Главные вкладки

    Сценарий литературного вечера к 250-летию со дня рождения Николая Михайловича Карамзина
    методическая разработка по литературе (9, 10 класс) по теме

    Доронкина Юлия Станиславовна

    Сценарий к 250 - летию со дня рождения Николая Карамзина

    Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России…

    Цели: донести до учащихся своеобразие личности Карамзина;  при помощи документальных материалов помочь увидеть живого писателя и историка, почувствовать далёкую эпоху, оценить место писателя в литературе, значение его деятельности в качестве историка для России.

     12 декабря 2016 года исполнилось 250 лет со дня рождения Николая Михайловича Карамзина.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stsenariy_k_250_karamzina_otredaktirovannyy.docx40.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий к 250 - летию со дня рождения Николая Карамзина

    Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России…

    Цели: донести до учащихся своеобразие личности Карамзина;  при помощи документальных материалов помочь увидеть живого писателя и историка, почувствовать далёкую эпоху, оценить место писателя в литературе, значение его деятельности в качестве историка для России.

    12 декабря 2016 года исполнилось 250 лет со дня рождения Николая Михайловича Карамзина.

    Ход мероприятия

    Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о выдающемся человеке государства Российского и познакомимся с творчеством Николая Михайловича Карамзина.

    Николай Карамзин – выдающийся историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма. Автор «Истории государства Российского» (1803-1826 гг.) в двенадцати томах и редактор «Московского журнала» (1791-1792), «Вестника Европы» (1802-1803).

    Разноголосица. Светские дамы и кавалеры.          (Слайд 3)

    1) Господа! Вы слышали?! В российской литературе произошло необыкновенное событие. Моднейший и самый читаемый писатель Николай Михайлович Карамзин записывается в историки. Бывало, что по своей воле отказывались от престола монархи, но чтобы знаменитый художник на вершине славы, силы и успеха подвергал себя добровольному заточению – пусть даже в храме науки!

    2) Карамзин меняет биографию в том возрасте, в каком погибнет Пушкин. Зачем?

    3) Он рано вошёл в литературу и довольно быстро завоевал славу первого пера страны.

    4) Он удачно путешествовал и общался с выдающимися умами и талантами Западной Европы.

    1) Его альманахи, книги и журналы полюбили читатели.

    2) Он написал “Бедную Лизу” повесть, прочитанную едва ли не каждым грамотеем.

    3) Он глава школы “жизни и сердца”, сентименталист, преобразователь литературного языка.

    4) Свою дружбу ему предлагал Александр Первый. А Карамзин написал: “Мне гадки лакеи и низкие честолюбцы, и низкие корыстолюбцы. Двор не возвысит меня”.

    1) Он открыл России Шекспира, переведя “Юлия Цезаря”, и нашёл Ипатьевскую летопись (страшно подумать, что примись он за свою историю на десять лет позже многого можно было и не найти ее - пожары Отечественной войны 1812-го года были безжалостны к летописям).

    2) Он автор художественной Истории, названной Пушкиным “созданием великого писателя, подвигом честного человека”.

    Слово ведущего.

    Такие (или примерно такие) пересуды можно было услышать в светских салонах российских столиц в первой четверти XIX-го века. Нам довелось “подслушать”, что говорили о Николае Михайловиче Карамзине – личности удивительной для русской культуры! 12 декабря этого года исполнилось 240 лет со дня рождения великого современника А.С. Пушкина, которого сам Поэт назвал “одним из великих наших сограждан. Откройте любое издание “Бориса Годунова”: чтение трагедии вы неизменно начнете с таких слов: “Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностию посвящает Александр Пушкин”.

    Николаю Михайловичу Карамзину посвящаем мы нашу гостиную "Первый наш историк и последний летописец".

