Чтение с остановками и брифинг
методическая разработка по литературе на тему

Труфанова Наталья Константиновна

Разработка мастер-класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_mk.docx599.05 КБ

Предварительный просмотр:

Школу делает школой учитель

Ш.Амонашвили

Профессияучителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем.

Существует множество форм нетрадиционного проведения уроков. Одной из них является урок-брифинг (пресс-конференция). Это встреча определенных групп людей с представителями  различных организаций, которые предоставляют  необходимую информацию «из первых рук».

Как работать со стратегией "чтение с остановками"?

1. Подготовка к восприятию текста. На стадии вызова обсуждается только заглавие произведения и, возможно, эпиграф к уроку, который максимально приближен к теме текста.

Обсуждение может идти по-разному. Варианты:

  • Рассказ учителя о собственном восприятии текста, знакомстве с ним, о чувствах, которые вызвал этот рассказ/повесть/роман.
  • Прием "Дерево предсказаний", с помощью которого ученики фиксируют свои предположения.
  • Прием "Корзина идей" — также позволяет собрать все предположения, касающиеся содержания произведения.

2. Чтение текста с остановками. Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет дальше?".

Чтение начинается на стадии осмысления и проходит в несколько этапов: чтение — вопросы по тексту — предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте.

Важно! Вопросы должн ы быть разными по уровню сложности и затрагивать все аспекты восприятия. Лучше всего использовать приемы "Толстые и тонкие вопросы" или "Ромашка Блума".

Вопрос "Что из ваших предположений сбылось?" задается первым, а вопрос "Что будет дальше?" — последним.

3. Работа с полным текстом. На стадии рефлексии текст опять представляет собой единое целое. Теперь следует вернуться к приемам, использованным на стадии вызова и проанализировать предположения учащихся.

4. Финальная работа по тексту проводится в виде эссе, творческой работы, синквейна, подбора пословиц. Можно, к примеру, разделить класс на группы и для каждой подобрать свое задание: одни пишут письмо от имени главного героя, другие — представляют текст в виде цветовой таблицы, третьим можно предложить переписать концовку рассказа и т.д.

Рекомендации

Текст для анализа не должен быть объемным. Это может быть рассказ, небольшая повесть, очерк. Если изучается роман, то прием "чтение с остановками" поможет проанализировать главы, в которых описаны ключевые события, кульминационные моменты.

Не следует делать много "остановок". Для одного урока достаточно разбить текст на 2-4 смысловые части.

Поскольку художественные тексты на уроках литературы рассматриваются в контексте биографии автора, его творческого пути, общественно-политической обстановки того времени, то на стадии вызова следует рассказать об авторе, истории создания произведения, указать на роль произведения в творчестве писателя. 

Чтение с остановками. Подготовка к чтению. Проведение

Следующий пост продолжит тему и представит в качестве приложения к методике стратегии "Чтение с остановками" художественные тексты и методику составления синквейна. 

Вводная часть мероприятия

1. Расскажите читателям о своем опыте знакомства с книгой, но не более 3-4 минут. Здесь необходимо быть максимально искренними. Если вы не сразу пришли к принятию этого произведения, то надо так и сказать. Это должен быть именно сюжет о том, как вам читалось, или как вы «встретились» с этой книгой, а не описание своих чувств, и ни в коем случае не оценка текста или героев. Если вы не готовы к выражению своих чувств, то лучше ограничьтесь краткой эмоциональной информацией о личности автора. Помните о возрастной специфике: запоминаются именно те моменты биографии автора, которые дети могли бы легко «перенести» на себя, на свою жизнь. При этом важно, что биография рассказывается не вся, а используются только те моменты, которые могут повлиять на восприятие текстовой информации, сузить спектр читательских предположений, направить детей к тексту.


        2. Обсудите название произведения. Спросите читателей,  почему такое название у произведения, что может произойти в книге (повести, рассказе) с таким названием. Каждую точку зрения желательно кратко обосновать, а не говорить наугад. Главное - не затягивать разговор в этот период, иначе можно «перегореть» и уйти в частности. Некоторые начинают обсуждать возможные сюжетные перипетии не сразу с названия, а после прочтения первых строк. По сути – пункты 1и 2 и есть стадия вызова.


Подготовка к чтению

1. Текст заранее делится на смысловые части. Это одна из трудностей работы со стратегией. 
Специалисты рекомендуют полагаться на собственную интуицию и видение критических моментов текста. Поскольку часто перед чтением фрагмента руководитель задает вопрос на прогнозирование содержания, есть смысл делать остановки в тех точках произведения, где намечается поворот сюжета.

