Время счастливых открытий
творческая работа учащихся по литературе на тему

Мамедова Дурсун Эльман кызы

Расмотрение воплощения темы детства в творчестве Астафьева В.П. ("Последний поклон") и Рэя Бредбери "("Вино из одуванчиков")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremya_schastlivyh_otkrytiy.docx36.2 КБ

Предварительный просмотр:

Время счастливых открытий

                                                                         

Оглавление

        

Введение …………………………………………………………….. 2

Глава 1. Писатели о детстве как об особом периоде

в жизни человека ………………………............................................. 4

Глава 2  Мотив детства в творчестве В.П. Астафьева

Образ ребенка  в книге «Последний поклон»...…………………….6

          2.1 Анализ рассказа «Конь с розовой гривой» ………… ….. 7      

Глава  3   Мотив детства в творчестве Рэя Брэдбери

Образ ребенка  в книге Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков» .….8

Заключение …………………………………………………………10

Список литературы ………………………………………………...12

Введение

Земля детства — это мокрый, загадочный                                  берег после отлива, на котором можно найти самые неожиданные вещи….

Фазиль Искандер "Праздник ожидания праздника"


Детство! Это самая счастливая пора. Каждый из нас вспоминает яркие события детства, мечты, связанные с ним. Воспоминания эти освежают, возвышают душу и служат источником лучших побуждений. Детство − это эмоции. Это  радости и печали. Это  слезы и счастье. Оно является основой жизни, где закладывается характер человека, помогающий строить свою дальнейшую жизнь. Детство не проходит. Оно живет в нас и с нами как подлинный и верный друг. Приходит к нам на помощь в минуты усталости и разочарования. В минуты, когда творческая мысль бьется над неразрешимой проблемой. Возвращается к нам, когда мы, оставив реальность, погружаемся в мир искусства или в мир сновидений. Детство необходимо нам. Это не только воспоминание. Это часть нашей взрослой, сегодняшней жизни.

Детство - удивительная и чудесная пора, когда мир необъятен, наполнен добром, яркими красками и тайнами, когда открытия совершаются легко и вдохновенно. В это время рождаются мечты, формируется характер, приобретаются привычки. Не на мгновение - на всю жизнь. Детские сердца безошибочно угадывает в любом человеке его душу и тянутся к той, в которой не угас святой огонек, видимый лишь чуткому внутреннему оку. Воспоминания о детстве освежают, возвышают душу и служат источником лучших побуждений. Потому и закономерно, что тема детства становится одной из центральных в мировой классике.

Ребенок и детство - одна из ведущих и ключевых тем литературы. В определенном смысле это тема универсальная, не ограниченная рамками какой-либо национальной литературы или конкретного временного периода, хотя в некоторые эпохи она приобретает особое значение. Эта универсальность объясняется тем, что детство - такая же общечеловеческая категория, как рождение, жизнь, смерть. Явления вечные и присущие всем без исключения людям не могут не получить отражения в литературе. Образ ребенка присутствовал в мировом искусстве и литературе во все времена.

Перелистывая знакомые страницы многих книг, мы убеждаемся в том, что лучшие из них о самой удивительной и прекрасной поре жизни.  И трудно найти такого писателя, который, не обращался бы памятью к детству. 

Целью нашей работы является рассмотрение воплощения темы детства в произведениях В.А.Астафьева и Рэя Бредбери.

Предмет исследования: мотив детства.

Задачи:

- рассмотреть содержание понятия «детство» как особого периода в жизни человека;

- проанализировать пути и методы изображения мира детей в произведениях В.А.Астафьева и Рэя Бредбери.

- сделать выводы о сходстве и различии воплощения темы детства в произведениях этих писателей.

детство литература

 Глава 1. Писатели о детстве как об особом периоде в жизни человека

        Изучая в школе классиков отечественной литературы, мы имеем представление о том, как тема детства находит отражение в русской литературе. Вспомним для начала, как развивалась детская тема в русской литературе XIX века.

        «Будущее человечества» — так называет детей один из героев Ф. Достоевского. Каким может предстать завтра это «будущее человечества», во многом зависит от духовно зрелой любви к детям, основанной на понимании своеобразия их внутреннего мира и на способности чему-то научиться у них. Об этой способности, заставляющей самосовершенствоваться людей, задумывались проницательные психологи, русские писатели.

