трудно ли вам освоиться в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний?
  17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и пообщаться с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных  дел вы  принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли в таком случае побыть одному?
  20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
  21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не   удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли чувство затруднения, неудобства, стеснения, если приходиться проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

  1. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей, друзей?
  2. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
  3. Правда ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  4. Полагаете ли вы, что вам не составит особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
  5. Принимаете ли вы участие в общественной работе в своем коллективе?
  6. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  7. Верно ли, что вы стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищем?
  8. Чувствуете ли вы себя непринужденно в незнакомой для вас компании?
  9. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  10. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходиться говорить что-то большой группе?
  11. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  12. Верно ли, что у вас много друзей?
  13. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?
  14. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  15. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Подсчитайте совпадения ваших баллов. Нечетные - коммуникативные, четные - организаторские.

Коммуникативные

Организаторские

                      низкий

                       Менее 11

                        2-9

                            12

                  Ниже среднего

                            13    

                        10-11

                            14

                  Средний

                            15

                        12-13

                            16  

                   высокий  

                            17

                        14-15

                            20

                   Очень высокий

                        16-20

     

Дешифратор (коммуникативные способности)

Дешифратор (организаторские способности)

        1

     11

  21

   31

   2

     12

     22

    32

        3

     13

  23

   33

   4

     14

     24

     34

        5

     15

  25

   35

   6

     16

     26

     36

        7

     27

  27

   37

   8

     18

     28

     38

        9

     19

  29

   39

  10

     20

     30

     40

                                                                                                                                             Приложение №4

Педагогическая диагностика

   На основе рекомендаций Н.Е. Щурковой разработаны   показатели воспитанности обучающихся, участников творческого объединения

показатель

уровень

балл

характеристика

1.

Бережное отношение к русскому языку

Очень высокий

3

С удовольствием выполняет самостоятельные творческие работы по русскому языку. Показывает высокий уровень выполнения.

высокий

2

Проявляет интерес к творческим работам по русскому языку. Выполняет их качественно.

средний

1

Всегда выполняет самостоятельные творческие работы по русскому языку по требованию учителя.

низкий

0

Не проявляет интереса к творческим работам по русскому языку. Старается избегать их выполнение.

2.

Культура речи

Очень высокий

3

Говорит грамотно, эмоционально, выразительно. Побуждает других к соблюдению норм культуры речи.

высокий

2

Соблюдает нормы культуры речи. В основном строит предложения правильно.  Способен дать полный развернутый ответ на вопрос.

средний

1

Испытывает сложности при устном  и письменном ответах на вопросы. Требуется помощь в соблюдении норм культуры речи.

низкий

0

Избегает устных выступлений на уроках. Наблюдается частое несоблюдение норм культуры речи (косноязычие, сленг,  ненормативная лексика)

3.

Интерес к занятиям в творческом объединении

Очень высокий

3

Организует работу группы при создании печатных материалов. Берет ответственность за группу, координирует деятельность участников. Инициирует обсуждение вопросов. Руководит работой группы.

 

высокий

2

Всегда активен, проявляет инициативу, берет на себя ответственность за создание материала. Активно сотрудничает в группе. Обсуждает предложенные вопросы.

средний

1

Участвует  в создании творческих работ, печатной продукции  при стимулировании руководителем, старшеклассниками. В основном участвует в обсуждениях.

низкий

0

Редко проявляет интерес к обсуждению материалов, статей, текстов. Не проявляет инициативу, старается избегать выполнения самостоятельных  творческих заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ художественного текста на уроке литературы

Преобладание филологии над чтением - вот, наверное, главная причина и исток того, что дети неохотно читают программные произведения. Однако обучение анализу художественного текста - обязательное ...

Анализ художественного текста на уроках литературы

Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество. Если читатель лишен воображения, ни одна ...

Лингвострановедческий анализ художественного текста на уроках литературы

Цель лингвистического анализа - показать, как с помощью слов, словосочетаний, синтаксических построений выражается идейная позиция автра; научить старшеклассников видеть произведение с точки зрения со...

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)...

Методические рекомендации к комплексному анализу художественного текста на олимпиаде по литературе

Из опыта работы предлагаю рекомендации к комплексному анализу тескта на олимпиаде по литературе...

рабочая программа Элективный курс по литературе "Анализ художественного текста"

Рабочая программа Элективный курс по литературе "Анализ художественного текста" 8 класс...