    Современники сравнивали его с Петром Великим. Это, конечно, метафора, одно из тех пышных поэтических уподоблений, на которые был столь щедр век Ломоносова и Державина. Однако вся жизнь Карамзина, его блистательные начинания и свершения, оказавшие огромное воздействие на развитие отечественной культуры, были и в самом деле необыкновенны. Писатель, крупнейший представитель русского сентиментализма; выдающийся филолог, языковые реформы которого во многом подготовили успехи русской прозы во второй половине XIX столетия; блестящий литературный критик и публицист, редактор и переводчик; признанный патриарх отечественной историографии, создавший труд, который составил славу и гордость русской исторической науки – “Историю государства Российского”, – таков был Карамзин, таковы его заслуги перед нашей национальной культурой.

    Как же все начиналось? Пришло время предоставить слово биографу этой разносторонне одаренной личности.

    Биограф

    Ученик: Детство (слайд  4    )

    Николай Михайлович Карамзин родился 12 декабря (по старому стилю - 1 декабря) 1766 года в селе Михайловка Симбирской губернии, в семье помещика.

    Его род происходил от крымских татар, его отец был средним помещиком, офицером в отставке, мать умерла, когда Николаю Михайловичу было 3 года. Его воспитанием занимался отец, привлекая также гувернеров и нянек.

    Карамзин провел в имении все детство, получил отличное домашнее образование, изучил немецкий, французский, английский, итальянский языки и прочитал почти все книги в обширной библиотеке своей матери. 

    Первой духовной пищей 8 - 9-летнего мальчика были старинные романы, развившие в нем природную чувствительность. Уже тогда, подобно герою одной из своих повестей, "он любил грустить, не зная о чем", и "мог часа по два играть воображением и строить замки на воздухе". 

    Ученик: Отрочество (слайд     5        )

    В 14 лет Карамзин был привезен в Москву и отдан в частный пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, в котором учился с 1775 по 1781года, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. 

    Ученик: Юность (слайд  6   )

    В 1783 году, по настоянию отца, поступил на службу в Преображенский гвардейский полк Петербурга, куда был записан еще малолетним, но после смерти отца в январе 1784 года вышел в отставку. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Он начал с переводов, редактировал первый в России детский журнал « Детское чтение для сердца и разума». (Слайд 7)

    После отставки некоторое время жил в Симбирске, а потом — в Москве.

    Во время пребывания в Симбирске вступил в масонскую ложу «Золотого венца», а после приезда в Москву (1785—1789) был членом «Дружеского ученого общества. Здесь началось, по словам Дмитриева, «образование Карамзина, не только авторское, но и нравственное». Влияние кружка продолжалось 4 года (1785 – 1788).

    В Москве Карамзин познакомился с писателями Н. И. НовиковымА. М. Кутузовым, А. А. Петровым, участвовал в издании первого русского журнала для детей — «Детское чтение для сердца и разума»

    Биограф

    В мае 1789 года Карамзин отправляется за границу, в длительное путешествие по Европе. Эта поездка была давней его мечтой.    (Слайд 8)

    “Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые”. Николай Михайлович блажен. Он — в революционном Париже. Он чувствует дыхание Истории.

    Звучит ода “К радости” Шиллера на музыку Бетховена

    “Обнимитесь, миллионы...”

    Путешествие продолжалось почти полтора года. Карамзин посетил Пруссию, Саксонию, Швейцарию, Францию, Англию. Он наблюдал жизнь больших городов и маленьких деревушек, вел беседы в аристократических салонах и захолустных дорожных трактирах, в стенах французской Академии…                     (Слайд 9)

    Одним из результатов путешествия стали “Письма русского путешественника”. Их называли “окном в Европу”, подобным тому, которое когда-то прорубил Петр Первый. Они явились первым произведением русской прозы, которое по всему своему строю принадлежало уже новой литературной эпохе, во многом предвосхищая ее важнейшие художественные открытия.

    Биограф

    Возвращение в Россию (слайд  10   )

    По возвращении из поездки в Европу Карамзин поселился в Москве и начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста, приступив к изданию «Московского журнала» 17911792 годы. 

    Сценка.