        «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! — восклицал Л. Толстой — Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Писатель раскрывает сложную «диалектику души» ребенка, выделяя в теме детства психологический аспект.

        Еще одно открытие Толстого — «двойной взгляд»: мы видим мир глазами ребенка, в то же время наблюдаем за детской душой с позиции взрослого человека.

У Н. А. Некрасова заострен социальный аспект темы, его волнует проблема детского труда, отношение общества к ребенку.

        С.Т. Аксаков создает еще один прекрасный детский образ. Его маленький Сережа Багров — больной ребенок. Но его сердце открыто любви, ему присуще подлинное христианское мироощущение: огромная жалость ко всему страдающему, желание жить в душевном согласии и единении со всем миром.

        Совершенно по-иному решает проблему ребенка Достоевский. Он изображает детей страдающих, униженных, задумавшихся. Страдания ускоряют взросление. Писателю важен чистый, цельный, «сердечный» взгляд. Для Достоевского принципиально важно, что в детстве все происходящее запечатлевается не в событиях, а в переживаниях.

Сохранение детскости во взрослом — это, по Достоевскому, путь спасения. Идеи Достоевского имеют христианские основания: «Сих есть Царство Божье на земле»; «Если не будете как дети, не войдете в царство».

        Тема детства позволяет оценить состояние общества. Литературу XIX века интересует социально-нравственный аспект. Поиск гармонии ведет к миру детства, ибо там цельность, чистота, гармония.

   XX век внес свой вклад в развитие темы детства. Величайшие социальные потрясения не могли не отразиться на литературных произведениях и изображении в них темы детства. В этих рассказах, романах, повестях уже сказывается социальный подход к обрисовке темы. Огромное влияние общественного уклада на жизнь ребенка оставляет свою печать. Детство, изображённое русскими писателями ХХ века, это не только история души ребёнка, но и жизнь в определённую эпоху. Не случайно тема детства стала одной из центральных тем классической литературы. И сегодня эта тема актуальна. Именно поэтому, для своей исследовательской работы мы выбрали рассказы В. Астафьева.

 Данная тема достаточно отражена и в зарубежной литературе, о которой наши представления и познания, к сожалению, незначительны.

Образ ребенка в американской литературе начал разрабатываться еще романтиками, а наибольшей своей выразительности достиг в творчестве М. Твена. Ребенок в американской литературе – первооткрыватель, личность, находящаяся в постоянном движении. Он не только свободен в своем выборе жизненного пути (или по крайней мере, таковым пытается себя увидеть), он и в прямом и в переносном смысле начинает жизнь с «чистого листа», не имея глубоких исторических и социальных корней, как истинное дитя своей страны. Не всегда он полон оптимизма, но, так или иначе, пытается утвердиться в этой жизни.

В связи с этим важным представляется рассмотрение отражение мира детства в мировой художественной литературе, ярким представителем которой является современный американский писатель Рэй Брэдбери.

Глава 2. Мотив детства в творчестве В.П. Астафьева

Образ ребенка  в книге «Последний поклон»

В 2009 году посмертно В. Астафьеву присуждена литературная премия Александра Солженицына. В своем решении жюри отмечало: премия вручается «писателю мирового масштаба, бесстрашному солдату литературы, искавшему свет и добро в изувеченных судьбах природы и человека».

В творчестве В. Астафьева детство изображается как духовный мир, в который стремятся возвратиться герои его произведений, чтобы прикоснуться душой к первородному ощущению света, радости и чистоты. Образ ребенка, нарисованный писателем, гармонично вписывается  в этот многотрудный земной мир.

 «Ни на одной из своих книг, а написано почти за пятьдесят лет творчества, поверьте,  немало, я не работал с такой упоительной радостью, с таким явственно ощутимым удовольствием, как над «Последним поклоном» - книгой о своем детстве. Когда-то, очень давно, я написал рассказ «Конь с розовой гривой», а затем рассказ «Монах в новых штанах» и понял, что из всего этого может получиться книга. Так я «заболел» темой детства и возвращался к своей Заветной книге на протяжении более чем тридцати лет. Писал новые рассказы о детстве, и «Последний поклон» вышел, наконец, отдельной книгой, затем в двух, а впоследствии и в трех книгах. «Животворящий свет детства» согревал меня».

