Урок музыки в 6 классе "Юмор и сатира в музыке. Встречи с Леонидом Утесовым"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Вершинина Алла Борисовна

Данная авторская разработка предназначена для урока музыки в 6 классе.

Цель: восприятие сатиры и юмора через призму творчества Леонида Утесова

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_v_6_klasse_yumor_i_satira_v_muzyke.docx159.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЮМОР И САТИРА В МУЗЫКЕ

ВСТРЕЧИ С ЛЕОНИДОМ УТЁСОВЫМ

учитель музыки высшей категории

Вершинина А.Б.

МБОУ СОШ № 98

«Сердце, тебе не хочется покоя»

В.Лебедев – Кумач.

Цель урока: Восприятие сатиры и юмора в музыке через творчество певца Леонида Утёсова.

Задачи: 

1) Закрепить умение чувствовать специфику музыкального искусства, способность музыки оказывать воздействие на слушателей;

2) Приобщение учащихся к «золотому фонду» современной песни и её исполнителей, формирование интереса и любви к пению, развитие вокально-хоровых навыков;

3) Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну и своих музыкантов - исполнителей.

Наглядно-методические пособия:

1) Эпиграф на доске;

2) Фотогалерея Л. Утёсова и его оркестра;

3) Афиша;

4) Карточки с изображением музыкальных инструментов;

5) Плакат с изображением музыкальных инструментов;

6) Карточки с новыми терминами;

7) Кроссворд;

8) Текст песни «Классный кот» М.А.Пинегина;

9) Телевизор и видеомагнитофон для демонстрации фрагментов к/ф. «Весёлые ребята».

Музыкальный материал: 1) Песня «Му – му» м. В.Валовау в исполнении Л.Утёсова;

2) «Американская песенка» в исполнении джазового оркестра;

3) Песня «Всё хорошо, прекрасная маркиза» В. Валовау;

4) Песня в исполнении Л.Утёсова «Акула»;

5) Песня «Классный кот» м. А.Пинегина, пер. А.Волкова.

Ход урока:

I. Организация учащихся:

Звучит песня «Му – му» м. В.Воловау, сл. А.Дактиля в исполнении Л.Утёсова.

Учащиеся входят в класс.

Музыкальное приветствие:

Учитель: - Здравствуйте, ребята!

Ученики: - Здравствуйте, учитель!

Учитель: - У вас на лицах улыбки. Я хочу, чтобы до конца урока ваши глаза излучали радость. Песня, которая сейчас прозвучала, мне в этом помогла. Каким образом?

Ученики: - Текст, прозвучавшей песни, был очень весёлым. В ней поётся о том, как корове подарили цветы, а она их съела.

Учитель: - А вы знаете, кто исполнял эту песню? Это замечательный певец, дирижёр, создатель первого  в мире театрализованного джаза – Леонид Осипович Утёсов. К сожалению, сегодня мало кто из молодёжи о нём знает. А ведь песни в исполнении Утёсова можно назвать музыкальной летописью жизни нашей страны: они воскрешают в памяти события прошлого.

И сейчас я предлагаю вам отправиться в прошлое. А на чём можно перенестись туда?

– На машине времени. И так, путешествие начинается!

Звучит сигнал.

На фоне звучания « Американской песенки», в исполнении джазового оркестра, учитель продолжает рассказ:

Вот мы и в 1929 году. Посмотрите, афиша. Интересно, куда нас приглашают?

Учитель читает.

Хотите узнать, какой сюрприз ожидал публику?

На сцену ленинградского Малого оперного театра, где проходил концерт, вышел конферансье (ведущий) и торжественно объявил: «Выступает Теаджаз под управлением Леонида Утёсова». Перед публикой появились 10 никому неизвестных музыканта во главе со своим руководителем, которого до этого времени зрители знали как чтеца, куплетиста, но не в качестве дирижёра джаз-оркестра.

За что полюбил Утёсов джаз? За то, что джаз – музыкальная импровизация (исполняют музыку и тут же сочиняют что-то новое), которая сочетает черты европейской и негритянской музыки.

А какой тогда оркестр называют джазовым?

Учащиеся: Оркестр, состоящий из джазовых инструментов и исполняющий джазовую музыку.

Учитель: Какие инструменты в него входят, вы сейчас узнаете.

Игра «Угадай, на чём играю». Звучит «Американская песенка».

 По ходу игры, учащиеся должны прослушать и определить музыкальный инструмент, «ответы» предлагаются на карточках  с изображением музыкальных инструментов. Определив, что прозвучало, ученик поднимает карточку с нужным изображением.

Учитель: Успех Теаджаза был огромен!

Репертуар песен Утёсова был очень разнообразен. Он исполнял лирические романсы, и патриотические песни, и песни о войне, юмористические, шуточные и сатирические песни. Вот на них мы и остановимся.

Песня, которая прозвучала в начале урока – шуточный дуэт в исполнении Л.Утёсова и его дочери Эдит. А написана она для водевиля «Много шума из тишины», действие которого разворачивается в коровнике. Сейчас мы послушаем ещё одну песню из этого водевиля.

Слушание песни «Всё хорошо, прекрасная маркиза».

Беседа о прослушанной песне:

- содержание текста;

- характер песни;

- инструменты, сопровождающие песню;                              

- как её можно назвать? Почему?

Кто знает, что такое водевиль?

Учитель: Водевиль – короткая комическая пьеса, обычно с пением.

Не только юмор присутствовал в песнях Утёсова, но и настоящая сатира, которая высмеивала какие-то недостатки. В годы холодной войны была им спета сатирическая песня «Акула». Вам сейчас предстоит определить о каких странах в песне идёт речь.

Прослушивание песни «Акула».