Пример: первый отрывок в рассказе Набокова В. «Бритва» состоит из одного предложения: «Недаром в полку его звали: Бритва». Это связано с тем, что в неё заключено много информации: во-первых, оно конкретизирует предположения о содержании произведения, сделанные перед чтением текста (становится ясно, что речь пойдёт о человеке), во-вторых, в этом отрывке появляется первая информация о герое: он служил, в-третьих, возникает мотивация на дальнейшее получение информации: каким должен быть человек, которого называют бритвой? (Тексты с примерами разбивки на части см. в газете «Библиотека в школе» (2005. - № 16))

 Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д. Всего остановок обычно бывает от 2 до 4 в зависимости от размера текста. Во время остановок детям задаются вопросы, побуждающие к критическому мышлению. Важно помнить одно: не следует делать большое количество остановок, так как это создает опасность увлечься «угадыванием» сюжета. Руководитель  должен умело балансировать между авторской позицией и многообразием взглядов на заявленную в произведении проблему.

2. Необходимо заранее продумать вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у слушателей различных мыслительных навыков. Но и про объяснение непонятных слов, анализ средств художественного выражения не следует забывать.   В технологии РКМЧП за основу берется классификация вопросов, основанная на созданной Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности. Американский педагог выделяет 7 уровней познания: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. В соответствии с ними выделяются 7 уровней вопросов, которые может задавать руководитель в ходе чтения:

1.                Вопросы на факты. Отвечая на подобные вопросы, ученик должен буквально воспроизвести информацию, полученную из текста. С их помощью учитель проводит мониторинг понимания прочитанного. Чаще всего эти вопросы касаются имен героев, места и времени действия. Однако нужно учитывать, что эти вопросы не влияют на развитие мыслительных способностей школьников, поэтому необходимо при чтении художественного текста свести их использование к минимуму.

2.                Вопросы на перевод предполагают переосмысление информации в других формах. Учитель может предложить детям нарисовать увиденную ими благодаря художественному слову картину, описать ее своими словами. Такие вопросы, по сравнению с вопросами первого уровня, являются более творческими, однако они предполагают все-таки больше воспроизведение, чем развитие.

3.                Вопросы на интерпретацию позволяют раскрыть связь между идеями, фактами и ценностями. Задавая такой вопрос, учитель конструирует его с помощью слова «Почему?» и просит ответить, используя информацию из текста.

4.                Вопросы на применение дают возможность решать проблемы. Их можно назвать творческими, так как они предполагают некое проектирование, прогнозирование дальнейшей ситуации с опорой на текст. Именно такие вопросы поддерживают интерес к чтению, поэтому чаще всего учитель задает их для реализации стадии вызова перед чтением очередного фрагмента.

Все названные типы вопросов расположены в порядке возрастания их мотивационной и развивающей функций, следовательно, интерпретационные и творческие вопросы – это вопросы более высокого уровня, чем фактологические или вопросы на перевод. Но все-таки более всего влияют на развитие мышления вопросы следующих трех типов.

5.     Вопросы на анализ подразумевают более детальное рассмотрение частностей в общем понимании изображенной ситуации, особенностей поступков героев, мотивов их поведения.

6.     Вопросы на синтез предполагают создание новых сценариев с привлечением собственного опыта. Они близки к вопросам на применение, но являются более широкими.

7.      Вопросы на оценку – это вопросы самого высокого уровня. Отвечая на них, ученик высказывает суждения о хорошем и плохом в соответствии с собственной системой ценностей и переводит ситуацию текста в личную систему взглядов.

Последние три уровня вопросов имеют одну общую черту: при ответе на них ученик должен использовать не только текстовую информацию, а привлекать весь свой опыт, высказывать собственные суждения. Это, безусловно, способствует формированию точки зрения, позиции, несет огромную воспитательную нагрузку.

Вопросы, развивающие критическое мышление из опыта Е. Селезневой (сайт Солнечный):
- что заставляет героя поступить именно так;
- как будут дальше  развиваться события;
- какие чувства вызвал у вас этот отрывок текста и т.д.

После 1 или 2 остановки можно использовать прием «Дерево предсказаний»

Что будет дальше?

Чем закончится рассказ?

Как будут развиваться события после финала?

Вариант 3

Вариант 1

Вариант 2

На «стрелочках» - линиях соединения  - дети записывают объяснения своим версиям: таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать предположения с данными текста. 

После окончания работы с текстом руководитель может предложить детям на выбор 2-4 цитаты (пословицы, расхожих выражения), связанных с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации текста.

Пример: для рассказа В. Осеевой «синие листья» такие варианты: «Каков вопрос - таков ответ», «Друг познается в беде», «на обиженных воду носят». Детям нужно выбрать одну из них – какая на их взгляд больше подходит по смыслу к тексту – и написать небольшое эссе (маленькое сочинение), обосновывающее выбор. Некоторые эссе зачитываются перед группой.

Как читать?