    Выходит молодой челочек, со стопкой толстых, журналов. Пересматривает их:

    - Ага, “Новый мир”, “Знамя”, “Октябрь”.

    И вдруг останавливается. Читает:

    - “Московский журнал”, 12 книжек будут стоить в Москве 5 руб., а в других городах с пересылкою 7 руб. Подписка принимается в Университетской книжной лавке на Тверской улице. Издатель просит читателя самого поправить прочие ошибки, какие найдут”. Первый отечественный толстый журнал. Издатель – Н.М. Карамзин.

    Ведущий.

    Так начиналась издательская деятельность Н.М. Карамзина. Известный драматург и литератор того времени Я. Б. Княжнин взял в руки первый номер и воскликнул: “У нас не было такой прозы!”

    Успех “Московского журнала” был грандиозный – целых 300 подписчиков. По тем временам очень большая цифра. Вот как мала еще была не только пишущая, читающая Россия!

    Биограф

    В «Московском журнале» среди других произведений Карамзина появилась упрочившая его славу повесть «Бедная Лиза».  (Слайд 11)

    Разноголосица.

    1) Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество.

    2) 1792 год – год рождения новой словесности написаны “Бедная Лиза” и “Наталья, боярская дочь”.

    3) Эраст – начало образа лишнего человека, далёкий предшественник Онегина, Чацкого, Печорина.

    4) Он называет себя первым русским писателем, а хочет научить нас нашему родному языку, которого мы не слышали...

    Ведущий.

    В быту “Бедная Лиза” отозвалась множеством маленьких Эрастов, волной самоубийств и слезами.

    Здесь в воду бросилась Эрастова невеста, –
    Топитесь, девушки, в пруду довольно места.

    Никогда так много и так охотно не плакали.  Что же это за произведение, вызвавшее такую бурную реакцию. Давайте посмотрим маленькую инсценировку.

                          Инсценировка отрывка из “Бедной Лизы”.                        (Слайд 12)

    1 отрывок

    Автор

    Прошло  два  года после смерти отца Лизина. Луга покрылись  цветами,  и

    Лиза пришла в  Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного

    вида, встретился  ей на улице. Она показала ему цветы - и  закраснелась.

    "Ты продаешь их, девушка?"  - спросил  он с улыбкою.

    "Продаю",- отвечала она.

    "А что тебе надобно?"

     – "Пять копеек? ".

    - "Это слишком дешево. Вот тебе рубль".

    Лиза  удивилась,  осмелилась  взглянуть  на молодого  человека,-  еще  более

    закраснелась и, потупив глаза в  землю,  сказала ему:

    - Я не возьму рубля.

     "Для чего же?"

    -  "Мне не надобно лишнего".

                    - "Я думаю, что прекрасные ландыши, сорванные  руками  прекрасной девушки, стоят рубля. Когда  же ты не берешь его, вот тебе пять  копеек. Я хотел бы всегда покупать у тебя  цветы; хотел бы, чтоб ты рвала их  только для меня".

     Лиза  отдала цветы, взяла пять копеек, поклонилась и хотела идти, но незнакомец остановил ее за руку;

    "Куда же ты пойдешь, девушка?"

     - "Домой",

    - "А где дом твой?"

    - Возле Симонова монастыря.

    Лиза сказала, где она  живет, и пошла. Молодой человек  не хотел удерживать ее,  может быть для того, что мимоходящие  начали  останавливаться и, смотря на них, коварно  усмехались.

    2 отрывок

    (Слайд 13)

    Автор

    Прошло совсем немного времени, а Лиза и Эраст всем сердцем полюбили друг друга.

    Они сидели на траве, и так,  что между ними оставалось не много места,- смотрели друг другу в глаза, говорили друг  другу: " Люби меня! " и два часа показались  им мигом.  Наконец Лиза  вспомнила, что  мать  ее может  об  ней беспокоиться. Надлежало расстаться.

