«Юмор и сатира в творчестве А. П. Чехова»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Светлищева Татьяна Владимировна

Конспект содержит подробное описание работы над   рассказами А. П. Чехова:  «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника». Форма урока - урок-проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yumor_i_satira_v_rasskazah_chehova.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-проект по литературе (6 класс) на тему: «Юмор и сатира в творчестве А. П. Чехова»

Цель: научить детей видеть разницу между юмором и сатирой, а так же находить в тексте и то, и другое.

Задачи:

  1. Определить понятия юмора и сатиры
  2. Познакомиться с юмористическими и сатирическими текстами на примере творчества А. П. Чехова
  3. Научиться анализировать художественные произведения

Оборудование:

  1. Рассказы А. П. Чехова «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»
  2. Доска (или проектор)
  3. Рабочая тетрадь
  4. Иллюстрации к произведениям (размещены на доске или проекторе)

Организация (подготовка):

  1. Чтение рассказов А. П. Чехова дома
  2. Создание экспертной группы, которая подготовит необходимый теоретический материал
  3. Заранее подготовленная учителем таблица, которая будет заполняться в ходе урока – проекта

Название рассказа

Юмористические черты

Сатирические черты

Ход урока – проекта:

  1. Вводное слово учителя.

А. П. Чехов всегда остро переживал жизненную несправедливость, это, несомненно, нашло отражение в его творчестве. Рассказы Антона Павловича призваны указывать на ошибки человечества на примере конкретных персонажей. В своих ранних рассказах Чехов изображает общий уклад жизни, которая уже тогда выступает у него как нечто нелепое, дикое и потому смешное. В этих, пока небольших по объему, произведениях преобладает внешний комизм – комизм ситуаций. Это сближает раннюю прозу Чехова с анекдотами. На раннем этапе своего творчества Чехов затрагивает социальные и нравственные проблемы, которые получают развитие в последующих произведениях писателя. Здесь можно назвать такие рассказы, как «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий».

Мировое устройство в этих рассказах изображается как отношения соподчинения, иерархии: жизнь каждого человека жестко регламентирована его положением в табели о рангах. Нарушение этой системы порождает комизм положения героев: «Чихают и мужики, и полицмейстеры, и иногда даже тайные советники».

Роль юмора и сатиры в творчестве А. П. Чехова велика и сегодня  мы с вами попытаемся это доказать.

  1. Беседа с классом.

Учитель

Класс

Экспертная группа

Как вы считаете, что такое юмор?

Высказывает свои предположения.

Ю́мор- интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные стороны, не обижая при этом человека.

Что такое, по вашему мнению, сатира?

Высказывает свои предположения.

Сатира – унизительное обличение пороков человека. Сатира является одной из разновидностей юмора.

Вы заметили разницу между юмором и сатирой?

Высказывает свои предположения.

Сатира всегда унижает, обижает того, о ком  идёт речь, указывает на его недостатки, высмеивает их, а юмор – это нечто безобидное, что-то вроде обычной шутки.

        

  1. Анализ художественных текстов.

Учитель: Итак, ребята, для того чтобы понять, как А. П. Чехов использует юмор и сатиру, как с их помощью говорит о пороках человечества, мы проанализируем некоторые из его произведений.

« Толстый и тонкий»

Учитель

Класс, экспертная группа (включается в работу если класс затрудняется)

Что можно сказать о героях рассказа уже исходя из названия?

Можно судить об их материальном положении.

Говорит ли это о сатире насмешке автора над одним из героев?

Скорее это говорит об иронии, т.к. один из героев(тонкий) беден, но над бедностью Чехов не смеётся. Называя свой рассказ «Толстый и тонкий», он, скорее, даёт читателю возможность предположить то, о чём пойдёт речь.

В чём же видна насмешка автора, над чем он смеётся?

Стоило разговору коснуться темы занимаемого положения, как тонкий неузнаваемо изменился, «съежился, сгорбился, сузился». Речь его стала льстивой и лебезящей, даже толстому была неприятна такая явная перемена: «Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!»

Однако чинопочитание и самоуничижение уже в крови у тонкого, и избавиться от них теперь невозможно, как ни противно слушать его слова и видеть на лице «благоговение, слабость и почтительную кислоту».

Какой порок человека обличает в своём рассказе А. П. Чехов?

Подхалимство, лесть, желание «расстелиться» перед более успешным человеком.