Чтобы полноценно воспринять литературное произведение, нужно эмоционально пережить его, заразиться им. Чтение – это упражнение в нравственном чувстве. Процесс чтения без переживания, без радости, без печали, без улыбки и слезинки лишь сушит ещё не расцветшую душу, делает её слепой к миру образов.

 «Человек, который читает вслух, раскрывается весь как есть. Если он не знает того, что читает, речь его невежественна, он жалок, и это слышно. Если он не живёт тем, что читает, слова остаются мёртвой буквой, и это чувствуется. Если он переполняет текст самим собой, от автора ничего не остаётся: цирковой трюк, и всё тут, и это видно. Тот, кто читает вслух, весь как на ладони перед глазами, которые слушают. Если он читает по-настоящему, если он опирается на знание и, не идя на поводу у своего удовольствия, сам его направляет, если его чтение – это сопереживание как публике, так и тексту, так и автору; если он заставляет признать насущность творчества, пробуждая самую тёмную и неосознанную потребность понимать, – тогда книги распахиваются настежь, и толпы людей, считавших себя отлучёнными от чтения, устремляются вслед за ним в открытые врата». ( Даниэль Пеннак об искусстве чтения вслух)

Читая детям литературное произведение, библиотекарь делится с ними теми мыслями и впечатлениями, которые у него возникли в результате чтения и анализа текста, старается вызвать соответствующий эмоциональный отклик, помогает понять основную идею произведения. Чтение должно быть простым и выразительным. Хорошее чтение – прежде всего правдивое и искреннее, верно истолковывающее текст и исключающее внешний эффект, театральность. К чтению надо готовиться заранее: знать текст и читать так, как будто лишь пробегаешь глазами по страницам книги. Но вот ещё одно мнение: «Не играйте с детьми понарошку. Не читайте как взрослый с высоты своего возраста. Не проводите мероприятия. Читайте по-всамделишному, как будто и сами как в первый раз, как в шесть лет… с изумлением. Мы же актёры высокой пробы, но дети всё равно талантливее нас. И фальшь чувствуют тут же. И не прощают. Не верят. И если там умерла собака, а вы улыбаетесь, то вы и есть главный злодей и чужой взрослый». Так считает Л. Воронова.

Крайне важно овладеть искусством громкого выразительного чтения.  По словам Рыбниковой М., «исполнение должно иметь целью произнести текст с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодику речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы… оно должно быть громким, ясным, чётким, доносящим до слушателя с полной чёткостью звучащее слово». Умение выразительно читать не природное умение, его можно выработать и развить путём постоянной тренировки дикции и голоса. Постичь искусство выразительного чтения можно разными методами и приёмами (см. статью «Выразительное чтение. О его роли в развитии речи» (Дошкольное воспитание. – 2006. - № 6. – С. 101-105) и приложение).

Таким образом, особенности устной речи – экспрессия, интонация, - выделяют главное в тексте или то, что остаётся за текстом, и что в силу возрастных особенностей младшему школьнику трудно выявить самостоятельно, облегчают процесс восприятия. Во время чтения руководитель может сразу почувствовать непосредственную реакцию детей на прочитанное. Эффективность же громких чтений повышается в том случае, если они проводятся регулярно.

Младшие школьники, слушая выразительное чтение, сами начинают читать по-иному: более выразительно, пользуются паузами, передают в диалоге характер действующих лиц.

Не следует прерывать чтение, чтобы давать детям рассматривать иллюстрации. Какие-то картинки к рассказу мы можем показать во время вступительной беседы, остальные – в ходе беседы по содержанию текста.

Чтение текста фрагментами не является новшеством в педагогике. Всем хорошо  известно комментированное чтение. Но отличие состоит в целях, которые ставит перед собой руководитель в первом и втором случае. Когда речь идет о комментированном чтении, важен мониторинг понимания содержания, тех деталей, которые представлены в тексте, расстановка необходимых смысловых акцентов. Когда мы говорим о «Чтении с остановками», то первоочередной задачей ставим вызвать у ребенка заинтересованность произведением и творчеством автора, активизировать оценочные способности школьника, дать направление к формированию личностного отношения и собственной позиции.

Дидактический материал с использованием приёма развития критического мышления «Чтение с остановками и Вопросы Блума»

Притча. Спасти одну звезду.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

- Но это просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

- Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.
(Сэмюэль Джонсон, 1709-1784, английский писатель и мыслитель)

        

Спасти одну звездуhttp://kolyan.net/uploads/posts/2010-02/1265887727_51730916_708jpg.jpg

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

- Но это просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

- Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.


Стадия вызова

Прогнозирование по названию

Сообщение цели и темы урока


Обращение к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личному восприятию текста.

- Испытывали ли вы когда-нибудь желание чего-то необычного, прекрасного?