    "Ах, Эраст! - сказала она.- Всегда ли ты будешь любить меня? "

    - "Всегда, милая  Лиза, всегда! "  - отвечал он.

     "И ты можешь мне дать в этом  клятву?"

     -  "Могу, любезная Лиза, могу!"

     - "Нет! Мне не надобно клятвы. Я верю тебе,  Эраст, верю. Ужели ты обманешь бедную Лизу? Ведь этому нельзя быть?"

    - "Нельзя, нельзя, милая Лиза!"

     - "Как я счастлива, и как  обрадуется матушка,  когда  узнает, что  ты меня любишь!"

     -  "Ах нет, Лиза! Ей не надобно ничего сказывать",

    - "Для чего же?"

    - "Старые люди бывают подозрительны. Она вообразит  себе что-нибудь худое".

    -  "Нельзя статься".

    - "Однако ж прошу  тебя не говорить ей об этом ни слова"

    - "Хорошо: надобно тебя послушаться, хотя мне и не хотелось бы ничего таить от нее".

         Они  простились, поцеловались  в последний  раз и обещались всякий день

    ввечеру видеться  или на берегу реки,  или в березовой роще,  или где-нибудь

    близ Лизиной хижины, только верно, непременно видеться. Лиза пошла, но глаза

    ее сто раз  обращались на Эраста,  который все еще стоял на берегу и смотрел

    вслед за нею.

                                                   Ведущий

     Лидер сентиментализма

    Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» (17911792) и повести «Бедная Лиза» (1792; отдельное издание 1796) открыли в России эпоху сентиментализма.

    Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма.

    Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза» вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы.

    Ведущий.

    (слайд 14     )

    Произведения Карамзина, печатавшиеся в “Московском журнале” и вышедшие в 1794 году отдельной книгой под скромным названием “Мои безделки”, имели громадный успех, доставив молодому писателю широчайшую известность.

    Вашему вниманию предлагается свидетельство современника Николая Михайловича Фёдора Николаевича Глинки, известного русского поэта.

    Ф. Н. Глинка:

    “В раннем детстве моем… в смиренном околотке нашем, Смоленской губернии, близ города Духовницы, мало читали, и кроме книг духовного содержания, почти не имели других. — ...Вдруг появились у нас в доме: “Мои безделки”. Нам прислали эту книгу из Москвы, и как описать впечатление, произведенное ею? Все бросились к книге и погрузились в нее: читали, читали, перечитывали, и наконец почти вытвердили наизусть. От нас пошла книга по всему околотку, и возвратилась к нам уже в лепестках. Так сталось, думаю, и везде с первыми опытами Карамзина”.

    Биограф.

    Работал Карамзин невероятно много. Только для журнала “Детское чтение для сердца и разума” Карамзин каждую неделю писал по два десятка страниц.

    Не забудем и о том, что Карамзин издавал и первые литературные альманахи “Аглая”, “Аониды” – “Для милых женщин...”, и “Пантеон российских авторов” – портреты-гравюры русских писателей – прообраз литературного словаря, литературно-политический журнал «Вестник Европы».

    Биограф.

    Литературная звезда Карамзина поднималась все выше, когда он вдруг замолчал, оставив как будто все, что столь блистательно начал. Читатели были в недоумении. И лишь немногие друзья писателя знали, что, оставляя “изящную словесность”, Карамзин делает это для того, чтобы полностью отдаться работе над новым своим трудом, который станет делом всей его жизни. Карамзин начинал “Историю государства Российского”.     (слайд   15   )

    Интерес к отечественной истории и даже сама мысль приняться когда-нибудь за исторический труд были у Карамзина всегда. “Буду учиться, - писал он, прощаясь с читателями “Московского журнала”, закрывавшегося в 1792 году, - буду пользоваться сокровищами древности, чтобы после приняться за такой труд, который мог бы остаться памятником души и сердца моего, если не для потомства (о чем и думать не смею), то по крайней мере для малочисленных друзей моих и приятелей”.