«Последний поклон» стоит в ряду произведений художественно-биографической прозы. Весь строй повествования организован темой становления и формирования автобиографического героя. Два нейтральных образа, переходя из рассказа в рассказ, составляют его структурный стержень - автобиографический герой Витька Потылицын и его бабушка Катерина Петровна.  Повесть начинается воспоминанием о первых проблесках детского сознания, начинающего воспринимать мир, и завершается возвращением героя с войны. Таким образом, центральная тема повести раскрывается через внутреннюю жизнь юной взрослеющей души. Автор размышляет о любви, о добре, о духовных связях человека с родиной и землей. «Любить и страдать любовью - есть человеческое назначение», - к такому выводу приходит автор.

Праздничную тональность рассказам, которые вошли в первую книгу «Последнего поклона» (1968), придает то, что это не просто «страницы детства», как назвал их автор, а то, что здесь главный субъект речи и сознания – ребенок, Витька Потылицын. Детское восприятие мира становится основным в повести.

        Воспоминания героя, как правило, ярки, но не выстраиваются в единую линию, а описывают отдельные случаи из жизни. Повествование ведётся от первого лица.

С любовью В.П. Астафьев рисует в повести картины детских шалостей и забав, простые домашние разговоры, будничные заботы (среди которых львиная доля времени и сил уделяется огородным работам, а также простая крестьянская еда). Большой радостью для мальчика становятся даже первые новые штаны, так как ему все время перешивали их из старья. Одной из ключевых сцен повести является сцена, в которой мальчик Витя сажает вместе с бабушкой лиственницу. Герой думает о том, что дерево скоро вырастет, будет большим и красивым и принесет много радости и птичкам, и солнышку, и людям, и речке.

В простой жизни с ее детскими радостями (рыбалкой, лаптой, обычной деревенской пищей с родного огорода, прогулками по лесу) В.П. Астафьев видит идеал человеческого существования на земле.

Главный герой эмоционально очень чуток, до слез восприимчив к красоте. Порядочность, трепетное отношение к хлебу, аккуратное - к деньгам - все это при ощутимой бедности и скромности в сочетании с трудолюбием помогает семье выживать даже в самые трудные минуты.

В главной героине «Последнего поклона» бабушке Катерине Петровне писатель ничего не приукрасил, оставив и грозу характера, и ворчливость её, и непременное желание всё первой разузнать и всем - всем в деревне распорядиться. И бьётся, и мучается она за детей и внуков, и срывается в гнев и слёзы, а начнёт рассказывать о жизни, и вот, оказывается, нет для бабушки никаких невзгод: «Дети родились - радость». Мудрую советчицу Катерину Петровну в деревне с почтением прозвали «генералом». Часто писатель изображает бабушку прядущей или молящейся, связывая её с высшими силами, языческими и христианскими в их сложном взаимопроникновении.

Любовь, особая атмосфера родного дома – нравственная основа формирования личности. В этом в очередной раз убеждает читателя книга В.П.Астафьева «Последний поклон».

2.1. Анализ рассказа  «Конь с розовой гривой»

Рассказ «Конь с розовой гривой» является главой из книги – цикла рассказов «Последний поклон».

Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку. Маленький мальчик отправляется собирать землянику, и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. Для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. Но мальчишка подпадает под влияние своих друзей, которые съедают свои ягоды и его упрекают «в жадности». За то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. И мальчишка решается на мошенничество — он набирает в туесок травы,  сверху закрывает ее ягодами, а хочет утром  признаться бабушке, но не успевает: она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. Боясь разоблачения, он даже не хочет идти домой.

Но потом возвратиться все-таки приходится. Как стыдно ему! Мальчик просит прощения и получает того самого пряничного коня с розовой гривой. Бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку...» И действительно, автор говорит: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».