-приходилось ли вам обманываться в своих надеждах и ожиданиях?

-почему так происходит? Кто или что вершит судьбы людей?


Мы будем работать сегодня с удивительным произведением, форма которого- притча.

Называется она «Беглецы». На доске и в тетрадях записываем слово «Беглецы».

Задание: «Запишите ассоциативный ряд к слову «Беглецы». Можно записывать и слова, подобранные товарищем по парте.

-Как вы думаете, о чём это произведение?

Кратко запишите ожидаемое содержание(время, место, сюжет)рассказа с таким названием(записи, чтение).

Учащиеся легко фантазируют, предвосхищая сюжет, и чем дальше их версия будет от текста притчи, тем будет интереснее


На доске и в тетрадях учащиеся записывают А.Абрасимова «Беглецы». Учитель сообщает: Иногда, читая книгу, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!»

Человек так уж устроен, что стремится заглянуть вперед, предугадать дальнейшее- словом,

прогнозировать . Существует такое понятие, как читательский прогноз

Какие книги вам больше нравится читать: те, в которых сюжет имеет совершенно неожиданные повороты? Интересно ли «отгадывать» продолжение?

Сегодня у нас на уроке интересный рассказ Евгения Замятина «Дракон». И мы постоянно будем «отгадывать»- что же там будет дальше в рассказе?

Кроме того, мы будем читать его по частям, « с остановками». Этот рассказ только так и нужно читать.

Почему? Что дает такое «неправильное» чтение? А может, как раз такое чтение- самое правильное? Об этом- в конце урока.

Чтобы закрепить наши впечатления и ожидания, начертим небольшую таблицу и будем заполнять ее по мере чтения.

Первую графу таблицы тоже лучше заполнять по мере чтения, чтобы урок не выглядел как жесткая «заготовка». Названия в этой графе могут выглядеть так: «Начало рассказа: описание места действия (экспозиция)», «Главный герой (портрет)», «Развитие действия », «кульминация », «Завершение рассказа (развязка)». 


Ожидаемое 


Неожиданное 


Начало текста: 
описание места действия: 
герой: 

развитие действия: 

кульминаци 

развязка: 
Чтение первого абзаца. Вопросы и задания 
Как определить настроение отрывка? Ключевые слова: большой светлый дом, дружная семья. 

Мы помним название притчи – «Беглецы». 

Ваш прогноз –каково содержание следующего абзаца? 

Конечно, мы ждем появления какого-либо загадочного героя. 

Вспомните наш ассоциативный ряд к названию. 
Чтение 2 абзаца 

Прогнозирование следующего абзаца:

Чтение 3 части. Вопросы и задания. 
Прогнозирование следующей части 
Чтение 4 части. Вопросы и задания 
Прогноз следующей части.

Чтение очередного отрывка (№5). Вопросы и задания


Прогноз последней части текста 
Чтение заключительной части текста

Чтение целого текста.

Вопросы и задания 


Было ли для вас неожиданным начало произведения?

Что именно оказалось неожиданным?

Запишите свои мысли в нужную колонку. 
Что здесь ожидаемое и что неожиданное? Запись в таблице. 
Что произойдет дальше? Что сделает незнакомец? 

( запишите ключевые слова в таблицу). 
Почему в начале текста автор называет дом большим и светлым, а в данной части –тесным и убогим?

Что стало с дружной семьей?

Что произойдет в этой семье дальше? 
Каково цветовое решение данного отрывка? Найдите ключевые слова, доказывающие это.

Продолжаем заполнять таблицу.


Выберутся ли дети из леса?

Кто им поможет? (краткая запись в таблицу)

Какой контекстный синоним к слову «дети» употребляет автор в данном отрывке? (неразумные чада). Что этим подчёркивается? 
Как спасти детей?

Запись идей в таблицу


Ответьте на вопрос, выбрав один из предложенных вариантов:

Каким чувством наполняет автор финальную часть текста:


  1. Желчной насмешкой 

  2. Сожалением и печалью 

  3. Непроницаемой холодностью 

  4. Радостью, вызванной справедливостью совершившегося возмездия 


Обоснуйте свой выбор. 
Какие мысли и чувства вызвала у вас эта притча?

Из ряда предложенных вопросов выберите те, которые, на ваш взгляд, отражают проблематику данного текста.


  1. Каким должно быть семейное воспитание? 

  2. Чем больше всего должен дорожить человек? 

  3. Какими последствиями может обернуться для человека утрата живой связи с прошлым? 


Беглецы (цифрами обозначены остановки при чтении)

(1) Среди густого леса, в большом, светлом доме, жила большая и дружная семья: отец со своими сыновьями сеял пшеницу, пас скот, а мать с дочерьми ухаживала за садом и следила за порядком в доме.