Назовите юмористические и сатирические черты рассказа.

Заполнение таблицы

« Хамелеон »

Учитель

Класс, экспертная группа (включается в работу если класс затрудняется)

Кто такой хамелеон?

Хамелео́ны (лат. Chamaeleonidae) — семейство ящериц, приспособленных к древесному образу жизни, способных менять окраску тела.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе?

Скорее всего, о приспособлении человека под определённую ситуацию жизни, или о его преклонении перед другими людьми.

Как относится Чехов к Очумелову и Хрюкину (работа с текстом)?

Отрицательно, оба героя вызывают не самые лучшие чувства как у автора, так и у читателя. Поначалу он пытается разобраться в деле Хрюкина. Но как меняется тон надзирателя, когда он узнает о том, что возмутитель спокойствия – «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине» – принадлежит генералу Жигалову. «Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать», – говорит он. рюкин, он тоже не вызывает ни жалости, ни сочувствия, лишь презрение. «Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она, не будь дура, и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!» – вот характеристика этого человека.

        

Чем омерзительны эти герои?

Чехов показывает, как унижен человек, ведь он лебезит не только перед другим человеком, но и перед собачонкой. Он пытается выставить свое поведение в лучшем свете, показать свои заслуги перед генералом.

Какой порок высмеивает автор в своём рассказе?

Приклонение, отсутствие собственного мнения, собственного я

Как вы считаете, в рассказе «Хамелеон» больше юмористического или сатирического?

Сатиры

Назовите юмористические и сатирические черты рассказа.

Заполнение таблицы

« Смерть чиновника »

Учитель

Класс, экспертная группа (включается в работу если класс затрудняется)

Кто является главным героем?

Чиновник Червяков

Что можно сказать о нём из первых же строк рассказа? Что говорит о его характере?

Его характер нельзя назвать стойким или твёрдым, он подобен червяку, который боится всего, даже самого себя. Именно его фамилия и говорит о нём многое, сразу можно представить себе человека, который носит такую фамилию.

Над какой чертой характера смеётся автор? В чём она проявляется?

Червяков слишком дотошный, он боится каждого слова, звука, не говоря уже о поступках. Нечаянно обрызгав слюной генерала, он доводит себя почти до сумасшествия, хотя сам генерал уже забыл о произошедшем. Многократные попытки извиниться, «выдумывание» печального исхода привело Червякова к собственной смерти.

Как вы думаете, это произведение можно считать юмористическим в полном смысле этого слова?

Нет, т. к. несмотря на его юмористические черты, здесь присутствует и трагическое – смерть героя.

Назовите юмористические и сатирические черты рассказа.

Заполнение таблицы

  1. Вывод

Учитель

Класс, экспертная группа (включается в работу если класс затрудняется)

В чём различие между юмором и сатирой?

Юмор безобиден, а сатира высмеивает недостатки человека, указывает на его пороки в грубой форме.

Сатира и юмор предстают у А. П. Чехова в чистом виде или они перекликаются?

Как видно из проанализированных рассказов, в чистом виде эти явления встречаются реже, хотя в рассказах Чехова их достаточно сложно различить.

Какова функцию сатиры и юмора в художественном произведении?

С помощью как юмора, так и сатиры, можно указать на недостатки как личности, так и всего человечества. Через смешное всегда проще понять проблему, а значит и устранить её.

        5. Подведение итогов

        

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехо­ва и ...

Юмор и сатира в рассказе А.П. Чехова "Хирургия"

Урок литературы в 5 классе с использованием ИКТ....

Урок музыки в 6 классе "Юмор и сатира в музыке. Встречи с Леонидом Утесовым"

Данная авторская разработка предназначена для урока музыки в 6 классе.Цель: восприятие сатиры и юмора через призму творчества Леонида Утесова...

Юмор и сатира.

Данная презентация является вступительной к изучению творчества И.А. Крылова....

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

Практическая работа по теме "Юмор и сатира"

Работа представлыет из себя теоретическую часть - определение терминов "сатира" и "юмор", а также - основных видов комического. Следует сначала разобрать отличие юмора от сатиры и ...

Юмор и сатира в рассказе Тэффи "Жизнь и воротник"

На данном уроке учащиеся 8 класса изучат биографию Тэффи , проанализируют рассказ, найдут юмор и сатиру в рассказе "Жизнь и воротник"...