В своем рассказе автор говорит об ответственности человека за свои поступки, о мужестве признать свою неправоту. Каждый человек, даже ребенок, несет ответственность за свои действия и слова. Маленький герой рассказа пообещал бабушке собрать ягод, значит, должен был выполнить свое обещание. Мальчишка просто не осознает всей необходимости держать свое слово.  Страх наказания заставляет его решиться на обман. Но этот обман больно отдается в сердце мальчика. Он понимает, что все вокруг вправе его осудить. Он не только не сдержал слово, данное бабушке, но и заставил ее краснеть из-за его поступка.

Для того, чтобы внук  запомнил эту историю как следует, бабушка и дает ему коня с розовой гривой. Ребенку и так стыдно, а тут еще этот чудесный пряничный конь. Конечно, после этого мальчик вряд ли станет обманывать не только бабушку, но и кого-то еще.

Глава 3. Мотив детства в творчестве Рэя Бредбери

Образ ребенка  в книге «Вино из одуванчиков»

        

        Рэй Брэдбери традиционно считается классиком научной фантастики.

Главное достижение американского писателя Рэймонда Дугласа Брэдбери заключается в том, что он сумел пробудить у читателей интерес к жанрам научной фантастики и фэнтези, которые до него были на периферии современной культуры. Но у него есть и другие замечательные произведения, такие как, например, «Вино из  одуванчиков».

        Роман «Вино из одуванчиков» был составлен из отдельных рассказов. Это автобиографическое произведение, в котором писателю чудесным образом, по его собственному определению, удалось остаться человеком «с ребенком внутри». И это главное свидетельство того, что тема детства в творчестве Р. Брэдбери занимает очень важное и значимое место. В маленьком городе в штате Иллинойс живут два брата - Дуглас и Том. Незначительные события одного лета становятся для них волшебством открытия мира.

Детское сознание обладает поразительной силой целостного восприятия. Там, где взрослые анализируют, ребенок не рассуждает, а вбирает в себя все сразу: цвет, звук, запах, движение и, главное, то, ради чего все это существует. Если говорить точнее, то писатель рисует не столько внутренний мир ребенка, сколько мир, увиденный его глазами, непохожий на мир взрослых, в котором все четко зафиксировано и однозначно.

В чем же особенность, своеобразие темы детства в творчестве современного американского писателя?

Детство - это определенный период жизни человека. В образе 12-летнего Дугласа Сполдинга наиболее полно отображены биографические черты самого Брэдбери. Об этом свидетельствуют самые разнообразные факты: во-первых, сама перекличка имен: Дуглас - второе имя писателя; во-вторых, именно этому юному герою автор уделяет больше внимание; в-третьих, как у любого человека именно в детстве, у главного героя большая тяга к фантазии и творческому воображению. Рядом с Дугласом его младший брат Том и его друзья, которые также переживают этот возрастной период жизни.

Смысл слова «детство» раскрывается словом «семья»: бабушка и прабабушка, папа и мама, дедушка, тети и дяди. Вся семья каждый вечер собирается на веранде, и это несказанно счастливое представление и ощущение детства самого автора и его героя: «Дуглас растянулся на сухих досках веранды, счастливый и умиротворенный, - голоса эти никогда не умолкнут, они будут вечно обволакивать говорливым потоком его тело, его сомкнутые веки, вливаться в сонные уши. «...» Как хорошо летним вечером сидеть на веранде; как легко и спокойно; вот если бы этот вечер никогда не кончался! Это - вечные, надежные обряды...». Как мастерски писатель подводит нас к неразрывной связи поколений, традициям, духовному наследию семьи. И все это вплетается в многообразное, живое, сказочное, знакомое каждому и как будто бы недосягаемое слово «детство».

Детство - это и дом, который может наделить героя «чудодейственной силой»: «Раз в неделю ему позволяли ночевать «...» в дедовской башне; он взбегал по темной винтовой лестнице на самый верх и ложился спать в этой обители кудесника, среди громов и видений, а спозаранку  он просыпался и приступал к заветному волшебству». Дуглас у Брэдбери - волшебник, он гасит уличные фонари и звезды в небе. И это создает атмосферу чудесного, светлого, что всегда в нашем понимании связано с детством.