(2) Как – то раз, в глухую ночь, когда над землёй бушевала гроза, кто – то тихонько постучал в двери. Ночного гостя впустили в дом. Едва только незнакомец переступил порог, силы его покинули, он рухнул на пол. Путника положили на кровать, напоили тёплым молоком с мёдом, накрыли пуховым одеялом, и он тут же уснул. Только через три дня ночной гость пришёл в себя. (3)Он осмотрел горницу и, брезгливо сморщившись, надменно произнёс:

- Как вы можете жить в этой жалкой лачужке, вдали от всего мира?! вы похожи на кротов, которые забились в тёмную, сырую нору и никогда не видели яркого солнечного света! Вокруг вас – чудесные страны, где солнце никогда не садится, а лето никогда не кончается. Там огромные горы из золота, а в садах растут плоды слаще сахара, и в реках течёт не вода, а дорогое вино…

Через день тот человек ушёл, оставив в душах молодых людей смутное томление. Родной дом теперь казался им тесным и убогим, а хлеб, испечённый матерью, - горьким. Они мечтали о далёкой волшебной стране, где вечно сияет солнце, где сверкают золотые горы. Работа не ладилась, каждый хотел остаться наедине со своими мечтами, поэтому между братьями и сёстрами то и дело вспыхивали ссоры.

(4) Однажды в тёмную, дождливую ночь дети потихоньку вышли из дома и кинулись в разные стороны искать волшебные страны. Они, окрылённые сладкой мечтой, стремительно бежали по густому, мрачному лесу. Но дождь лил всё сильнее, ветер ревел всё громче, а угрюмый лес становился всё гуще. Из тёмной чащобы пахло смрадом гнилых болот. Остановились дети, в страхе оглянулись по сторонам. Где мы? Как мы сюда попали? Где же наш дом? Но их жалобные крики заглушал рёв ветра.

(5) Отец, почувствовав неладное, проснулся. Он увидел, что кровати детей пусты, и сразу всё понял. Выбежав на улицу, он стал звать своих неразумных чад, но его голос потонул в грозном грохоте ненастья. Отец зажёг свечку, но ветер задул слабый огонёк. (6) Тогда он поджёг свой дом, и могучий пламень взметнулся в небо, рассеяв кромешную тьму. Дети увидели огонь и радостно побежали назад.

Когда они вернулись, бледное утро осветило землю. Дети увидели двух измученных стариков, которые скорбно стояли возле догорающего пепелища.

- А где же наш дом? – испуганно спросили дети. Но родители ничего не ответили им, и только печальная слеза блеснула в их потухших очах.

( По А.Абросимову)

Литература как предмет, изучаемый в школе, всегда дает возможность учащимся рассуждать, думать, спорить, находить интересную информацию и т.д. Разнообразные формы урока могут позволить учителю поддерживать стойкий интерес к данному предмету среди молодого поколения. В наш информационный век, где огромную роль играют СМИ, важно дать ребятам почувствовать интерес к факту, добытому, научно и достоверно проверенному, а также побудить их к творчеству, разбудить фантазию.

Одним из удачных проектов информационного  общения является урок-брифинг «А.С.Пушкин в воспоминаниях…». После изучения творчества поэта, глубокого и всестороннего погружения в материал хотелось бы разнообразить и оживить тему, дать учащимся возможность к  самовыражению, применению полученных знаний на современном уровне. Самым важным является найти информационный повод – то, что сделает событие интересным для всех участников мероприятия. Это может быть и день открытых дверей, и юбилей поэта, и научно-практическая конференция, и многое другое. Повод должен иметь необычную эмоциональную подачу, стать общешкольной новостью.

При подготовке пресс-конференции необходимо определить цель мероприятия, его задачи и ожидаемый результат. Учащимся предлагаются разные роли: участие в данном мероприятии в качестве респондентов, корреспондентов и организаторов.

Группа организаторов определяет дату проведения конференции, готовит и рассылает приглашения, оформляет помещение (стол президиума, места в зале, таблички с инициалами выступающих, наглядный материал и др.) Эта же группа встречает и регистрирует представителей прессы, родителей, администрации школы, гостей.

Самой сложной является подготовка к пресс-конференции респондентов, которые отбираются из числа самых одаренных учащихся, так как они должны прочитать предложенную литературу, свободно владеть речью, оперировать цитатами, проявлять актерский талант при ответах на поставленные вопросы. Учитель литературы проводит серьезную подготовительную  работу, предлагает следующие роли:

  И. И. Пущин «Записки о Пушкине»,

  Н. Н. Гончарова – по книге Агнии Кузнецовой «Моя мадонна»,

  М. И. Цветаева «Мой Пушкин»,

  А. А. Ахматова «О том Пушкине»,

  Ю. М. Лотман «Комментарии к роману «Евгений Онегин»,

  Ю. Н. Тынянов «Пушкин».