    31 октября 1803 года вышел указ царя Александра I о назначении Н. М. Карамзина историографом с жалованием 2 тысячи рублей в год. Теперь на всю оставшуюся жизнь он — историк. 17 веков Российской истории в 11 томах! 22 года работы!!!

    Ведущий.

    Цитирую Николая Михайловича Карамзина: “Я не верю той любви к Отечеству, которая презирает его летописи или не занимается ими; надобно знать, что любишь; а чтобы знать настоящее, должно иметь сведение о прошедшем”. И еще: “Должно приучить россиян к уважению собственного”.

    Создавая “Историю государства Российского”, Карамзин и стремился, прежде всего, раскрыть величие русской истории, ее яркую выразительность и самобытность.

    Разноголосица.

    1) Говорят, что Карамзин буквально прочесывает все архивы и книжные собрания Синода, Эрмитажа, Академии наук, Публичной библиотеки, Московского университета, Александро-Невской и Троице-Сергиевой лавры.

    2) По его просьбе ищут в монастырях, в архивах Оксфорда, Парижа, Венеции, Праги и Копенгагена. И сколько всего нашлось!

    3) Остромирово Евангелие (это и поныне древнейшая из датированных русских книг), Ипатьевская, Троицкая летописи, Судебник Ивана Грозного, произведение древнерусской литературы “Моление Даниила Заточника” и много чего еще.

    4) Говорят, обнаружив новую летопись — Волынскую, Карамзин несколько ночей не спал от радости. Друзья смеялись, что он стал просто несносным – только и разговоров, что об истории.

    5) Нет, вы послушайте: все читают “Историю…”! В Москве, Петербурге, в провинции. Далекий Иркутск один закупил 400 экземпляров!

    1) Я слышала, что в 25 дней продано 3000 экземпляров.

    2) Князь Петр Вяземский сравнил Карамзина с Кутузовым двенадцатого года: он спас Россию от забвения!

    3) А вы слышали мнение поэта Пушкина? Он высказался в том духе, что “Древняя Россия..., найдена Карамзиным, как Америка Колумбом… История государства Российского есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека”.

    4) Дамы, в “Сыне Отечества” написано, что “Историю…” можно приобрести на Захарьевской улице, близ Литейного двора в доме Баженовой. По 50 рублей за 8 томов.

    5) Едемте, едемте! Карету нам! (хором; удаляются)

    Ведущий.

    Вы слышали? Здесь прозвучало имя А.С. Пушкина. Пушкин и Карамзин – два великих современника, хорошо знавшие друг друга. Какими были их взаимоотношения? Как деятельность историка отразилась на творчестве поэта? Вы представляете: без “первого историка нашего и последнего летописца” невозможны были бы пушкинские “Борис Годунов” и “Песнь о вещем Олеге”!   Именно в “Вестнике Европы” Карамзина в 1814году появились строки, подписанные “Александр Н. к. ш. п.”

    Только за это мы должны помнить и чтить Николая Михайловича!

    Ведущий

    Реформа языка Карамзина (слайд 16   )

    Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской 

    лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.

    Память (слайд   17   )

    Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов — как неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё.

    Биограф

    Карамзин скончался 22 мая (3 июня1826 г. в Санкт-Петербурге. По преданию, смерть его стала следствием простуды, полученной 14 декабря 1825 года, когда Карамзин воочию наблюдал события на Сенатской площади. Похоронен он на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

    Именем писателя названы:

    • Памятник Н.М.Карамзину и первым семи томам его «Истории Государства Российского установлен в Остафьево, Московская область (слайд 18   )

    Памятник открыт графом С. Д. Шереметьевым в 1911 году к 100-летию написания Н. М. Карамзиным "Записок о древней и новой России".

