Открытое мероприятие по математике для зонального практического семинара «Развитие интеллекта обучающихся при условии применения деятельностного подхода интерактивных форм обучения» «Счастливый случай» ( 5 класс)
методическая разработка (5 класс) по теме

 

·        привитие интереса к изучению математики;

·        развитие внимания, логического мышления и стремления к приобретению новых знаний;

·        формирование сплочённого детского коллектива, воспитание чувства сотрудничества; формирование дружеских отношений и умение работать командой;

·        умение ориентироваться в незнакомой ситуации, быстро мобилизовать свои знания, умения и навыки для решения математических заданий.

 

План мероприятия:

1.   Вступительное слово.

2.   Представление команд.

3.   Рекламная пауза.

4.   Первый гейм «Блиц турнир.»

5.   Игра с болельщиками.

6.   Второй гейм «Заморочки из бочки.»

7.   Ребусы .

8.   Четвёртый  гейм «Ты - мне , я -  тебе»

9.   Рекламная пауза.

10. «Тёмная лошадка»

11.Конкурс капитанов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schaslivyy_sluchay_5_kl.docx299.16 КБ

Предварительный просмотр:

                    Открытое  мероприятие

   для зонального практического семинара

«Развитие интеллекта обучающихся  при условии применения деятельностного подхода интерактивных форм обучения»

 «Счастливый случай»

( 5 класс)

Мероприятие разработала и провела

учитель математики:

 Ефремова Татьяна Алексеевна

МОУ СОШ  г. Озёры

Московской области 


Внеклассное мероприятие по математике

«Счастливый случай»

( 5 класс)

Цели и задачи:

  1. привитие интереса к изучению математики;
  2. развитие внимания, логического мышления и стремления к приобретению новых знаний;
  3. формирование сплочённого детского коллектива, воспитание чувства сотрудничества; формирование дружеских отношений и умение работать командой;
  4. умение ориентироваться в незнакомой ситуации, быстро мобилизовать свои знания, умения и навыки для решения математических заданий.

Условия игры:

  1. В игре участвуют 2 команды.
  2. Каждая команда, с выбранным капитаном, представляет своё название, девиз и эмблему (оценивается пятибалльной системе)
  3. Каждое задание оценивается: 5 баллов за правильный ответ,           и 1 балл за ответ, полученный с помощью болельщиков.

План мероприятия:

  1. Вступительное слово.
  2. Представление команд.
  3. Рекламная пауза.
  4. Первый гейм «Блиц турнир.»
  5. Игра с болельщиками.
  6. Второй гейм «Заморочки из бочки.»
  7. Ребусы .
  8. Четвёртый  гейм «Ты - мне , я -  тебе»
  9. Рекламная пауза.
  10.  «Тёмная лошадка»
  11. Конкурс капитанов.

Ход игры:

           Познакомить всех участников и гостей девизом игры.

Девиз игры:

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь

Для победы трудностей - закалку,

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю, и смекалку.

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело

В мир загадок и сложных задач.

Не беда, что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден.

Достижения крупные людям

Никогда не давались легко.

  1. Представление жюри, в которое могут войти и учителя, и старшеклассники.
  2. Представление команд.

 Предоставляется слово капитану первой команды:

- Я открываю заседание и должен сказать, что очень рад приветствовать почтенное собрание.

- Наша команда называется "Дважды два”.

Наш девиз:

« Без счёта не будет на улице света.

   Без счёта не может подняться ракета.

   Без счёта письмо не найдёт адресата.

   И в прятки сыграть не сумеют ребята.

   Запомните все, что без точного счёта

   Не сдвинется с места любая работа!»

Предоставляется слово капитану второй команды .

Капитан команды «Пятёрочки»:

– Наша команда называется "Пятёрочки”.

  Наш девиз:

«Учимся, учимся

 Мы решать и считать,

 Нам интересно все,

 Все нам надо знать.

 Думаем, думаем,

 Как учеными стать,

 Будем таланты

 Все мы развивать!

Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,

Надо твердо на “5” математику знать!»

Команды передают в жюри свои эмблемы.

Перед тем как будет объявлен результат конкурса  «Приветствие», у нас пройдёт рекламная пауза.

Девочки выносят  2 плаката с высказываниями  о математике.

Объявляется результат конкурса.

Лучшая эмблема -  5 баллов

Лучшее приветствие- 5 баллов

 Перед первым геймом звучат слова:

    И пусть сильней кипит борьба,

Острей соревнование.

Успех решает не судьба,

А только ваши знания.

«Чтоб все в игре прошло без заминки,
Её мы начнем, ну конечно, с разминки!»

  1. Первый гейм или конкурс “ Блиц турнир” ( вопросы и быстрые ответы)

Идёт показ слайда

Каждой команде задаётся  8 вопросов, на которые вы должны ответить не более, чем за 1 минуту.