Учитель выполняет функцию ведущего, готовит вступительное слово, представляет основных участников конференции, дает слово корреспондентам, контролирует этичность и продуманность вопросов и ответов, регламентирует время выступлений, дает краткие комментарии, произносит заключительное слово и закрывает пресс-конференцию. Учитель продумывает  заранее «драматургию» действия, обыгрывает фантастическое смещение времен, доброжелательно и ровно  руководит журналистами.

Основная группа учащихся выбирает роль журналистов. Они заранее продумывают, какое издательство будут представлять, готовят бейджики, блокноты для записей, фотоаппараты, технику для аудиозаписи. Вопрос формулируют четко, быстро, заинтересованно вступают в некое подобие беседы с участниками конференции, проигрывают эмоции, мимику, жестикуляцию, даже  тембр голоса, остаются смелыми и независимыми. Главная их задача – собрать нужную информацию для написания статьи.                                              

По итогам пресс-конференции учителем проводится контроль и анализ подготовленных к печати материалов, выпускается газета, лучшие  материалы публикуются на сайте школы и в Интернете, а также предоставляется возможность инсценировки фрагмента текста.

Прием технологии с условным названием «Чтение с остановками» используется, чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению.

Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.

  Данный прием содержит все стадии технологии и имеет следующий алгоритм работы:

 1 стадия - вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.

 2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?» Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.

 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст  опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

 Схема реализации данной стратегии выглядит следующим образом.

       1. Расскажите учащимся о своем личном опыте знакомства с этой книгой (рассказом, сказкой, былиной и т.д.). Здесь необходимо быть максимально искренними. Если Вы не сразу пришли к принятию этого произведения, то так и надо сказать. Ваше вступление должно быть не слишком длинным – не более трех-четырех минут. Это должен быть именно сюжет, а не описание своих чувств, изобилующее прилагательными. Если вы не готовы к выражению своих чувств, то лучше ограничьтесь краткой информацией о личности автора. Помните о возрастной специфике: запоминаются именно те моменты биографии, которые дети могли бы легко «перенести» на себя, на свою жизнь.

      2. Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что, как кажется учащимся, может произойти в рассказе с таким названием? Кто-то попытается связать свои предположения с другими произведениями этого же автора, кто-то проведет аналогию с фольклорными текстами, а кто-то – с событиями своей жизни. Я прошу  детей письменно сформулировать свои догадки, но я бы не рекомендовала  слишком затягивать вводную часть: можно «перегореть» и уйти в частности.  

     3. Теперь – самое интересное. Я,  как ведущий этого диалога с текстом, заранее выделяювтексте две-три остановки – в зависимости от размера текста (напоминаю, что размер текста не должен превышать пяти-семи страниц). Во время этих остановок я  задаю вопросы, которые побуждали бы школьников к критическому мышлению (вопросы готовятся заранее). Ясно, что и учебные цели забывать не стоит: надо обсудить непонятные слова, проанализировать средства художественного выражения, но, все же, в нашем случае давайте сделаем акцент на вопросах высокого уровня, наподобие: «Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. После первой или второй остановки можно использовать прием «Дерево предсказаний». На «стрелочках» – линиях соединения – школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.

      Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:

  1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.

 2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.

 3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»

 4. При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые - красным.

 5. На стадии рефлексии можно использовать такие приёмы: «Толстые и тонкие вопросы», составление кластера, ЭССЕ, синквейн.

Сценарий

Этапы урока.

1.Подготовительный.

2.Проведение брифинг-урока (Ход урока).

3.Заключительный.

1.Подготовительный.

В предварительной беседе с учащимися необходимо выяснить, с какими произведениями, посвящёнными Великой Отечественной войне, знакомы ребята. Предложить им список источников для работы на подготовительном этапе и на самом уроке (тексты художественных произведений; научно-популярную литературу; публицистические статьи о поэтах - фронтовиках и послевоенного времени; о поэзии на тему войны).


Структура урока.

1.Введение.

2.Основная часть.

3.Заключение.

Ход урока.

1.Введение.

1.1.Организационный момент.

1.2. Разминка.

Звучит в записи стихотворный отрывок А.Т. Твардовского и проецируется на слайде (фон, соответствующий теме войны):

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди никогда

Об этом не забудем! (Слайд 1).

Старикова. -Как бы отвечая на просьбу Александра Трифоновича Твардовского, мы сегодня проводим необычный урок, урок - пресс- конференцию на тему: « Поэзия подвига» (Слайд 2), посвящённый поэзии Великой Отечественной войны и послевоенного времени.

Труфанова. -Мы посвящаем его знаменательной дате: 71- летию со дня Дня Победы русского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Старикова.- Все ребята были объединены в несколько групп. Представители каждой группы сидят за отдельными столиками. Итак, на нашей пресс- конференции присутствуют корреспонденты, они сидят за столиком № 1. Давайте поприветствуем их! (Называются имена импровизированных корреспондентов).