                               : 4 сентября 2015 года исполнилось 170 лет со дня открытия в Симбирске памятника уроженцу Симбирской губернии, историографу, писателю, поэту, журналисту и переводчику Николаю Михайловичу Карамзину (1766–1826). (Слайд   19   )

    Памятник создавался по инициативе симбирских дворян на пожертвования, которые собирались по объявленной императором Николаем I всероссийской подписке, и был торжественно открыт 23 августа (по ст. стилю) 1845 года. Надпись на памятнике гласит:

     «Н.М. Карамзину историку Российского государства повелениемъ императора Николая I-го 1844 годъ.»

    Па́мятник «Тысячеле́тие Росси́и стоит в центре новгородского кремля, словно громадный безмолвный колокол, навсегда вросший в эту древнюю землю. Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии и посвящен не одному человеку, а всему народу.

                                   :  Идея установить памятник букве ё в Ульяновске возникла в 1997 году, когда ульяновские историки провели празднование 200-летия появления литеры «ё» в печати. (слайд  21   )  Памятник был открыт 4 сентября 2005 года на бульваре «Венец» около областной научной библиотеки.

                                   

                                         : Значение в литературе (слайд    22     )

    «К чему ни обратись в нашей литературе, всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории…»

    В.Г. Белинский

    А сейчас мы проверим, насколько внимательно вы слушали, всё ли запомнили. Немного поиграем.

    Игра - викторина
    Игра будет проходить по следующим правилам. Я задаю по очереди вопросы командам. Команда отвечает на вопрос, выбрав один вариант ответа из трех.

    А теперь предлагаю начать игру. У нас впереди два раунда. Объявляю первый раунд. В нем речь пойдет о жизни и творчестве Николая Михайловича Карамзина.

        Раунд I

    1. Детство Н. М. Карамзина прошло под Симбирском, в имении отца — небогатого помещика. В три года он лишился матери и рос под надзором нянюшки и дядьки. Когда мальчик научился грамоте, отец отдал ему ключ от шкафа, в котором хранилась библиотека — несколько десятков нравоучительных романов. Романы были прочитаны в одно лето. Перед впечатлительным мальчиком открылся целый мир, полный приключений и подвигов, мир, где честные люди всегда торжествовали над злыми обманщиками. Часто, отложив книгу в сторону, он задумывался и начинал мечтать. Эти детские мечты оказали особое влияние на все творчество будущего писателя. Скажите, кто собрал библиотеку, которой зачитывался будущий писатель?   - Отец;   - мать;   - дядя.

     2.  Когда Карамзин достиг определенного возраста, отец привез его в Москву и определил в пансион профессора Московского университета Шадена, где он приобрел довольно обширные знания по русской истории, литературе и другим наукам и в совершенстве овладел французским и немецким языками. Сколько лет было мальчику, когда его определили в пансион? • 10; • 13; • 16.

    3. Литература занимала Карамзина гораздо больше, чем военная служба и мысли о карьере. В восемнадцатилетнем возрасте Карамзин, оставив военную службу, приезжает на родину в Симбирск. Но тяга к литературному творчеству заставляет его вернуться в Москву, где он входит в «Дружеское ученое общество», которое возглавлял выдающийся русский просветитель и общественный деятель Н. И. Новиков. Карамзин стал одним из редакторов издававшегося Новиковым первого русского журнала для детей. Как назывался этот журнал? • «Чтение дружное, для разума нужное»; • «Детское чтение — прекрасное увлечение!»; • «Детское чтение для сердца и разума».

        4. Во второй половине XVIII в. в российской литературе появилось новое направление — сентиментализм. Писатели-сентименталисты своими произведениями старались воздействовать на чувственное восприятие читателя, вызвать его симпатию или ненависть к описываемым событиям. Название этого литературного направления произошло от французского слова «сентиман». Как это слово переводится на русский язык? • Чувство; • восприятие; • развитие.  

        5. Двадцать один год работал Карамзин над созданием «Истории государства Российского». Все это время он жил уединенно в Москве или Подмосковье, занятый своим трудом. К декабрю 1815 г. были закончены первые восемь томов. Историк решил издать их. Официальное положение придворного историографа обязывало представить труд императору. Назовите имя этого императора. • Александр I; • Николай I; • Екатерина II. 