«Детство», по Брэдбери, это открытия. Не открытие ли осознать, что теннисные туфли - это что-то большее, чем просто обувь. Вот мысли главного героя: «Люди, которые мастерили теннисные туфли, откуда-то знают, чего хотят мальчишки и что им нужно. Они кладут в подметки чудо-траву, что делает дыхание легким, а под пятку - тугие пружины... Мир бежит слишком быстро? Хочешь его догнать? Хочешь всегда быть проворней всех? Тогда заведи себе волшебные туфли!» Теннисные туфли для героя романа - это побуждение не стоять на месте, двигаться вперед, действовать. И именно в детстве приходит понимание того, что в жизни что-то повторяется, а что-то случается впервые. И об этом своем озарении делится Дуглас с младшим братом: «Теперь я разделю лето на две половины. Первая в моем блокноте называется «Обряды и обыкновенности». Первый раз в этом году пил шипучку. Первый раз в этом году бегал босиком по траве. «...» Первый арбуз. «...» Первый сбор одуванчиков. Все это бывает из года в год, и мы про это никогда не думаем. Л вторая половина блокнота «Открытия и откровения». Или, может «Ощущения»?...Не являются ли эти открытия, откровения, ощущения главного героя теми капельками истины жизни, которые время от времени проскальзывают в наше сознание?

Все события, описываемые в романе, происходят летом. Беззаботное лето - один из самых красноречивых символов детства, который ассоциируется с каникулами, свободой, приключениями и новыми открытиями: «Впереди целое лето, несчетное множество дней - чуть не полкалендаря. Он уже видел себя многоруким, как божество Шива из книжки про путешествия: только поспевай рвать еще зеленые яблоки, персики, черные, как ночь, сливы. Его не вытащить из лесу, из кустов, из речки».

Важным элементом является в романе «вино из одуванчиков». Эту домашнюю настойку готовит из года в год дед главного героя. Брэдбери так описывает удивительную настойку: «Вино из одуванчиков - пойманное и закупоренное в бутылки лето «...» Взгляни сквозь это вино на холодный зимний день - и снег растает, из-под него покажется трава, на деревьях оживут птицы, листва и цветы, словно мириады бабочек, затрепещут на ветру. И даже холодное серое небо станет голубым». Но вино из одуванчиков - это не только символ лета, солнца, детских радостей, это еще что-то такое, что всегда должно быть светлым, незамутненным, это сама жизнь, это тот опыт, что приходит с осознанием себя и мира, в котором живешь. «Каждый раз, когда мы разольем его по бутылкам, у нас останется в целости и сохранности кусок лета двадцать восьмого года», - такую запись сделает в своем дневнике герой романа, события романа датированы 1928 годом (самому писателю было в это время 8 лет). Значит, вино из одуванчиков - это воспоминание о минувшем, это память о прошлом, без чего мы не можем себя осознать в настоящем и представить в будущем.

Заключение

Мир Детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Открытие таинственного «племени" детей, живущего в мире взрослых по своим собственным законам, имеет важные теоретические и практические последствия. Творческие, интеллектуальные, нравственные возможности ребенка неисчерпаемы. Можно сказать словами Е.В. Субботского, что «мы живем над залежами драгоценных «полезных ископаемых» психики, зачастую и не подозревая о них».

Проанализировав  рассказы из книги «Последний поклон» В.П.Астафьева и роман Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков», мы пришли к следующему выводу: в изображении детства двух писателей есть сходства и различия. Сходства  сказываются в следующем:

  1. Человек сам творит смысл жизни, когда чувствует себя ее неотъемлемой частью, волшебником и творцом, и это выражается в произведениях двух писателей.
  2. Продолжая традиции мировой литературы в раскрытии темы детства, Р. Брэдбери и В.П.Астафьев определяют общечеловеческим и художественным минимумом любовь к жизни во всех ее проявлениях, умение по-настоящему ее видеть, умение ценить добро и творить его самому, разносторонность ощущения внешнего мира.
  3. Ключевыми словами в раскрытии темы детства для обоих писателей являются слова: дом, семья, бабушка. Образ бабушки приобретает символический характер. В мировом вихре разных событий они, бабушка и дом, становятся символом незыблемости основ существования – любви, добра, уважения к человеку.
  4. В простой жизни с ее детскими радостями (рыбалкой, лаптой, обычной деревенской пищей с родного огорода, прогулками по лесу) оба писателя видят идеал человеческого существования на земле.
  5. Любовь к жизни, умение по-настоящему ее видеть, умение ценить добро и творить его самому, разносторонность ощущения внешнего мира, разбуженный и обогащенный этим ощущением внутренний мир и желание немножко пофантазировать, раздумывая над всем этим, — это тот общечеловеческий и художественный минимум, из которого вырос Брэдбери и который отображен в его романе «Вино из одуванчиков».
  6. Искренние, светлые отношения между родными людьми, уважение к семейным духовным ценностям — важные мотивы повести «Вино из одуванчиков» Брэдбери  и книги «Последний поклон « В.П.Астафьева.