Труфанова.. - Разрешите представить сидящих за столиком № 2 исследователей творчества молодых поэтов- участников войны. ( Приветствуются исследователи творчества молодых поэтов).

Старикова.- За столиком № 3 расположились литераторы и исследователи поэзии военного и послевоенного времени. (Приветствуются литераторы и исследователи поэзии военного и послевоенного времени).

Труфанова..- Мы также приветствуем художников и оформителей сегодняшней пресс- конференции! - Столик № 4.

Старикова.- Представителей библиотеки, которые дадут нам обзор литературы по теме Великой Отечественной войны.- Столик № 5.- Журналистов и контролёров!- Столик № 6.

2.Основная часть.

2.1. Групповая и парная работа.

Начинают работу воображаемые корреспонденты, исследователи, учёные, артисты, художники – оформители и гости конференции.

Корреспондент 1. – Уважаемые исследователи, скажите, пожалуйста, сколько же писателей и поэтов побывало на войне?

Исследователь 1.- На фронте побывали свыше 2000 писателей и поэтов. (Слайд 6).

Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми остальными участниками войны. Кроме того, они создавали стихи и песни, поднимали боевой дух солдат и офицеров.

Исследователь 2. – Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них: Юрий Крымов, Иосиф Уткин, Аркадий Гайдар; совсем молодые поэты: Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров. Это про себя и про таких, как он сам, писал Майоров: «… ушли не долюбив, не докурив последней папиросы…» (Слайд 7).

Корреспондент 2. – А какую роль играла в те суровые годы поэзия?

Исследователь 1. – Стихи Александра Твардовского, Алексея Суркова, Ольги Берггольц, Анны Ахматовой, Н. Тихонова (Слайд 8) и их товарищей были рождены войной, потрясшей до основания жизнь русского народа. Каждый задумывался о себе, о Родине, о прошлом, настоящем и о будущем.

Исследователь 2. – Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь усеянным розами даже в дни побед, но и не чернила его. Поэзия говорила о солдате правду, она изображала судьбу отдельного человека, и, в то же время, общую судьбу всего русского народа. И там, где была победа,- она была победной, а там, где была скорбь, – скорбной.

Исследователь 1. – Поэзия в годы войны заняла очень важное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания. Она помогала людям жить! Это была яркая, сильная, многоплановая поэзия.

Корреспондент 3. - Расскажите о поэтах военного времени: о К.Симонове. О.Берггольц, А. Суркове, А. Твардовском, их творчестве.

- Какие стихи взволновали вас? Мы с удовольствием их послушаем!

Предполагается, что далее исследователи и гости расскажут о Константине Симонове, Алексее Суркове, Ольге Берггольц, Александре Твардовском, их творчестве.

Желательно, чтобы прозвучали произведения Константина Симонова: « Жди меня», « Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», « Дом друзей»; Алексея Суркова: « Шестой», « Наедине с собой», « Присягаем победой», песни «Бьётся в тесной печурке огонь…», « Песня смелых»; Ольги Берггольц: « Я говорю с тобой под свист снарядов…»; Александра Твардовского: отрывки из поэмы « Василий Тёркин». Стихи и песни может исполнять любой из присутствующих на конференции.

Учитель отбирает предложенный материал, исходя из возраста, способностей и интересов учащихся, а также исходя из отведённого времени.

Труфанова. Используя прием чтения с остановками рассмотрим текст Б.Васильева «А зори здесь тихие».

- Почему Женя Комелькова не затаилась, хотя могла это сделать, а приняла бой? – Почему погибла Лиза – она же была опытнее других?
– Почему Женя не затаилась, а приняла бой?
– Права ли Рита, выстрелив себе в висок?
– Как погибли Соня и Галя, можно ли их осуждать за нелепую смерть?

Корреспондент 1. – Какая же тема поэзии военных лет, по-вашему, стала центральной?

Исследователь 3. – Центральной, определяющей темой поэзии Великой Отечественной войны стала тема любви к Родине и призыва встать на её защиту. (Слайд 9).

Корреспондент 2. – Кто главный герой этой поэзии?

Исследователь 1. – Герои поэзии военных лет – это и русские воины- освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с фашизмом. А главное – это люди разных национальностей и разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжёлые испытания, выпавшие на их долю.

Ведущий 1. - Хочется отметить, что в стихотворениях и песнях, очерках, написанных в самые первые недели войны, уже звучала уверенность в победе.

Исследователь 4. – Алексей Толстой, Илья Эренбург, Михаил Исаковский, Алексей Сурков и другие именитые поэты и писатели ничуть не сомневались, что враг будет разгромлен, Родина будет освобождена от фашистов. (Слайд 10).