Побеждает команда, которая ответила на свои вопросы и уложилась в отведённое  время. Можно обращаться  за помощью болельщиков, если не знаете ответа, главное уложиться по времени.

Этот гейм оценивается следующим образом:

5 баллов за правильный ответ  и 1 балл за ответ, полученный с помощью болельщиков.

Кто  же начнет игру? Узнаем с помощью считалки:

«Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сороки прилетели,
Начинать тебе велели.»

Вопросы первой команде:

  1. Как называется результат деления? (частное)
  2. Как называется прибор для измерения длины отрезков? (линейка)
  3. Семь в квадрате. (49)
  4. Что найдем, если расстояние разделим на скорость? (время)
  5.  …(0)
  6. Наибольшее двузначное число.  (99)
  7. Чему равен периметр прямоугольника, если его длина 3 см,        а ширина 2 см? (10 см)
  8. 17 · 11=… (187)

     

 Вопросы второй команде:

  1. Как называется результат вычитания? (разность)
  2.  Как называется прибор для изображения окружности? (циркуль)
  3. Три в кубе. (27)
  4. Что найдем, если время умножим на скорость? (расстояние)
  5. =…(0) 
  6. Наименьшее трехзначное число. (100)
  7. Чему равна площадь прямоугольника, если его длина 3 см,         а ширина 2 см? (6 см2)
  8. 49 · 6=… (294)

Во врея подведения итогов блиц турнира

(5 баллов за каждый правильный ответ)

Игра с болельщиками во время подведения итогов конкурса

Каждый правильный ответ – 1 балл команде

В начале предлог,
В конце же – загородный дом.
А целом  мы решали
И у доски, и за столом.
(За + Дача = Задача.)

Игра – в ней лошади нужны,
К игре проступок пристегни.
И называй, дружочек, смело
То, что давно уже не цело.
(Поло + Вина = Половина.)

Две ноты как два слога,
А слово – одно,
И меру длины
Означает оно.
(Ми + Ля = Миля.)

Первое – летом, весной выпадает,
Льдинками все в садах побивает.
Ну, а второе – мужчин украшенье,
Нет  у многих его, к сожаленью.
А вот все вместе – то мера углов,
Температуры горячих голов.
(Град + Усы = Градусы.)

Следующий конкурс.

 Конкурс «Заморочки из бочки»: 

За каждый правильный ответ присуждается 5 баллов

Идёт показ слайда.

 

Капитанам предоставляется право выбрать один из пяти бочонков, в которых находятся вопросы для каждой команды.

Только в одном бочонке храниться счастливый случай или приз! Команда,  угадавшая  где храниться приз, получают 10 баллов.

Первый бочонок:

Сравните   выражения:

А =    и    В =    

Предлагаемые варианты ответов:

1) A > B        2) A = B       3) A < B

Второй бочонок:

Определите разность двух чисел

_    7 *  5 4 1

      5  9 6 * 2

      1 4  * 0 *

Правильный ответ:

_    7 4 5 4 1

      5 9 6 3 2

      1 4 9 0 9

Третий бочонок:

Счастливый случай – 10 баллов

Четвёртый бочонок:

Найдите значение выражения:

128 : 32 · 19        

Варианты корней уравнения:

  1.  34      2)  76       3)  50

Игра с болельщиками

Предлагается разгадать ребусы

 РОг  еЛЬ =РОЛЬ

 С бАНт гИТАРа =САНИТАР

                                                                             СОРОК О НОЖ КА = СОРОКОНОЖКА

ВЕТка сЕРп = ВЕТЕР

Третий гейм «Ты – мне, я - тебе»

На экране появляются 4 математических направлений или тем, в которых хранятся задания.

Предстоит выбрать тему с заданием не своей команде, а команде соперников.

Первой право выбора представляем команде, набравшей наименьшее количество очков.

И вновь  пять баллов за каждый правильный ответ 5 баллов.

Темы:

  1. Логическая задача
  2. Задача на движение
  3. Старинные единицы измерения
  4. Решение уравнения

Логическая задача

В теплом хлеве у бабуси

Жили кролики и гуси.

Бабка странною была –

Счет животным так вела:

Выйдет утром за порог,

Сосчитает триста  ног.

А потом без лишних слов

Насчитает сто голов.

И со спокойною душой

Идет снова на покой…

Кто ответит поскорей,

Сколько было там  гусей?

Кто узнает из ребят,

Сколько было там  крольчат?