Ответы детей.

Учитель: В этой песне говориться об Америке, которой не по зубам Советский Союз – некогда большое и могучее государство.

Арам Хачатурян, композитор с которым вы уже знакомы, говорил о Л.Утёсове:  «Помню, какой славой пользовался этот артист и его коллектив! Это был очень весёлый коллектив, но Утёсов умел через юмор, веселье, беззаботность говорить об очень серьёзных вещах» (карточка с высказыванием висит на доске).

Вот и я хочу познакомить вас с песней, в которой говорится о серьёзной проблеме с юмором.

Знакомство с песней «Классный кот» м.А.Пинегина.

Учитель:  Понравилась песня? Что за неразрешимая проблема была у фермера Джона?

Как вы думаете, в какой стране жил Джон? Почему?

Ученики: - Америка, музыка похожа на американскую.

Учитель: - Конечно, это американский музыкальный стиль – кантри. Давайте разучим эту песню.

Разучивание песни «Классный кот» м. А.Пинегина (на партах – тексты песни).

Учитель: И снова, я предлагаю продолжить путешествие на машине времени.

Звучит сигнал.

Следующая остановка – год 1934. В этом году на экраны вышел замечательный, комедийный фильм «Весёлые ребята». Это был первый и единственный фильм, где Утёсов сыграл главную роль – пастуха Костю Потехина, который мечтал стать дирижёром джаз – оркестра.

Просмотр фрагмент кинофильма «Весёлые ребята».

Учитель: Вместе с Утёсовым  в съёмках принимал участие его Теаджаз, который к тому времени получил новое имя – Государственный джаз – оркестр РСФСР.

Каким же вы узнали певца и дирижёра Л.Утёсова?

Ответы учащихся.

Учитель: Ваши ответы перекликаются со словами И. Бабеля (на доске карточка):

- Утёсов был великолепным, заряженным электричеством парень, опьянённый жизнью, всегда готовый к движению сердца и бурной борьбе со злом. Артист, пропагандирующий неутолимую и простодушную любовь к жизни, веселье, доброту, лукавство человека лёгкой души, охваченного жаждой весёлости и познания.

Учитель: Наше путешествие в прошлое подошло к концу. Но чтоб попасть обратно, мы должны выполнить задание – отгадать кроссворд.

Таблица с кроссвордом – совместное отгадывание.

Учитель: Что у нас получилось, прочитайте.

Ученики: Сатира и юмор.

Учитель: Почему, именно эта фраза оказалась в кроссворде?

Ученики: Потому что сегодня на уроке мы говорили о юмористических и сатирических песнях в исполнении Л.Утёсова.

Звучит сигнал.

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Вам понравилось со мной путешествовать? И мне понравилось, мои милые друзья, с вами путешествовать! Потому, что за время путешествия я с вами подружилась.

 Объяснение домашнего задания:

Учитель: Дома, вам предстоит из своей домашней копилки, подобрать и проиллюстрировать юмористические и сатирические песни. Одна уже есть – «Классный кот», тексты вы можете забрать себе, для дальнейшей работы.

Учитель: Вот наш урок и подошёл к концу. До следующих встреч с музыкой.

Звучит фонограмма песни «Классный кот» м А.Пинегина, ребята выходят из класса.

Классный кот.

Перевод  А.Волкова.                                      Музыка А.Пинегина

1. Жил-был фермер Джон.

У него был классный кот.

Доставлял тот кот

Людям множество хлопот:

Он на ферме всех

доводил не раз до слёз

и в далёкий лес

Фермер Джон его увёз.

 medium_Leonid_Utesovоркестр Утесоваm_13753photo7

  18558


007828_1

Припев:         Но спустя дней пять

Кот вернулся опять.

Все решили, что пропал,

А он не думал пропадать.

2.  Рассердился Джон,

Что домой приходит кот,

И послал кота,    

Он в космический полёт.

И ракета ввысь

Улетела, вся в огне,

И умчался кот

И остался на луне.

КРОССВОРД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вопросы:

1. Фильм, в котором снялся Утесов со своим джаз-оркестром.

2. Композитор, который сказал об Утесове, что он умеет говорить через юмор о серьезных вещах.

3.  Как назывался в самом начале джаз-оркестр Утесова.

4. Новое качество Утесова,  продемонстрированное 8 марта 1929 г.

5. Один из духовых музыкальных инструментов джаз-оркестра.

6. С кем сравнивает Америку в сатирической песне Утесов?

7. Что испытывает герой водевиля «Много шума из тишины» к корове?

8. Духовой инструмент джаз-оркестра.

9.  Короткая комическая пьеса, часто с пением.

10. Какой стиль песни «Классный кот»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства "Я рисую музыку"

Цель: Развивать умение различать характер предложенного музыкального произведения красками, используя особенности цвета и нетрадиционные техники рисования....

Поэты Алтая. Встреча С Леонидом Мерзликиным. (план-конспект урока литературы)

данный урок посвящен Леониду Мерзликину. Урок сопровождается презентацией....

Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"

Интегрированный урок  в 3 классе, с применением ИКТ....

Бинарный урок литературы и музыки "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере высочайших образцов поэзии И.А.Бунина и музыки С.Рахманинова показана связь двух видов искусства....

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных инструментах. Закрепление интереса к музыкальному искусству.

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, му...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Урок музыки в 5 классе. "Портрет в музыке и Изобразительном искусстве. Скрипка" Программа по музыке Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Слайд № 1. Тема урока .Слайд № 2-3 К какому жанру изобразительного искусства относятся эти картины? Что на них изображено?Слайд № 4. Проблема урока.Слайд № 5.На картине Ботиччини один из ангелов играе...