Корреспондент 3. – Хотелось бы узнать о молодых лириках огненных лет, о тех, у кого всё ещё было впереди.

Исследователь 1. - Это были молодые, сильные, жизнелюбивые ребята. Они мечтали о творческом труде, горячей и чистой любви, мирной жизни на земле. Без колебаний они вступили в борьбу с фашизмом.

Рассказывает о Павле Когане (Слайд 11) и читает его стихи.

Исследователь 2. Рассказывает об М. Кульчицком и читает его стихи.

Исследователь 3. Рассказывает о Николае Майорове и читает его стихи.

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

- Так пишет Николай Майоров о своём героическом поколении.

Материал можно взять из книги « Строка, оборванная пулей»,- Изд-во « Московский рабочий», 1985 г.

Исследователь 4. – Особо хочется рассказать о молодом татарском поэте, имя которого Муса Джалиль (Слайд 12), о его « Моабитских тетрадях» (Слайд 13) - цикле стихов, написанных в фашистском застенке Моабитской тюрьмы в Берлине.

Исследователь 1. – Муса Джалиль был казнён в 1944 году фашистами. У нас в стране его считали пропавшим без вести. Только после войны мир облетела весть о его двух маленьких записных книжечках, густо исписанных мелким бисерным почерком. Это 115 стихотворений, написанных в заточении. Муса Джалиль мечтал их напечатать.

Исследователь 2. – Поэзия Мусы Джалиля – это поэзия глубокой мысли, страстных чувств, неукротимой воли. Одним из самых сильных является стихотворение « Мои песни». Это как бы ключ ко всем другим произведениям моабитских тетрадей, их обобщение. Вот отрывок из них:

Пел я, весеннюю свежесть почуя,

Пел я, вступая за Родину в бой,

Вот и последнюю песню пишу я,

Видя топор палача над собой.

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит.

Исследователь 2. – Стихи Мусы Джалиля принадлежат к тем творениям литературы, которые с годами волнуют всё сильнее.

Чтение стихотворений Мусы Джалиля:« Прости, Родина!», « Варварство» и других.

Старикова. - …Сталинград был центром ожесточённых боёв. Дни и ночи гремели взрывы. На берегах Волги решался исход войны. В Сталинградском сражении приняли участие около двухсот писателей и поэтов. Они создали свыше пяти тысяч литературных произведений. В русской литературе существует целый пласт «Сталинградской поэзии».

Труфанова.– Дорогие ребята и уважаемые гости нашей пресс- конференции, сейчас хочется сказать несколько слов о тех, кто принимал участие в боях за Сталинград. Среди них был наш земляк Сорочкин Иван Алексеевич. Его, к сожалению, уже нет в живых.

Старикова– Прошло много лет после окончания войны. Но тема Великой Отечественной войны продолжает владеть сердцами людей. Чем же объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме?

Исследователь 5. – Тема войны не может быть неактуальной или неинтересной. Она коснулась каждой семьи бывшего СССР, каждого человека, всех поколений.

Исследователь 1. – Уже в мирное время о войне писали такие поэты, как: Юлия Друнина, Эдуард Асадов, Роберт Рождественский, Владимир Высоцкий. (Слайд 17).

Старикова. – Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем в литературе на современном этапе.

Но литература, а конкретнее, поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.

- Расскажите о литературе по данной теме.

 (Обзор литературы по данной теме делают «библиотекари», сидящие за столом №5.)

3.Заключение.

- А теперь слово «журналистам», наблюдавшим за ходом пресс-конференции.

Журналисты зачитывают небольшие заметки-статьи, написанные в ходе пресс- конференции.

- Слово представителю, осуществляющему контроль за проведением пресс-конференции (Столик№6.) Просим его прорецензировать и оценить каждого участника пресс-конференции!

Учитель дополняет или исправляет.

Труфанова.. - На этом наша пресс-конференция подошла к концу. Всем большое спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Урок чтения в 11 классе "Job Trends" (чтение с остановками)

Урок чтения с остановками с элементами технологии развития критического мышления. Цели урока: развивать критическое мышление через чтение информационного текста;развивать умение работать в группе...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

урок литературы в 7 классе «Использование технологии медленного чтения (чтение с остановками) на примере рассказа А.П.Чехова «Размазня»

Урок литературы в 7 классе с использованием технологии медленного чтения ( чтение с остановками ) на примере рассказа А.П.Чехова " Размазня" имел цель  - учить вдумчиво,внимательно чита...

Урок домашнего чтения "Touching the Void" 7 класс с использованием технологии критического мышления "Чтение с остановками"

Урок домашнего чтения  "Touching the Void" 7 класс с использованием технологии критического мышления "Чтение с остановками"...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...