           6. А. С. Пушкин сказал про «Историю государства Российского», что это «не только создание великого писателя, но и...» Что? Продолжите фразу. • Щедрость русской души; • величие России; • подвиг честного человека. 

    ВЕДУЩИЙ: Отмечу замечательную игру всех команд. Кто-то заработал в этом раунде больше баллов, кто-то меньше, но я бы хотел напомнить вам, что игра только начинается, и у каждого есть шанс занять первое место. Тем более что нас ждет второй раунд, в котором речь пойдет о замечательной повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Как мы уже убедились, именно это произведение принесло автору признание и популярность. Я объявляю второй раунд.

    Раунд 2

     1. Лизин отец был довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу, пахал хорошо землю и... Что еще помогало отцу Лизы вести зажиточное хозяйство? • Он вел трезвую жизнь; • он был расчетливым; • он был очень строгим. 

    2. Лиза была очень трудолюбивой. Она трудилась день и ночь — осенью ткала холсты, зимой вязала чулки, летом брала ягоды — и продавала их в Москве. А что продавала Лиза весной? • Цветы; • лекарственные травы; • бересту.

    3. Какие цветы продавала Лиза в тот день, когда встретила Эраста? • Лилии; • незабудки; • ландыши.

    4. Сколько денег Лиза просила за свой букетик? • 1 копейку; • 5 копеек; • 1 рубль. 

    5. Эраст просил Лизу рвать цветы только для него и обещал, что всегда будет их у нее покупать. Что сделала с букетом самых красивых ландышей Лиза после того, как не дождалась молодого человека? • Растоптала их; • подарила прохожему; • бросила в реку. 6.  Что попросил Эраст у матери Лизы, когда первый раз пришел к хижине? • Холодной воды; • свежего молока; • ядреного кваску.

     7. Карамзин говорит, что Эраст был довольно богатым дворянином, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и... Каким еще качеством надели автор Эраста? • Ветреностью; • безвольностью; • капризностью.

        8. Назовите причину расставания Эраста и Лизы. • Военная служба Эраста; • женитьба Эраста; • замужество Лизы.

     9. Сколько времени не виделись Лиза и Эраст? • Две недели; • два месяца; • два года.

    10. Назовите причину, по которой Эраст должен был обязательно жениться на пожилой вдове. Это был единственный способ... • сделать карьеру; • рассчитаться с долгами; • создать семью.

     (Ведущий объявляет результаты игры, поздравляет и награждает победителей.)

    Ведущий.

    Карамзин, “первый наш историк и последний летописец”, создал великую “Историю государства Российского”. Но величайшим созданием Карамзина был он сам, его жизнь, его одухотворённая личность. Постоянно “выковывая себя”, он создал живой эталон русского писателя, эталон, в котором душевное благородство мыслилось не как высокое достоинство, а лишь как естественное условие человеческой жизни и минимальное из требований, предъявляемых к литератору. Высочайшие этические требования Карамзин ввёл в литературу как обыденные.

          На этом наш литературный вечер, посвящённый Николаю Михайловичу Карамзину,  завершён.  Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    К 70-летию со дня рождения Николая Рубцова

    В 2011 году исполнилось бы  70 лет Николаю Рубцову, одному из самых талантливых и пронзительных лириков XX века....

    Презентация "Николай Михайлович Карамзин"

    Представленную презентацию "Николай Михайлович Карамзин" можно использовать на уроках истории ,а также на уроках литературы или интегрированных уроках. В презентации показан жизненный путь великого ру...

    Николай Михайлович Карамзин

    "Письма русского путешественника"...

    Николай Михайлович Карамзин

    Исследовательская работа, посвящённая 250-летию Н.М.Карамзина...

    Сценарий тематического урока, посвященного 100-летию со дня рождения Константина Михайловича Симонова «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…»

    Сценарий тематического урока, посвященного 100-летию со дня рождения Константина Михайловича Симонова «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…»...