  2+4=6 – лап и ног у двух видов животных

  300 : 6 = 50  пар животных              

 Проверка:

                   

 Ответ: 50 гусей и 50 крольчат

Задача на движение

В полдень из Москвы в Орёл вышла грузовая машина со скоростью 60 км/ ч. Часом позже из Орла в Москву выехал мотоциклист со скоростью 60 км/ ч. Когда они встретятся, кто будет дальше от Москвы?  ( На одном расстоянии)

Старинные единицы измерения

Назовите старинные единицы измерения, связанные с частями тела.

После ответов детей идёт показ слайдов про старинные единицы измерения.

"локоть" - расстояние от локтя до кончиков пальцев ( на Руси)

" дюйм" - ширина большого пальца ( в Англии)

"фут" - длина ступни ( в Англии)

Локоть - длина руки от локтя ( острый выступ)  до конца среднего пальца.

Сажень - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины.

Косая сажень - от подошвы ноги до конца пальцев вытянутой вверх руки.

"Косая сажень в плечах" - так говорили о широкоплечем и могучем богатыре. А вот о малорослом человеке могли сказать так: "Аршин с шапкой". Аршин - 71 см. О карлике была такая поговорка: "Сам с вершок, а голова с горшок". Вершок - 5 см, это часть указательного пальца

Пядь малая-расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев рук. Пядь великая -расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, ее длина 22-23 см.

Решение уравнения

Перед тем как будет объявлен результат конкурса

 «Ты -  мне, я - тебе», у нас пройдёт рекламная пауза.

Девочки вновь выносят  2 плаката с новыми     высказываниями и  о математике

Четвёртый  гейм  «Гонка за лидером»

 На экране по очереди  появляются вопросы для каждой команды.

Каждый вопрос оценивается  в 10 баллов. Дело не в сложности вопроса, а в шансе догнать команду соперников – отсюда и название «Гонка за лидером»

 Задание №1 для первой команды

 У четы речных Медуз был всегда отменный вкус,

И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.

На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон -

Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.

А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.

Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.

И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.

Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!

Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей)

Задание №1 для второй команды

В автобусе ехали 25 человек.

На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.

На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.

На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.

На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.

На следующей остановке вышли 5 человек.

Сколько было остановок? (5 остановок)

Задание №2 для первой команды

У скольких двузначных чисел сумма цифр равна 10? (ответ :  у 9)

 9 чисел: 19,28,37,46,91,82,73,64,55.

Задание №2 для второй команды

Если дома на улице пронумеровать от 1 до 50, то сколько раз встретится цифра 4?    (15 раз)

4,14,24,34,40,41,42,43,44,45,46,47,48,49

                                   (  2 раза в числе 44)

Задание №3

 для первой и второй команды  одинаковое:

Ребятам предлагается нарисовать человечка, используя геометрические фигуры: отрезки, треугольники, четырехугольники и круги.

Те команды, у кого человечек получился, получают по 5 баллов,  а за самого симпатичного еще 1 балл.

Время на выполнение 1 минута.

Во время подведения итогов конкурса «Гонка за лидером» мы проведем небольшую игру и для болельщиков и для команд, которая называется

«Тёмная лошадка».

Обращаю ваше внимание на экран. После просмотра слайдов вы должны  сказать, о каком учёном говорилось в предложенном сообщении.

 Угадавший приноси 1 балл своей команде.

Ответы принимаются с поднятия руки

Итак, внимание на экран.

Идёт показ слайда.

«Этот  учёный был одержим математикой. Родился в 287 году до нашей эры в Греции. Это древнегреческий математик, физик, механик и инженер. Увлекаясь вычислениями, он забывал о пище, совершенно не заботился о себе. Его работы относились почти ко всем областям математики того времени: ему принадлежат замечательные исследования по геометрии, арифметике, алгебре.

Лучшим своим достижением он считал определение поверхности и объёма шара — задача, которую до него никто решить не мог. Этот человек просил выбить на своей могиле шар, вписанный в цилиндр.»

Предлагается стихотворение:

         

  АРХИМЕД

Нет, не всегда смешон и узок
Мудрец, глухой к делам земли:
Уже на рейде в Сиракузах
Стояли римлян корабли.

Над математиком курчавым
Солдат занес короткий нож,
А он на отмели песчаной
Окружность вписывал в чертеж.

Ах, если б смерть — лихую гостью
Мне так же встретить повезло,
Как Архимед, чертивший тростью

В минуту гибели — число!

Дмитрий Кедрин

Конкурс капитанов

Капитанам предлагается ответить на 10 вопросов.

Каждый ответ – 1 балл

Вся команда может видеть эти вопросы на экране и принимать

участие в обсуждении, но отдельно от капитана.