Различие:

  1. Герой романа «Вино из одуванчиков» во многом идеализирован, что придает повествованию некоторую сентиментальность, соединенную с легкой иронией, веселой усмешкой. Это добросердечный и любознательный мальчик, который чутко воспринимает все события, восторженно относится к природе, любит своих родных и друзей, ему знакомо чувство сострадания, дружеской преданности, у него пытливый ум и тонкая душа.

Мир предстает перед Дугласом в своем магическом значении. Атмосфера «большой семьи», в которой он растет, окружение любящими и заботливыми родственниками способствует восприятию детских лет как зеленеющей весны счастья

  1. В «Последнем поклоне» В.П.Астафьева в волшебный мир детства вторгается суровая действительность: прослеживаются тема сиротства, болезни, которым ребенок мужественно противостоит.

        Ребенок, по духовной природе своей, ищет гармонии и согласия, ему претят ненависть и ожесточение, он весь открыт для любви. И как важно, чтобы из детства ребенок вступал в юность с чистой и ясной душой, верующей и любящей,  чтобы память сердца не омрачалась тягостными воспоминаниями, а хранила те, которые благодатно отзовутся на всей его последующей судьбе. Те, о которых так хорошо сказал Ф.М.Достоевский, вложив их в уста своего героя, Алексея Карамазова: «Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание наше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собой в жизнь, то спасен человек на всю жизнь». 

Список литературы:

  1. Астафьев В.П. Последний поклон: Повесть. – М. : Мол. гвардия, 1989.
  2. Астафьев В.П. Повести. Рассказы. – М. : Дрофа: Вече, 2002.
  3. Виктор Петрович Астафьев (к 75-летию со дня рождения): Библиографический указатель / Сост. Н. Я. Сакова, В. Ф. Фабер и др. - Красноярск, 1999. 
  4. Брэдбери Р. Вино из одуванчиков.- СПб, «Азбука», 2002.
  5. Интернет-ресурсы:

http://fro196.narod.ru/library/astafiev/about/biography/album2.htm

http://www.rusinst.ru

        http://raybradbury.ru/articles/romanchuk_wine/

        http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/02/12/detstvo-v-tvorcheskom-sozdanii-        pisateley-xix-veka-i-poetov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра (счастливый случай) по теме "Смутное время в России" 7 класс

Данное мероприятие можно провести на уроке после прохождения темы "Смута" в 7 классе,а так же во внеурочное время. Цель: повторение, обобщение, систематизация пройденного материала, развитие интереса ...

Игра (счастливый случай) по теме "Смутное время в России" 7 класс

Данное мероприятие можно провести на уроке после прохождения темы "Смута" в 7 классе,а так же во внеурочное время. Цель: повторение, обобщение, систематизация пройденного материала, развитие интереса ...

Конспект урока английского языка по теме "Простое прошедшее время"(«Счастливый английский.ру» К. И. Кауфман, М.Ю. Кауфман).

В данном материале подробно представлен конспект урока английского языка,  по теме: "Простое прошедшее время", основанный на учебнике: : «Счастливый английский.ру» К. И. Кауфман,  М.Ю. Кауфм...

Технологическая карта урока английского языка "Ты хочешь развлечься? Занятия в свободное время" 7 класс(УМК К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман "Счастливый английский.ру" 7 класс)

Технологическая карта урока "Ты хочешь развлечься? Занятия в свободное время" 7 класс (УМК К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман "Счастливый английский.ру" 7 класс) включает в себя перечень применяемых технологи...

«В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»

Родительское собрание Тема:«В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»...

родительское собрание «В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»

родительское собрание «В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»...