«Уроки доброты»: викторина по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского» (8 класс)
олимпиадные задания по литературе (8 класс) на тему

Ввикторина по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского» (8 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_frantsuzskogo_bez_otvetov.doc34 КБ
Microsoft Office document icon uroki_frantsuzskogo_viktorina.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях»

Л. Н. Толстой

««Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства»

В.Г. Распутин

«Уроки доброты»:

викторина по произведению В.Г. Распутина

«Уроки французского» (8 класс)

Из истории создания и публикации произведения

  1. Кому посвящено произведение «Уроки французского»?
  2. Откуда писатель знал Анастасию Прокопьевну и почему посвятил произведение именно ей?
  3. В каком году и где был впервые опубликован рассказ «Уроки французского?»
  4. Как рассказ помог писателю найти свою бывшую учительницу французского языка?
  5. Объясняя, как появился рассказ «Уроки французского», В.Г. Распутин писал следующее: «Есть такие понятия: духовная ? и духовный ? человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперёд, что мы выносим из событий своей жизни и что представляет интерес не только для нас одних. Когда такое происходит и когда моральное извлечение из внешних событий представляется нам важным, мы, естественно, хотим поделиться им с другими людьми. Вот так и случилось, что спустя более чем двадцать лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной, пятиклассником, мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее, стал записывать то, что никогда и не забывалось, что постоянно просилось во мне на люди. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». Назовите эти два понятия, которые имеет в виду писатель.

Фактология текста

  1. Почему герой должен был уехать учиться из дома в райцентр?
  2. В скольких километрах от деревни героя находилась школа, в которую он уехал учиться?
  3. Почему героя в деревне «почитали за грамотея»?
  4. Сколько лет было герою, когда началась его «самостоятельная» жизнь?
  5. Как учился герой и почему?
  6. Что не давалось герою во французском языке?
  7. Зачем герой играл на деньги?
  8. На что тратил герой выигранные деньги?
  9. По каким продуктам в посылке герой догадался, что она не от матери?
  10. Как учительница французского спасла героя от игры на пустыре?

О ком идет речь? Укажите персонаж произведения

  1. «крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками».
  2.  « рослый и крепкий, заметный своей силой и властью, парень с длинной рыжей челкой. Он ходил в седьмой класс».
  3.  « большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, который всюду, как тень, ходил за Вадиком. Он остался в пятом классе на второй год и под каким-то предлогом устроил себе до января каникулы».
  4.  « суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку. Знает не знает – все равно тянет. Вызовут – молчит».
  5.  « было, наверное, лет двадцать пять или около того;  правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости , а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?»
  6.  « тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах».


Предварительный просмотр:

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях»

Л. Н. Толстой

««Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства»

В.Г. Распутин

«Уроки доброты»:

викторина по произведению В.Г. Распутина

«Уроки французского» (8 класс)

Из истории создания и публикации произведения

  1. Кому посвящено произведение «Уроки французского»?

(Рассказ Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга, известного драматурга Александра Вампилова, всю жизнь проработавшей в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».)

  1. Откуда писатель знал Анастасию Прокопьевну и почему посвятил произведение именно ей?

(Анастасия Прокопьевна —мать писателя Александра Вампилова. «…Мне кажется, что профессию человека можно узнать по лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил Анастасии Прокопьевне. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жестокого выражения, для которого уже настало время. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той, и с другой» (Книжное обозрение, - 1987-№38-28 августа – с.6)

  1. В каком году и где был впервые опубликован рассказ «Уроки французского?»

(Рассказ „Уроки французского" был впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете „Советская молодёжь" в номере, посвященном памяти Александра Вампилова).

  1. Как рассказ помог писателю найти свою бывшую учительницу французского языка?

Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Она купила мою книжку, узнала в авторе меня, а в героине рассказа себя и написала мне».)

  1. Объясняя, как появился рассказ «Уроки французского», В.Г. Распутин писал следующее: «Есть такие понятия: духовная ? и духовный ? человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперёд, что мы выносим из событий своей жизни и что представляет интерес не только для нас одних. Когда такое происходит и когда моральное извлечение из внешних событий представляется нам важным, мы, естественно, хотим поделиться им с другими людьми. Вот так и случилось, что спустя более чем двадцать лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной, пятиклассником, мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее, стал записывать то, что никогда и не забывалось, что постоянно просилось во мне на люди. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». Назовите эти два понятия, которые имеет в виду писатель.

(Духовная память и духовный опыт)

Фактология текста

  1. Почему герой должен был уехать учиться из дома в райцентр?

(В деревне была только начальная школа, средняя располагалась в райцентре)

  1. В скольких километрах от деревни героя находилась школа, в которую он уехал учиться?

(В 50  км)

  1. Почему героя в деревне «почитали за грамотея»?

(Писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в местной библиотеке, рассказывал истории из прочитанных книг ребятам, разбирался в таблицах выигрышей по облигациям)

  1.  Сколько лет было герою, когда началась его «самостоятельная» жизнь?

(11)

  1. Как учился герой и почему?

(Учился герой на одни пятерки. «Что мне оставалось? Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».)

  1. Что не давалось герою во французском языке?

(Произношение: «произношение с головой выдавало все мое ангарское происхождение вплоть до последнего колена, где никто сроду не выговаривал иностранных слов, если вообще подозревал об их существовании. Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая, а вторую половину выпаливая короткими лающими очередями».)

  1. Зачем герой играл на деньги?

(Чтобы прокормить себя, не жить впроголодь)

  1. На что тратил герой выигранные деньги?

(На молоко)

  1. По каким продуктам в посылке герой догадался, что она не от матери?

(По макаронам и гематогену)

  1. Как учительница французского спасла героя от игры на пустыре?

(Сама стала играть с ним на деньги)

О ком идет речь? Укажите персонаж произведения

  1. «крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками».

(Тетя Надя, знакомая матери героя, на квартире у которой он остановился в райцентре)

  1. « рослый и крепкий, заметный своей силой и властью, парень с длинной рыжей челкой. Он ходил в седьмой класс».

(Вадик)

  1. « большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, который всюду, как тень, ходил за Вадиком. Он остался в пятом классе на второй год и под каким-то предлогом устроил себе до января каникулы».

(Птаха)

  1. « суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку. Знает не знает – все равно тянет. Вызовут – молчит».

(Тишкин)

  1. « было, наверное, лет двадцать пять или около того;  правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости , а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?»

(Учитель французского Лидия Михайловна)

  1. « тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах».

(Главный герой произведения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по произведению В. Г. Распутина "Уроки французского"

Открытый  урок по литературе в 6б  классе МБСКОУ СКОШ № 34. Тема:  «Что говорит сердце… » Нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»....

«Уроки мужества и доброты по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского».

О главном герое и о том, какие уроки извлек он из жизненных событий детства, какие уроки извлекли мы....

Опорный конспект и презентация к уроку литературы в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"

Материал содержит основные моменты в рабочем конспекте для учеников (для самостоятельной работы) и презентацию по теме. Так же на уроке могут быть использованы видеофрагменты из отечественного фильма ...

Урок литературы в 7 классе "Дорога добра в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского""

Урок литературы в 7 классе "Дорога добра в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского"". Во время урока при помощи презентации можно выйти сайтwww.fskn.ru в онлайн режиме.На страницах этого сайта...

Открытый урок по литературе в 6 классе по произведению Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»

Открытый урок по литературе в 6 классе по произведению Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»...

Урок доброты (на примере рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского")

Презентация поможет вам интересно и увлекательно провести урок, проанализировать рассказ В. Г. Распутина с точки зрения добрых и нравственных поступков....