Вопросы капитанам:

  1. Цифровой знак, обозначающий отсутствие величины. (0)
  2. Чему равен вес соли, которую надо съесть, чтобы хорошо узнать человека? (Пуд)
  3. Шесть  квадратов на двенадцати рёбрах. Какая это фигура? (Куб)
  4. Единица со свитой из шести нулей. (Миллион)
  5. Какую часть от часа составляет 5 минут? (5/60)
  6. Наименьшее натуральное число. (1)
  7. Число гномов в одном из мультсериалов Диснея. (Семь)
  8. Назовите фамилию автора учебника по математике (Виленкин)
  9. Сколько лет нашей школе? ( 7 ..  )
  10. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала по 5 км. Сколько километров проехал ямщик? (5 км)

Подведение итогов игры.   

    Дорогие ребята! Сегодня вы показали свою эрудицию, умение мыслить, рассуждать, умение работать командой.

Результат узнать пора,

Кто же лучше всех трудился

И в турнире отличился?

Слово жюри для подведения итогов. Награждение команд.

В конце игры можно прочитать итоговое стихотворение

Число – как много в этом звуке
Для математики, друзья!
Но и в простой, обычной жизни
Без математики нельзя!

Все действия умеем делать,
И складывать, и вычитать,
И дроби все мы перемножим,
Разделим и получим “пять”!

Сегодня все участники команды,  победившей в нашей сегодняшней игре, получают пятёрки.

НАГРАЖДАЕТСЯ

команда 5 «А» класса « Дважды два »

За победу в мат-ематической игре

«Счастливый случай!»

среди учащихся 5 -го  класса.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь

Для победы трудностей закалку,

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю, и смекалку.

Учитель математики:   Ефремова Т.А.         /______________ /

Учащиеся 10 класса: Костив Б.

                                   Сачкова К.

                                   Шелягина Ж.


НАГРАЖДАЕТСЯ

команда 5 «А» класса « Пятёрочки»

За победу в математической игре

«Счастливый случай!»

среди учащихся 5 -го  класса.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь

Для победы трудностей- закалку,

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю, и смекалку.

Учитель математики:   Ефремова Т.А.         /______________ /

Учащиеся 10 класса: Костив Б.

                                   Сачкова К.

                                   Шелягина Ж.

НАГРАЖДАЕТСЯ

команда 5 «А»класса « Пятёрочки»

За 2 место в математической игре

«Счастливый случай!»

среди учащихся 5 -го  класса.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь

Для победы трудностей - закалку,

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю, и смекалку.

Учитель математики:   Ефремова Т.А.         /______________ /

Учащиеся 10 класса: Костив Б.

                                   Сачкова К.

                                   Шелягина Ж.

НАГРАЖДАЕТСЯ

команда 5 «А»класса « Дважды два »

За 2 место в математической игре

«Счастливый случай!»

среди учащихся 5-го  класса.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь

Для победы трудностей - закалку,

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю, и смекалку.

Учитель математики:   Ефремова Т.А.         /______________ /

Учащиеся 10 класса: Костив Б.

                                   Сачкова К.

                                   Шелягина Ж.

Для жюри:

Приветствие

Лучшая эмблема -  5 баллов

Лучшее приветствие- 5 баллов

Перый гейм Блиц-турнир

8 вопросов за 1 минуту

5 баллов за правильный ответ  и 1 балл за ответ, полученный с помощью болельщиков.

Все игры  с болельщиками во время подведения итогов конкурса. Каждый правильный ответ – 1 балл команде

Второй гейм  «Заморочки из бочки»:

За каждый правильный ответ присуждается 5 баллов

Третий гейм «Ты – мне, я - тебе»

5 баллов за правильный ответ

 Четвёртый гейм «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ

Каждый правильный ответ 10 баллов

«Тёмная лошадка» - ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИМ ЗА ТЕМ, КТО ОТВЕТИТ  ПЕРВЫМ  ПРАВИЛЬНО

 Конкурс капитанов

10 вопросов – каждый по одному баллу

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5–9 классов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения

Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 тклассов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения....

ПЛАН-КОНСПЕКТ НЕТРАДИЦИОННОГО УРОКА В ФОРМЕ ИГРЫ «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» 5 класс

данный конспект уроком будет хорошим подспорьем для повторения пройденного материала...

Статья по теме: "Работа над понятиями в условиях системно -деятельностного подхода при обучении истории".

Работа над понятиями в условиях системно-деятельностного подхода при обучении истории....

Доклад на тему: «Основные принципы системно-деятельностного подхода. Интерактивные технологии обучения.»

Системно-деятельностный подход - универсальный инструмент познавательной деятельности. Актуальность реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе состоит в том, что он способс...

"Системно-деятельностный подход в организации обучения как одно из условий повышения качества образования

Самообразование- процесс сознательной самостотельной познавательной деятельности .И для того,чтобы учить других,нужно знать больше,чем остальные....

Теоретические основы применения деятельностного подхода в обучении математике в основной школе

Деятельностный подход в обучении как средство достижения нового качества образования....